Связь внешнеэкономической политики рф и экономической безопасности. Факторы и механизмы обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая безопасность как важнейшая составляющая экономической безопасности

Выход, распространение и увеличение коммерческих и логистических процедур, операций, активностей на национальных и международных рынках увеличивает относительную степень опасностей, угроз и риска этой внешнеэкономической деятельности, в силу наличия необычайно жесткой конкуренции, присутствия разнообразных мошенников, а также существенного различия исторического, жизненного уклада, культурных и религиозных традиций, экономических, социальных и политических ситуаций в государствах, являющихся потенциальными партнерами, котировок их валют и т.д.

Следовательно, при выходе на международный рынок товарных продуктов, услуг и инвестиций предпринимателям следует выяснить, выделить и использовать основные элементы внешнеэкономической деятельности, а также, что собой представляют экономические интересы, какие возможные коммерческие риски их подстерегают, и соответственно, какие методы, способы защиты, условия предпринимательской деятельности следует заранее предусмотреть и широко использовать при работе с иностранными партнерами.

включают в себя в соответствии с рис. 1 следующее:

Рис. 1.

Экономические интересы и основные причины, по которым требуется их защищать;

Экономические риски, их сущность, оценка возможности наступления и классификация;

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие защиту экономических интересов участников при осуществлении внешнеэкономической деятельности;- основные методы определения надежности иностранного партнера во внешнеторговой деятельности;

Основные способы защиты интересов покупателя товаров и услуг при составлении внешнеторгового контракта;

Основные способы защиты интересов продавца товаров и услуг при составлении внешнеторгового контракта;

Методы защиты интересов сторон от нарушения платежных обязательств по внешнеторговому контракту;

Типичные ошибки, допускаемые при составлении внешнеторгового контракта купли-продажи.

Экономические интересы определяются как побудительные мотивы хозяйственной, коммерческой деятельности людей и организаций, физических и юридических лиц, обусловленные их местом в системе отношений собственности и общественного разделения труда. В практике международной торговли товарами, услугами и инвестициями эти интересы проявляются в получении прибыли при осуществлении внешнеторговой сделки, поэтому иногда их называют коммерческими интересами.

Коммерческая, предпринимательская, экономическая, торговая, маркетинговая, логистическая, транспортная, инновационная, интеллектуальная, инвестиционная и т.д. деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с определенными опасностями, угрозами, которые угрожают различным имущественным интересам участника внешнеэкономической деятельности. Поэтому осуществление ВЭД всегда сопряжено с различными рисками.

Риски это любые возможные неблагоприятные события, которые потенциально могут произойти и в результате которых могут возникнуть потери части условленной прибыли, даже убытки, имущественный ущерб, частичная или полная утрата собственности у участника ВЭД. Следовательно, риск означает неуверенность в получение необходимого, ожидаемого результата осуществления сделки, договора или другой рыночной транзакции.

Это вполне естественно, поскольку в коммерческой деятельности всегда присутствует вероятная опасность осуществления определенных денежных и имущественных потерь, вытекающая из характерной специфики тех или иных хозяйственных операций.

Поэтому степенью риска можно назвать уровень вероятности потери предпринимательской организацией или частным собственником (юридическим или физическим лицом) части своих прогнозируемых доходов в результате осуществления экономической деятельности.

Поскольку существующие, возможные опасные риски и угрозы в экономической деятельности, в том числе и международной весьма ассортиментно разнообразны и многоплановы, то их следует рассматривать и классифицировать в зависимости от различных факторов.

Поэтому рассмотрим классификацию экономических рисков при участии деловых предпринимателей во внешнеэкономической деятельности относительно ряда характерных, специфических факторов, в соответствии со схемой, приведенной на рис. 2.44.

1. Применительно к управлению деятельности предпринимательской организации (фирмы, компании, физических и юридических лиц) существует целый ряд некоторых характерных рисков, например, следующие.

1.1. В зависимости от специализированных функций управления маркетингом экономические риски подразделяются на риски: прогнозирования; стратегического и оперативного бизнес-планирования; организационные; исполнительские; учета и контроля.

1.2. В зависимости от зон проявления случайности в рыночном пространстве (национальном и международном) выделяются риски: ликвидности; страхования управленческих решений; управления товарным портфелем; выбора сегмента рынка и его ниши; конкурентного позицирования на рынке.


Рис. 2.

1.3. В зависимости от стадий и этапов проявления в сфере маркетинга риски разделяются на: предпроектных и проектных управленческих решений; инновационный; кредитный; инвестиционный; невыполнения договорных обязательств; реконструкции (трансформации) организационной системы и системы управления.

1.4. При разного рода и вида колебаниях национальных и международных рынков риски бывают: банковский или процентный (колебания рыночных ставок); фондовый (колебания ценных бумаг, акций, облигаций, казначейских билетов и т.д.); ценовой (колебания цен на топливо, продовольствие, металлы и т.д.); валютный (колебания курсов валют).

1.5. В зависимости от уровня оценки и возникновения выделяют следующие виды риска на уровне: отдельно взятой компании; взаимодействия нескольких предпринимательских организаций (двух и более); развития отрасли; региона; муниципального образования; государства; континента, межгосударственном; мировой экономики.

1.6. В зависимости от действий, активности, жесткости и агрессивности конкурентов риски подразделяются на: войны с демпинговыми ценами на товарные продукты и услуги; промышленного и коммерческого шпионажа (раскрытия коммерческой, технической, технологической тайны предпринимательской организации); усиления уровня конкуренции с аналогичными товарными продуктами более высокого потребительского качества.

2. Применительно к управлению предпринимательской организацией на рынке существует три основных вида рисков.

2.1. Предпринимательский риск. Данный риск возникает в том случае, когда, например, торговая компания выходит на рынок со своими услугами и товарной специализацией, а происходящие на рынке вероятностные процессы создают ситуацию неустойчивости, вариабильности, неожиданности потребительского спроса, в сфере оценки товарного продукта покупателями, в том числе и логистической услуги либо ценовой политики фирмы, либо содержания ее ассортиментного профиля, либо способа информационного сообщения о товаре (рекламная деятельность), либо выбранных форм и каналов продвижения товарных продуктов на рынок, либо оформление упаковки и т.д.

Предпринимательский риск - это риск, связанный с конкретным бизнесом, отраслью в определенной рыночной нише компании.

Неустойчивость спроса на готовую продукцию, колебание ее цены, а также неустойчивость на сырье, комплектующие и энергоносители, к сожалению, не всегда осуществимое стремление к тому, чтобы себестоимость не превысила цену реализации, и отсутствие реальной возможности обеспечить нормальную массу, нормы и динамики прибыли. Все это и определяет в основном степень предпринимательского риска, а следовательно, и уровень организации профессиональной маневренности поведения торговой компании на рынке.

2.2. Финансовый риск обуславливается, прежде всего, тем, что каждая предпринимательская организация сталкивается не только с организационно-технологическим процессом производства, продвижения и реализации товарных продуктов, но и с отслеживанием процессов и процедур финансового обеспечения торговых сделок.

Это в основном предопределяет возникновение финансового риска, который порождает неустойчивость финансовых условий кредитования, неуверенность в возврате собственных финансовых средств, неуверенность владельцев обыкновенных акций в получении достойного возмещения в случае возможной ликвидации акционерного предприятия с большим объемом заемных средств, неуверенность в стабильности таможенного законодательства и т.п.

Следует особо отметить, что предпринимательский и финансовый риски тесно и неразрывно связаны в хозяйственном процессе предпринимательской организации, взаимозависимы и зачастую финансовый риск составляет неотъемлемую часть предпринимательского риска.

2.3. Управленческий риск обусловлен несогласованным или ненадлежащим осмыслением важности взаимодействия правотворчества, страхования и коммерции, в том числе и логистической деятельности на национальных и международных рынках. В частности, например, в современных условиях активная работа акционерных предпринимательских организаций на финансовых рынках значительно увеличила уровень возможного риска в данной сфере деятельности, тенденции, ведущие к финансовому кризису.

Во внешнеторговом бизнесе наибольший управленческий риск или неопределенность результатов управленческих решений связаны, прежде всего с социально-экономическими, организационно-техническими, производственно-технологическими аспектами, которые в реальности отражают особенности экономических, социальных, культурных, политических, национальных, правовых и других форм общественных отношений.

Здесь также следует отметить специфический менталитет российских менеджеров, которые в некоторой степени до сих пор пользуются опытом, принципами и методами административной (командной) экономики, искаженно используя их в рыночных условиях.

Наконец в самой внешней торговле каждого государства особенно при экспортно-импортных сделках, их заключении и исполнении возникают следующие риски:

1) риск невыполнения условий международного контракта (сроки поставки, несоответствие количества, качества и т.д.);

2) риск невыполнения обязательств по взаимным платежам или так называемый кредитный риск;

3) валютный риск, возникающий в связи с постоянным колебанием валютных курсов;

4) сбытовой риск связан с колебанием спроса на экспортные и импортные товары в стране или на отдельном сегменте зарубежного рынка;

5) ценовой риск возникает из-за постоянно изменяющихся мировых цен на основную номенклатуру товарных продуктов;

6) коммерческий риск проявляется в недобросовестности или неплатежеспособности населения государства-импортера и недополучении объема прибыли;

7) производственно-технический риск связан с невозможностью использования в производстве купленных на мировом рынке результатов интеллектуальной деятельности (лицензий, патентов, "ноу-хау" или с невозможностью должной наладки купленного оборудования) .

Так же риски можно классифицировать по последствиям, основные из которых следующие:

· допустимый риск - это риск управленческого решения, в результате неосуществления которого предпринимательской организации грозит потеря прибыли, в пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли;

· критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки, иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью возможных потерь, которые заведомо превышают размер ожидаемой прибыли и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных предпринимательской организацией в проект;

· катастрофический риск - это риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия, поскольку потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предпринимательской организации. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф .

Анализ, приведенной выше классификации видов и форм рисков, позволяет определить круг способов и методов, позволяющих эти риски устранить полностью или частично уменьшить, тем самым повысив экономическую безопасность предпринимательской организации, реально действующей на рынке товарных продуктов и услуг.

Экономическая безопасность предпринимательской организации заключается в следующем:

Это надежное состояние экономических, юридических, страховых, организационных связей и отношений, материальных и нематериальных активов, экономических ресурсов, включая финансовые, интеллектуальные, высшего и оперативного менеджмента предприятия, его штатного персонала профессиональных кадров, при котором гарантируется относительная стабильность его функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие компании, корпоративной культуры ее собственников (акционеров) и работников;

Это законодательная система государств, комплекса, интегрированных нормативно-правовых документов, актов, инструкций, положений, принципов, правил, условий, регулирующих внешнеэкономическую деятельность между странами, на международных рынках, включая, маркетинговую и логистическую, а также профессиональное использование комплекса методических подходов к составлению внешнеторговых контрактов.

На современном этапе развития мировой экономики и международных экономических связей и отношений возрастает число и разнообразие потенциальных угроз коммерческой безопасности предпринимательских организаций, являющихся участниками внешнеэкономической деятельности. Происходит перегруппировка, трансформация и формирование новых экономических центров в системе мирового хозяйства.

Острая конкурентная борьба за передел мирового рынка и сфер влияния на логистические потоки, национальные рынки происходит как на уровне континентов, регионов, государств, так и на уровне их хозяйствующих субъектов. Такая конкурентная борьба, достигая своего высшего накала, зачастую переходит в экономические, торговые и финансовые войны.

Правительства разных государств активно участвуют в экономических и финансовых войнах, товарных блокадах, эмбарго, бойкотах, обеспечивая всяческую поддержку и преимущества своим национальным производителям и экспортерам, гласно и негласно субсидируя специальными грантами научные, инновационные разработки и технологии, обеспечивая льготное кредитование перспективных производств и ограждая таможенными барьерами национальные рынки от импорта нежелательных видов товарных продуктов и услуг.

Для борьбы с потенциальными рисками, т.е. для уменьшения возникающего ущерба от возможных потерь, практически все крупные зарубежные компании имеют специальные, солидные, функциональные подразделения (аналитические, экспертные отделы, службы прогнозирования и безопасности), которые разрабатывают комплексные программы, системы защитных мероприятий, направленные на минимизацию возможного ущерба.

Целью любой предпринимательской деятельности является максимизация прибыли, т.е. получение максимально возможных доходов при минимальных затратах основного и оборотного капитала в условиях рыночной конкуренции, что обязательно предполагает соизмерение имеющегося капитала или возможно доступного капитала с финансовыми и ресурсными затратами и учетом возможного неблагоприятного стечения внутренних и внешних обстоятельств, что требует осуществление защиты своих экономических интересов.

В настоящее время можно выделить несколько характерных основных способов защиты экономических интересов при ВЭД в соответствии с приведенными методами на рис. 3.

Рис. 3.

Основные способы защиты экономических интересов состоят в следующих направлениях:

- во-первых , это нормативно-правовая база внешнеэкономических сделок (международные акты Венской и Гаагской конвенций, Государственная конституция Российской Федерации, Закон РФ о защите экономических интересов, нормативные акты, правила, положения, условия и т.д.);

- во-вторых , для обеспечения своей коммерческой безопасности при осуществлении внешнеэкономической деятельности, любая предпринимательская организация должна реально убедиться в полной надежности своего иностранного партнера;

- в-третьих , необходимо наиболее по возможности полно защитить свою предпринимательскую организацию при составлении положений внешнеторгового контракта.

К нормативно-правовой базе внешнеэкономической деятельности относятся международные и государственные нормативно-правовые акты, документы, положения, регулирующие внешнеторговые сделки и защиту экономических интересов при их осуществлении.

Федеральный закон РФ от 14 апреля 1998 года "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" регламентирует осуществление внешнеторговых процессов, процедур, операций и активностей на международном рынке.

Сущность этого закона кратко сформулирована в его преамбуле: "Настоящий Федеральный закон устанавливает меры по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, порядок, порядок введения и применения таких мер". Что буквально означает следующее: закон принят для защиты интересов российских предпринимателей, компаний, отраслей российской экономики в целом от неблагоприятного воздействия, вызванного экономической деятельностью некоторых зарубежных компаний и государств.

Среди основных целей этого федерального закона можно выделить пять главных, представленных на рис. 4.


Рис. 4.

Основные цели федерального закона РФ:

1) защита целых отраслей российской экономик и отдельных российских компаний от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

2) обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику и внешнеторговые процессы;

3) поддержание относительного равновесия платежного баланса Российской Федерации;

4) обеспечения потребностей внутреннего рынка (физических и юридических лиц, конечных потребителей) в случае критического недостатка определенных видов товарных продуктов, например, энергетических, продовольственных, сельскохозяйственных и иных товаров на нем;

5) продвижение российских товаров на мировой рынок и национальные рынки зарубежных государств.

Основным органом, на который одновременно ложится основное бремя, как исполнения, так и контроля за соблюдением закона, является Правительство Российской Федерации. Однако, прежде чем Правительство РФ примет специальные защитные меры, протекционисткие и другие меры, необходимо провести тщательное специальное, аналитическое, экспертное исследование и профессионально обосновать полученные результаты.

Следует отметить, что если в результате специального исследования или расследования будет установлено, что импорт какого-либо товарного продукта осуществляется в Россию в таком возросшем количестве и на таких условиях, что причиняет существенный ущерб отрасли российской экономики или потенциально угрожает его причинить. То Правительство Российской Федерации в этом случае может применить специальные защитные меры в отношении такого товарного продукта посредством введения импортных квот или специальных пошлин на не дискриминационной основе независимо от государства происхождения товарного продукта.

Специальные защитные меры - это временные меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию России для свободного обращения на внутреннем рынке, которые применяет Правительство Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе и временной специальной таможенной или антидемпинговой пошлины или квоты и другие защитные меры в соответствии с рис. 5.


Рис. 5.

Импортная квота - это правительственное ограничение импорта товарной продукции в отношении ее количества (общего веса, объема, числа единиц) и (или) общей ввозимой стоимости.

Специальная пошлина является одной из специальных защитных мер национальной экономики и взимается сверх ставки таможенной пошлины. Ее может применить Правительство Российской Федерации. Она может быть временной, например, на период проведения специального экспертного расследования, но действовать по закону не более 200 дней.

Если в результате расследования будет установлено, что какой-либо отрасли российской экономики причиняет ущерб или потенциально угрожает причинить существенный ущерб демпинговый импорт товарного продукта , то Правительство РФ может применить антидемпинговые меры. Под демпинговым импортом товарного продукта понимается импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости (ст. 2 Федерального закона РФ).

В качестве антидемпинговой меры может быть применена антидемпинговая пошлина , которая применяется при введении антидемпинговых мер сверх базовой ставки таможенной пошлины. Законом предусмотрено, что ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи (отношение нормальной стоимости товарной продукции за вычетом экспортной цены такого товарного продукта к его экспортной цене).

Экспортная цена товарной продукции - это цена, по которой товарные продукты ввозятся на таможенную территорию России. Правительство Российской Федерации также применяет компенсационные меры по ограничению импорта товаров, субсидированных при вывозе правительствами иностранных государств или союзом зарубежных государств, посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной.

Компенсационная пошлина применяется сверх базовой ставки таможенной пошлины для поддержания относительного равновесия платежного баланса Российской Федерации Правительством РФ по представлению Центрального банка России или по согласованному с ЦБ РФ представлению федеральных органов исполнительной власти, которое может применить решение о временном ограничении импорта товарных продуктов, которое осуществляется посредством введения импортной квоты и иных ограничительных мер (ст. 15 Закона РФ).

Ограничение импорта товарных продуктов может быть принято и для выполнения ряда целевых федеральных программ развития, в связи с выпуском новых видов товарных продуктов, в целях защиты претерпевающих внутреннюю перестройку отраслей российской экономики и при проведении мероприятий по расширению внутреннего производства сельскохозяйственных товаров в агропромышленном комплексе.

Законом также предусмотрены специальные меры при защите экономических интересов России при экспорте (ограничение экспорта ) товарной продукции. Это в основном касается продовольственных товаров в случае их критического недостатка (дефицита) на внутреннем рынке.

Временный запрет или ограничение экспорта могут быть применены Правительством России по представлению заинтересованного федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не должны превышать трех лет.

Далее исходя из логики данной работы следует рассмотреть особенности защиты экономических интересов законодательными актами Государственной Конституции Российской Федерации (ГК РФ) и Венской конвенции 1980 года в соответствие со схемой на рис. 6.


Рис. 6.

Договоры международной купли-продажи товарных продуктов должны оформляться и совершаться российскими предпринимателями в письменной форме . Несоблюдение формы таких сделок влечет за собой их недействительность в соответствии с законодательством (ст. 162 ГК РФ).

Из этого положения следует главное правило, согласно которому письменные доказательства в виде деловой переписки, переговоров по факсу, выставленных счетов и т.п. в подтверждение заключения внешнеторговой сделки в Российской Федерации не допускаются.

Внешнеэкономическая деятельность как особая область экономических отношений имеет специфические механизмы управления и регулирования. Функции управления и регулирования в сфере ВЭД, и в том числе - управления рисками, выполняют участники внешнеэкономической деятельности и институты власти. Управление экономическими рисками как способ обеспечения внешнеэкономической безопасностью должно опираться современную научно-методологическую базу, основы которой были разносторонне раскрыты в предыдущих разделах данной работы.

В структуре этих знаний ключевое место занимает вопрос об особенностях и сущности понятия «безопасность внешнеэкономической деятельности». В наиболее обобщенном виде данная информация может быть представлена следующим образом.

Безопасность внешнеэкономической деятельности, выступающая одновременно и как явление общественной жизни и как структурный элемент внешнеэкономических отношений, по своей внутренней природе и месту в комплексе понятий безопасности обладает следующими важнейшими особенностями и характеристиками:

  • - термин «безопасность ВЭД» интерпретируется в его общепринятом понимании - как состояние защищенности жизненно важных интересов российских участников ВЭД и механизмов самого процесса ВЭД от комплекса угроз и рисков;
  • - состояние защищенности достигается в ходе управления безопасностью с помощью специальной системы мер, разрабатываемой и реализуемой как самими конкретными объектами обеспечения безопасности, так и связанными с ними заинтересованными сторонами;
  • - совокупность рисков и угроз ВЭД представляет сочетание угрожающих факторов внешней и внутренней природы;
  • - управление безопасностью ВЭД должно включать полный комплекс операций: создание необходимой ресурсной базы, мониторинг и диагностику ситуации, текущее и стратегической планирование целей и мер по обеспечению безопасности ВЭД, практическую реализацию комплекса мер;
  • - субъектами управления безопасностью ВЭД выступают как непосредственные участники ВЭД (юридические и физические лица - осуществляющие ВЭД), так и государственные (а также муниципальные) и общественные институты, призванные обеспечивать безопасность ВЭД как важнейшего элемента экономической и национальной безопасности России;
  • - в управлении безопасностью ВЭД наиболее важны три вектора координации: 1) согласованность мер по обеспечению безопасности ВЭД на уровне хозяйствующих субъектов - участников ВЭД и государственных мер в области безопасности ВЭД; 2) согласованность интересов участников ВЭД и общественных интересов при обеспечении безопасности ВЭД; 3) согласованность государственных экономических мер в области ВЭД и государственной внешней политики.

В качестве итогового положения, в котором предельно обобщены особенности понятия внешнеэкономической безопасности может быть предложен следующий вариант определения: «под безопасностью внешнеэкономической деятельности следует понимать такую защищенность жизненно важных интересов участников ВЭД и самих механизмов ВЭД от экономических и иных рисков, при которой одновременно обеспечивается национальная безопасность России». Наличие четко сформулированного определения способствует однозначному пониманию целей и задач деятельности по обеспечению безопасности ВЭД.

Участие государства в развитии ВЭД, как указано в государственной программе развития внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, заключается в создании благоприятных условий для ее развития на национальном и межгосударственном уровнях. Одновременно решаются также задачи обеспечения безопасности ВЭД. На национальном уровне государство осуществляет поддержку и регулирование внешнеэкономической деятельности, а на международном - организует сотрудничество с зарубежными странами, участвует в интеграционных объединениях, международных организациях и форумах. К числу наиболее ответственных задач государственного регулирования ВЭД относится обеспечение безопасности в сфере ВЭД. При этом безопасность ВЭД составляет один из наиболее значимых элементов экономической безопасности России. Государство в лице институтов власти федерального уровня и уровня субъектов РФ создает базовые предпосылки и условия для безопасности ВЭД.

Участниками ВЭД выступают, как отмечено в федеральном законе №183-Ф3 «Об экспортном контроле», хозяйствующие субъекты - юридические и физические лица, осуществляющие международный обмен товарами, информацией, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (или правами на них). Участники ВЭД на микроуровне выполняют функции управления внешнеэкономическими операциями, включая управление рисками в целях обеспечения безопасности своей деятельности.

Таким образом, процесс обеспечения безопасности ВЭД есть сложный многоуровневый комплекс операций по противодействию рискам и угрозам, возникающим на микро-, мезо- и макроуровнях. Если принять во внимание роль наднациональных механизмов регулирования ВЭД, то следует признать, что безопасность ВЭД обеспечивается также и на мегауровне.

На каждом уровне обеспечения безопасности ВЭД действуют свои особые субъекты процесса и используются специфические комплексы мер для защиты от рисков и угроз. Вместе с тем, все уровни обеспечения безопасности ВЭД тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Интересы субъектов и объектов обеспечения безопасности ВЭД разных уровней могут совпадать, находиться в противоречии, либо быть нейтральными относительно друг друга. Данное обстоятельство еще более усложняет механизмы обеспечения безопасности ВЭД. Из этого комплекса взаимодействующих разнонаправленных векторов сил здесь будет рассмотрен только один его сегмент, представленный институтами власти федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Государственная власть по своей структуре подразделяется, как известно, на три ветви - законодательную исполнительную и судебную. Таков же состав органов власти, осуществляющих регулирование ВЭД и обеспечивающих безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности. На федеральном уровне законодательная власть представлена Федеральным собранием, исполнительная - Правительством, министерствами и ведомствами. Соответствующие властные структуры имеются в каждом субъекте РФ.

Существует четкое разграничение полномочий в области регулирования ВЭД между федеральными институтами власти и властными структурами субъектов РФ. На федеральном уровне принимаются решения по ключевым направлениям управления развитием и обеспечением безопасности ВЭД. К их числу относятся:

  • - формирование государственной внешнеэкономической стратегии, политики;
  • - разработка и контроль реализации программ развития ВЭД;
  • - установление принципов осуществления ВЭД и выбор инструментов регулирования ВЭД;
  • - установление порядка мониторинга (статистической отчетности) основных числовых индикаторов ВЭД;

организация распределения и контроль эффективности использования ресурсов, направляемых на поддержку участников ВЭД; создание страховых и залоговых фондов в области ВЭД;

  • - заключение международных договоров и соглашений по вопросам экономических связей,;
  • - установление обязательных требований и критериев безопасности для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений при ввозе в РФ товаров и правил контроля за ними, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц.

Каждое из перечисленных направлений включает в качестве обязательного аспекта управления ВЭД оценку возможных рисков и формирование мер по их нейтрализации. При этом важно обеспечить координацию и согласованность действий разных ведомств в целях повышений их эффективности, исключения дублирования функций. Перспективным способом решения этих задач может явиться использования контроллинга как инструмента информационно-аналитического сопровождения процесса управления рисками ВЭД.

Институты власти субъектов РФ осуществляют управление ВЭД в рамках своих полномочий согласно законодательно установленному порядку. К числу решаемых ими задач относятся: разработка и реализация программ развития ВЭД в пределах территории своих регионов; контроль и координация деятельности участников ВЭД; осуществление мер по поддержке участников ВЭД; заключение соглашений в области ВЭД в пределах своих компетенций и др.

Принципиальные особенности управления ВЭД в регионах состоят в следующем: все действия только в рамках положений и требований нормативно-правовых актов федерального уровня; возможность и необходимость учета реальных условий на местах, что позволяет оптимизировать принимаемые органами власти решения по вопросам регулирования ВЭД; возможность координации действий и кооперации деятельности в области ВЭД с другими субъектами РФ, вплоть до организации интегрированных структур в целях повышений эффективности ВЭД; повышенный уровень рисков ВЭД для регионов с неблагоприятными геоклиматическими условиями, слабыми экономикой и инфраструктурой.

Наиболее значимыми полномочиями субъектов РФ в сфере, установленными федеральным законодательством, являются: заключение соглашений по вопросам ВЭД с субъектами иностранных государств и открытие представительств в иностранных государствах; формирование и реализация региональных программ ВЭД; создание страховых и залоговых фондов в области ВЭД на территории субъекта РФ.

Рядом полномочий в сфере ВЭД обладают органы местного самоуправления, круг которых установлен российским законодательством.

Помимо сказанного выше, властные структуры по своей роли в управлении внешнеэкономической деятельностью подразделяются две группы - обладающие полномочиями общего характера и обладающие специальными компетенциями по отдельным вопросам регулирования ВЭД. На федеральном уровне к первой группе относятся Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство. Вторая группа представлена Внешэкономбанком, Федеральной таможенной службой и др.

Все институты власти при обеспечении безопасности ВЭД должны опираться на общие принципы государственного регулирования ВЭД, сформулированные в федеральном законе №164-ФЗ от 8.12.2003 г.«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями). К числу важнейших принципов государственного регулирования ВЭД относятся:

Защита прав и законных интересов участников ВЭД, производителей и потребителей товаров и услуг;

равенство и недискриминация участников ВЭД;

  • - взаимность в отношении других государств и обеспечение выполнения обязательств по международным договорам;
  • - меры государственного регулирования ВЭД не должны быть для участников ВЭД более обременительными, чем это требуется для эффективного достижения целей этого регулирования;
  • - система мер государственного регулирования ВЭД должна отвечать требованием единства, обоснованности, объективности, гласности;
  • - обеспечение безопасности государства, непричинение ущерба экономике России и участникам ВЭД.

Данный комплекс принципов призван гарантировать единство и непротиворечивость, эффективность и безопасность всей системы государственного регулирования ВЭД. Эти принципы должны соблюдаться при использовании каждой группы мер государственного регулирования ВЭД, среди которых наиболее значимыми являются меры: финансовые, валютные, кредитные, таможенно-тарифные, нетарифные, экспортного контроля, сертификации товаров.

Наиболее детального рассмотрения заслуживает вопрос о конкретных полномочиях и ответственности основных институтов власти в части регулирования ВЭД и противодействия возможным рискам и угрозам в сфере ВЭД.

Существует четкое законодательно установленное разграничение полномочий в сфере ВЕД между разными институтами власти.

Наиболее общие основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности определяются стратегией и государственной политикой в данной сфере экономических отношений. В федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. (с последующими изменениями) №164-ФЗ. В ст. 5 федерального закона №164-ФЗ определена цель торговой политики России - создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Указано также, что данная политика опирается на общепризнанные принципы и нормы международного права и обязательства России по ее международным договорам. Этим же законом установлено, что основные направления торговой политики Российской Федерации, в соответствии с Конституцией определяет Президент.

Постановлением Правительства №330 от 15.04.2014 г. была утверждена государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности». В данную программу постановлением Правительства №369 от 04.04.2017 г. были внесены изменения. Сроки реализации программы - 01.01.2013 - 31.12.2019 г.

Как указано в паспорте Программы, ее целью является усиление позиций в глобальной экономике и повышение вклада внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в социально- экономическое развитие страны. Цели государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности достигаются путем реализации комплекса мероприятий, в числе которых представлено «обеспечение национальной и международной экономической безопасности».

В числе ожидаемых результатов реализации Программы представлены: последовательное увеличение экспорта несырьевых товаров, существенное повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по показателю «Международная торговля», получение значимых позитивных эффектов для национального хозяйства в контексте решения задач по модернизации и инновационному развитию. Научнометодологическая корректность Программы подтверждается представленным в ней определением сущности понятия «внешнеэкономическая деятельность»: «совокупность внешнеторговых, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых, научно-технических и иных экономических отношений Российской Федерации с иностранными государствами, в которые вступают хозяйствующие субъекты - рези- дентыц и нерезиденты».

Программа развития внешнеэкономической деятельности включает шесть подпрограмм:

  • 1. Реализация приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности в процессе международного экономического сотрудничества.
  • 2. Формирование Евразийского экономического союза.
  • 3. Создание национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности.
  • 4. Совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
  • 5. Совершенствование таможенной деятельности.
  • 6. Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Программой определены конкретные значения целевых показателей на каждый год периода действия Программы. Например, рейтинг Всемирного банка по показателю «Международная торговля» планируется поднять с недостойного России 174 места в 2015 г. до скромного рейтинга «100» к 2019 году.

Сущность внешнеэкономической безопасности заключается в соответствии результатов внешнеэкономической деятельности национально-государственным интересам России. Политика, направленная на достижение внешнеэкономической безопасности, должна обеспечить устойчивое, независимое развитие страны как целостной хозяйственной структуры, ее естественный экономический рост на основе рациональных и эффективных внешнеэкономических взаимосвязей, новаторский переворот в различных сферах человеческой деятельности.

Внешнеэкономическая безопасность достигается повышением конкурентоспособности, приспособляемостью национальной экономики к условиям мирового рынка, обеспечением управляемости и адаптационной восприимчивости ее как к мерам протекционной защиты, так и к политике либерализации в целях обеспечения устойчивого экономического роста.

Выделим наиболее важные задачи в области внешнеэкономической деятельности , направленные на обеспечение экономической безопасности:

Регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России;

Дальнейшее развитие экспортного потенциала за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологичных товаров, проведение политики импортозамещения;

Поддержка интересов российских экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;

Проведение политики разумного протекционизма в отношении российских производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;

Реструктуризация внешнего долга для сокращения бремени его обслуживания;

Стабилизация курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам.

Внешнеэкономическая политика может не только напрямую противостоять экономическим угрозам, но и играть самостоятельную роль в изменении баланса экономических потенциалов участников международного интеграционного процесса.

Учитывая важность обеспечения экономической безопасности во внешнеэкономическом секторе, рассмотрим основные тенденции , складывающиеся в современном внешнеэкономическом секторе России.

Внешнеэкономические связи современной России вносят весомый вклад во внутренний экономический рост и во многом определяют состояние и перспек-тивы отечественной экономики.

На зарубежных рынках ныне реализуется ос-новная часть продукции базовых отраслей промышленности (60-70 % жидкого топлива, металла, химических удобрений, свыше трети природного газа и лесо-материалов), за счет импорта обеспечивается около 40 % потребительского и бо-лее 20% инвестиционного внутреннего рынка. Реальные поступления от внеш-неэкономической деятельности формируют значительную часть финансовых ре-сурсов предприятий, а также около 60% доходной части федерального бюджета.


Сложившаяся за годы реформ модель участия России в международной торговле характеризуется обменом главным образом топлива и сырья на изде-лия обрабатывающей промышленности потребительского и производственно-го назначения . Для такой модели характерна, как правило, тенденция к за-медлению экономического роста и стагнации экспорта, которые находятся в прямой и тесной взаимосвязи. Главная причина закрепления этой негативной тенденции - прогрессирующее отставание России в научно-технической сфе-ре и обновлении производственной базы, отсутствие позитивных сдвигов в структуре национальной экономики и экспорта.

По-прежнему основу российского экспорта (80-85%) составляют энергоно-сители (в первую очередь нефть и природный газ) и различные виды сырья и полуфабрикатов, доля готовых изделий не превышает 15-18%, в том числе машинотехнической продукции - 10%. По удельному весу машин и оборудова-ния российский экспорт уступает промышленно развитым странам в 3,5 раза.

Таким образом, включение России и индустриально передовых держав в мировую экономику происходит на разных уровнях глобального рынка. Рос-сия абсолютно не вписывается в качественные сдвиги, которые происходят в международной торговле.

Наметившиеся тенденции оборачиваются крайне негативными последствиями, как для внешней торговли, так и для всей экономики страны :

Усиление перекоса в отечественной промышленности в пользу отраслейпо добыче и первичной обработке сырья в ущерб обрабатывающим отраслям;

Ухудшения условий торговли для России ввиду более быстрого роста ми-ровых цен на готовые изделия, чем на сырье, при этом импортируемые това-ры оплачиваются растущим количеством (невозобновляемого в большинствесвоем) топлива и сырья;

Усиление отставания темпов внешнеторгового обмена России от мировых показателей (удельный вес России в международной торговле снизился за
1990-е гг. с 2,5 до 1,2%);

Рост реальной угрозы российской экономике в результате ее высокой уяз-вимости в связи с постоянными изменениями внешнеэкономической конъюнкту-ры и колебаниями цен на мировом рынке нефти; фактически судьба российско-го экспорта, федерального бюджета и темпы экономического роста страны ста-ли существенно зависеть от единственного экспортного ресурса.

Структура российского импорта также существенно отличается от структу-ры импорта развитых и многих развивающихся стран. По ввозу продовольствия и сельскохозяйственного сырья Россия превышает удельный вес в импорте развитых держав почти в 2 раза. За счет импорта продовольст-вия Россия формирует практически половину ресурсов розничного товаро-оборота продовольственных товаров.

Импорт России, если его оценивать по доле продукции машиностроения, на первый взгляд вполне сопоставим с усредненными показателями промышленно развитых и развивающихся стран. Однако значительная часть ввоза такой продукции приходилась не на инвестиционные товары , т.е., например, на оборудование для переосна-щения производства, а на потребительские товары длительного пользования (автомобили, бытовая техника и т.п.).

Анализ структуры экспорта и импорта России показывает, что ее торговля с внешним миром сводится главным образом к обмену сырья и полуфабрика-тов на готовую продукцию и продукты питания. Такой товарообмен характе-рен для тех развивающихся стран, которые еще не завершили этап индустри-ализации . По мнению большинства экспертов, данный тип международного обмена не дает стране ощутимых импульсов к экономическому росту и не позволяет надеяться на перспективу выхода из периферийной зоны.

Согласно теореме Рыбчинского при неизменности мировых цен и при наличии в экономике страны лишь двух секторов рост одного (сырьевых ресурсов) неизбежно повлечет за собой сокращение выпуска в другом секторе (выпуск продукции обрабатывающей промышленности). Следовательно, российская экономика может превратиться в сырьевой придаток развитых стран, отдавая внутренний рынок зарубежным ТНК, которые продают не самые современные продукты и разработки НТП.

Сконцентрированность инвестиций в экспортных сырьевых отраслях приводит к деиндустриализации российской экономики и к потере конкурентоспособности, как на внешних, так и на внутренних рынках. Таким образом, рост экспорта тормозит развитие других отраслей. Однако, в ближайшей перспективе издержки на добычу нефти из-за климатических условий будут возрастать (они уже сейчас выше аналогичных издержек в Саудовской Аравии), что делает будущее России в международном разделении труда сложнее за счет практически отсутствующего развития обрабатывающего производства и снижающейся рентабельности экспорта сырья.

Очевидным становится, что без вмешательства государства выход на траекторию реального экономического роста маловероятен.

В сложившихся условиях особое внимание приобретает мониторинг основных показателей, характеризующих состояние внешнеэкономической деятельности:

Внешнеторговый оборот - сумма экспорта и импорта товаров, млрд. руб.;

Сальдо торгового баланса- разница между экспортом и импортом товаров. Положительное сальдо - экспорт превышает импорт, отрицательное сальдо - импорт превышает экспорт.

Доля товарных ресурсов поступивших по импорту в общем объеме товарных ресурсов, в том числе по основным группам товарам;

Отношение суммарного объема экспорта к ВВП, %;

Соотношение между объемами экспорта и импорта продукции, %;

Отношение объема внешнего долга государства к ВВП, %;

Доля импорта во внутреннем потреблении, % в том числе по продовольствию;

Доля экспорта в общем объема добычи и производства продукции, %;

проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности

Н. в. бекетов,

доктор экономических наук, профессор

м. е. тарасов,

доктор экономических наук, профессор Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова

Экономическая безопасность является основой национальной безопасности и определяет перспективы социально-экономического, политического и культурного развития России. В современных условиях ее обеспечение приобретает первостепенное значение, поскольку экономическая глобализация означает качественно новую ступень в развитии международных экономических отношений и формировании единого экономического пространства. Это «подталкивает» страны с переходной экономикой к научной разработке и практической реализации новой парадигмы экономической безопасности, учитывающей особенности взаимодействия субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в условиях глобализации, в том числе криминализацию этой сферы.

Криминализация хозяйственной деятельности всегда рассматривалась как серьезная угроза экономической безопасности Российской Федерации. При различных подходах к определению угроз экономической безопасности подавляющее большинство ученых сходится на том, что криминализация экономических отношений представляет собой одну из самых серьезных угроз.

В сфере ВЭД криминализация приняла широкий размах в силу целого ряда факторов социально-экономического, политического, государственно-правового и культурного характера. В частности, к ним относятся непродуманные рыночные реформы, форсированная либерализация режима

ВЭД, неблагоприятный инвестиционный климат, недостаточная защищенность капиталов, высокие темпы инфляции, несовершенство нормативно-правовой базы (прежде всего, законодательства о государственном регулировании ВЭД, таможенного, налогового, валютного законодательства), низкая эффективность государственного контроля за внешнеэкономическими операциями, результатами интеллектуальной деятельности, недостатки в правоохранительной деятельности, девальвация общезначимых ценностей и снижение уровня правосознания.

За последние неполные два десятилетия политика российского государства в сфере ВЭД претерпела коренные изменения. Начальным этапом этих преобразований можно считать издание Указа Президента России от 15.11.1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», которым разрушена монополия государственных структур на внешнеторговые контакты. Затем постепенно начинает обновляться нормативно-правовая база, осуществляется перестройка системы государственной (в первую очередь, исполнительной) власти, перераспределяются полномочия государственных органов, участвующих в регулировании ВЭД. Процесс реструктуризации и модернизации системы государственного управления и контроля продолжается до сих пор. Однако утверждать, что уже создан государственный механизм, абсолютно адекватный новым со-

Угрозы и безопасность

циально-экономическим, правовым и культурным условиям, преждевременно.

После демонополизации внешнеторговой сферы в нее было вовлечено большое число юридических и физических лиц. В настоящее время предприятия, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, размера уставного капитала и активов, сферы деятельности, места учреждения, имеют возможность участвовать в международном экономическом обмене. Активно пользуются такой возможностью и индивидуальные предприниматели.

Вместе с тем обвальная девальвация рубля, изменение масштаба внутренних цен на старте экономических реформ, устранение ряда административных барьеров создали благоприятные условия для получения сверхприбылей, быстрого наращивания и вывоза капитала, легализации преступных доходов. В итоге в сфере ВЭД оказалось немало фирм с сомнительной репутацией, в том числе создаваемых для разовых спекулятивных операций, имеющих и криминальный характер. Сфера внешнеэкономических связей превратилась в одну из наиболее криминогенных.

Криминализацию ВЭД можно рассматривать, с одной стороны, в качестве процесса, характеризуемого постепенным вытеснением легитимных экономических отношений их криминальными разновидностями, а с другой - в качестве особого социального явления, обусловленного ростом масштабов ВЭД и сопутствующей ей преступности, распространением делинквентного поведения в данной сфере.

Криминализация ВЭД поражает и всю систему социальных связей, норм и отношений. Повышенная социальная опасность экономической преступности вообще и преступлений в сфере таможенного дела в частности заключается в негативном влиянии на институты общества, в нарушении установленного порядка функционирования экономики и деятельности государства в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Экстенсивное развитие преступности, имевшее место в первые годы после либерализации ВЭД, постепенно уступает место интенсивному. Специалистами констатируется заметное повышение ее «профессионализма», выражающееся в модернизации способов подготовки, совершения и сокрытия внешнеэкономических и сопутствующих им преступлений, тщательном планировании криминальной деятельности и эффективном противодействии органам уголовной юстиции. Правонарушения зачастую приобретают многоэпизодный

характер, что позволяет говорить об устойчивой криминальной ориентации отдельных субъектов ВЭД и действительно рассматривать противоправную деятельность в данной сфере как профессиональную и как неотъемлемую составляющую теневой экономики.

Научно-технический прогресс и, прежде всего, широкое внедрение современных информационных технологий, совершенствование компьютерной техники и средств коммуникации способствует развитию не только легальной, но и теневой экономики. Увеличивается число уголовно-правовых деликтов, совершаемых с применением высоких технологий. Так, автоматизация процесса таможенного оформления, переход на электронное декларирование товаров вызвали появление преступлений, связанных с несанкционированным доступом к компьютерным сетям и базам данных таможенных органов. В связи с продолжающимся внедрением электронного декларирования в практику таможенного дела возможно увеличение числа высокотехнологичных преступлений, в том числе связанных с незаконным доступом и внесением изменений в базы данных таможенных органов. Зачастую криминальные бизнес-отношения развиваются более высокими темпами, чем легальные.

Достаточно сложный механизм совершения преступления характерен для таких отнесенных к компетенции таможенных органов уголовно-правовых деликтов, как уклонение от уплаты таможенных платежей, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Отдельные виды контрабанды также отличаются сложнейшими схемами реализации преступных целей.

В некоторых областях криминального внешнеэкономического бизнеса продолжается наращивание объемов нелегального оборота. Так, на протяжении последних лет угрожающими темпами увеличиваются объемы контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, а также сопутствующих им сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров. Эскалация незаконного наркооборота в большинстве регионов РФ сегодня очевидна. Результаты уголовно-правовых, криминологических и криминалистических исследований свидетельствуют, что для современного международного наркобизнеса наряду с тенденцией

увеличения количества перемещаемых через таможенную границу психоактивных веществ также характерна тенденция к совершенствованию преступной деятельности.

Увеличиваются и размеры объемов контрабан-дно перемещаемого вооружения. Растет также число международных операций, нарушающих права интеллектуальной собственности.

«Традиционно» сохраняется высокий уровень коррупционализации внешнеэкономических отношений. Практически все наиболее крупные незаконные внешнеэкономические операции связаны с подкупом должностных лиц государственных органов, участвующих в регулировании ВЭД, в первую очередь таможенных. Участие таможенников в преступлениях резко усложняет их раскрытие. К тому же даже выявленные преступления, совершенные сотрудниками таможенных органов, не всегда должным образом наказываются.

Коррупция по сути - это способ перераспределения собственности, капиталов, материальных и нематериальных благ или прав на них, способ подавления свободы, мультиплицирующий отношения экономического и социального неравенства и несправедливости. И как социальное, а точнее, антисоциальное явление она представляет для общества и государства особую опасность, тем более, что приобретает системный, организованный характер.

Заметное повышение организованности криминальных структур, специализирующихся в сфере ВЭД, следует рассматривать как самую опасную тенденцию. Многие организованные преступные группы и преступные сообщества представляют собой сложные системные образования с четкой иерархией и распределением ролей, высоким уровнем управляемости, разветвленными внутренними и внешними связями. Это позволяет монополизировать отдельные направления и легального, и нелегального бизнеса.

Криминальные метаморфозы ВЭД в условиях глобализации катализируются интеграционными процессами, созданием свободных экономических зон, таможенных союзов, интенсификацией трансграничных финансовых, товарных, пассажирских и информационных потоков, увеличением числа внешнеэкономических операций. Глобализация, к сожалению, имеет и теневую сторону. Криминальная деятельность во внешнеэкономической сфере также приобрела глобальный характер. Значительно расширилась криминальная сеть, укрепились международные криминальные связи, совершенствуется механизм обмена информацией между преступными структурами разных стран, ярко выражено стремление к образованию транснациональных преступных

сообществ, целью которых является максимизация прибылей от нелегальных внешнеэкономических операций. В теневой экономике криминальная ВЭД занимает ведущее положение по масштабу финансовых операций и размеру прибыли. Этим объясняется стремление многих преступников выйти на внешний рынок и закрепиться на нем. Криминальные отношения, возникающие между субъектами ВЭД, существенным образом влияют на криминализацию отдельных стран и целых регионов мировой экономики. Субъекты преступлений в большинстве случаев являются гражданами различных государств; активно участвуют в международном обмене товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Структура и динамика внешнеэкономических правонарушений, криминальная логистика определяются обстановкой, складывающейся и в стране-экспортере, и в стране-импортере, и в транзитной стране. Криминальные внешнеторговые сделки совершаются под воздействием спроса и предложения на мировом рынке. Появление устойчивых и набирающих силу тенденций к глобализации криминальной деятельности требует от государственных органов осуществления комплекса мероприятий по противодействию ей, особенно во внешнеэкономической сфере.

Гигантские прибыли, получаемые в результате этой преступной деятельности, по оценкам многих специалистов, являются одной из финансовых основ теневой экономики. Преступления, ведущие к росту внешнеэкономической криминальной активности, наносят огромный ущерб экономике страны и делают обязательными комплексный подход к изучению данных деструктивных процессов, оценку совокупного экономического ущерба, эффективную систему мер государственного и межгосударственного контроля за многофакторной преступностью, захватывающей целый ряд стран.

Сегодня, когда имеет место глобализация экономических отношений, криминализация ВЭД становится самой серьезной угрозой для развития России, усложняет задачи по обеспечению экономической безопасности страны. В сложившихся криминально-криминогенных условиях отсутствие эффективных государственных и общесоциальных мер по противодействию криминализации ВЭД может привести к тому, что широкомасштабное распространение криминальных внешнеэкономических операций и сопряженных с ними правонарушений, в частности коррупционных сделок, создаст угрозу деструктивных изменений не только в экономике, но и угрозу в целом для национальной безопасности России.

Введение

Экономическая безопасность - состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях. Составная часть национальной безопасности, ее фундамент и материальная основа. Объектом экономической безопасности выступает как экономическая система, взятая в целом, так и ее составляющие элементы: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, людские ресурсы, хозяйственные структуры, семья, личность.

Угрозы экономической безопасности - явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.

Показатели экономической безопасности - это наиболее значимые параметры, дающие общее представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности: рост ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, уровень безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, криминализация экономики, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, открытость экономики, внутренний и внешний долг государства.

Меры обеспечения экономической безопасности - совокупность способов, осознанных действий, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз безопасности.

1. Безопасность внешнеэкономической деятельности предприятия

1.1. Внешнеэкономическая деятельность: понятие и формы

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Предприятие-участник ВЭД – это самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником ВЭД, предприятие должно иметь четко очерченные цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах. Цели и задачи внешнеэкономической сделки не должны вступать в противоречие с тем, что определено в уставе или прочих учредительных документах предприятия.

Субъектами внешнеэкономической деятельности могут также быть общественные организации и объединения. Они могут вступать в международные неправительственные объединения, поддерживать прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения.

При существующей самостоятельности участников ВЭД государство оставляет за собой право регулировать важнейшие аспекты этой деятельности. Основы государственного регулирования ВЭД концептуально определены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». Государственное регулирование ВЭД базируется на определенных экономических и административных методах. К ним можно отнести таможенно-тарифное регулирование в виде применения импортно-экспортного тарифа; квотирование, лицензирование и т.д.

В России государственная внешнеторговая политика разрабатывается под руководством Президента Правительством РФ, а федеральные органы власти, непосредственно отвечающие за ее реализацию, – это Министерство промышленности и торговли РФ и Государственный таможенный комитет (ГТК).

Формы внешнеэкономической деятельности предприятия

Во внешнеэкономической деятельности различают экспортные, импортные, реэкспортные и встречные сделки.

Экспорт – это вывоз товаров с таможенной территории страны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранными лицами услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.

Импорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя.

Реэкспорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.

Встречная торговля (встречные сделки) представляют собой организационно – увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок может служить бартерное сотрудничество на основе товарообмена.

Направления внешнеэкономической деятельности

На современном этапе экономического развития можно выделить два направления внешнеэкономической деятельности предприятия: совместное предпринимательство и заключение внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами.

Правовые вопросы совместного предпринимательства определяются нормами торгового и гражданского законодательства того государства, где создается совместное предприятие.

Заключение и реализация договора на внешнем рынке подчиняется правовому регулированию по следующим позициям: международные соглашения по ВЭД и нормы гражданского законодательства. Права и обязанности сторон по реализации внешнеэкономической сделки определяются теми законодательными актами, которые действуют по месту ее заключения.

Внешнеторговый контракт – это договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ, услуг, заключаемый двумя или более сторонами (контрагентами). Контракт является основным, базовым документом, определяющим меру материальной ответственности сторон за выполнение обязательств, поэтому от правильности его составления зависит конечный результат сделки.

Контракт должен включать в себя следующие разделы;

  • общие положения;
  • предмет контракта;
  • цена и стоимость контракта;
  • сроки поставки товара;
  • условия платежа;
  • упаковка и маркировка груза;
  • порядок подачи претензий;
  • санкции и штрафы;
  • форс-мажор и разрешение споров.

С целью единообразия в международной практике введен и действует выпущенный Международной торговой палатой сборник толкований международных торговых терминов «Инкотермс». Во избежание недоразумений между контрагентами в контрактах делается акцент на применение условий «Инкотермс» или, наоборот, оговорка об использовании специальных терминов. Российская Федерация является участником Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.

Знание и применение Конвенции позволяет использовать унифицированный правовой режим для контроля за договорами купли-продажи во внешнеэкономической деятельности предприятия. Это важно, так как различные иностранные партнеры несут с собой национальные особенности в решении одних и тех же вопросов, в ряде случаев является проблематичным определение государства, правом которого регулируются отношения по конкретному договору. Поэтому при неурегулированности каких-либо позиций в договорах применяется конвенция, независимо от того, есть на нее ссылка или нет. Критерием применения Конвенции при исполнении международных контрактов служит нахождение коммерческих предприятий – сторон договора в разных государствах, при этом эти государства должны быть участниками Конвенции.

Способы реализации экспортно-импортных операций

В настоящее время предприятие может осуществлять экспортно-импортные операции самостоятельно посредством реализации прямых договоров с иностранными партнерами или через посредников – другие предприятия, предоставляющие свои услуги по ВЭД. Выбор правовой формы ВЭД зависит от экономических возможностей и потребностей предприятия.

Реализуя свои цели во внешнеэкономической деятельности через другие предприятия, предприятие-экспортер (импортер) использует договоры поручения, договоры комиссии, договоры поставки. При заключении договора комиссии, при заключении контрактов с иностранными контрагентами выступает предприятие-комиссионер от имени предприятия- производителя (комитента) экспортируемого (импортируемого) товара. Помимо подписания договора комиссионер берет на себя обязательства реализовать этот договор при определенных условиях, в частности, как правило, за счет комитента. В результате предприятие-комиссионер получает комиссионное вознаграждение в размере оговоренного процента от общей стоимости контракта по обоюдной договоренности сторон.

Если речь идет о договорах поручениях, то предприятие-экспортер (импортер) поручает от своего имени заключить контракты другому предприятию за определенное вознаграждение.

Разнообразие видов и форм внешнеэкономической деятельности предприятий должно способствовать повышению эффективности внешних связей государства в целом. Это позволит решить такие задачи, как увеличение валютных ресурсов и объемов торговли, улучшение структуры экспорта и импорта, погашение нынешних долгов, расширение сфер сотрудничества, привлечение капитала и технологий в страну.

1.2. Особенности экспортной политики предприятия

Осуществляя экспортную деятельность, предприятие должно иметь четкие представления о целях экспорта, стратегии экспортной деятельности, требованиях внешнего рынка, своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе, поведении конкурентов, иными словами, оно должно разрабатывать определенную экспортную политику.

Экспортная политика предприятия предполагает разработку стратегии и принципов деятельности предприятия на внешнем рынке, формирование экспортного ассортимента товара, а также определение темпов обновления экспортной продукции, цен уровня качества, гарантий и сервисного обслуживания.

Важнейшей составляющей экспортной политики предприятия является формирование и управление экспортным ассортиментом товара. Основная задача заключается в том, чтобы экспортер своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые соответствуют профилю его производственной деятельности и наиболее полно удовлетворяют требованиям определенных категорий зарубежных покупателей.

Формирование такого ассортимента – это проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между старыми и новыми товарами, товарами единичного и серийного производства, наукоемкими обычными товарами, товарами или лицензиями, ноу-хау.

Исходя из международной практики, целесообразно выпускать не одно какое-либо изделие, а их параметрический ряд, например, набор насосов одного типа, но отличающихся производительностью. Чем шире параметрические ряды и ассортиментный набор, тем вероятнее нахождение покупателем своего товара. Это в свою очередь укрепляет позиции предприятия на внешнем рынке.

Предприятия-экспортеры сталкиваются на внешнем рынке с международной конкуренцией.

Можно выделить следующие виды конкурентной борьбы:

  • функциональная конкуренция связана с тем, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами; поэтому все товары, обеспечивающие удовлетворение этих потребностей, являются функциональными конкурентами;
  • видовая конкуренция – следствие того, что товары, предназначенные для удовлетворения конкретной потребности, могут отличаться существенными параметрами;
  • предметная конкуренция – результат того, что идентичные товары могут отличаться лишь качественными характеристиками;
  • ценовая конкуренция предполагает, что однородные товары предлагаются по разнообразным ценам. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемую или имеющуюся в продаже продукцию;
  • неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, надежность, меньшую цену и более современный дизайн.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook