Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Контроль финансово-хозяйственной деятельности Контроль за хозяйственной деятельностью учреждения

При изучении данного раздела студенты должны ознакомиться с организацией контроля финансово-хозяйственной деятельности организации.

Для этого необходимо:

1 Ознакомиться с порядком ведения и содержанием книги учета проверок не менее чем за два года, предшествующих периоду прохождения практики.

2 Ознакомиться с организацией внутрихозяйственного контроля, представив в отчете следующую информацию:

● на кого возложены функции внутрихозяйственного контроля;

● планирование работы органов внутрихозяйственного контроля;

● осуществляемые мероприятия по внутрихозяйственному контролю и их результаты.

3 Ознакомиться с организацией и проведением внутриведомственного контроля, представив в отчете следующую информацию:

● кем проводится внутриведомственный контроль;

● периодичность и форма проведения внутриведомственного контроля;

● организация и общий план проведения внутриведомственного контроля.

● последний срок проведения внутриведомственного контроля и порядок оформления результатов такой проверки.

3 Ознакомиться с организацией вневедомственного контроля, представив в отчете следующую информацию:

● наименование органов контрольной (надзорной) деятельности, осуществляющих проверку организации-объекта практики за исследуемый период;

● цели и задачи проверки (из книги учета проверок).

В процессе прохождения практики студент должен выбрать для себя тему курсовой работы по дисциплине "Контроль и аудит". По избранному объекту контроля необходимо собрать взаимоувязанные первичные документы, учетные регистры, а также бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Примерный перечень приложений к отчету по данному разделу программы практики:

1 Копия книги учета проверок (ревизий) за исследуемый период.

2 Копии актов и справок, составленных по итогам проверок.

Информационно-методическая часть

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИКИ

Перечень тем Продолжительность в часах
1 Краткая экономическая характеристика деятельности организации.
2 Основы организации бухгалтерского учёта.
3 Учет затрат на производство продукции (работ, услуг).
4 Учет реализации продукции, работ, услуг.
5 Учет денежных средств в кассе и на счетах в банках.
6 Учет расчетных операций.
7 Учет финансовых результатов.
8 Учет фондов, резервов, целевого финансирования.
9 Бухгалтерская отчётность.
10 Анализ основных средств.
11 Анализ трудовых ресурсов организации и оплаты труда.
12 Анализ материальных ресурсов организации.
13 Анализ затрат и себестоимости продукции (работ, услуг).
14 Экспресс-анализ финансового состояния организации.
15 Организация контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Итого

Организационные вопросы прохождения практики



Объекты практики и рабочие места студентов

Учетно-аналитическая (производственная) практика способствует подготовке студентов к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и должна проводиться в организациях, соответствующих профилю подготовки специалистов.

Основными объектами практики являются организации, для которых производится целевая подготовка специалистов (независимо от источников финансирования обучения), организации, с которыми у Белорусского государственного университета транспорта существуют договорные отношения о проведении научно-исследовательских, проектных и других работ.

Другие объекты составляют преимущественно организации, предлагаемые в порядке личной инициативы самими студентами для прохождения учетно-аналитической (производственной) практики.

Учетно-аналитическую (производственную) практику студент может проходить на следующих объектах:

● в Управлении Белорусской железной дороги, отделениях железной дороги, финансово-экономической службе (отделе) или службе (отделе) бухгалтерского учета и методологии;

● в структурных организациях отделений железной дороги и организациях дорожного подчинения;

● в организациях автомобильного, водного и авиатранспорта;

● в организациях других отраслей экономики, учреждениях и организациях бюджетной, финансовой и банковской сферы.

Выбор объекта практики студент производит самостоятельно, согласно предоставленного им договора или из перечня организаций Белорусской железной дороги, с которыми университетом заключены договора о целевой подготовке. После закрепления объектов практики за студентами кафедрой составляется приказ о направлении студентов на учетно-аналитическую практику, который утверждается первым проректором университета.



Учетно-аналитическая (производственная) практика студентов должна проходить в одном из подразделений организации, выполняющем учетные функции. Имея рабочее место в одном из таких подразделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере выполнения программы практики.

В период практики студент должен занимать рабочие места с таким расчетом, чтобы можно было выполнить требования всех разделов программы. Не допускается использование студента во время практики лишь на одном рабочем месте, а также на работе, не предусмотренной программой практики и не имеющей отношения к специальности студента.

Студент-практикант может быть зачислен организацией на вакантную штатную должность только по специальности. При этом для выполнения программы практики студенту должна быть предоставлена возможность ознакомиться с организацией и постановкой бухгалтерского учета деятельности организации, аналитической работы отделов, порядком проведения проверок.

Продолжительность практики

Студенты дневной и заочной формы обучения специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" проходят практику в течение трех недель. Даты начала и окончания учетно-аналитической практики устанавливаются приказом по университету в соответствии с учебным планом.

Сроки прохождения практики могут быть изменены для отдельных студентов при наличии объективных причин, которые не позволяют осуществлять этот вид учебной нагрузки в установленные университетом сроки. Для этого студент подает заявление на имя декана факультета, где указывается причина с приложением подтверждающих документов и оговариваются индивидуальные сроки прохождения практики. Сроки должны быть согласованы с организацией (объектом практики).

В период прохождения практики студент выполняет следующую работу:

● осуществляет сбор и обработку практического материала;

● консультируется у руководителя практики;

● готовит материалы по результатам исследования для их согласования с руководителем практики в организации;

● оформляет отчёт по практике для представления на кафедру;

● выполняет индивидуальное задание, выданное руководителем практики.

Студент совместно с руководителем практики от организации, руководствуясь продолжительностью практики, должен составить индивидуальный календарный план по форме, приведенной в дневнике.

Последовательность выполнения программы практики устанавливается руководителем практики с учетом возможности ее выполнения в организации.

Обязанности и права студентов в период прохождения практики

К учетно-аналитической (производственной) практике студент допускается после успешной сдачи экзаменационной сессии и ликвидации всех академических задолженностей. До начала практики студент должен встретиться с руководителем практики от кафедры, согласовать с ним календарно-тематический план практики, получить индивидуальное задание и обязан присутствовать на организационном собрании, проводимым в установленный день.

Студенты при прохождении практики обязаны:

● знать до отъезда на практику, кто из преподавателей назначен кафедрой руководителем практики, место и время ее прохождения, изучить программу практики;

● приступить к практике (прибыть на место прохождения практики) и закончить ее в срок, установленный приказом по университету;

● явиться по прибытии к руководителю практики от организации, согласовать с ним индивидуальный календарно-тематический план практики, получить указания о порядке и месте ее прохождения, решить вопрос о времени и месте получения консультаций, утвердить рабочую программу и получить копию приказа о прохождении практики в данной организации.

Копия приказа о прохождении практики в данной организации должна быть представлена в течение 10 дней с начала практики;

● строго соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка и подчиняться им. При нарушении правил руководитель организации может налагать на студента взыскания с последующим сообщением ректорату университета;

● выполнять программу практики в соответствии с индивидуальным календарно-тематическим планом, полностью осуществлять предусмотренные работы, стремясь приобрести как можно больше практических навыков по своей специальности;

● изучить по соответствующим разделам программы практики:

– инструктивные материалы, постановления, указания по организации и методологии бухгалтерского учета, финансовой и аналитической работы, овладеть навыками использования нормативных документов в контроле за производственно-финансовой деятельностью;

– организацию первичного учета, порядок документального оформления хозяйственных операций, составления, приемки, обработки документов, ознакомиться с регистрацией хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, составлением отчетности, анализом ее показателей;

– степень автоматизации бухгалтерского учета;

● нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

● участвовать в рационализаторской и исследовательской работе по заданию кафедры;

● активно участвовать в жизни и производственной деятельности организации;

● ежедневно производить записи в дневник о выполнении заданий, предусмотренных календарным планом и отражать виды работ, выполненные по поручению главного бухгалтера или руководителя практики от организации;

● в сроки, согласованные с руководителем практики от университета, представить на проверку отчет по темам, предусмотренным программой практики;

● по результатам учетно-аналитической (производственной) практики составить отчет в соответствии с порядком, изложенным в программе практики, и подготовить материал для выполнения курсовой работы по дисциплине "Контроль и аудит";

● представить по окончании практики отчет и защитить его перед комиссией в установленный кафедрой "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" срок.

Студентам запрещается самовольно оставлять объекты практики в рабочее время. Разрешение на отсутствие по месту практики при наличии уважительных причин можно получить у декана факультета, его заместителя или руководителя практики.

При возвращении с практики студент обязан представить:

1 Отчет о практике со всеми необходимыми документами. Отчет должен быть подписан руководителем практики от организации, и его подпись заверена печатью.

2 Дневник практики (с отметками и подписями руководителя практики от организации). Вместе с дневником должна быть представлена оформленная путевка (с отметками о датах прибытия и убытия, заверенных подписью и печатью). В соответствующем разделе дневника руководителем от организации должна быть написана характеристика -отзыв о работе студента в период прохождении им практики.

3 Бланк письменного отчета о выполнении программы практики , подписанный студентом, непосредственным руководителем практики от организации и утвержденный руководителем (заместителем руководителя).

4 Индивидуальное задание , которое представляется вместе с отчетом о практике.

5 Справку для подтверждения выплаты суточных для студентов дневной формы обучения, проходящих практику за пределами Гомеля.

При прохождении практики студенты имеют право:

· получать необходимую информацию для выполнения программы практики и индивидуального задания;

· пользоваться библиотекой организации и с разрешения главного бухгалтера и руководителей подразделений – информационными фондами и техническими архивами организации;

· получать компетентную консультацию специалистов организации по вопросам, предусмотренным программой практики;

· с разрешения руководителя практикой от организации и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением задания по практике;

· пользоваться услугами подразделений непроизводственной инфраструктуры организации (столовой, буфетом, спортсооружениями и т.п.).

Другим, еще одним важным направлением совершенствования корпоративного управления является контроль финансово-хозяйственной деятельности, эффективность которого может быть обеспечиваться при соблюдении следующих условий:

Привлечение независимого аудита;

Регулярность проведения заседаний;

Наличие контрольно-ревизионной службы;

Наличие в компании должности корпоративного секретаря

Наличие независимого аудита обеспечивает доступ высшего звена управления к информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, и способствует созданию высокоэффективной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, препятствующий возникновению нарушений, а также подтверждает достоверность отчетов.

Внутренний аудит играет важную роль в корпоративном управлении, т.к. позволяет компании выполнять различные аудиторские заключения, важнейшими целями которых являются:

Достоверность информации;

Соблюдение законодательства;

Сохранность активов;

Эффективность и результативность деятельности компании.

Большое значение имеет регулярность проведений заседаний комитета. Регулярность проведения заседаний характеризует не только соблюдение правил листинга, а также выполняет важную роль в обеспечении контроля деятельности менеджмента компании, оценке достоверности финансовой отчетности, анализе эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками.

Рекомендуется проводить не менее трех заседаний в год. Наряду с этим для обеспечения должной независимости и объективности комитета по аудиту в его состав должны входить только независимые директора и исполнительные директора.

С целью обеспечения эффективности системы внутреннего контроля в компании необходимо создавать отдельное структурное подразделение, осуществляющее функции по оценке эффективности системы внутреннего контроля -контрольно – ревизионную службу.

В соответствии с законодательством члены ревизионной комиссии не должны одновременно входить в состав директоров и исполнительных органов.

С целью обеспечения независимости ревизионной комиссии в ее состав не рекомендуется включать и других сотрудников компании.

Наличие в компании должности корпоративного секретаря является важным аспектом совершенствования практики корпоративного управления на промышленных предприятиях. Основной задачей корпоративного секретаря является обеспечение соблюдения органами и должностными лицами компании процедур корпоративного управления, установленных законодательством, уставом и иными внутренними документами компании.

Для обеспечения информационной прозрачности компании нами предлагается:

Ежегодные публикации в СМИ;

Адресная информация;

Наличие информации о структуре акционерного капитала;

Создание интернет – сайта компании;

Улучшение качества годового отчета;

Перевод информации на иностранные языки.

Рассматривая критерий - способ предоставления информации, стоит заострить внимание на том, что необходимо обеспечивать беспрепятственный доступ любому акционеру к информации, касающейся деятельности корпорации. Это может быть осуществлено посредством публикации информации в СМИ, касающейся общих вопросов корпоративного поведения, а также предоставление адресной информации, т.е. определенных сведений конкретным лицам.

Лица, обладающие одним и более процентов голосующих акций эмитента, могут потребовать предоставление информации о количестве, категории, номинальной стоимости акций не только в отношении себя лично, но и в отношении всех лиц, зарегистрированных в реестре.

Хозяйственная деятельность в условиях рыночной эко­номики обобщается с использованием денежного измери­теля, т.е. финансового критерия. Поэтому в системе эконо­мического контроля сформировался финансовый контроль. Содержанием этого контроля являются производственные отношения и производительные силы в сфере макро- и микроэкономики хозяйственной деятельности. В сфере мак­роэкономики функционирует государственный финансово-экономический контроль, который осуществляет Счетная палата Верховной Рады Украины. Объектами его являют­ся Государственный бюджет Украины (формирование и рас­ходование), сметы высших органов государственной испол­нительной, судебной власти, иностранные валютные креди­ты, иностранные инвестиции в крупномасштабные програм­мы и т. д.

На уровне микроэкономики функционирует финансово-хозяйственный контроль, который осуществляют Государ­ственная контрольно-ревизионная служба Украины и контрольно-ревизионные подразделения владельцев капитала, а также по заказу последних - независимые аудиторские организации (фирмы).

Цель финансово-хозяйственного контроля - способство­вать рациональному использованию денежных средств и предметов труда, а также самого труда в предприниматель­ской деятельности для получения наибольшей прибыли. Задачи финансово-хозяйственного контроля подразделяются на частные и общие. Решение частных задач предусмат­ривает проверку одной из сторон хозяйственной деятельно­сти (использование сырья в производстве, выпуск продук­ции и ее себестоимость, сохранность ценностей), а общих - всей хозяйственной деятельности объединения, корпорации с определением рентабельности и конкурентоспособности продукции, прибыльности хозяйствующих субъектов.

Основными задачами финансово-хозяйственного конт­роля являются выявление и профилактика нарушений в технологии производства, имеющих причинные связи с выпуском недоброкачественной продукции, перерасходами сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов; невыполнением договорных обязательств по кооперирован­ным поставкам; неконкурентоспособностью продукции; убыточной работой отдельных хозяйствующих субъектов.

Финансово-хозяйственный контроль в Украине осущест­вляется государственными контрольными органами, об­щественным и независимым аудиторским контролем, а так­же самими владельцами капитала, вложенного в предпри­нимательскую деятельность. Так, от Министерства финан­сов Украины финансово-хозяйственный контроль на пред­приятиях, в объединениях, концернах, корпорациях осуще­ствляет Главная государственная налоговая администрация; от местных Советов народных депутатов и их комиссий - контрольно-ревизионные подразделения; независимый кон­троль осуществляют аудиторские фирмы. Собственник, ко­торый имеет в своей предпринимательской деятельности хозрасчетные предприятия, организации, осуществляет финансово-хозяйственный контроль за их деятельностью че­рез бухгалтерию, специальные контрольно-ревизионные службы, а также подразделения внутреннего аудита.

Формами финансово-хозяйственного контроля являют­ся тематические проверки, ревизии, аудит. Тематические проверки производят все контролирующие органы;ревизии - собственники и Государственная контрольно-ревизион­ная служба;аудит - независимые специализированные хозрасчетные аудиторские организации.

Основным контролирующим органом финансово-хозяй­ственной деятельности предпринимателей является Госу­дарственная налоговая администрация Украины, в состав которой входят государственные налоговые администрации в областях, районах, городах. Задачи и функции ее опреде­лены Указом Президента Украины о Государственной на­логовой администрации Украины.

Основной задачей государственной налоговой админис­трации является обеспечение соблюдения законодательства о налогах, полный учет всех плательщиков налогов и дру­гих обязательных платежей в бюджет, осуществление кон­троля и обеспечение правильности исчисления и уплаты этих налогов.

Государственная налоговая администрация Украины выполняет следующие функции:

осуществляет контроль за соблюдением законодатель­ства о налогах и других платежах в бюджет, а также за индивидуальной трудовой деятельностью;

организовывает работу государственных налоговых ад­министраций по учету, оценке и реализации конфискован­ного, а также имущества, перешедшего по праву наследова­ния к государству, и сокровищ;

организовывает с привлечением государственных нало­говых администраций проверку правильности взыскания и сохранности денежных средств, полученных в уплату го­сударственной пошлины, а также при осуществлении кас­совых операций исполнительными комитетами сельских и поселковых Советов народных депутатов, при приеме от на­селения средств в уплату налоговых платежей;

разрабатывает и издает инструкции, методические ука­зания и другие нормативные документы о порядке приме­нения законодательных актов о налогах и других плате­жах в бюджет.

Государственные налоговые администрации в районах и городах выполняют следующие функции:

контролируют соблюдение законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

обеспечивают своевременный и полный учет платель­щиков налогов и других платежей в бюджет;

контролируют своевременность представления налого­плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налого­вых расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет, а также проверяют дос­товерность их относительно правильности определения при­были, дохода, других объектов налогообложения и исчисле­ния налогов и других платежей в бюджет;

контролируют соблюдение гражданами законодательства об индивидуальной трудовой деятельности;

обеспечивают взыскание финансовых санкций за нару­шение обязательств перед бюджетом;

передают правоохранительным органам материалы о фактах нарушений, за которые предусмотрена криминаль­ная ответственность, а также подают в арбитражные и су­дебные органы иски к предприятиям, организациям и граж­данам о взыскании в доход государства средств, получен­ных ими по незаконным соглашениям, и в других случаях получения средств без установленных законом оснований.

Государственные налоговые администрации имеют ши­рокие права в финансово-хозяйственном контроле. В част­ности, им предоставлено право у субъектов предпринима­тельской деятельности проверять и в случае необходимос­ти изымать денежные документы, проверять бухгалтерский учет и отчетность, планы, сметы, декларации и другие документы, связанные с вычислением и уплатой налогов, полу­чать необходимые объяснения, справки по этим вопросам. Они имеют право фактического контроля производствен­ных, складских, торговых помещений предприятий и граж­дан, используемых для получения доходов.

Государственные налоговые администрации имеют пра­во применять к предприятиям, учреждениям, организаци­ям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания штрафов за неправильную уплату налогов, а также нала­гать административные штрафы на должностных лиц пред­приятий, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (до­хода) или других объектов налогообложения, отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением уста­новленного порядка и бухгалтерских отчетов, в непредстав­лении, несвоевременном представлении или представлении в неустановленной форме бухгалтерских отчетов и балан­сов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с вычислением и уплатой налогов. За аналогичные действия на граждан, занимающихся индивидуальной трудовой дея­тельностью, государственные налоговые администрации имеют право также накладывать административные штра­фы. Размер административных штрафов установлен зако­нодательными актами.

Государственная контрольно-ревизионная служба осу­ществляет финансово-хозяйственный контроль организаций, финансируемых из бюджета, путем проведения ревизий и тематических проверок расходования средств в соответствии с утвержденными сметами, а также сохранности государ­ственной собственности, соблюдения законодательства и нор­мативных актов в их деятельности.

Государственная инспекция по контролю за ценами - важное звено финансово-хозяйственного контроля, который она осуществляет в составе Минэкономики Украины. В соответствии с возложенными на нее задачами она прово­дит проверку соблюдения законодательства при установле­нии и применении цен и экономическом их обосновании во всех отраслях экономики, выполняя эту работу вместе с налоговыми администрациями, правоохранительными и другими контролирующими органами; может лишать субъекты предпринимательства права применять договор­ные (свободные) цены в случае чрезмерного их роста и со­кращения производства товаров в натуральных показате­лях, а также отменяет цены и тарифы, утвержденные с на­рушением требований законодательных актов Украины по вопросам ценообразования, с одновременным представле­нием соответствующим органам управления предложений по установлению фиксированных или регулированных цен и тарифов. Государственная инспекция издает обязатель­ные для выполнения министерствами и ведомствами, объе­динениями, предприятиями указания об устранении наруше­ний дисциплины цен, причин и условий, порождающих эти нарушения. Кроме того, она разрабатывает и издает инструк­тивные и методические указания, другие нормативные доку­менты о порядке применения законодательных актов по вопросам контроля за ценами; применяет по отношению к субъектам предпринимательства в соответствии с действу­ющим законодательством экономические санкции за на­рушение порядка установления и применения цен; прово­дит мероприятия по профессиональной подготовке и пере­подготовке кадров.

В условиях рыночных отношений возникают конфликт­ные ситуации между объектами предпринимательства и органами государственного контроля относительно размера налогов, которые следует платить в бюджет, цен и порядка их применения. Эти спорные вопросы решаются правоохра­нительными и государственными органами управления при условии, что стороны представляют письменные заключения независимого аудиторского контрольного органа.

Цели финансово-хозяйственного контроля зависят от среды, в которой он функционирует и для обслуживания которой он создан. Под средой понимают все то, что окру­жает объект контроля или его элементы и воздействует на них. Такие воздействия можно разделить на вещественные, энергетические и информационные. Проведение финансо­во-хозяйственного контроля основывается в значительной степени на информационном факторе, который связан с ве­щественными элементами производства, его технологией и маркетингом, а также планированием, учетом, анализом и управлением финансово-хозяйственной деятельностью.

Технологические процессы контролируют с помощью статистических методов, где объект контроля выступает как «черный ящик». Количественная характеристика цели финансово-хозяйственного контроля обусловлена выбором системы оценки показателей хозяйственной деятельности, которые объединяют в следующие группы:

экономическая - эффективность, себестоимость продук­ции, рентабельность, рыночная стоимость и прибыль;

технико-экономическая - производительность труда, надежность работы оборудования;

технологическая - точность, качество и конкуренто­способность продукции, надежность и прогрессивность тех­нологии.

Следовательно, содержание, цели и задачи финансово-эко­номического контроля определяют его функции в управлении хозяйственной деятельностью.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия. Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния на предприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет и применении штрафных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленных финансовых ресурсов и т.д.).

Различают внутренний и внешний финансовый контроль. Внутренние органы финансового контроля на предприятии - это финансовый отдел или финансовая дирекция, бухгалтерия, ревизионная комиссия. К внешним органам контроля относится налоговая инспекция, аудиторская фирма, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов, банковские учреждения, отделения федерального казначейства, отделения по делам о несостоятельности (банкротстве). Цели, задачи и функции органов контроля регулируются соответствующими законодательными актами.

Главные задачи организации финансов предприятия - рациональное размещение средств, эффективное их использование и поиск длительных источников для финансирования.

Необходимыми условиями эффективного функционирования финансов являются:

ü Многообразие форм собственности;

ü Наличие рынков товаров, труда и капитала;

ü Самофинансирование предпринимательства;

ü Свобода предпринимательства и самостоятельность в принятии решений;

ü Рыночное (свободное) ценообразование и конкуренция;

ü Регламентация государственного вмешательства в деятельность предприятий и организаций;

ü Наличие правового обеспечения правил экономического поведения и др.

ТЕМА 2. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность могут вести физические лица (граждане без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя) и юридического лица.

Юридическим лицом признается организация, прошедшая государственную регистрацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений). Благотворительных или иных фондов, а также в других формах предусмотренных законом.

В соответствии с законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР» от 25.12.90.:

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам :

· Виду деятельности

· Формам собственности

· Количеству собственников

· Организационно-правовым формам

· Организационно-экономическим формам

· Степени использования наемного труда и др.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др.. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

По формам собственности имущество предприятий может быть частным, государственным, муниципальным, а также находится в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность – это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляется по соглашению всех собственников.

В числе организационно-правовых форм – хозяйственные товарищества и общества, кооперативы.

Согласно Гражданскому кодексу РФ ст.66 хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделением на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Унитарное предприятие – государственное или муниципальное предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним.

Производственный кооператив – это добровольное объединение на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном участии членов производственного кооператива.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово- промышленные группы.

Образование новых предприятий и расширение действующих определяется следующими факторами:

· Наличие неудовлетворительного спроса на продукцию (услуги);

· Наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции;

· Уровень развития науки и техники в соответствующей отрасли производства.

Определяющим является спрос на продукцию.

Уже с момента принятия решения об организации предприятия возникает необходимость строгого выполнения комплекса требований законодательства о порядке создания новых предприятий.

Перечень, как и содержание учредительных документов, зависит от избранной предпринимателем организационно-правовой формы будущего предприятия.

Для государственной регистрации предприятия в местные органы власти представляется решение о создании предприятия и его устав. При этом к решению приравнивается заявление учредителя с просьбой зарегистрировать предприятие. Решение принимается на собрании учредителей и фиксируется протоколом. В протоколе № 1 собрания необходимо указать фамилию, имя, отчество каждого присутствующего на собрании учредителя. На собрании учредителей , как правило, рассматриваются три основных вопроса:

1. Об организации предприятия и его наименовании

2. О принятии устава предприятия

3. Выбор директора предприятия и председателя ревизионной комиссии.

В протоколе следует изложить предложения учредителей по обсуждаемым вопросам, а в постановляющей части отразить результаты голосования по вопросам повестки. Протокол подписывается учредителями предприятия.

Составляется и подписывается учредительный договор - он регламентирует отношения между учредителями как будущими владельцами предприятия.

Устав является важным юридическим документом, и к его составлению следует относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на территории РФ, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности предприятий в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Устав регламентирует взаимоотношения между предприятием и государством.

В устав предприятия указывается:

· Полное наименование

· Юридический адрес

· Определяется ее организационно-правовая форма

· Данные об учредителях

· Порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество предприятия

· Формулируются основные цели деятельности

· Указывается величина уставного капитала и порядок его формирования

· Порядок распределения прибыли и покрытия убытков

· Определяются права и обязанности учредителей

· Указывается структура предприятия и порядок управления ее деятельностью.

· Приводятся положения о порядке ликвидации фирмы, о порядке внесения изменений в устав

· Об ответственности предприятия по своим имущественным обязательствам.

На титульном листе устава в верхнем углу проставляется дата его утверждения, и подписать учредителя. Если устав утвержден решением собрания учредителей, указывается его дата и номер протокола. Перед сдачей на государственную регистрацию устав должен быть прошит.

Регистрация осуществляется местными органами власти. Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения действующих законов, а также в том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям, предъявленным действующим законодательством.

Государственная регистрация предприятий – услуга платная, поэтому к комплексу учредительных документов прикладывают квитанцию об уплате государственной пошлины.

При состоявшемся факте государственной регистрации предприятия заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учредителями) получает временное свидетельство о регистрации , которое действительно в течение 30 дней с момента выдачи. в течении этих 30 дней заявитель должен осуществить все те мероприятия, которые необходимы для получения вновь создаваемым предприятием статуса юридического лица.

Эти мероприятия включают в себя следующие действия:

· Получение кодов ОКПО, ОКОНХ в органах Госкомстата

· Постановка на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации. Сюда сдаются копии учредительных документов и приказы о назначении директора и главного бухгалтера. В налоговой инспекции открывается дело, в котором хранятся финансовые отчеты предприятия, назначается инспектор, который будет курировать это предприятие, присваивается идентификационный номер налогоплательщика ИНН и выдается справка о постановке на учет для предоставления в банк с целью открытия расчетного счета. Карта постановки на налоговый учет.

· Получение справки в Минфине РФ о внесении регистрируемого предприятия в Государственный реестр

· Открытие текущего счета в банке и внесение на этот счет 50% уставного фонда. В банк сдаются образцы подписей руководителей предприятия и образцы оттисков печати, заверенные нотариусом. Заполняются анкеты на предприятие и на его учредителей и руководителей. Заключается договор на обслуживание, который подписывается обеими сторонами. Выдается чековая книжка.

· Получение разрешения в органах милиции на изготовление печати

· Заказ и изготовление печати

· Постановка на учет: в Пенсионном фонде, Фонде социального страховании, Фонде занятости, Фонде обязательного медицинского страхования, в автодорожном фонде, в военкомате, Экологический фонд.

· Документ подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия или в учредительном договоре.

По истечении 30 дней с момента получения временного свидетельства заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший предприятие, временное свидетельство со всеми необходимыми отметками и справками и получит взамен него постоянное свидетельство о регистрации предприятия. С этого момента предприятие становится самостоятельным юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями право- и дееспособности.

Если предприятие создается, как акционерное общество , то его учредителям предстоит также осуществить подписку на акции. При открытой подписке учредители публикуют извещение о предстоящей подписке, в котором называется предмет, цели и сроки деятельности будущего акционерного общества, состав учредителей и дату проведения учредительной конференции, намечаемый размер уставного фонда, количество и виды акций, их номинальную стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции и другие требуемые сведения. Подписавшиеся на акции обязаны внести до дня созыва учредительной конференции не менее 30% номинальной стоимости акций. Если же все акции распределены между учредителями, то взнос должен составлять не менее 50%. Полностью же выкупить акции акционер обязан не позднее года после регистрации акционерного общества.

Затем проводится учредительная конференция. В ее задачу входит решение следующих вопросов:

· О создании акционерного общества

· Утверждение Устава АО

· О размере уставного фонда после завершения подписки на акции

· Выбор руководящих органов АО и др.

· После успешного завершения учредительной конференции осуществляется регистрация вновь созданного акционерного общества. И оно может начинать функционировать.

Практически отсутствуют какие-либо ограничения на виды деятельности и ассортимент реализуемых товаров, на процесс ценообразования и использования прибыли. Исключение составляют те виды деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию.

Лицензирование.

Исполнительные органы власти устанавливают перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Лицензии выдаются в бланковой форме. Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценных бумаг и относятся к документам строгой отчетности.

В лицензии указываются следующие обязательные реквизиты:

· Наименование органа, выдавшего лицензию;

· Наименование и юридический адрес юридического лица – получателя лицензии;

· ФИО и паспортные данные физического лица;

· Вид деятельности, осуществление которой разрешается лицензией;

· Срок действия лицензии;

· Условия осуществления лицензионной деятельности;

· Регистрационный номер лицензии и дата ее выдачи.

Для получения лицензия предприятия направляет в лицензирующие органы следующие документы:

· Заявление

· Копии учредительных документов, заверенные нотариусом

· Копию свидетельства о государственной регистрации предприятия

· Документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления

· Справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа

Плата, взимаемая за рассмотрение заявления и выдачу лицензии, поступает в доход бюджета, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.

В заявлении указывается наименование и организационно-правовая форма юридического лица, адрес, номер расчетного счета и соответствующего банка, вид деятельности, запрашиваемый срок действия лицензии.

Решение о выдаче или отказе принимается в течение 30 дней. Для выдачи лицензии может потребоваться проведение дополнительной экспертизы. В этом случае срок увеличивается до 60-90 дней.

Срок действия лицензии зависит от специфики вида деятельности, но не может быть меньше трех лет. Лицензия не подлежит передаче другому предприятия. Филиалы лицензиата получают заверенные копии лицензий.

Порядок переоформления лицензии при реорганизации предприятия аналогичен получению.

Действие лицензии может быть приостановлено, а также она может быть аннулирована по решению лицензионных органов.

Выдача, регистрация, приостановление и аннулирование лицензий отражается в реестрах, которые ведут органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.

Помимо необходимости выполнения всех юридических требований в процессе создания фирмы начинающий предприниматель должен решить и ряд организационно- экономических вопросов, связанных с обеспечением нормальных условий деятельности предприятий (помещение; необходимое оборудование; запасы сырья и материалов, необходимых для начала деятельности; энергообеспечение; обеспечение необходимыми трудовыми ресурсами, включая наемный персонал, если в нем имеется необходимость).

Созданная фирма может функционировать неопределенно долгое время, причем в случае надобности могут вносить изменения и дополнения в ее устав и другие учредительные документы.

Решение о ликвидации или реорганизации предприятия , так же, как и о его создании, принимает его владелец или арбитражный суд, если предприятие оказалось банкротом.

Причины прекращения деятельности или кардинальной перестройки работы предприятия могут быть следующими:

· Отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию;

· Убыточность производства;

· Экологическая опасность предприятия для окружающей среды и населения.

· Возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска более экономически выгодной или более необходимой потребителям продукции.

Во всех случаях при ликвидации фирмы должен соблюдаться следующий порядок первую очередь удовлетворяются все претензии наемного персонала (выплачивается заработная плата и другие виды вознаграждения, оговоренные трудовым законодательством или контрактом с нанимаемым работником), затем удовлетворяются обязательства фирмы перед государственными органами (налоговой службой, спец. Фондами) и, наконец, в последнюю очередь имущественные и денежные претензии сторонних коммерческих организаций (кредиторов).

При ликвидации предприятия в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия , а объявление о ликвидации предприятия с указанием предельного срока предъявления к предприятию соответствующих претензий публикуется в печати.

Ликвидационная комиссия определяет источники удовлетворения и очередность погашения всех обязательств предприятия (остатки денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия, взыскание дебиторской задолженности и реализация принадлежащего фирме имущества – материальных и нематериальных активов). Остающиеся после ликвидации предприятия и удовлетворения всех имущественных претензий к ней средства передаются собственникам фирмы и распределяются между ними в порядке, оговоренном в уставе или ином оформленном в надлежащем порядке документе.

Для исключения предприятия из Государственного реестра ликвидационная комиссия представляет в налоговый орган следующие документы:

· Копию протокола собрания (приказа), решения суда или другого уполномоченного органа о принятии решения о ликвидации предприятия;

· Акт ликвидационной комиссии;

· Ликвидационный баланс;

· Уведомления Пенсионного и Дорожного фондов, Фонда занятости, отдела статистики о снятии с учета и отмене кодов; Медстрах, соцстрах, военкомат;

· Акт проверки налоговым инспектором финансово-хозяйственной деятельности ликвидируемого предприятия;

· Справка банка или кредитного учреждения о закрытии счета;

· Документ, подтверждающий уничтожение печати и штампов;

· Первый экземпляр карты постановки на налоговый учет и включения в Госреестр;

· Документ о сдаче документов в архив (акт приема-передачи на госхранение).

План лекции

  • 2.1 Виды контроля и их классификация
  • 2.2 Приемы и способы, используемые при проведении контроля
  • 2.3 Контролирующие органы

Контрольные вопросы

Виды контроля и их классификация

В целях более глубокого изучения сущности, принципов построения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации.

При классификации контроля по видам выделяют(государственный контроль, внутренний контроль, аудиторский контроль, общественный контроль):

  • 1. Государственный контроль - осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на:
    • - Общегосударственный контроль - осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель - обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более полного удовлетворения потребностей.
    • - Отраслевой контроль - способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель - выявление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в отрасли.
    • - Специализированный контроль -- возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (ветеринарный, транспортный, иммиграционный, лицензионный).
  • 2. Внутренний контроль - выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и другими должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями.
  • 3. Аудиторский контроль - независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Цель -- проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.
  • 4. Общественный контроль - осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К нему относится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель -- проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль подразделяется на (вневедомственный, ведомственный):

  • 1) вневедомственный - предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования;
  • 2) ведомственный - осуществляется вышестоящим органом

по принципу административной подчиненности. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства.

По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют(правовой контроль, экономический контроль, производственно-технический контроль):

  • 1. Правовой контроль - осуществляется в сфере государственного управления, обеспечивает точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.
  • 2. Экономический контроль - осуществляется в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.
  • 3. Производственно-технический контроль - осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства.

В зависимости от времени проведения контроля различают (Предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль):

1. Предварительный контроль - осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю. Цель - предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций.

Форма предварительного контроля играет важную роль в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем ее целесообразно использовать прежде всего во внутреннем контроле непосредственно в процессе планирования, бюджетирования и до начала осуществления бизнес-планов.

2. Текущий контроль - производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель - оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

Основное преимущество текущего контроля заключается в возможности своевременно выявить резервы дальнейшего роста производства, которые в ходе осуществления предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты либо не вовлечены в дело.

3. Последующий контроль - осуществляется после совершения хозяйственных операций. Цель -- установление достоверности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.

Благодаря последующему контролю обеспечивается объективная оценка деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных должностных лиц. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех органов экономического контроля.

В зависимости от источников контрольных данных выделяют(Документальный контроль, фактический контроль):

1. Документальный контроль - контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.

Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными "и неполными, что, безусловно, сказывается и на выборе технических приемов его осуществления, которые связаны главным образом с проверкой документов.

2. Фактический контроль - контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем проведения инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных средств.

Достоинство фактического контроля состоит в том, что он обеспечивает безусловную достоверность контрольных данных. Вместе с тем, деление контроля на документальный и фактический носит в известной мере условный характер, так как в основе этого разграничения лежат различные источники данных.

По охвату проверяемых объектов выделяют контроль (сплошной, выборочный):

  • 1) сплошной - проверка объектов (хозяйственных операций) в сплошном порядке, который характеризуется большой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
  • 2) выборочный - ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.

По периодичности проведения можно выделить:

  • 1) систематический (регулярный) контроль - производится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля;
  • 2) разовый (эпизодический) контроль - обусловлен в основном теми или иными общественными интересами" (инициативами).

По способам осуществления различают следующие виды контроля:

  • 1. Ревизия - всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.
  • 2. Экономический анализ - заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (неиспользованные ресурсы, финансовое состояние и платежеспособность, оценка имущества, ликвидность и т.д.). Практическое осуществление экономического анализа как способа контроля совмещается обычно с другими способами (проверками, обследованиями, ревизиями).
  • 3. Хозяйственный спор - это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются органами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции.
  • 4. Следствие (расследование) - представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.
  • 5. Обследование - применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook