Методы регулирования естественных монополий. Цели и методы регулирования естественных монополий - реферат. Перспективы развития естественных монополий

Большинство чистых монополий представляют собой естест­венные монополии и поэтому подлежат общественному регули­рованию. Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения (похожее положение складывается и на рынках некоторых сельскохозяйственных продуктов, которые производятся на участках земли исключительного свойства - чешское пиво, французское шампанское и т. п. Здесь также можно вести речь о естественных монополиях, потому что коли­чество такой земли ограничено). Чаще всего в отраслях общест­венного потребления (коммунальное хозяйство) существует воз­можность злоупотребления со стороны естественных монопо­лий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен пред­приятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. (Именно такую картину можно наблюдать в случае уве­личения цен главными естественными монополисты и в Рос­сии - РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерством пу­тей и сообщений.) Данные факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специ­альных административных органов. Существует два возможных варианта действий государства в этом случае:

1. Установление государственной собственности на предприятия - естественные монополии, а следовательно, и государственных цен на их продукцию.

2. Государственное регулирование естественных монополий с помощью установления предельного уровня рентабельности или с помощью прямого ограничения уровня цен на продукцию ес­тественных монополий. В развитых странах - это основной путь борьбы с негативными сторонами деятельности естественных монополий.

При анализе вопросов регулирования деятельности естествен­ных монополий посредством контроля за ценообразованием на естественно-монопольные товары будет небезынтересно рассмотреть теоретическую модель регулируемой монополии. Рассмот­рим эту проблему на конкретном примере гипотетической естест­венной монополии, основные параметры которой будут характе­ризоваться положением графиков, представленных на рисунке. Монополия максимизирует прибыль в точке Е (MR = MC) при объеме производства Q opt и цене Р А. В этом случае, как видно на графиках, цена не равна предельным издержкам, т. е. не выпол­няется требование эффективного распределения ресурсов в эко­номике. С точки зрения общества, это существенный недостаток, и его желательно исправить. Оптимальной была бы ситуация ра­венства цены и предельных издержек.

В нашем случае график спроса и график предельных издер­жек пересекаются в точке В, соответственно цена на данный продукт, которая бы устроила общество, составляет Р в. Если правительство установит на монопольный продукт предельный уровень цен в размере Р в, тогда график спроса будет выглядеть как ломаная линия Р В ВD x . Таким образом, государство искусст­венно вносит в экономику элемент, аналогичный чистой конкурен­ции, а следовательно, в точке В в этих условиях фирма-монопо­лист будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки (что происходит чаще). Подобная ситуация устраивает государство, а цена Р в получила название общественно-оптимальной цены. Однако в большинстве случаев эта цена не покры­вает средних валовых издержек фирмы, и она несет убытки. Так как Р B ниже минимального значения АТС, то фирма несет убыт­ки при любом объеме производства, что в долгосрочном плане чревато банкротством.

Выход из этой ситуации может быть в следующем:

Предоставление со стороны государства субсидий регули­руемым естественным монополиям;

Согласие на ценовую дискриминацию, которую могут осу­ществлять эти фирмы по отношению к потребителям; в этом случае график предельного дохода совпадет с графи­ком спроса на монопольный продукт;

Чаще всего в реальной действительности этим фирмам дают возможность получать нормальную прибыль в ущерб эффективному использованию ресурсов; т. е. цена будет соответствовать значению АТС - Р с (проекция точки пересе­чения графиков АТС и D x на ось ординат).

Перед государством в большинстве случаев стоит проблема, что предпочесть - неэффективное распределение ресурсов или неэффективность функционирования отдельных фирм.

В ситуации сильной монополизации экономики, государство вынуждено осуществлять контроль за деятельностью естественных монополий. Отрасли естественной монополии обладают высокой экономической эффективностью, что является главной причиной необходимости регулирования их деятельности.

Государственный контроль заключается во владении контрольным пакетом акций и в специальном антимонопольном законодательстве, определяющим методы регулирования и контроля отраслей естественных монополий, потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.

Государственное регулирование применяется, прежде всего, в отраслях общественного пользования: в связи, газо-, электро-, водоснабжении. Регулированию подлежат предприятия, в которых:

Большую часть их бизнеса составляют услуги, рассчитанные на широкий круг потребителей;

Финансирование происходит с использованием огромных сумм денег;

Развитие бизнеса влияет на улучшение общественного благосостояния и развития промышленности на конкретной территории.

Существуют три способа регулирования естественных монополий:

1. Прямое государственное регулирование.

Суть такого регулирования определяется, как правило, специальными законодательными актами. Например, Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года. Он определяет отрасли, которые относятся к естественным монополиям и положения по их регулированию.

При таком регулировании существуют несколько проблем. Во-первых, появляется необходимость создания органа государственного контроля над деятельностью естественной монополии. В этом случае, появляется опасность того, что будут учитываться не общественные интересы, а, прежде всего, интересы правящих групп. Во-вторых, сложно точно определить издержки производства производителя товаров отраслей естественной монополии. А это является необходимой частью при регулировании.

2. Торги за возможность использования и эффективность в разных условиях.

Этот способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это торги за франшизу, то есть торги на право ведения такой деятельности. В этом случае проявляются недостатки не экономической, а административной системы. При таком способе регулирования заключается контракт с производителем, который предлагает лучшие условия.

3. Ценовая дискриминация.

Таким методом пользуются как сами естественные монополии, чтобы увеличить чистый доход, так и субъекты, регулирующие их, чтобы снизить негативный эффект от деятельности монополий. Это продажа товара по различным ценам разным покупателям. Главное условие ценовой дискриминации - это невозможность перепродажи блага. Ценовую дискриминацию делят на три категории в зависимости от способа осуществления:

1. Первая степень.

Это продажа каждой единицы блага по цене её спроса. В таком случае кривая спроса для монополиста становится кривой предельного дохода. Осуществить дискриминацию такой степени получается крайне редко.

2. Вторая степень.

Монополист продаёт не каждую единицу блага, а её определённые партии по разным ценам.

3. Третья степень.

Только если отраслевой спрос предстаёт в виде отдельных групп потребителей с различными функциями спроса.

Естественные монополии очень часто используют ценовую дискриминацию при регулировании.

Согласно Закону «О естественных монополиях» существуют два метода регулирования естественных монополий:

1. Ценовое регулирование.

Его суть состоит в определении и установлении фиксированных цен на товары и услуги, либо их предельного уровня, либо предельных коэффициентов изменения цен на товары отраслей естественных монополий. Этот порядок закреплен специальными нормативными актами.

Существует несколько методов ценового регулирования:

· Метод предельных издержек .

Государство контролирует, чтобы установленная монополистом цена равнялась предельным издержкам. Так обеспечивается эффективное производство и потребление продукции.

· Метод средних издержек .

Цена должна быть равна средним издержкам. При этом методе товаров может производиться меньше, чем должно быть для эффективной экономики в целом. С другой стороны, монополист заранее знает, что все его расходы будут компенсированы, то есть, нет необходимости минимизировать издержки.

· Метод установления потолка цен .

Этот метод обычно приводит к дефициту продукции.

· Субсидирование естественных монополий .

Это метод ценовой дискриминации, когда одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других, которые платят больше.

Получается так, что промышленные предприятия субсидируют тарифы для населения.

2. Неценовое регулирование.

Суть состоит в определении потребителей, которые нуждаются в обслуживании, установление уровня их обеспечения, с учётом необходимости защиты прав и интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Ресурсы, которые необходимы при производстве какого-либо товара, ограничены, а иногда и вовсе исчерпаны. Это позволяет выборочно продавать товары разным потребителям. Государство вмешивается, чтобы защитить интересы всех потребителей.

Какой именно метод использовать при регулировании определяет орган регулирования естественных монополий. Это решение принимается после тщательного анализа конкретного регулируемого субъекта.

Чтобы государственная политика в сферах деятельности субъектов естественных монополий была наиболее эффективной, необходим государственный контроль:

1. Предварительный контроль.

Это обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы.

2. Последующий контроль.

Это обязательное оповещение органа регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии.

Субъекты естественных монополий находятся в особом положении. Отсюда появилась необходимость ограничить их экономическую деятельность. Субъекты естественных монополий не имеют права отказаться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство товаров, если они имеют возможность произвести такие товары. Субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать доступ на рынки товаров и услуг, производить товары и услуги, регулируемые Законом «О естественных монополиях». Также они обязаны предоставлять отчёты о своей работе и проекты планов вложений.

Лекция 4. Правовые вопросы создания конкурентной среды в сфере коммерческой деятельности

4.2. Естественные монополии и методы регулирования их деятельности.

В народном хозяйстве имеются естественные монополии, предоставляющие услуги, а также выпускающие уникальный товар, не имеющий заменителя. К ним относятся:

Транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также газа по магистральным трубопроводам;

Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

Услуги по оперативно-диспечерскому управлению в электроэнергетике;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Услуги электрической и почтовой связи.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. Согласно указанного закона естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Методами регулирования деятельности субъектов естественных монополий являются:

Ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

Определение потребностей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения потребностей в полном объеме.

В содействии развитию товарных рынков и конкуренции большое значение имеет преодоление недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, противоречащие положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам, либо нанести ущерб их деловой репутации. Хозяйствующие субъекты должны принимать определенные меры по соблюдению коммерческой тайны и тщательного анализа внешней информации.

В Российской Федерации

Выделяют три метода регулирования естественных монополий:

Прямое государственное регулирование (возможности и границы);

Торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях);

Ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты).

Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:

Охрана и поощрение конкуренции;

Контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;

Контроль над ценами;

Защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.

В РФ деятельность государства прописана и ограничена Федеральным законом №147 от 15.08.1995 «О естественных монополиях» (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 г. №230-ФЗ). Этот закон направлен на «достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Закон при помощи органов регулирования (федеральные комиссии), наделенных высокими полномочиями, отслеживает и при необходимости корректирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам;

Транспортировка газа по трубопроводам;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Услуги общедоступной почтовой связи;

Услуги по передаче электрической энергии;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

Услуги по передаче тепловой энергии.

Цель государственно-правового регулирования – удерживать или установить равновесие между интересами потребителей и интересами субъектов естественных монополий, упорядочить их деятельность путем ввода правил поведения.

Контроль государства над естественными монополиями осуществляется посредством методов государственно-правового регулирования федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий, использованием которых Федеральные антимонопольные органы не наделены.

Специально созданные федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий устанавливают потолки цены на продукцию монополистов и выделяют группы потребителей, которым субъекты монополий обязаны поставлять свою продукцию.

На рисунке 1 изображены кривая отраслевого спроса, понижающаяся кривая средних издержек, кривая предельного дохода и кривая предельных издержек.

D
AC
P=MC
Q
P M
P=AC
MR

Рисунок 1 Равновесие естественной монополии

Кривая предельных издержек (МС) проходит таким образом, что она все время ниже кривой средних издержек (AC) (иначе кривая АС начала бы повышаться после пересечения с кривой МС). Как и для любой другой фирмы, пересечение кривой МС и кривой MR показывает точку равновесия фирмы. Если монополия не регулируется государством, равновесная цена будет равна Рм. Но с точки зрения общества такой уровень цен является завышенным, и ведет к неэффективному распределению ресурсов и потере общественного богатства. Очевидно, что государство будет пытаться регулировать цены на продукцию естественной монополии. На каком же уровне следует устанавливать эти цены?

Первый вариант состоит в установлении цен на уровне предельных издержек производства. Такие цены будут низкими в силу особенностей предельных издержек естественной монополии, отмеченных выше. Низкие цены будут стимулировать производителей, потребляющих электроэнергию, газ, связь, воду. Будет одновременно расти и благосостояние индивидуальных потребителей этой продукции. Более того, цены на уровне предельных издержек означают аллокативную эффективность, что способствует нормальному функционированию экономики в целом и наилучшим образом отвечает потребностям общества.

Однако государство не может установить цены на таком уровне, поскольку фирма просто закроет производство. Если Р = МС ни при каком уровне производства фирма не получит дохода, достаточного для покрытия совокупных издержек. Отсутствие прибыли и появление экономических убытков приведет к закрытию производства.

Равновесная цена фирмы не приемлема для общества, оптимальная цена общества не реальна для фирмы. Как же решается противоречие? Одним из способов нахождения компромисса является установление цены на уровне предельных издержек и введение субсидий и компенсаций для фирмы-производителя. Естественная монополия поддерживается тем самым на плаву и не уходит из отрасли, но общество все равно несет бремя потерь, поскольку субсидии выплачиваются из бюджетных средств, т.е. в конечном счете оплачиваются налогоплательщиками.

Другой вариант компромисса состоит в установлении потолка цен на уровне средних издержек фирмы-монополиста. Общество выигрывает, поскольку эта цена ниже нерегулируемой цены монополии. Фирма получает доход, равный издержкам, что позволяет ей получать нормальную, или справедливую, прибыль и продолжать производств.

В последние годы активизировалась дискуссия относительно того, какую фирму можно считать естественной монополией. Противники сохранения естественных монополий справедливо указывают на изменения в технике и технологии, которые устраняют один из важнейших критериев естественной монополии - большие капиталовложения и фиксированные издержки. В современных условиях произошло существенное их понижение, что приближает все кривые издержек фирмы к типичным их формам. В результате господство на местном или даже национальном уровне лишь одной телефонной компании или одной электрокомпании не может быть более оправданным на основе положительного эффекта масштаба.

Признавая справедливость этого замечания, противники разукрупнения и децентрализации естественных монополий приводят следующие аргументы:

Во-первых, сохранение естественных монополий отвечает стратегическим интересам государства и позволяет держать под контролем жизненно важные и оборонозначимые отрасли, в первую очередь энергетику, связь, коммуникации, транспорт;

Во-вторых, наличие естественной монополии позволяет унифицировать и стандартизировать, например, железнодорожную колею, вагоны, напряжение в сети электропередач и т.д., что также имеет немаловажное народнохозяйственное значение;

В-третьих, в качестве, быть может, главного аргумента выдвигается принцип равного доступа граждан к основополагающим товарам и услугам. Считается, что в современном обществе все сограждане должны иметь право и возможность пользоваться в равной степени достаточно дешевыми и доступными каждому электроэнергией, водой, связью, транспортными средствами.

Другой способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Если существует объективная естественная монополия и соответственно единственный производитель на рынке, то конкуренция может быть инициирована на начальном этапе при организации торгов за право быть поставщиком, то есть за получение франшизы на естественную монополию. Основной критерий отбора победителя торгов - удельная цена поставки услуг. Победитель, предложивший наименьшую цену, не заинтересован в увеличении своих издержек и оптимизирует размещение ресурсов в условиях естественной монополии.

Франшиза – это бизнес-система, включающая в себя производственные элементы, рекламные технологии, корпоративные методики, стилевые направления и т.д., которая в полной мере предоставляется предпринимателю корпорацией в соответствии с подписанным франчайзинговым договором. Понятия «франчайзинг» и «франшиза» зачастую используются как синонимы и обозначают суть одного рода деятельности. Однако франчайзинг рассматривается в качестве содержания проекта, самой системы взаимодействия, а франшиза – это договорная составляющая сотрудничества.

Торги за франшизу - это контрактная система, рассматриваемая как форма экономической организации. Контракт заключается с тем производителем (экономическим субъектом), который предлагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор услуг и т. д.).

Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим способом по сравнению с другими способами их регулирования. Это относится к дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде случаев - к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.

В каждом из отмеченных случаев победитель торгов мог быть заменен без серьезных проблем в оценке активов при передаче их новому предпринимателю, так как основные производственные сооружения находятся в собственности государства, а другие активы могут быть сравнительно легко проданы (куплены) на рынке подержанного имущества. Именно эти положения и заставляют нас внимательно отнестись к торгам за франшизу как возможной форме решения проблем некоторых видов естественных монополий в России, прежде всего локального, местного уровня.

Говоря об естественных монополиях, нельзя обойти вниманием еще один способ их регулирования - ценовые дискриминации.

Ценовая дискриминация - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям. Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться.

Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

Продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, - более низкая;

Блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с «дешевого» рынка на «дорогой» приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации;

Покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

Возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у естественной монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов (и в первую очередь, государства) для снижения общего негативного эффекта от деятельности конкретного предприятия естественного монополиста.

Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и соответственно, пониженных тарифов - для граждан. Возможно также применение множественных тарифов в зависимости от времени предоставления услуг (связь, электроэнергия, железнодорожные и авиационные билеты и другие).

Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и государством, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяется практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами.

Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Однако очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается на производителя. Самый распространенный пример - льготы за коммунальные услуги. К настоящему времени количество «льготников» уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.

Практика использования ценовой дискриминации может быть применена государством не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу. Таким образом, ценовая дискриминация становится «обоюдоострым орудием», которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и государством для достижения своих целей. В результате возникает определенный «баланс интересов», и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается.

Реально государственный контроль над естественными монополиями состоит как в государственном владении контрольным пакетом акций, так и в существовании специального антимонопольного законодательства, регламентирующего методы тарифного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественной монополии, а так же определяющего список потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.

Российское законодательство, направленное на регулирование естественных монополий, предусматривает не только государственное тарифное регулирование, но так же ограничение их в распоряжении имуществом (прежде всего, доставшимся им в результате приватизации).

В тоже время, если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.

В Республике Казахстан

Режим регулирования, предусмотренный Законом, включает две основные составляющие: (1) регулирование как таковое, и (2) надзор и контроль в форме предварительного согласования определенных действий субъектов естественных монополий.

Формы регулирования

Положения, отражающие общий подход к регулированию, предусматриваются, в частности в статьях 5, 6, 7 Закона («Ограничение деятельности субъектов естественных монополий», «Права субъекта естественной монополии» и «Обязанности субъекта естественной монополии»), которые по существу являются требованиями:

Предоставлять равные условия потребителям регулируемых услуг (товаров, работ), производимых в условиях естественных монополий (кроме случаев предоставления льгот и преимуществ определенным категориям потребителей, в соответствии с законодательством);

Обеспечивать обслуживание потребителей в соответствии с требованиями к качеству, с учетом цен, установленных регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью субъектов естественных монополий;

Применять эффективные методы и технологии производства;

Направлять в регулирующий орган, осуществляющий контроль за деятельностью субъектов естественных монополий, информацию о своей деятельности.

Государственное регулирование субъектов естественных монополий в соответствии с Законом осуществляется посредством:

1) утверждения тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня, в том числе с применением метода сравнительного анализа, дифференцированного и инвестиционного тарифов (цен, ставок сбора);

2) утверждения тарифной сметы;

3) утверждения временного понижающего коэффициента;

4) утверждения особого порядка формирования затрат;

5) утверждения порядка ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности;

6) согласования учетной политики;

7) утверждения временного компенсирующего тарифа.

Формы контроля

На субъектов естественных монополий налагаются особые ограничения и дополнительные обязанности, например, субъектам естественных монополий запрещается (с учетом некоторых исключений, предусмотренных статьей 5 Закона), помимо прочего:

Оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к сферам естественных монополий;

Иметь на праве собственности имущество, не связанное с производством и предоставлением регулируемых услуг (товаров, работ);

Владеть акциями (долями участия) или иным образом участвовать в деятельности коммерческих организаций;

Взимать за регулируемые услуги (товары, работы) плату, превышающую установленный размер;

Взимать дополнительную плату или иным образом навязывать дополнительные обязательства, которые не касаются предмета оказываемых услуг;

Допускать превышение средств, предусмотренных статьями тарифной сметы, утвержденной уполномоченным органом, более чем на пять процентов, за исключением региональной электросетевой компании, случаев увеличения расходов на используемые стратегические товары, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Включать в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затраты, не связанные с их предоставлением;

Допускать нецелевое использование средств, предусмотренных в инвестиционных программах (проектах), утвержденных в установленном порядке;

Признавать коммерческой тайной информацию: содержащуюся в тарифной смете; о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг; о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах (товарах, работах).

Следует отметить, что с целью гибкого регулирования маломощных предприятий Закон предусматривает упрощенный порядок для так называемого «субъекта естественной монополии малой мощности», которым считается субъект естественной монополии, оказывающий, к примеру, услуги по производству, передаче, распределению и/или снабжению тепловой энергией от отопительных котельных с общей установленной мощностью до двадцати Гкал/час включительно.

И наконец, стоит отметить, что деятельность естественных монополий в Казахстане регулируется жесткими правилами, и, например, субъекты естественных монополий должны получить согласие регулирующих органов на совершение определенных типов сделок, в частности, реализация, сдача в наем или иное отчуждение имущества субъекта естественной монополии, предназначенного для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), если балансовая стоимость такого отчуждаемого имущества превышает 0,05 процента от балансовой стоимости всех активов субъекта естественной монополии на начало текущего года. Для согласования таких сделок, субъект естественной монополии должен представить ходатайство в АРЕМ и предоставить последнему необходимую информацию (перечень которой определяется АРЕМ) о предполагаемой сделке. Регулирующий орган может отклонить ходатайство, если решит, что сделка отрицательно скажется на интересах потребителей или конкурентном развитии рынка, в этом случае заявитель может обратиться в суд. Аналогично, уведомление АРЕМ необходимо, например, в случае любого приобретения третьими лицами акций субъекта естественной монополии, наделяющих их более чем десятью процентами голосов в уставном капитале такого субъекта.

Заключение

От этой работы мы узнаем о естественной монополии, что это отрасль, в которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком. В этой ситуации разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба. Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственно важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

И так, естественная монополия должна регулироваться соответствующими органами: Федеральной антимонопольной службой России и Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции при Министерстве национальной экономики Казахстана, в России и Казахстане соответственно. Если эти органы не будут или будут работать некорректно то рано или поздно это приведет к хаосу в экономике и к краху всей экономической системы страны.

Р. М. Бращин

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Раскрыты сущность и содержание ценовых методов государственного регулирования естественных монополий, выдвинуты предположения об объективной необходимости их использования в комплексе.

Ключевые слова: методы установления цен, субъект естественных монополий.

Регулирование деятельности естественных монополий - одна из актуальных тем в странах с рыночной экономикой, так как от результатов этой деятельности напрямую зависят благосостояние и жизнь общества. В Российской Федерации, где законодательная база сегодня далеко не идеальна и нестабильно социально-экономическое положение, фактор естественных монополий необходимо учитывать для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве.

Регулирование естественных монополий в нашей стране осуществляется в соответствии с федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в редакции от 8 ноября 2007 г.), который устанавливает правовые основы федеральной политики, касающиеся этих структур. Данный закон направлен на достижение баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей, обеспечивающего доступность реализуемого товара для последних и эффективное функционирование первых. Закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках России и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, органы исполнительной власти федерального уровня, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В законе определены следующие основные понятия: - естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на нем достигается быстрее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими, вследствие чего спрос на данном рынке на продукцию субъектов естественных монополий меньше зависит от изменения цены на нее, чем спрос на другие виды товаров;

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

Потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

Регулирование деятельности охватывает следующие сферы:

Транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Транспортировку газа по трубопроводам;

Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Для осуществления регулирования образуются специальные федеральные органы исполнительной власти, которые для исполнения полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах данной компетенции .

Федеральным законом «О естественных монополиях» установлены два специфических метода, используемых при регулировании естественных монополий.

В соответствии с первым методом органы регулирования естественных монополий могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Как правило, используются следующие методы установления цен:

1. Метод предельных издержек. Он заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена была равна его предельным издержкам. Тем самым обеспечивается эффективный с народно-хозяйственной точки зрения объем производства и потребления продукции естественной монополии, что часто ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств.

2. Метод средних издержек, который состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (т. е. цена равна средним издержкам). Этот метод может дать результат, при котором продукта будет производиться слишком мало по сравнению с необходимым для эффективного функционирования экономики в целом. Вместе с тем он не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист заранее знает, что его расходы будут компенсированы.

3. Метод установления потолка цен, обычно приводящий к дефициту продукции.

4. Метод субсидирования естественных монополий. Многие страны с рыночной экономикой в умеренной степени используют этот метод, придерживаясь варианта предельных издержек. Суть практики перекрестного субсидирования состоит в том, что одни потребители продукции естественной монополии получают ее, но по более низким ценам за счет других, на которых фактически возлагается дополнительное бремя. В наиболее тяжком положении оказались промышленные предприятия, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения .

Недостатки подобной практики заключаются в существенном ограничении потенциала развития и конкурентоспособности российской промышленности; в противоречии экономической логике (себестоимость продукта естественных монополий для крупных оптовых покупателей ниже, чем для индивидуальных потребителей); возложении на естественные монополии несвойственных им функций социальной политики. Не удивительно, что социальная эффективность этого своеобразного налога на промышленных потребителей крайне низка: дотация распределяется не по нуждаемости, а по объему потребления услуги. Это означает, что наиболее благополучные слои населения получают больше, чем наименее защищенные, для кого, собственно, и должна предназначаться подобная помощь.

Следует отметить, что не существует наилучшего для всех условий метода, который обеспечивал бы безотказную реализацию целей общества - производства необходимого объема продукции с минимальными издержками. Как правило, эффективной оказывается система мер, включающая сочетание элементов частной собственности и государственного контроля посредством установления жестких правил ценообразования.

Исходя из второго специфического метода производится определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Необходимость его применения прямо детерминирована природой естественных монополий. Производимые в них товары нередко объективно ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению, продавать товары одним потребите-

лям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.

Базируясь на приведенных методах, необходимо устанавливать цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий исходя из следующих положений:

Существующих потребностей в инвестициях, необходимых для воспроизводства;

Обоснованности затрат на их производство с учетом издержек производства (реализации) продукции (услуг);

Амортизационных отчислений, прогнозируемой прибыли, удаленности различных групп потребителей от места производства продукции (услуг);

Налогов и других платежей, стоимости основных производственных средств;

Соответствия качества производимой (реализуемой) продукции (услуг) спросу потребителей;

Государственных дотаций и других мер поддержки деятельности субъектов естественных монополий.

Решения о методе регулирования деятельности субъектов естественных монополий должны приниматься с учетом необходимости стимулирования с помощью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказываемых услуг, а также удовлетворения спроса на них. Вместе с тем в России существует некоторая абсолютизация ценового регулирования, хотя и федеральное законодательство, и опыт зарубежных стран подтверждают, что контроль за ценами является отнюдь не единственным методом государственного регулирования естественных монополий. Государство может и должно более активно использовать такие механизмы воздействия на экономическое поведение субъектов естественных монополий, как:

Установление правил обслуживания потребителей и правил свободного недискриминационного доступа потребителей к сети распределения и обеспечение их неукоснительного соблюдения;

Контроль инвестиционной политики и имущественных сделок с участием субъектов естественных монополий;

Осуществление контроля за соблюдением условий договоров, заключаемых субъектами естественных монополий с потребителями;

Рассмотрение и принятие решений по разногласиям между субъектами естественных монополий и потребителями их услуг;

Рационализация сбыта продукции и приобретения ресурсов;

Установление особенностей приватизации субъектов естественных монополий;

Совершенствование механизмов лицензирования и сертификации;

Определение операторов с использованием конкурсных принципов.

Учитывая особую роль для жизни общества отраслей, относящихся к естественным монополиям, их государственное регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено прежде всего на прекращение или сдерживание роста цен на продукцию (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточном для расширенного воспроизводства субъектов естественных монополий. Здесь можно выделить несколько задач, обязательных к исполнению:

Совершенствование системы регулирования, в том числе ценового; дерегулирование, т. е. прекращение регулирования видов деятельности, не относящихся к естественно-монопольным; формирование конкурентных источников услуг;

Выделение исходя из экономической целесообразности самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;

Организация контроля за финансовыми потоками этих субъектов;

Приведение инвестиционных программ субъектов монополий в соответствие с действующим законодательством;

Поэтапное прекращение перекрестного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально незащищенных групп населения;

Придание рынкам в сфере деятельности естественных монополий организованного характера за счет углубления правовой регламентации взаимоотношений их участников, публичности цен и правил их определения, введения единых правил «доступа к сети» на дискриминационной основе;

Совершенствование нормативной базы регулирования;

Формирование организационно-правовой базы этого процесса на региональном уровне; разделение компетенций между федеральными и региональными органами регулирования;

Выявление особенностей дальнейшей приватизации в отраслях естественных монополий.

Подводя итог, следует отметить, что естественная монополия -это довольно-таки устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли она изживет себя, пока существуют отрасли, потребности населения в продукции которых столь велики, и пока существует дифференциация общества. Возникает много споров о рассмотренных способах регулиро-

вания естественных монополий, и это понятно, ведь и потребители, и монополисты, и сами службы по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, так как на самом деле существующая система регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому рассмотренные методы государственного регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного рода перемены смогут удовлетворить всех. Следовательно, этот вопрос будет одним из основных в экономике и интерес общества к нему никогда не угаснет.

Список литературы

1. Дейли Дж. Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества: пер. с англ. - М. : Вильямс, 2004.

2. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. - М. : КноРус, 2006.

3. Мищенко В. В. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. - М., 2002.

4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в редакции от 8 ноября 2007 г.).

5. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики. - М. : Экономистъ, 2005.

А. С. Трунов

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В УКРЕПЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

В статье дан обзор деятельности отдельных институтов развития, таких, как Российский сельскохозяйственный банк и Государственная агропромышленная лизинговая компания ОАО «Рос-агролизинг», способствующих не только развитию агропромышленного комплекса Российской Федерации, но и социально-экономическому развитию сельских территорий, а также уделено значительное внимание такому важному институту взаимоотношений бизнеса и государства, как частногосударственное партнерство.

Ключевые слова: частногосударственное партнерство, лизинг.

Прошло почти пять лет с принятия новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». И сегодня, подводя некоторые итоги реформы

Понравилось? Лайкни нас на Facebook