Элементами рынка экологических услуг являются. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Рынок производственных объектов

ассимиляционный экологический ресурс животный

Экологический рынок - это подчиненная законам стоимости, спроса и предложения сфера трудового и товарно-денежного обращения, где свободно формируется спрос, предложение и цена на продукцию природоохранного назначения. Продукция природоохранного назначения - это товары (работы и услуги производственного и непроизводственного характера), использование которых обеспечивает охрану окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов. В общем виде экологическая продукция может быть определена как искусственно воспроизводимая окружающая природная среда или отдельные ее элементы.

Пока не существует общепринятой международной классификации экологического рынка. В разных странах в это понятие входит различная продукция.

Например, по определению Европейской комиссии, экологические отрасли - это производство товаров и услуг по измерению, предотвращению, ограничению или исправлению экологического ущерба, ликвидации отходов и снижению уровня шума, а также экологически чистые технологии, применение которых минимизирует использование сырья и загрязнение окружающей среды.

В настоящее время список услуг, предлагаемых на экологическом рынке Российской Федерации неуклонно расширяется.

Среди экологических услуг, пользующихся наибольшим спросом в России следует отметить следующие:

  • · анализы воды, воздуха, почв;
  • · аналитические работы - шум, вибрация, микроклимат, электромагнитные излучения, освещенность, радиация
  • · аттестация рабочих мест по условиям труда
  • · аэрозольная съемка атмосферного воздуха
  • · биологические изыскания
  • · водоподготовка, водоснабжение, водоотведение
  • · захоронение отходов
  • · экологическая инвентаризация, в т.ч. инвентаризация источников загрязнения
  • · ливневые очистные сооружения - модернизация, проектирование, реконструкция, строительство
  • · разработка и обоснование лимитов природопользования
  • · разработка нормативов лимитов образования и размещения отходов
  • · экологическое образование и повышение квалификации
  • · экологические обследования
  • · ОВОС - проведение работ, разработка раздела проектов.
  • · ООС (охрана окружающей среды) - проведение работ, разработка раздела проектов
  • · уничтожение, утилизация отходов
  • · оценка экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования
  • · очистка дна и акватории водоемов
  • · строительство, модернизация, реконструкция и проектирование очистных сооружений
  • · экологическая паспортизация
  • · разработка проектов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС)
  • · проектирование полигонов ТБО
  • · разработка, производство, поставки и наладка экологических приборов и оборудования
  • · разработка экологического программного обеспечения
  • · экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов
  • · радиационный контроль сырья, стройматериалов, продукции
  • · разрешения на выбросы, разрешения на сбросы, разрешения на размещение отходов
  • · разработка проектов санитарно-защитных зоны (СЗЗ)
  • · экологическая сертификация, в том числе ИСО, оформление сертификатов
  • · страхование экологических рисков
  • · экологический аудит
  • · разработка экологической политики
  • · экологический мониторинг

Это далеко не полный перечень экологических услуг, присутствующих на рынке. Этот перечень постоянно расширяется.

На 2007 год рынок экологических услуг в России окончательно еще не сформировался. Активно формируется как нормативно-правовая база, так и номенклатура экологических услуг.

Наиболее распространены в России такие экологические услуги, как очистка промышленных и бытовых стоков, переработка и утилизация твердых промышленных и бытовых отходов, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза; производство приборов для контроля состояния окружающей среды и т.д.

Спрос на эти услуги постоянно возрастает. Одновременно с этим возрастает и предложение на рынке экологических услуг, в том числе неуклонно возрастает количество организаций, предлагающих широкий спектр экологических услуг. Однако не всегда, организации оказывающие подобные услуги, в своей деятельности полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством. Поэтому необходимо постоянное совершенствование механизмов контроля за деятельностью организаций, работающих на Российском рынке экологических услуг. Без этого, на наш взгляд, практически неосуществима задача сохранения благоприятного качества окружающей среды.

На сегодняшний день сложно сказать, когда именно завершатся процессы формирования рынка экологических услуг в России. Однако очевидно, что становление рынка экологических услуг в России вступило в завершающую фазу, о чем свидетельствует почти полное соответствие перечня экологических услуг, оказываемых в России аналогичному перечню развитых стран запада.

В заключении следует отметить, что проблемы сохранения окружающей среды уже давно перешагнули национальные границы и их решение возможно только путем объединения усилий всего мирового сообщества. Это несомненно относится и к рынку экологических услуг в России, который должен развиваться в тесном взаимодействии с международным экологическим рынком.

Рынок в экономике - понятие очень широкое. Многие воспринимают его как синоним базара (привоза), ограничивая примитивной куплей-продажей товаров и оставляя в стороне даже услуги. Экономисты нередко совершенно справедливо говорят о нескольких рынках: товаров, включая сюда природные ресурсы, услуг, труда и капитала. И хотя В. Даль однозначно утверждал: на рынке ума не купишь, это всемирное торжчще включает в себя и обмен знаниями, идеями, материализованными в патенте, лицензии, а иногда и не защищенные ничем, кроме авторского права. Интеллектуальная собственность хотя и почти беззащитна в наши дни (особенно в бывшем СССР), но имеет очень высокую рыночную цену. Недаром существует промышленный шпионаж.
Ныне рынок можно определить как глобальный взаимовыгодный конкурентный обмен всем, представляющим экономическую, экологическую и социальную ценность. Этот обмен нередко приобретает политическую окраску, но именно она его искажает (например, в случае продажи оружия) и сужает (товары «двойного назначения») и от этого в конечном итоге страдает все человечество. Именно поэтому не существует «капиталистического» или «социалистического», «регулируемого» или «нерегулируемого» рынка. Определения лежат в иной плоскости - открытого или административно ограниченного рынка. Человечеству выгоден свободный, разумно направляемый рынок, эгоистичным общественным группам - грубо «регулируемый».
Множество рыночных ценностей можно классифицировать по-разному. Говорят о рынках сельскохозяйственной и промышленной продукции. В последнее время зашла речь и о специфическом «экологическом» рынке, или рынке экологических услуг - обмене всем, что улучшает среду жизни людей, экономит природно-ресурсный потенциал. Это действительно особый рыночный срез, особая классификационная группа. Рынок товаров, услуг и т. д. - политэкономический взгляд. Сельскохозяйственный, промышленный, транспортный рынок - утилитарно-экономическая классификация. Экологический рынок - составляющая иного ряда: социально-утилитарного и культурного, того, что облегчает людям жизнь, сохраняет их здоровье, указывает человечеству перспективу его выживания в условиях глобального экологического кризиса.
В сферу экологического бизнеса и рынка попадает восемь направлений хозяйственной и социальной деятельности общества: 1 - измерительная и контрольная техника, 2 - ресурсосберегающие технологии и техника, 3 - использование вторичных ресурсов, 4 - экологическое воспроизводство и планирование, 5 - воспроизводство человека, 6 - рекреация, 7 - экологическое обучение и 8 - демографическая регуляция. Первое из них - это производство так называемой «экологической» техники - приборов и устройств, позволяющих контролировать среду жизни, очищать выбросы предприятий, кондиционировать воздух в помещениях и т. д. Не менее широкое поле деятельности - разработка конкурентоспособных ресурсосберегающих и средощадящих технологий и техники. В некоторых случаях обновление основных средств производства приводит к лучшему использованию ресурсов и сохранению среды жизни. Этот процесс ускоряют путем принятия строгих законов по охране среды жизни, налоговой политикой, направленной на те же цели. Стимулом служит право на продажу выделенных предприятиям лимитов на загрязнение, а также сертификация продукции своеобразным знаком экологического качества (в Германии это «Голубой ангел»). В 1991 г. Экологический союз бывшего СССР получил свидетельство на аналогичный товарный знак «Белый лотос». Такой знак дает преимущество в конкурентной борьбе на свободном насыщенном рынке.
Расширяется использование вторичных природных и материальных ресурсов, включая отходы хозяйства (промышленные, муниципальные и сельские). В некоторых случаях вторичные ресурсы становятся основным сырьем, экономя силы, средства и энергию. Многое сулит расширенная эксплуатация рекреационных ресурсов в широком понимании термина (курортных, ресурсов туризма - национального и международного, музейно-культурных объектов, местного отдыха, спортивно-оздоровительных и др.). В отдыхе вне угнетающей повседневной среды нуждаются все люди, и эта потребность с урбанизацией нашей жизни все время растет.
Остро необходимо создание благоприятной природной среды для жизни людей и функционирования хозяйства. Экологическое воспроизводство - одна из насущных целей общества. Без такого воспроизводства немыслимо хозяйственное развитие. Это направление включает экономное и полное использование природных ресурсов и мероприятия по сохранению экологического баланса (см. главу 5). Наконец, необходимо целенаправленное формирование качества ближайшей среды жизни человека - природной и социальной, среды сохранения его здоровья, всего комплекса воспроизводства человека, в том числе и как трудового ресурса, отвечающего требованиям времени. Воспроизводство человека включает значительный комплекс мер - от жилищного строительства до производства продуктов питания.
Особым срезом экологических услуг можно считать экологическое обучение - воспитание, просвещение, специальное образование и пропаганду. Одновременно это своеобразный бизнес государства, получающего широко экологически мыслящих людей.
Рынок экологических услуг завершает комплекс демографического планирования. Это общественная услуга на перспективу. В реальных условиях она включает общее сдерживание роста населения, его осторожное, вдумчивое перераспределение, национальное и культурное развитие и ряд других существенных задач, тесно связанных с воспроизводством человека, удовлетворением его нужд (см. главу 7).
В рамках каждого из перечисленных направлений деятельности возникает относительно самостоятельная рыночная сфера - идей, патентов, ресурсов, товаров, труда и услуг, конечно, капитала. В связи с резким ухудшением экологической ситуации в мире, в отдельных странах и регионах, по прогнозам, развитие этих сфер будет идти ускоренными темпами. Немецкие специалисты предполагают, что к концу текущего десятилетия рынок «экологических благ» займет ведущее место в мировой экономике и обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники*.

Экологическое предпринимательство, которым является деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение и уменьшение вреда окружающей среде и здоровью населения, является одним из важнейших направлений обеспечения дальнейших прогрессивных экологических преобразований в России /13, 55/.

Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы все больше влияют на цели предпринимательской деятельности. На современном этапе развития общества охрана окружающей среды становится важной экономической задачей.

Это убедительно подтверждают многочисленные примеры деятельности по охране окружающей среды, способствующей бизнесу и приносящей прибыль как от создания более совершенных технологий, так и от продажи произведенной на их основе экологически чистой продукции.

Экологическое регулирование является толчком интенсивному развитию новой и весьма выгодной сферы приложения капитала во многих развитых странах мира. Надо отметить, что повсеместно наблюдается заметное укрепление позиций экологически ориентированной продукции в выпуске производственных и потребительских товаров различного назначения.

Экологические параметры технологий производства и выпускаемых товаров, а также затраты на охрану окружающей среды, прямо влияющие на уровень общих издержек, стали важными факторами, определяющими конкурентоспособность на национальном и мировом рынках. Влияние этих факторов на цену товара, перспективы дальнейшего производства, рынки сбыта, маркетинговую деятельность в целом все более возрастает.

Современные тенденции постепенного выравнивания требований экологического законодательства в развитых странах мира стали серьезным фактором положительного воздействия на структуру товарных потоков и инвестиций.

Проведенные экспертные оценки показали, что природоохранные и ресурсосберегающие технологии будут представлять собой одно из основных действенных средств рыночной конкурентной борьбы.

Изменение отношения к собственности и широкое развитие предпринимательства в России как элемента государственной политики стало определяющей основой появления субъектов экологического предпринимательства с разносторонней сферой интересов.

Можно отметить, что в последнее время сформировались самостоятельные направления экологического предпринимательства:

      производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды;

      создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий;

      расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство;

      экологическое образование и воспитание;

      консалтинг;

      а также выполнение различного рода других экологических работ и услуг.

Набирает силу финансовое обеспечение рынка экологических работ и услуг коммерческими банками.

Можно выделить следующие типы предприятий и организаций, входящих в экологическую инфраструктуру, по их функциональной ориентации и характеру организации работ:

      выполняющие работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала и окружающей среды (сбор и обработка информации, разработка экологических ограничений и регламентаций по природопользованию, анализ и прогноз деятельности природользователей, осуществление экологического мониторинга и др.). Организации, формирующиеся, в основном, по ресурсообразующим системам (водные, лесные ресурсы и т.д.) и функционирующие в значительной мере по заказам государственных органов управления;

      оказывающие экологические услуги субъектам хозяйственной деятельности (экологическая инвентаризация, разработка проектов норм ПДВ и ПДС для предприятий, экспертно-консультационные услуги и др.);

      осуществляющие рекультивацию и воспроизводство природной среды (рекультивация земель, лесовосстановление, подъем затонувшей древесины, деятельность по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, например, в результате утилизации, переработки и захоронения отходов, благоустройства и озеленения территорий и др.);

      производящие природоохранную, ресурсосберегающую технику и технологии, природосберегающую продукцию;

      обеспечивающие функционирование самой экологической инфраструктуры (ремонт и обслуживание природоохранной техники и оборудования, подготовка и переобучение кадров, оказание информационных услуг и др.).

Дальнейшее развитие рынка экологических работ и услуг существенно зависит от создания гибкого организационно-экономического и нормативно-правового механизма взаимодействия рыночных структур в сфере экологии, органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления охраной окружающей среды и природопользованием.

Необходима программа развития рынка экологических товаров, работ и услуг, которая должна предусматривать разработку новых законодательных актов, дополнений и поправок к существующим, обеспечивающих эффективное функционирование рассматриваемого рынка. В эту программу должен входить соответствующий комплекс мероприятий /13, 55/.

Создание необходимых организационных структур для осуществления регулирования и экономического стимулирования производства товаров, работ и услуг экологического назначения и подготовка нормативно-методической документации, определяющей их деятельность, требуют своего решения в ближайшей перспективе.

Целесообразно выделить следующие основные задачи федерального государственного органа и его территориальных органов в вопросах регулирования производства товаров, работ и услуг экологического характера /55/:

      определение приоритетных направлений развития рынка экологических товаров, работ и услуг;

      разработка и внедрение механизмов экономического стимулирования производства, качества и экологической безопасности процессов, продукции, товаров, работ и услуг;

      создание и развитие системы регулирования экологического предпринимательства с целью предотвращения экологически вредного воздействия на окружающую среду, жизнь и здоровье людей, рационального использования природных и вторичных ресурсов;

      создание условий для привлечения и эффективного использования в экологических целях иностранных и отечественных инвестиций, “ноу-хау”, технологий и оборудования.

        Экологически ориентированный маркетинг

и рынок природных ресурсов (природных объектов)

Анализ зарубежного опыта отношений собственности на природные ресурсы (природные объекты) показывает, что динамика изменения этих отношений в других странах находится в зависимости от экономических, политических, социальных, экологических факторов. Подобные явления, несмотря на сильное влияние различных субъективных факторов, носят объективный характер и, что вполне естественно, имеют место и в нашей стране /15/.

Следует отметить, что на нынешнем этапе развития общества возникла острая необходимость придания все возрастающей экономической ценности природным ресурсам и всему природному богатству, включая здоровье среды. Это должно стать главным приоритетом государственной природно-ресурсной и экологической политики России.

При таком подходе государственное регулирование экономической ценности природных ресурсов и всего природного богатства должно быть одной из основных функций государства на пути обеспечения устойчивого развития общества в условиях рыночно ориентированной экономики.

Нужно отметить, что влияние уровня экологических потребностей общества и спроса в части экологических ценностей на рынок природных ресурсов имеет тенденцию к заметному усилению. Причем эти потребности и спрос также необходимо регулировать с помощью соответствующих механизмов, которые еще требуется сформировать и внедрить в практику.

Величина общественно необходимых издержек на воспроизводство потребленной части возобновимого природного ресурса может служить в качестве нижней границы оценки потребляемой в той или иной форме порции любого возобновимого природного ресурса.

Необходимо развивать новые принципы рентной оценки природных ресурсов:

      принцип учета издержек воспроизводства подвергаемых воздействию возобновимых природных ресурсов;

      принцип учета планируемых издержек на разработку способов замещения (продуктами с аналогичной потребительной стоимостью) оцениваемых невозобновимых природных ресурсов.

Реализация права собственности на природные ресурсы может осуществляться в форме собственности на природные объекты или природные ресурсы в границах природного объекта.

Следует сказать, что России присущи обоснованные исторические предпосылки и объективная необходимость возникновения и развития рынка природных ресурсов (природных объектов). Хотя при этом имеют место серьезные проблемы и противоречия рынка природных ресурсов (природных объектов), которые характеризуются различными причинами их проявления.

Очень важно отметить роль, место и основные возможные направления участия экологически ориентированного маркетинга в функционировании рынка природных ресурсов (природных объектов).

При этом необходим достаточно развитый нормативно-правовой механизм обеспечения выполнения экологических требований при решении данной проблемы, целесообразные дополнения и изменения соответствующего характера в природоохранительные и природно-ресурсные акты законодательства и в законы, регулирующие переход права собственности на отдельные виды природных ресурсов (природных объектов), в том числе приватизацию природных объектов государственной и муниципальной собственности /15/.

Целесообразно указать наиболее актуальные основные ограничения на осуществление права собственности на природные ресурсы, налагаемые принципами устойчивого развития:

      любой возобновимый природный ресурс, добываемый, эксплуатируемый или используемый другим способом, должен быть воспроизведен как количественно, так и качественно;

      часть капитала, заключенная в невозобновимых природных объектах, должна быть использована для экономического воспроизводства потребительных стоимостей, заключенных в потребляемых порциях невозобновимых природных ресурсов;

      собственник природного ресурса при его использовании в любой форме не вправе наносить ущерб окружающей среде как в пределах своего владения, так и вне его.

Требуется скорейшая разработка основных концептуальных положений по решению проблем собственности на природные ресурсы (природные объекты). При этом необходимо учитывать общие для всех природных ресурсов закономерности в решении вопросов собственности.

Сочетание объективных свойств природных ресурсов (природных объектов), получивших экономическую оценку и учтенных в комплексных кадастрах природных ресурсов, достигнутого уровня развития общественных экономических отношений, существующих политических и социальных отношений и экологических проблем является основой для разработки соответствующих принципов рационального распределения прав собственности на природные ресурсы (природные объекты) и необходимых полномочий по управлению природопользованием между следующими четырьмя уровнями: федеральным, территориальным (субъекта Федерации), муниципальным, частным.

Следующие свойства самих минеральных и других природных ресурсов представляют собой первичные факторы для деления собственности на природные ресурсы (природные объекты) по вышеуказанным четырем уровням:

      роль конкретных природных ресурсов в формировании макроэкономических показателей;

      соотношение распространенности природных ресурсов и широты потребительского рынка;

      роль на мировом, национальном и территориальных рынках соответствующей продукции;

      роль природных ресурсов в экономике территорий;

      значение природных ресурсов для национальной безопасности страны;

      степень исчерпаемости природных ресурсов и возможность замены их вторичными ресурсами;

      специфические особенности различных видов природных ресурсов.

Необходимо подчеркнуть, что существуют значительные различия масштабов природных объектов и уровней субъектов собственности, величин долей различных видов природных ресурсов (природных объектов) в той или иной форме собственности, темпов и глубины преобразований отношений собственности в зависимости от объективных свойств самих природных ресурсов.

Целесообразно предложить перспективный концептуальный подход к созданию оптимального механизма постепенного ненасильственного решения проблемы рационального распределения прав собственности на природные ресурсы (природные объекты) и полномочий по управлению природопользованием последовательно по следующим этапам:

      первый этап экономическая оценка и идентификация природных ресурсов (природных объектов) как объектов собственности;

      второй этап –уточнение определения и корректировка разграничения полномочий (обеспечивающих реализацию правомочий государства как собственника природных ресурсов) Российской Федерации и субъектов Федерации в рамках совместного осуществления владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;

      третий этап – по мере объективного созревания условий для сосредоточения всех или почти всех полномочий в отношении конкретных природных объектов только на одном из уровней (федеральном или субъекта Федерации) решение вопроса о разграничении собственности;

      четвертый этап – после выделения природных объектов в собственность субъектов Федерации выделение из их состава природных ресурсов в муниципальную и частную собственность, либо в ряде случаев передача в пожизненное наследуемое владение (что более предпочтительно для соответствующих природных ресурсов с точки зрения интересов общества).

При решении этой проблемы очень важно объективно оценить возможность распределения прав собственности на соответствующие природные ресурсы (природные объекты) на современном этапе и невозможность распределения прав собственности на другие ресурсы (объекты) по принципиальным соображениям, поскольку наиболее целесообразным для них объективно должно быть совместное ведение (владение, пользование и распоряжение).

Большие возможности в практической деятельности в рассматриваемом направлении может дать использование данных кадастровой оценки природных ресурсов, аудита природопользования (аудита недропользования, водопользования, землепользования, лесопользования и др.), экологического аудита, природно-ресурсного и экологического мониторинга в целях определения цены сделки купли-продажи или приватизации природных ресурсов (природных объектов) и налога на их новых собственников, а также для обеспечения выполнения экологических требований к участникам соответствующей сделки.

Необходимо предъявлять определенные нормативные экологические требования и требования в области природопользования к новым собственникам природных ресурсов (природных объектов), которые во многом зависят от реальных свойств самих объектов собственности.

В рассматриваемом случае можно назвать следующие основные требования подобного характера:

      необходимость очистки объектов от прошлых накопленных загрязнений;

      недопущение нецелевого использования природных ресурсов;

      соблюдение экологических и природно-ресурсных норм и правил в дальнейшей деятельности.

Важно отметить, что для решения обсуждаемой в данном разделе проблемы также принципиально необходимо:

Создание механизма купли-продажи и приватизации природных ресурсов (природных объектов), не допускающего смену их собственников без учета экологического фактора;

Установление публичных сервитутов при приватизации природных ресурсов (природных объектов) в целях обеспечения публичных интересов при передаче природных ресурсов (природных объектов) в частную собственность.

На современном этапе развития общества целесообразно ввести в теоретическую и практическую деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования понятие ассимиляционного потенциала окружающей среды как способности окружающей среды воспринимать различные антропогенные воздействия в определенных масштабах без изменения своих качественных параметров в неопределенно длительной перспективе /15/.

При таком подходе ассимиляционный потенциал окружающей среды можно обоснованно представить как специфический нетрадиционный природный (“экологический”) ресурс.

Но в данном случае, естественно, возникает объективная необходимость разработки соответствующих методов экономической оценки ассимиляционного потенциала окружающей среды.

На наш взгляд при этом целесообразна рентная и квазирентная оценка при его искусственном воспроизводстве, представляющая собой разность между общественно-необходимыми затратами на снижение воздействий до экологических нормативов и поддержание их на этом уровне и индивидуальными затратами на достижение экологических нормативов в районе, потенциал которого оценивается. На такой основе может проводиться оценка этого потенциала территории для целей установления платежей за пользование им по издержкам доведения воздействий (например, выбросов в атмосферу) до нормативного уровня с пересчетом и приведением оценки к условной тонне.

Предлагается перспективный механизм рационального распределения прав собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды между Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, частными собственниками объектов (при невозможности решить проблему в категориях собственности на законодательном уровне) путем практического внедрения через распределение полномочий, обеспечивающих реализацию правомочий собственника, между органами государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, органами местного самоуправления и частными собственниками.

Принципы отнесения собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды по тому или иному загрязняющему веществу к соответствующему уровню (федеральному, субъекта Федерации, муниципальному, частного собственника) должны учитывать объективные свойства загрязняющих веществ: дальность распространения от источника, степень опасности, наличие международных обязательств по соответствующим веществам и др.

Например, применительно к выбросам загрязняющих веществ в атмосферу целесообразно предложить следующие принципы распределения права собственности на ассимиляционный потенциал:

      в муниципальную собственность, а в ряде соответствующих случаев и в частную собственность, в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по загрязняющим веществам с минимальным радиусом рассеивания (до нескольких километров),

      в федеральную собственность в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по:

а) загрязняющим веществам с радиусом рассеивания в сотни и более

километров или оказывающим трансграничное и глобальное

воздействие;

б) загрязняющим веществам, по которым имеются международные

обязательства;

в) особо опасным загрязняющим веществам;

В собственность субъекта Федерации в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по оставшемуся большинству загрязняющих веществ довольно широкого спектра;

Необходимо учитывать сложившуюся систему государственных органов охраны окружающей среды и управления природопользованием.

Представляют большой интерес проблемы распределения прав собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды в международном масштабе (выбросы парниковых газов, потребление кислорода, трансграничные переносы различных загрязняющих веществ и др.).

В этом направлении в настоящее время рассматриваются вопросы организации торговли квотами на выбросы парниковых газов и других загрязняющих веществ, оказывающих значительное глобальное воздействие и имеющих актуальное международное значение.

С учетом вышесказанного можно утверждать, что впереди открываются большие перспективы развития экологически ориентированного маркетинга в связи с появлением рынка природных ресурсов (природных объектов), в том числе ассимиляционного потенциала окружающей среды, расширением круга субъектов и объектов собственности, активизацией процессов купли-продажи и приватизации природных ресурсов (природных объектов).

      Рынок производственных объектов

и учет экологического фактора при оценке их стоимости

В России имеются обоснованные исторические предпосылки и объективная необходимость возникновения рынка производственных объектов (предприятий, сооружений, производственных зданий и иных объектов).

Этому активно способствуют:

      расширение процесса вложения отечественных и иностранных инвестиций в экономику страны;

      изменение отношений собственности, широкая купля-продажа и приватизация предприятий и иных производственных объектов вместе с земельными участками, в том числе бывших ранее в государственной или муниципальной собственности.

Большую тревогу при этом вызывает довольно распространенное неблагополучное экологическое состояние таких объектов.

Вполне естественно, что эти процессы перехода права собственности настоятельно требуют принятия соответствующих обязательств участниками рынка производственных объектов.

Не вызывает сомнений, что остро необходим адекватный реальной ситуации механизм распределения ответственности за прошлое загрязнение.

Должны разрабатываться и приниматься конкретные обязательства нового собственника по реабилитации прошлых загрязнений купленных или приватизированных им предприятий и иных производственных объектов и земельных участков, на которых они находятся, в рамках специальной программы экологической санации, согласуемой со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды и включаемой в качестве неотъемлемой части в план приватизации или договор купли-продажи.

Процедура отнесения на нового собственника затрат на мероприятия по программе экологической санации покупаемого или приватизируемого производственного объекта вместе с земельным участком, погашение вреда, причиненного окружающей среде и населению, требует особого внимания и должна быть обязательно согласована с новым собственником.

Эти затраты должны определяться как соответствующая часть платежа при покупке производственного объекта или часть приватизационного платежа, которые должны сосредотачиваться в специальном фонде экологической санации и расходоваться строго по целевому назначению в соответствии с ежегодной сметой, согласуемой со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды с учетом обязательств нового собственника объекта по экологической санации самого объекта и земельного участка под ним и возмещению ущерба окружающей среде и населению.

Решение рассматриваемой проблемой требует выполнения процедуры аудита, то есть комплексной оценки состояния и стоимостных характеристик покупаемого или приватизируемого предприятия и иного производственного объекта, его основных активов и пассивов.

При этом накопленный за период предшествующей производственной деятельности экологический ущерб, в первую очередь, его часть, рассчитанная для земельного отвода предприятия и его санитарно-защитной зоны, должен рассматриваться как неотъемлемая составляющая пассивов предприятия.

Введение такой процедуры для производственных объектов, подлежащих продаже или приватизации, является основой для осуществления прямой экономической оценки накопленного экологического ущерба и включения мероприятий по экологической санации территории этих производственных объектов в договор купли-продажи или план приватизации.

Следует подчеркнуть, что экономическая оценка накопленного за период предшествующей деятельности экологического ущерба выступает как важная составная часть стоимости предприятий и иных производственных объектов в сделках их купли-продажи и приватизации.

Целесообразно предложить следующие возможные методы экономической оценки накопленного экологического ущерба /28/:

      первый метод – определение экономических санкций за результаты накопленного загрязнения на территории предприятия и иного производственного объекта на основе специально разрабатываемых нормативов платы за загрязнение почв, донных отложений и других депонирующих сред;

      второй метод – расчет затрат на конкретные мероприятия по экологической санации (изъятию, удалению, захоронению или переработке загрязненного слоя почвы и донных отложений) в пределах контура, характеризующегося концентрациями загрязняющих веществ величиной 10–25 предельно допустимых концентраций (ПДК) и выше. Суммирование этих затрат с затратами на отселение населения из экологически опасных зон, возмещение потерь от уничтожения сельскохозяйственной продукции, выращиваемой на загрязненной территории, другие работы по восстановлению гигиенически приемлемого экологического баланса в зоне особо опасного загрязнения;

      третий метод – расчет размеров платежей за загрязнение территории по фактически установленному количеству загрязняющих веществ (например, металлов) в почвах на основе существующих нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду за вычетом сумм ранее осуществленных предприятием платежей;

      четвертый метод – расчет накопленного экологического ущерба от загрязнения почво-грунтов в пределах промплощадки продаваемого или приватизируемого предприятия и иного производственного объекта и прилегающей к ней санитарно-защитной зоны с уровнями концентрации загрязняющих веществ 10–25 ПДК и выше на основе рассмотрения такого очага экологического поражения как образования несанкционированной свалки перемешанных с грунтом особо опасных отходов, имеющей соответствующие площадные характеристики, концентрации загрязняющих веществ и фактически измеряемую массу.

Полезно отметить следующие преимущества четвертого метода экономической оценки накопленного экологического ущерба:

      простота расчета;

      объективность количественных показателей, получаемых при замерах непосредственно на загрязненной территории;

      отсутствие множества поправочных коэффициентов, использование которых доказательно далеко не во всех случаях;

      наличие утвержденного на федеральном уровне нормативно-методического аппарата расчета платы за размещение отходов;

      большое количество данных, полученных экспериментально и аналитически подразделениями Государственной геологической службы и другими государственными учреждениями и организациями.

Конкретные примеры оценки стоимости предприятий и иных производственных объектов в сделках купли-продажи и приватизации с учетом экологического фактора (накопленного экологического ущерба) подтверждают предложенные в данном разделе принципы, методические подходы и рекомендации /28/.

Использование возможностей рынка производственных объектов для развития экологически ориентированного маркетинга обещает хорошую перспективу этому направлению деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объективный анализ международного опыта и перспектив развития менеджмента и маркетинга в экологии и природопользовании представляет большой интерес для дальнейшего совершенствования этого направления.

Рассмотрение становления и развития экономических методов природоохранной и природно-ресурсной деятельности в мировой практике должно охватывать следующие сферы и направления: атмосферный воздух, водные объекты, почву, литосферу, ближний космос, животный и растительный мир, рекреационные ресурсы, отходы производства и потребления, радиационные воздействия, шум и вибрацию, энергетику, здоровье населения.

Их соответствующее использование в экологическом менеджменте и маркетинге дает большой эффект.

Реальный комплекс экономических методов по рассматриваемым вопросам составляют следующие элементы: плата за природные ресурсы, плата за загрязнение, плата за пользование объектами инфраструктуры, надбавки к ценам продукции, дифференциация налогов, субсидии, система залогов, кредиты.

Можно выделить такие рыночные методы охраны окружающей среды и регулирования природопользования за рубежом, как:

      инструменты, ориентированные на использование механизмов действия современной рыночной системы хозяйствования (влияние на издержки товаропроизводителей, использующих природные ресурсы или загрязняющих окружающую среду);

      создание новых рынков путем децентрализации управления, приватизации собственности, торговля правами на загрязнение (рынок по воздуху, рынок по воде, рынок по отходам);

      формирование рынка экологических услуг;

Сотрудничество компаний по типу “промышленный симбиоз”.

Для России представляют большой интерес соответствующие примеры попыток учета величин экологических издержек и природных активов в системах национальных счетов в различных государствах, международные стандарты финансовой отчетности.

То же самое можно сказать и про рассмотрение состояния, особенностей и современных тенденций развития экологического менеджмента и маркетинга в конкретных странах Европейского Союза, США и др.

Надо отметить, что повышение эффективности экологического менеджмента и маркетинга – необходимость объективного характера в современной мировой практике. Особенно интересны новые сценарии развития.

Значительно возрастает роль международных и государственных стандартов в области управления окружающей средой и экологического аудита в развитии данного процесса. В этом убеждает рассмотрение конкретных стандартов различных государств мира и международных стандартов в данной области.

Заслуживают большого внимания новые подходы в решении стоящих экологических и природно-ресурсных проблем, адаптация к политическим, институциональным, экономическим, техническим, индивидуальным поведенческим переменам.

Интересные выводы дает сравнительный анализ законодательных и других нормативно-правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, относящихся к рассматриваемой сфере деятельности, особенно на фоне международного опыта с учетом современных законов, стандартов, норм и правил. Это позволяет лучше понять перспективы развития экологического менеджмента и маркетинга на различных уровнях в России, основные проблемы, особенности и тенденции этого процесса.

При этом должна быть принята во внимание специфическая особенность России, заключающаяся в многоукладности не только по формам собственности, но и по технологическим укладам, а также в господстве “третьего (ресурсозатратного) уклада”, пройденного развитыми странами мира уже в конце 70-х годов ХХ века, и в весьма ограниченном проявлении “четвертого технологического уклада”, связанного с переходом на ресурсосберегающие и экологичные инновационные высокие технологии в ведущих отраслях хозяйства /38/.

Реальная жизнь поставила на повестку дня объективную необходимость разработки и развития конкретных направлений и механизмов участия экологического менеджмента в проходящих процессах банкротства предприятий с учетом дальнейших изменений в нормативно-правовой, экономической, социальной и экологической сферах.

Целесообразно выделить получаемые предприятиями преимущества от внедрения и развития экологического менеджмента и экологически ориентированного маркетинга:

Экономические выгоды:

1) снижение издержек:

      экономия вследствие снижения объемов потребления энергии, природных

и других ресурсов;

      экономия в результате повторной утилизации, продажи побочных продуктов

и отходов производства, что снижает издержки ликвидации отходов;

      более низкие ставки платы за ресурсы, штрафы и суммы компенсаций по суду

за причиненный экологический ущерб;

2) рост доходов:

      возросшая доля поступлений от продажи по более высоким ценам “зеленых” товаров;

      возросшая доля рынка благодаря нововведениям и менее высоким показателям конкурентов;

      совершенно новые товары, которые открывают новые рынки;

      возросший спрос на традиционную продукцию, которая в меньшей степени загрязняет окружающую среду.

Стратегические выгоды:

      более привлекательный имидж в глазах общественности;

      обновление видов выпускаемой продукции;

      рост производительности труда;

      более глубокая вовлеченность персонала в процесс охраны окружающей среды и улучшение трудовых отношений;

      творческий подход и готовность к решению возникающих проблем;

      более ровные отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, общественностью, населением и группами “зеленых”;

      надежный выход на иностранные рынки;

      выполнение экологических требований без лишнего напряжения.

Следует отметить перспективы создания и использования системы интегрированного менеджмента на предприятии как взаимоувязанного комплекса, включающего в себя:

      экологический менеджмент;

      природно-ресурсный менеджмент;

      управление отходами;

      управление промышленной безопасностью;

      управление охраной здоровья персонала;

      управление в чрезвычайных и аварийных ситуациях (риск-менеджмент);

      управление качеством;

      управление взаимодействием с государственными и муниципальными органами;

      управление взаимодействием с общественностью, населением и средствами массовой информации.

В настоящее время происходит расширение рынка экологических работ, товаров и услуг (включение в него ассимиляционного потенциала окружающей среды как нетрадиционного специфического природного (“экологического“) ресурса, “углеродного кредита”, более широкого круга отходов и т.д.). Следует ожидать, что этот процесс будет происходить и в перспективе.

Активно проявляют себя современные тенденции изменения отношений собственности на природные ресурсы, недвижимость различного характера.

Перспективы развития менеджмента и маркетинга в экологии и природопользовании вызывают интерес в связи с появлением и расширением рынка природных ресурсов (природных объектов), различных производственных объектов, новых работ, товаров и услуг.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

Курбатов Алексей Васильевич, аспирант, *****@***ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва

В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с особенностями экологических услуг и формированием рынка этих услуг, предложены рекомендации по совершенствованию финансирования работ по оказанию экологических услуг и введению экологического страхования.

Ключевые слова: экологические услуги, рынок экологических услуг, экологическая эффективность.

The article considers a scope of issues connected with specifics of environmental services and formation of environmental services market. The author offers recommendations for improving the financing environmental services and introducing environmental insurance.

Keywords: environmental services, environmental services market, environmental efficiency

В настоящее время главной целью общественного прогресса признано обеспечение высокого качества жизни населения, которое предполагает как удовлетворение экономических и социальных потребностей, так и экологически благоприятную среду обитания. Достижение поставленной цели возможно в рамках концепции устойчивого развития, предполагающей прогресс не только в экономической, но и в социальной и экологической сферах.

Понятие «устойчивое развитие» широко используется в мировой научной и популярной литературе, а также в общественной практике. Наиболее распространенным является определение, предложенное на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г.: «Устойчивое развитие − это такая модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений» .


Во многих странах уже приняты как общегосударственные, так и региональные концепции устойчивого развития, которые включают в себя проблемы экологического, экономического и социального характера. Россия не осталась в стороне от мировых тенденций, и в 1996 г. была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в которой изложены основные этапы перехода России к модели устойчивого развития как на ближайший, так и на перспективный период − до середины XXI в. В настоящее время концепция устойчивого развития находится в стадии теоретического обоснования и поиска путей практической реализации ее основных принципов.

Концепция устойчивого развития является теоретической основой формирования экологических потребностей населения и предприятий. Эта концепция дала толчок к разработке различных механизмов обеспечения непротиворечивого развития экономики, экологии и социальной сферы, а также обосновывает необходимость развития рынка экологических услуг как на региональном, так и на национальном уровнях.

Одним из стратегических направлений обеспечения устойчивого социально-эколого-экономического развития является поддержка и развитие экологического предпринимательства, под которым понимается деятельность по производству и реализации продукции, работ и услуг, направленных на предупреждение или минимизацию вреда окружающей среде и здоровью населения.

Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы оказывают все большее влияние на цели предпринимательской деятельности , тем самым способствуя решению экологических задач, а экологически ориентированная деятельность приносит предпринимательскую прибыль.

Важной частью экологического предпринимательства является оказание экологических услуг, сущность которых состоит в удовлетворении экологических потребностей населения и предприятий.

Особенностями экологических услуг, по нашему мнению, являются:

Общественно значимый характер процесса предоставления услуги, так как экологические услуги способствуют улучшению качества окружающей среды;

Содержание экологических услуг и их ассортимент, зависящие от степени жёсткости экологического законодательства (это обстоятельство определяет спрос и предложение на экологические услуги: так, в странах ЕС и США, отличающихся системным экологическим законодательством, ассортимент экологических услуг весьма широк; в Европе свыше 10 тыс. фирм предоставляют экологические услуги, общий объем продаж которых превышает 40 млрд. евро, что связано с достаточно жесткими санкциями за нарушение экологических требований ; в России услуги экологического нормирования стали активно развиваться после введения платы за загрязнение окружающей среды);

Характер экологических услуг, определяемый уровнем экологических потребностей, состоянием экологической культуры и экологического образования (экологическое просветительство как рядовых потребителей, так и производителей товаров и услуг способствует тому, что потребители предъявляют спрос на экологические услуги, а предприятие, предоставляющее такие услуги, создаёт себе благоприятный в глазах общества имидж);

Значительная возможность воздействия на процессы производства и потребления экологической услуги со стороны государства и общественных организаций.


В настоящее время ещё не существует признанной классификации экологических услуг. Как нам представляется, экологические услуги могут быть классифицированы по различным признакам, в частности: по степени материальности; по потребителям; по уровню использования достижений научно-технического процесса и т. п.

Необходимость формирования рынка экологических услуг как одного из действенных механизмов обеспечения устойчивого развития была отмечена в декларации ООН по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г. на уровне глав государств и правительств.

Рынок экологических услуг предлагается понимать как своего рода организационно-экономический механизм, обеспечивающий согласование интересов производителей и потребителей, предпринимательских кругов и общества, отдельных государств в структуре мирового сообщества по поводу использования общественных благ и ресурсов совместного потребления.

Исследование рынка экологических услуг целесообразно осуществлять на региональном уровне, так как спрос и предложение на экологические услуги зависят от особенностей региональных социальных и экономических процессов, экологических условий и природно-ресурсного потенциала региона.

Доля рынка, занимаемая конкретным хозяйствующим субъектом, определяется как отношение объема оказанных услуг рассматриваемого хозяйствующего субъекта к объему рынка. Значение долей рынка, служащих ориентирами при квалификации положения субъекта хозяйствования как доминирующего, и критерии, позволяющие квалифицировать его как доминирующего, определяются для каждого из рассматриваемых сегментов рынка экспертным путем.

Субъектами рынка экологических услуг должны быть предприятия и организации, предоставляющие следующие услуги:

Оценка природно-ресурсного потенциала и окружающей среды (экологический мониторинг, разработка экологических регламентов);

Разработка технологий, способствующих экологическому оздоровлению окружающей среды;

Помощь, предоставляемая хозяйствующим субъектам (экологическая инвентаризация, экологическое нормирование, экологическое консультирование, экологический аудит);

Воспроизводство природной среды (рекультивирование земель, очистка загрязненных почв, водоемов , переработка и захоронение отходов, рециклинг, озеленение территории);

Ремонт и обслуживание природоохранной техники и технологии;

Экологическое информирование;

Экологическое образование и формирование экологической культуры;

Экологическая экспертиза объектов (территории, жилых и производственных помещений, продукции);

Страхование экологических рисков.

Рассмотрение региона как социально-эколого-экономической системы предполагает применение системного подхода, т. е. учёт ряда компонентов региональной системы: административного (особенности регионального управления), территориального (особенности природно-ресурсного потенциала), социального (особенности населения и расселения), экономического (особенности региональной экономики). От совокупности этих характеристик зависит структура и интенсивность спроса на экологические услуги.

Спрос на экологические услуги формируется на основе осознаваемых экологических потребностей населения и организаций. На этот спрос оказывает существенное влияние экологическое образование и просвещение, экологическая культура, развитие экологического законодательства. В связи с этим назревает необходимость в разработке мероприятий по формированию системного экологического образования, экологической культуры, а также в совершенствовании экологического законодательства.

Одним из практически осуществимых направлений становления экологической культуры является внедрение мероприятий по охране окружающей природной среды в рыночные отношения, регулируемые государством, т. е. установление рыночной заинтересованности в рациональном природопользовании .

Для того чтобы экономическая и технологическая деятельность была экологически ориентированной, необходим определенный уровень экологической культуры и профессиональной подготовки, важнейшим элементом которых является осознание экологической важности и экономической эффективности чистых технологий. Сегодня просветительство и экологическое образование охватывает, в основном, население, среднюю и высшую школу . Однако экологическая грамотность не менее важна для руководителей предприятий, представителей властных структур, т. е. лиц принимающих решения по вопросам экономического и технологического развития на уровне города и микроуровне.

С этой целью необходимо разработать программу по экологическому образованию для менеджеров, включающую постоянно действующие семинары с активными методами обучения, деловыми играми по проблемам экологического менеджмента, устойчивого развития, передового отечественного и зарубежного опыта и т. д. и учитывающую интересы и потребности представителей бизнеса в этой области; привлечь к работе семинара на конкурсной основе образовательные государственные и некоммерческие организации , обладающие соответствующим потенциалом.

В настоящее время в ряде регионов действуют различные организации, оказывающие экологические услуги в научно-образовательной, коммунально-бытовой и производственной сферах. Анализ их деятельности необходим с целью выявления проблем и перспектив развития рынка экологических услуг.

По оценкам ряда специалистов, в источнике возникновения («начало трубы») можно предотвратить до 70 % отходов и выбросов промышленного производства за счет использования технически обоснованных и экологически выгодных технологий. В России эта задача перехода к политике «предупреждения» не может быть решена только на уровне хозяйствующих субъектов и только рыночными методами. Здесь необходимо активное взаимодействие власти и бизнеса в реализации экологической политики «предупреждения загрязнений» .

Решение проблемы видится в перераспределении финансовых потоков, путём выделения части средств регионального бюджета на поддержку организаций, разрабатывающих проекты по экологизации производства, обеспечивающие снижение отходов и выбросов непосредственно в технологическом процессе.

Другое важное направление – развитие рециклинга, поскольку одна из центральных проблем современной экономики – это отходы производства и потребления. Рециклинг важен не только как средство сокращения отходов и снижения загрязнения окружающей среды, но и как способ сокращения потребности в первичных ресурсах, т. к. часть из них возвращается в хозяйственный оборот после соответствующей переработки. Целесообразно создать систему финансовой поддержки разработки проектов рециклинга на конкурсной основе.

Потребители и общественные организации региона должны вовлекаться в формирование экологических альтернатив регионального развития , в частности, путем формирования перечня экологически ориентированных организаций, участия в системе экологического образования и просвещения.

Важная роль общественных организаций – это контроль за соблюдением экологического законодательства.

Учитывая тот факт, что в результате реализации опасности нанесенный ущерб складывается из социальных, материальных и экологических потерь, наибольший интерес при расчетах представляет математическая модель интегрированного риска потенциально опасного объекта (ПОО) как комплексного показателя его безопасности, выраженного в едином стоимостном эквиваленте и объединяющего в себе ожидаемые ущербы социальных, экологических и материальных потерь .

В сфере коммерческого страхования возможны следующие основные виды экологического страхования:

5) страхование физических и юридических лиц от катастрофических рисков природного и техногенного характера.

Таким образом, несмотря на значительное число научных публикаций по рассмотренным в статье проблемам, существует ещё большое число аспектов, требующих своего решения. Так, необходимо чётко определить роль и место рынка экологических услуг в экономике региона, совершенствовать формы и методы государственного регулирования рынка экологических услуг, обеспечить участие потребителей и общественных организаций в регулировании этого рынка.

Литература

1. Данилов-, Рейф вызов и устойчивое развитие. М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Наше общее будущее. М.: Прогресс, 1989.

3. Экология и экономика. М.: Юнити-Дана, 2010.

4. Мировая экономика. М.: АСТ, 2003.

5. Шимова экологии и экономика природопользования. Мн.: Изд-во БГЭУ, 2010.

Аннотация

С.Н. Новоселов

В статье предпринята попытка теоретически обосновать целесообразность выделения отдельной научной категории «рынок экологических услуг». Дано определение экологических услуг и их рынка. На отдельных примерах, преимущественно из зарубежного опыта доказывается перспективность данного рынка в Российской Федерации. Рассмотрены проблемы его формирования и развития в отечественных условиях.
Ключевые слова: рынок услуг, экологические услуги, экологическое предпринимательство.

В числе глобальных вызов современности сегодня Российская Федерация стоит перед еще одним, с одной стороны,- касающимся каждого из нас, а с другой - находящимся практически вне более или менее серьезного комплексного научного осмысления. Речь идет о становлении де факто существующего рынка экологических товаров и услуг, который, тем не менее, до сих пор не стал ни серьезным предметом научных дискуссий, ни объектом рассмотрения экономистов, экологов, политиков.
Зарождением данного вида рынка в нашей стране принято считать конец 80-х годов прошлого столетия, когда мир может быть впервые столкнулся с последствиями национальной экологической катастрофы. Именно эта трагедия стала импульсом развития т.н. экологического предпринимательства, де юре в нашей стране вроде как и не существующем.
Уже давно назрела необходимость признания (юридического, политического, научного, экономического и пр.) отдельно существующего со своими специфическими чертами и характеристиками, отличной от общего предпринимательства конъюнктуры, динамики, адресно направленности, значения наконец, экологического предпринимательства, которое с одной стороны, функционирует в русле общих предпринимательских тенденций, характерных для национальной и региональных экономики, а с другой,- является сугубо специфической его частью. Можно спорить о степени ее самостоятельности, либо об этапах данного выделения, но уже сегодня считается бесспорным научным фактом наличие весьма значительных его отличий.
Данное направление впервые было отмечено в числе основных в Программе Правительства Российской Федерации об углублении экономических реформ еще в 1992 году. Под экологическим предпринимательством стали понимать деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения .
Следует говорить о безусловной самостоятельности индустрии, включающей самый широкий спектр товарной продукции (промышленные установки, реагенты, приборы, технологии, включая информационные и т.д.) и услуг.
К сожалению, организационно-экономический механизм функционирующий для данного направления деятельности не может учитывать имеющуюся специфику, что крайне негативно отражается на ее эффективности .
В этой связи актуальной видится разработка и создание такого механизма, который в полной мере соответствовал задачам системы экологического предпринимательства в целом и учитывал национальные и экономические интересы всех участников данного рынка. При этом уместно напомнить, что еще одной специфической характеристикой экологического предпринимательства и рынка экологических товаров и услуг является чрезвычайно широкий круг задействованных в нем субъектов. Отмечается, что основная масса средств должна аккумулироваться на региональном уровне. Именно там экологически ориентированные предприниматели находят свой основной рынок сбыта и именно там сконцентрированы основные потенциальные потребители их продукции .
Диалектика взаимосвязи рынка услуг вообще и рынка экологических услуг сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Помимо очевидного вхождения последнего в состав общего рынка товаров и услуг, следует отметить и редко отмечаемое обстоятельство. Динамично развивающаяся во всем мире и в том числе и в нашей стране сфера услуг является одним из наиболее сильных источников загрязнения окружающей среды. Именно с этой точки зрения можно говорить о взаимовключении названных рынков и о чрезвычайно важном их взаимовлиянии. И это не только вопрос приоритетов или флюгерности политических лозунгов относительно экономико-экологических (или эколого-экономических?) взаимоотношений. Это вопрос чрезвычайной общечеловеческой, а в конечном итоге и экономической важности и злободневности.
Отсутствие официальной статистики, характеризующей динамику отечественного рынка экологических товаров и услуг, делает анализ динамики его развития делом сложным, а прогноз его развития- зачастую неблагодарным. Тем не менее по отдельным косвенным признакам можно судить о его развитии. Уже в 1991 г. имелось свыше 17 тыс. субъектов экологического предпринимательства, при этом 40% их числа занимались предоставлением различных посреднических услуг, связанных с реализацией природных ресурсов. В начале 1992 г. здесь функционировал 921 кооператив по заготовке и переработке вторичного сырья, где было занято 28 тыс. работающих. Рынок экологических работ и услуг обеспечивал ряд коммерческих банков, в том числе - Поволжский банк охраны окружающей среды («Экобанк-Волга»), «Экопромбанк» (г. Пермь), созданный в 1994 г. Акционерный национальный банк охраны окружающей среды «Эконацбанк»; функционируют совместные предприятия, а также специализированные биржи .
К данному рынку следует отнести и многих крупных российских производителей, которые в своей деятельности придерживаются принципа ее экологичности.
Существует связь и между качеством продукции и качеством окружающей среды: чем выше качество продукции (с учетом экологической оценки использования отходов и результатов природоохранной деятельности в процессе производства), тем выше и качество окружающей среды. В этой связи возникла объективная необходимость установления взаимосвязей между результатами хозяйственной деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции, технологией ее производства. Это в соответствии с законодательством требует дополнительных затрат, которые необходимо учитывать при планировании .
При осуществлении выбора товаров и услуг необходимо руководствоваться следующим принципом: экологически более чистый продукт должен быть доступен в том месте, где кто-либо обычно делает покупки, а цена на экологически чистый продукт может быть даже выше, чем на более загрязненный .
В этой связи введение маркировки товаров экоэтикеткой должно поощрять промышленность разрабатывать и производить продукцию, которая имеет пониженное вредное воздействие на окружающую среду. Растущая популярность экологической маркировки свидетельствует о повышении спроса на экологически чистую и безопасную для здоровья продукцию. Экомаркировка существует по тому или иному критерию: степени годности к вторичной переработке, способности к саморазложению. В целом доля товаров с экомаркировкой на рынке редко превышает 20% .
Следует отметить и еще один насколько важный, настолько и неразработанный аспект затронутой проблемы. С точки зрения экологической политики и практики реализации природоохранных мероприятий сертификация экологичных продуктов, товаров, услуг, технологий и др. представляет собой реальный инструмент и рычаг экологизации промышленного, сельскохозяйственного производства, транспортного сектора и всех сфер потребления, включая торговлю. Производители рассматривают сертификацию как едва ли не единственное средство расширения рынка, укрепления позиций в конкурентной борьбе, одного факторов, оказывающих позитивное воздействие на возможности сбыта продукции предприятий-производителей, на улучшение имиджа предприятия.
Деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и приносит прибыль от продажи продукции, не наносящей вреда окружающей среде, до создания более чистых способов производства. В одной только Канаде действует свыше 3500 компаний, выпускающих оборудование для охраны окружающей среды и связанные с ней услуги. В них работает более 110 тыс. человек. В Японии с 1988 года действует специальный экспертный совет по экологическому бизнесу. Данная сфера экономики включает: предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство оборудования, приборов и средств контроля в целях охраны окружающей среды), предприятия с природосберегающей технологией (переработка отходов, гелиоэнергетические установки, производство товаров с экологической маркировкой), а также предприятия, осуществляющие меры по благоустройству окружающей среды и информационному экобизнесу. Деятельность министерства внешней торговли и промышленности Японии в содействии развития природоохранной техники способствует проведению исследований спроса на оборудование, оказывает поддержку в международной конкуренции по производству очистного оборудования .
Следует указать и на то, что в развитых странах уделяется внимание выравниванию требований экологического законодательства, воздействующих на структуру товарных потоков и направления инвестирования.
Развитие рынка любого товарного или территориального сегмента невозможно без соответствующего развития инфраструктуры, которая в нашем случае может быть представлена несколькими самостоятельными направлениями, включающими: производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды, создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий, расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство, экологическое образование и воспитание, а также предоставление экологических услуг.
В современной экономической литературе нет единого мнения относительно определения «экологическая услуга». Однако наиболее близким по смыслу, отражающим сущность экологической услуги как услуги особого вида, можно назвать следующее определение: услуги экологического характера - это мероприятия, осуществляемые различными организациями (учреждениями) на коммерческой, договорной или безвозмездной основе по реализации природоохранной деятельности для сторонних объектов .
К экологическим услугам принято относить следующие виды услуг:

  1. экологическое страхование;
  2. экологический аудит;
  3. экологический менеджмент.

При этом, разумеется, только этими, пусть и чрезвычайно важными направлениями, круг экологических услуг не ограничивается, и экологические услуги понятие более сложное и разноплановое. Так, развитие экологических услуг характеризуется появлением различных видов услуг, включающих экологическую сертификацию, экологическое лицензирование, экологический маркетинг, утилизацию твердых бытовых отходов, экотуризм, отчасти аграрный туризм и др. В настоящее время развитие исследуемых услуг выступает как одно из направлений развития экономики с вполне определенным коммерческим результатом и с безусловно важным социальным значением.
Более того, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что развитие экономики любого современного государства напрямую связано с приоритетными направлениями предоставления экологических услуг, что определено повышением требований к качеству жизни, составной частью чего является качество окружающей среды, как результирующей процесса экологизации экономики. Последний невозможен без прямого регулирования, а то и вмешательства государства в деятельность организаций рыночного сектора, формирующих рынок экологических услуг.
Таким образом, с учетом устоявшихся определений и имеющейся специфики, сущность экологических услуг характеризуется удовлетворением специфических потребностей и взаимосвязана с общественным благом, ресурсами совместного применения.
В результате рынок экологических услуг можно рассматривать в качестве организационно-экономического механизма, обеспечивающего согласованность интересов производителей, потребителей, предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность в области оказания экологических услуг и общества, государства, а также их различного рода объединений в области рационального использования общественных благ и природных ресурсов совместного потребления.
Основными функциями рынка экологических услуг являются следующие:
- цена на производимую продукцию (услугу) устанавливается в соответствии с издержками предприятий и затратами на восстановление окружающей природной среды, на экологическую услугу, на проведение требуемых или запланированных и утвержденных экологических мероприятий;
- прогнозирование будущих потребностей в экологических услугах;
- формирование системы эффективного распределения ограниченных ресурсов различных видов;
- создание конкурентной среды между товаропроизводителями;
- применение методов стимулирования по снижению затрат, повышению качества производимой продукции со следованием вектору нарастающей экологизации с ориентиром на конечную цель- повышение экологической безопасности;
- проведение политики, стимулирующей внедрение инновационных технологий, техники, т.е. внедрения достижений научно-технического прогресса, направленных на рациональное природопользование.
При этом рынок экологических услуг имеет следующие положительные моменты:
- побуждение производителя к минимизации экологического ущерба,
- эффективное распределение ограниченных ресурсов,
- получение экономической выгоды в результате применения технологии, обеспечивающей наибольшую защиту окружающей природной среды,
-наличие способности к быстрой адаптации к изменяющимся условиям.
Следовательно, рынок экологических услуг, выступая в качестве эффективного механизма регулирования взаимоотношений производителя и потребителя, зависит от деятельности государства, представляющего интересы населения страны, ориентированной на использование административных, экономических методов или их сочетания.
Являясь регулируемым рынком, рынок экологических услуг имеет ряд отличий от свободного рынка:
- наличие ограниченного числа участников сделок в результате проведения необходимого лицензирования деятельности в области оказания экологических услуг;
- ограничение доступа к информации, что способствует необходимому соблюдению технологических регламентов, сохранению коммерческой тайны;
- наличие предприятий монополистов, отраслей, имеющих большое значение для развития национальной экономики, что безусловно оказывает влияние на уровень цен, складывающихся на рынке экологических услуг.
Среди проблем развития рынка экологических услуг можно выделить:
- наличие экологического кризиса глобального характера, что обусловлено развитием промышленного производства, увеличением степени антропогенного воздействия на биосферу;
- имеющиеся несовпадения (зачастую весьма острые) глобальных и локальных выгод.
Проблему устранения вышеуказанных трудностей следует решать на международном уровне в связи со сложностью международных политико-экономических отношений, усиливающимися процессами интеграции и кооперации, глобализации. Эффективное функционирование рынка экологических услуг зависит от единого подхода всех стран к окружающей среде на планете, ее защите от антропогенного воздействия. При этом особое внимание должно быть обращено на реализацию концептуальных положений, включающих установление единых правил «поведения» субъектов (отдельных государств), гармонизацию экономического развития внутри мирового сообщества, выработку принципиально новых политических подходов к урегулированию взаимоотношений между странами.
Обобщая вышесказанное, выделим факторы, препятствующие развитию рынка экологических услуг в Российской Федерации:
- отсутствие направлений и разработок мероприятий, включаемых в правительственную экологическую программу;
- хаотичность действий в процессе реализации проводимой экономической политики;
- наличие барьеров со стороны органов власти на региональном и муниципальном уровнях;
- несогласованность интересов и несовпадение целей субъектов, задействованных на данном рынке;
- отсутствие единой налоговой системы по сборам, штрафам;
- существование недостаточного числа учебных центров для подготовки специалистов;
- контурность, недостаточная проработка, декларативность нормативно-правовой базы в области экологического страхования, аудита и др.;
- отсутствие высокоразвитой экологической культуры производства и общества.
Таким образом, в настоящее время развитие рынка экологических услуг имеет огромные перспективы. Так, наряду с основными видами экологических услуг (экологический аудит, экологическое страхование, экологический менеджмент и утилизация отходов), появляются и другие виды деятельности: торговля квотами. Последнее направление - это совершенно новый мировой рынок, спрос на «продукцию» которого характеризуется значительными величинами.
По оценкам немецких специалистов, в ближайшее десятилетие рынок «экологических благ» займет ведущее место в мировой экономике, обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники. Они выделяют такие направления экотехники, как очистка коммунальных стоков, санирование старых свалок и промышленных объектов, очистка газов промышленных предприятий и тепловых электростанций, подготовка питьевой воды, а также рынок вторичных ресурсов и рекреационных услуг .
Развитие и функционирование рыночной системы требует наличия соответствующей рынку инфраструктуры, включающей коммерческие банки, подразделяемые на инвестиционные, ипотечные, отраслевые, инвестиционные компании, биржи, страховые компании, торговые дома, рекламные агентства, учебно-научно- консалтинговые центры, общественные объединения, союзы, ассоциации и посреднические многопрофильные фирмы.
Повышение темпов экономического развития, интенсификации, мобильности и маневренных возможностей всего хозяйства страны напрямую зависит от высокоразвитой, оптимально сформированной и технически оснащенной инфраструктуры. Следовательно, на государство, учитывающего современный уровень формирования и развития рынка экологических услуг, возложена обязанность по инфраструктурному обеспечению этого рынка.
Фирмы, оказывающие экологические услуги, в рамках развития рыночной инфраструктуры призваны играть роль системного интегратора интересов различных секторов экономики: реального, финансового, государственного.
Функционирование всех участников рынка экологических услуг возможно только на основе соблюдения баланса их экологических интересов, что и должно рассматриваться как основной принцип его развития.

Литература:

    1.Лукьянчиков, H.H. Экономика и организация природопользования [Текст]/ Н.Н.Лукьянчиков, И.Потравный.- М. ЮНИТИ- ДАНА, 2002.- 454 с.
    2.О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития [Текст]: Указ Президента Российской Федерации № 236 от 4 февраля 1994 г.//Российская газета.- 1994, 9 февр.- С.1.
    3.Перелет, Р. Международные аспекты в формировании экологического предпринимательства и переход к устойчивому развитию [Текст]/ Р.Перелет//Экология. Экономика. Бизнес. (Эколого-экономические аспекты устойчивого развития).- М., 1995.- С. 152-166.
    4.Тихомиров, Н.П. Социально-экономические проблемы защиты природы [Текст]/ Н.П.Тихомиров.- М.: Экология, 1992. - 239 с.
    5.Пахомова, Н.В. Экологический менеджмент [Текст]/ Н.В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер.- СПб.: Питер, 2003.-544 с.
    6.Серов, Г.П. Экологический аудит [Текст]/ Г.П.Серов.- М.: Экзамен, 1999.-448 с.
    7.Арент, К.П. Экономические аспекты экологизации развития народного хозяйства [Текст]/ К.П.Арент.- М.: Московский Государственный Университет природопользования, 2001.- 176с.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook