Цели и задачи организации центральных банков. Функции центральных банков. Организационная структура Центрального Банка РФ (Банка России). Центральные банки и основы их деятельности. Понятие и формы независимости центрального банка Центральные банки и их

В процессе эволюции капиталистических отношений отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Последние широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Такой банк получил название эмиссионного или национального, а в дальнейшем - центрального банка (ЦБ), что соответствовало его положению в кредитной системе.

Первым центральным банком был Риксбанк - Центральный банк Швеции, образованный в 1668 г. В 1694 г. возник Банк Англии, когда английскому правительству для ведения войны с Францией понадобился крупный заем, для выдачи которого несколько лондонских купцов объединились в один частный акционерный банк. За оказанную правительству услугу они получили исключительное право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. Выпущенные ими банкноты стали распространенным платежным средством и вошли в платежный оборот Англии. Королевская хартия 1694 г. закрепила за Банком Англии роль центрального банка и принципы его функционирования. Законодательную регламентацию установил Акт Роберта Пиля в 1844 г.

В зависимости от вида собственности на капитал центральные банки подразделяются на государственные, акционерные и смешанные. Отдельные центральные банки изначально создавались как государственные. Например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., его предшественник - Рейхсбанк (1875 г.), созданный в 1990 г. Центральный банк РФ (Банк России), его предшественник - Государственный банк (1860 г.).

Процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных, получил большое развитие в эпоху государственно- монополистического капитализма. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции.

Наиболее известным акционерным центральным банком является ФРС США, учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступивших в члены ФРС. Несмотря на то, что ФРС образована на акционерной основе, она принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.

Банки, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор, относятся к смешанным центральным банкам. Среди них можно выделить Банк Японии, основанный в 1882 г. По закону 1942 г. только 55% его уставного капитала принадлежит государству. Также принадлежит государству 50% национального банка Бельгии.

В настоящее время практически во всех странах во главе кредитных систем стоит центральный банк, хотя имеют место и исключения изданной практики. Так, в некоторых странах нет центральных банков, а эмиссионные функции выполняют специально созданные институты, например Управление денежного обращения (Карренси борд) в Сингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Существует практика функционирования центрального банка, выступающего эмиссионным центром нескольких государств. Например, Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пяти африканских странах: Габоне, Камеруне, Конго, Центрально-Африканской Республике, Экваториальной Гвинее, в каждой из которых у него свое отделение.

В современном государстве центральный банк является ключевым элементом его финансово-кредитной системы. Он выступает проводником официально денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика наряду с бюджетной - основа государственного регулирования экономики.

В историческом аспекте центральные банки формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Под термином «центральный банк» подразумевался самый крупный банк, составлявший ядро банковской системы. Впоследствии центральные банки монополизировали отдельные функции. А затем государства национализировали центральные банки (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австралии).

Капитал центрального банка обычно принадлежит государству, однако акционерами могут быть и коммерческие банки, и другие финансовые институты. В сравнении с коммерческими банками центральные банки не отличаются масштабами своих капиталов, операций и балансов, поскольку их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность как банков не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Центральный банк подотчетен парламенту или специальной парламентской комиссии. Его управляющий не входит в правительство. Назначение управляющего центрального банка может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе представить свою кандидатуру. В отдельных странах (Дании, Финляндии, Норвегии) не ограничивается срок пребывания высшего руководства центрального банка в должности. В других государствах он назначается на длительный срок, например, на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в Германии.

Независимость центрального банка определяет его роль в экономических и политических процессах в стране. Экономическая независимость предполагает возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении институты без существенных ограничений. Его политическая независимость определяется уровнем самостоятельности в отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Критерий независимости центральных банков в решении вопросов денежно-кредитной политики с учетом различных объективных и субъективных факторов определяет их классификацию.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.

К объективным факторам оценки независимости центральных банков можно отнести:

  • участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;
  • процедуру назначения (выбора) руководства банка;
  • степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  • права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  • правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Первый объективный фактор оценки при проведении денежно- кредитной политики существенно не влияет на независимость центрального банка. Второй фактор, определяющий порядок выбора (назначения) и отзыва руководства центрального банка, влияет на степень его политической независимости от органов государственного управления. Третий - определяет законодательные рамки свободы деятельности центрального банка.

В законодательстве ряда стран дана только общая формулировка задач центрального банка, что не является существенным для определения степени его независимости. Установление законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль в определении степени его независимости.

Четвертый фактор, устанавливающий права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, оказывает определяющее влияние на политическую независимость центрального банка.

Пятый фактор независимости центрального банка предполагает законодательное ограничение кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую его независимость. Имеет значение только при условии существования системы непосредственного финансирования правительств центральным банком. Подобная система действует в большинстве развитых стран.

В зависимости от собственности на капитал различают: государственные, акционерные, смешанные. Германия, Англия, Дания, Франция ЦБ со 100% участием государства. США собственность банков. Необходимым условием существования ЦБ является его фактическая независимость от правительства. В России уставной капитал и имущества ЦБ РФ является федеральной собственностью. Однако он не финансируется за счет бюджета, а осуществляет свои расходы за счет доходов. При этом получение прибыли не является целью деятельности банка России. По итогам года 50% полученной прибыли он перечисляет в государственный бюджет. ЦБ РФ подотчетен Госдуме, которая назначает и освобождает председателя банка и членов советов директоров. Федеральные органы государственной власти не имеют право вмешиваться в деятельность банка. Более того нормативные акты изданные в ЦБ в приделах его компетенции обязательны ля федеральных органов власти. Наименее независимы банки Австралии и Италии, максимально независимы- Австрии, германии. Цели деятельности ЦБ: 1. защита и обеспечение устойчивости рубля. 2. развитие и укрепление банковской системы. 3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования систем расчетов. ЦБ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения на местах, национальные банки республик являются территориальным учреждением ЦБ РФ, не имеют статуса юридические лица и не могут принимать решения носящие нормативный характер. Территориальные учреждения ЦБ – обособленное подразделение ЦБ, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящие в единую централизованную систему ЦБ. Операции ЦБ делятся на 2 группы: 1. пассивные. Относятся операции с помощью которых образуются ресурсы ЦБ. 2. активные. операции по размещению ресурсов. Основные источники ресурсов ЦБ: эмиссия банкнот, средства коммерческих банков на корреспонденческих счетах. Все ЦБ выполняют функции которые можно объединить в следующие группы: 1. по организации регулирования денежного обращения. 2. обслуживанию счетов правительства. 3. банковскому обслуживанию коммерческих банков. 4. надзору и контролю за деятельностью коммерческих банков. 5. валютному регулированию и контролю. Для осуществления валютно-кассового обслуживания ЦБ открывает счета коммерческим банкам. С них производится списание средств в пользу других банков и зачисление средств в пользу владельцев счетов. Существуют определенные условия для получения кредитов от ЦБ, при этом получать кредиты могут только банки выполняющие все его требования и при наличие достаточного обеспечения. ЦБ может предоставить следующие виды кредитов: ломбардный, срок кредитования от3 до 30 дней, при этом кредиты могут выдаваться по фиксированной ставке называемой ломбардной и кредит выдаваемый на акционерной основе когда установленный лимит на максимальный объем кредита выставляемый на каждый аукцион. Внутридневные кредиты размер регулируется величиной лимита. Стабилизационные выдаются банкам испытывающим серьезные затруднения. Кредиты банку санатору величина ограничивается 5-10% объемов финансовой помощи, которая планируется оказать проблемному банку. Учет векселей выданных российскими организациями экспортерами кроме того ЦБ осуществляет операции РЕПО- с государственными казначейскими обязательствами и облигациями федерального займа. Депозитные операции ЦБ: депозитные аукционы; депозитные операции по фиксированной % ставке; приме в депозит средств банков на основании заключенного договора. Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций. Выдает лицензии, устанавливает правила проведения банковских операций, бухучета, отчетностей для банковской системы. ЦБ выдает следующие виды лицензий: банковскую, на проведение основных банковских операций, кроме приема вкладов физических лиц, работы с валютой и драгметаллами; на прием вкладов от населения, не менее 2 лет проработавшему; валютную; на проведение операций с драгметаллами. Кроме того для устойчивого функционирования банковской системы ЦБ устанавливает для коммерческих банков нормативы деятельности. (достаточности собственных средств, нормативы ликвидности банка, долю срочной ликвидности, общей ликвидности, максимальный размер риска на одного заемщика, максимальный размер крупных кредитных рисков.

Покупка государственных обязательств в большинстве стран служит главной или даже единственной как в России формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Прямое кредитование правительства на покрытие бюджетного дефицита законодательно запрещено в США Канаде Японии Великобритании Швейцарии Швеции России. Центральный банк Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации Банк России был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР и первоначально назывался...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 13. Центральные банки и основы их деятельности

13.2. Центральный банк Российской Федерации

13.1. Формы организации и функции центральных банков

Возникновение центральных банков в одних странах исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в немногих наиболее надежных банках. Государство активно способствовало этому процессу, издавая соответствующие законы и концентрируя эмиссию постепенно в одном банке. В других странах центральные банки целенаправленно создавались государством. В XIX – начале XX веков эмиссия в большинстве стран была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком , а на современном этапе – центральным банком .

Формы организации центральных банков.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают:

  • государственные , капитал которых принадлежит государству (Австралия, Аргентина, Великобритания, Германия , Индия, Ирландия, Испания, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Россия , Финляндия, Франция , Швеция);
  • акционерные, капитал которых принадлежит акционерам – частным лицам (США , Италия);
  • смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству или местным органам государственного управления (Австрия, Бельгия, Греция, Мексика, Турция, Чили, Швейцария, Япония ).

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (Германия, Россия ), другие создавались как акционерные, а затем национализировались (Великобритания, Испания, Канада, Франция ).

Все центральные банки имеют тесные связи с правительствами своих стран. Однако правительство не может безгранично влиять на политику такого банк, так как каждый центральный банк в соответствии с законодательством страны является юридически самостоятельным : его имущество обособлено, и центральный банк распоряжается им как собственник.

Степень независимости центрального банка от государственной власти в разных странах различна.

Большей самостоятельностью пользуются банки, подотчетные по закону парламенту (Голландия, Россия, США , Швеция, Швейцария), меньшей – подотчетные министерству финансов (таких большинство).

Функции центральных банков.

В большинстве промышленно развитых стран центральный банк выполняет пять основных функций:

1) денежно-кредитного регулирования , или проведение денежно-кредитной политики (влияние на спрос и предложение денег, уровень банковской ликвидности, процентных ставок, валютного курса, на объем кредитов);

2) монопольной эмиссии банкнот (в некоторых странах - и монет, но обычно чеканкой монет занимается министерство финансов или казначейство, у которых центральный банк покупает их по номиналу и выпускает в обращение);

3) банка банков (то есть его клиентурой являются только коммерческие банки как посредники между центральным банком и экономикой страны);

4) банка правительства (в качестве кассира, кредитора, финансового консультанта и агента правительства);

5) внешнеэкономическую (как проводник государственной валютной политики и орган валютного контроля).

Методы денежно-кредитного регулирования достаточно разнообразны:

  • изменение процентных ставок по операциям центральных банков;
  • изменение норм обязательных резервов для коммерческих банков;
  • операции на открытом рынке по купле продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;
  • валютные интервенции, то есть покупка – продажа иностранной валюты за национальную.

Повышая ставки, центральный банк проводит политику ограничения кредита, то есть кредитной рестрикции.

Снижение ставки центральным банком является методом расширения кредита – кредитной экспансии .

В большинстве стран система ставок центрального банка включает ставки по различным видам кредитов и депозитов, которые образуют коридор процентных ставок .

Повышение нормы обязательных резервов для коммерческих банков (кредитная рестрикция) означает, что большая часть банковских средств «замораживается» на счетах центрального банка и не может использоваться ими для выдачи кредитов. В результате денежная масса в обращении сокращается, повышается курс национальной валюты и проценты по ссудам.

В странах с развитым рынком ценных бумаг распространенным методом денежного регулирования являются операции на открытом рынке. Если центральный банк продает ценные бумаги (например, свои облигации коммерческим банкам), то объем ресурсов коммерческих банков снижается, что влечет уменьшение денежной массы в обращении и повышение курса национальной валюты, объемы выдаваемых кредитов уменьшаются (кредитная рестрикция). Для увеличения ресурсов коммерческих банков (кредитная экспансия) центральный банк может использовать покупку у них векселей, приобретенных банками у своих клиентов (переучет векселей ) или операции типа РЕПО: покупая у банков государственные ценные бумаги, центральные банки одновременно берут на себя обязательство обратной последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене.

Покупка государственных обязательств в большинстве стран служит главной или даже единственной (как в России) формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита.

Прямое кредитование правительства на покрытие бюджетного дефицита законодательно запрещено в США , Канаде, Японии, Великобритании , Швейцарии, Швеции, России . Ограничено законом – в ФРГ, Франции , Нидерландах. Основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки, иные финансово-кредитные организации и население.

Поддержание стабильности курса национальной валюты осуществляется валютными интервенциями , что в свою очередь влияет на обеспечение стабильности цен и денежного обращения.

В ряде стран надзор и контроль за банковской системой страны осуществляется исключительно центральным банком (Австралия, Италия, Россия), в других (Германия, США, Швейцария, Франция) – центральным банком совместно с другими органами (казначейством, банковской комиссией и др.), а в некоторых государствах (Австрия, Дания, Канада, Норвегия) – не центральным банком, а иными органами.

13.2. Центральный банк Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР и первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

20 декабря 1991 года Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Банку России.

Банк России – главное звено современной банковской системы России.

Банк России является основным проводником денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию денежного обращения в стране.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации: определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (п. 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (п. 2).

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости , который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Банк России является юридическим лицом , имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью .

В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

В соответствии со статьей 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации. Эту функцию Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет цели деятельности Банка России и конкретизирует исполнительские функции, позволяющие реализовать его основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля.

В соответствии с указанным Законом целями деятельности Банка России являются:

Защита и обеспечение устойчивости рубля;

Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы;

развитие финансового рынка Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным

обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Цели деятельности Банка России определяют его функции, закрепленные ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» №86-ФЗ:

Функция эмиссионного центра

Функция денежно-кредитного регулирования

Функция банка банков

Функция банка Правительства

Функция валютного центра (золотовалютные резервы)

Функция выпуска государственных ценных бумаг

Органами управления Банка России являются:

  1. Национальный финансовый совет (состоит из 12 членов, включающих 2 представителя от Совета Федерации, 3 – от Государственной Думы, 3 – от Президента РФ, 3 – от Правительства РФ);
  2. Председатель Банка России (предлагается президентов РФ, назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
  3. Совет директоров (состоит из Председателя Банка России и 14 членов Совета директоров, назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ).

13.3. Операции центральных банков

Центральный банк осуществляет свои функции через банковские операции: пассивные и активные .

Пассивные операции центральных банков – это операции по формированию банковских ресурсов (связаны с притоком денег в центральный банк):

  • эмиссия банкнот;
  • прием депозитов коммерческих банков и казначейства (министерства финансов);
  • получение кредитов от международных финансово-кредитных организаций (например, МВФ) или других центральных банков;
  • выпуск собственных долговых ценных бумаг;
  • операции по формированию собственного капитала и резервов.

Активные операции центральных банков это операции по размещению ресурсов (связаны с оттоком денег из центрального банка):

покупка золота и иностранной валюты;

выдача кредитов и размещение депозитов;

покупка ценных бумаг;

приобретение основных средств.

Активные и пассивные операции центрального банка отражаются в соответствующих статьях его баланса.

Для примера рассмотрим баланс Центрального банка Российской Федерации.

Годовой баланс Банка России

Статьи баланса

2012

2011

АКТИВЫ

1. Драгоценные металлы

1 646 187

1 527 545

2. Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов

14 525 436

14 245 276

3. Кредиты и депозиты

3 158 355

1 663 280

4. Ценные бумаги, из них:

456 314

426 775

4.1. Долговые обязательства

Правительства Российской Федерации

370 182

332 738

5. Прочие активы, из них:

251 549

97 857

5.1. Основные средства

5.2. Авансовые платежи по налогу на прибыль

76 276

75 429

Всего активов

20 630 744

18 562 735

ПАССИВЫ

1. Наличные деньги в обращении

7 667 950

6 896 064

2. Средства на счетах в Банке России, из них:

9 404 984

7 742 221

2.1. Правительства Российской Федерации

4 913 764

4 426 298

2.2. Кредитных организаций-резидентов

2 185 349

1 748 402

3. Средства в расчетах

36 217

4. Выпущенные ценные бумаги

5. Обязательства перед МВФ

447 686

472 335

6. Прочие пассивы

138 183

138 183

7. Капитал, в том числе:

2 724 457

3 235 383

7.1. Уставный капитал

3 000

3 000

7.2. Резервы и фонды

2 721 457

3 232 383

8. Прибыль отчетного года

247 326

21 903

Всего пассивов

20 630 744

18 562 735

Активные операции отражены в активе баланса, пассивные операции – в пассиве баланса.

Операции и сделки, которые может осуществлять Банк России, а также клиенты Банка России определены статьей 46 Федерального закона №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

1. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями , Правительством Российской Федерации :

1) предоставлять кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

2) предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимальных показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров;

3) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

4) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

8) выдавать поручительства и банковские гарантии;

9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

11) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

12) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

При этом Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе , за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Обеспечением кредитов Банка России могут выступать : золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках, иностранная валюта, векселя, номинированные в российской или иностранной валюте, государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров.

В случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии .

2. Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

3. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

В тоже время Банк России не имеет права :

1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 48 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8, 9 и 39 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;

4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

5) пролонгировать предоставленные кредиты (исключение может быть сделано по решению Совета директоров).

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7489. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ И ОСНОВЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13.18 KB
История возникновения института центрального банка. История становления Государственного банка в России. форма организации и функции центрального банка. Пассивные операции центрального банка.
10752. Коммерческие банки и основы их деятельности 22.01 KB
В Федеральном законе №3951 О банках и банковской деятельности коммерческий банк определен как кредитная организация которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады средств юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности платности срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Коммерческие банки выполняют пять основных функций: Функцию аккумуляции временно свободных...
10459. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ 19.87 KB
Есть отдельные эндокринные клетки которые вырабатывают несколько гормонов. Например клеткиG слизистой оболочки желудка вырабатывают гастрин и энкефалин. Эти клетки органы называются клеткамимишенями или эффекторами.
10738. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19.28 KB
Об аудиторской деятельности другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Аудиторские организации и предприниматели осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги: 1 постановку восстановление и ведение бухгалтерского учета составление бухгалтерской финансовой отчетности бухгалтерское консультирование; 2 налоговое консультирование постановку восстановление и ведение...
19375. Финансовые основы страховой деятельности. 46.16 KB
Основа финансовой устойчивости страховщика Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов а также система перестрахования. Доходы от страховых операций формируются за счет страховых платежей. Основой страховых платежей выступает страховой тариф. В связи с этим в страховом деле принята следующая классификация расходов: - расходы на выплату страхового возмещения; - отчисления в резервы; - расходы на ведение дела: - аквизиционные производятся с целью заключения новых...
7526. Основы организации и деятельности коммерческих банков 23.96 KB
Важным элементом денежно-кредитной системы Российской Федерации являются коммерческие банки. В 90-е годы коммерческие банки прошли несколько этапов в своем развитии: от массового создания в период до 1998г. до сокращения в настоящее время. Одновременно с этим в последние годы происходит укрупнение банковского капитала, рост их активов.
14811. Методологические основы инновационной деятельности фирм 27.41 KB
Методологические основы инновационной деятельности фирм Общие понятия об инновациях Тенденции и разновидности развития Инновационная спираль Инновационный период развития экономики Понятие сущность и содержание инновации Классификация инноваций Функции инновации Источники инновационных возможностей. Представляется что под устойчивым экономическим развитием следует понимать такое развитие при котором обеспечивается воспроизводство всех факторов производства и экономической системы в целом которое может быть достигнуто только путем...
7682. Экономическая сущность строительной деятельности и ее правовые основы 16.28 KB
Виды строительства. Продукцией капитального строительства являются вводимые в действие и принятые в установленном порядке производственные мощности и объекты непроизводственного назначения. Более 70 отраслей национальной экономики обслуживают отрасль строительства в ней используется около 20 продукции черной металлургии большая часть продукции промышленности строительных материалов конструкций деталей и др...
12802. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности 788.55 KB
В решении этих проблем ведущее место естественно принадлежит базовым научным дисциплинами педагогике и психологии целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной так и непрофессиональной любительской социально-культурной деятельности.
8020. Правовые основы судебно-экспертной деятельности, ее субъекты 44.12 KB
Психологические основы деятельности судебного эксперта. Признав необходимым назначение судебной экспертизы следователь выносит об этом постановление а в случаях предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса возбуждает перед судом ходатайство в котором указываются: 1 основания назначения судебной экспертизы; 2 фамилия имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения в котором должна быть произведена судебная экспертиза; 3 вопросы поставленные перед экспертом; 4 материалы предоставляемые в...

С точки зрения собственности на капитал центральные банки можно подразделить: на государственные, акционерные, смешанные.

Государственные банки - это банки, капитал которых принадлежит государству.

Одни центральные банки изначально создавались как государственные. Например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., как и его предшественник - Рейхсбанк (1875). К таким центральным банкам относится и созданный в 1860г. Государственный банк, который впоследствии стал центральным эмиссионным банком России. Другие центральные банки сначала были частными (как, например, Банк Англии (1694), Банк Франции (1800), а затем были Национализированы.

Акционерные банки - банки, капиталом которых стали взносы учредителей.

Ярким представителем акционерных центральных банков является Федеральная резервная система США (ФРС), учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.

Смешанные центральные банки - это банки, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор.

Среди центральных банков этой группы, например, Банк Японии, основанный в 1882 г. По Закону 1942 г. только 55% уставного капитала банка принадлежит государству

Центральный банк выполняет следующие основные функции:

  • осуществляет законодательно закрепленную эмиссионную монополию в отношении банкнот (общенациональных кредитных денег), которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств;
  • является «банком банков» (коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке, эти резервы носят характер обязательных). Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по пассивам;
  • является банкиром правительства (в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств, иногда центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета);
  • осуществляет денежно-кредитное регулирование и обеспечение стабильности национальной валюты. Управление стоимостью денег происходит через управление денежной массой (объемом денег). В качестве инструментов валютной политики для управления денежной массой центральным банкам служат: политика минимального резерва; дисконтная и ломбардная политика; политика Открытого рынка.

Банк России:

  • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов на территории Российской Федерации; проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  • осуществляет все виды банковских операций;
  • осуществляет валютный контроль и валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
  • определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса страны и организует его составление;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений.

Основные функции Банка России - лицензирование банковской деятельности, контроль за деятельностью кредитных организаций, осуществление валютного регулирования и валютного контроля. В настоящее время Банком России проводится жесткая политика по отзыву лицензий на совершение банковских операций у кредитных организаций» следующих случаях:

  • установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
  • задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
  • установления фактов недостоверности отчетных данных;
  • осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;
  • неисполнения требований федеральных законов, а также нормативных актов Банка России;
  • неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки можно подразделить: на государственные, акционерные, смешанные.

Государственные банки - это банки, капитал которых принадлежит государству.

Одни центральные банки изначально создавались как государственные. Например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., как и его предшественник - Рейхсбанк (1875). К таким центральным банкам относится и созданный в 1860г. Государственный банк, который впоследствии стал центральным эмиссионным банком России. Другие центральные банки сначала были частными (как, например, Банк Англии (1694), Банк Франции (1800), а затем были Национализированы.

Акционерные банки - банки, капиталом которых стали взносы учредителей.

Ярким представителем акционерных центральных банков является Федеральная резервная система США (ФРС), учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.

Смешанные центральные банки - это банки, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор.

Среди центральных банков этой группы, например, Банк Японии, основанный в 1882 г. По Закону 1942 г. только 55% уставного капитала банка принадлежит государству

120. Понятие задач и функций Центрального банка и их развитие в современных условиях

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

Банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

Банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;

Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.



Центральный банк выполняет следующие основные функции:

· осуществляет законодательно закрепленную эмиссионную монополию в отношении банкнот (общенациональных кредитных денег), которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств;

· является «банком банков» (коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке, эти резервы носят характер обязательных). Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по пассивам;

· является банкиром правительства (в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств, иногда центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета);

· осуществляет денежно-кредитное регулирование и обеспечение стабильности национальной валюты. Управление стоимостью денег происходит через управление денежной массой (объемом денег). В качестве инструментов валютной политики для управления денежной массой центральным банкам служат: политика минимального резерва; дисконтная и ломбардная политика; политика Открытого рынка.

Банк России:

· во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля;

· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

· устанавливает правила осуществления расчетов на территории Российской Федерации; проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

· осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

· осуществляет все виды банковских операций;

· осуществляет валютный контроль и валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

· определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса страны и организует его составление;

· проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений.

Основные функции Банка России - лицензирование банковской деятельности, контроль за деятельностью кредитных организаций, осуществление валютного регулирования и валютного контроля. В настоящее время Банком России проводится жесткая политика по отзыву лицензий на совершение банковских операций у кредитных организаций» следующих случаях:

· установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

· задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

· установления фактов недостоверности отчетных данных;

· осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;

· неисполнения требований федеральных законов, а также нормативных актов Банка России;

неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.
121. Методы и инструменты денежно-кредитной политики и особенности их применения в России.

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объект денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей.

Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осуществляется с помощью соответствующих инструментов.

Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка.

В мировой экономической практике ЦБ используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований;

Процентную политику ЦБ, т. е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у ЦБ или депонирование средств коммерческих банков в ЦБ;

Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

122. Современные представления о сущности и функциях банка.

Сущность банка целесообразно рассматривать на макроуровне по отношению к экономике в целом, включая все многообразие реальной деятельности конкретных банков. Банк является прежде всего предприятием, произво­дящим особый, специфический продукт. Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он про­изводит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Деньги являются воспроизводственной категорией; наличные деньги, выпущенные банком как единственным монополистом в общей массе субъектов воспроизводства, обслуживают как сферу производства, так и распределения, обмена и потребления.

Сущность банка требует раскрытия его структуры. Структуру банка не следует путать со структурой аппарата управления банком. Под струк­турой банка понимается такое его устройство, которое дает ему возмож­ность функционировать как специфическому предприятию (институту) В этом смысле устройство банка включает четыре обязательных блока, без которых он не может существовать и развиваться.

Первый блок включает банковский капитал как специфический ка­питал, освободившийся от промышленного и торгового капитала, как капитал, существующий преимущественно в заемной форме, и находится только в движении.

Второй блок охватывает банковскую деятельность, отличающуюся от деятельности других предприятий и институтов характером своего продукта, ставшую главным его занятием (в отличие от других субъек­тов, которые могли выполнять лишь отдельные банковские операции, не ставшие для них главным, основополагающим делом).

Третий блок состоит из особой группы людей, имеющих специфи­ческие знания в области банковского дела и управления банком.

Четвертый блок можно назвать производственным, ибо в него вхо­дят банковская техника, здания, сооружения, средства связи и комму­никации, внутренняя и внешняя информация, определенные виды про­изводственных материалов.

С учетом анализа специфики банка, его основы и структуры банк можно определить как предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющие регулирование платежного оборота в наличной и без­наличной формах.

123. Банковская система России и особенности ее современного развития. Макроэкономические факторы развития банковской системы.

На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить:

· степень развитости товарно-денежных отношений;

· общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность;

· законодательные основы и акты;

· общее представление о сущности и роли банка в экономике.

Степень развитости товарно-денежных отношений, торговли, денежного обращения предопределяют и масштабы, и содержание банковской деятельности. Формирование оживленного денежного и товарного оборотов, развитие национальных рынков, международной торговли являются предпосылкой развития банковской системы. Спрос на банковские услуги возрастает и расширяется по мере увеличения масштабов производства и обмена между товаропроизводителями. Негативное влияние на развитие банковской системы оказывают войны, стихийные бедствия, затяжные экономические кризисы.

Общественный и экономический порядок неизбежно затрагивает и характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощряются сбережения, отдается предпочтение распределению, а не товарообмену, то банки не будут получать импульсов для развития, более того, в таких условиях деятельность банков может быть свернута. На развитие банков влияют и запрещения местных властей. Местное лобби может воздействовать на принятие решений по открытию филиалов других банков, например из соседних регионов.

Законодательная база также оказывает заметное влияние на развитие банковской системы. В некоторых странах запрещается выполнять ряд банковских операций. Так, в США законодательно запрещено выдавать банковские гарантии. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием. В соответствии с законодательством в некоторых странах центральные банки могут широко заниматься обслуживанием хозяйства.

Однако законодательство может быть не только запретительным, а наоборот, содействовать развитию банковской системы. Так, в России начиная с 1987 г. началась коренная перестройка банковской системы, появилось большое количество коммерческих банков и небанковских учреждений, поскольку взятый правительством курс на рыночное ведение хозяйства потребовал перестройки всей банковской системы в стране.

На развитие банковской системы огромное влияние оказывают и общие представления о сущности и роли банка в экономике. В распределительной системе банк воспринимается как часть государственного аппарата управления, орган контроля, надзора над деятельностью предприятий. Иное положение занимают банки в условиях рыночной экономики. Банковская система приобретает двухуровневый характер, собственность на банки приобретает черты, адекватные многообразию форм собственности в хозяйстве, система становится более многосторонней, приобретает более законченные черты, предлагает обществу более широкий спектр операций и услуг.

Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на банковскую прибыль, отсутствие достаточных ресурсов для активного ведения банковских операций, недостаток квалифицированных кадров и др. В странах с переходной экономикой зачастую именно эти факторы не позволяют банкам делать более широкие шаги в своем развитии.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook