Анализ развития апк. Анализ регулирования агропромышленного комплекса в россии. Был ли готов АПК к импортозамещению

Россия обладает огромным земельным фондом - 1707,5 млн.га, но земельные площади, используемые в сельском хозяйстве - пахотные земли, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения (сады и виноградники), составляют лишь 209,0 млн.га. Тем не менее, после Китая и США, наша страна занимает 3 место в мире по площади сельскохозяйственных угодий Родионова И.А., Экономическая география. М., Экзамен. 2003. С.672. .

Именно поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства. Проблема регулирования АПК государством рассматривается через теорию и практику. Теоретическая сторона определяет принципы государственного регулирования воспроизводства в сельском хозяйстве, практическая - инструменты и направления в данной области.

Государственное регулирование в АПК представляет собой процесс прямого или косвенного воздействия государства на распределение ресурсов и формирование производственных пропорций в целях стабилизации и обеспечения его устойчивого развития. Государство здесь вступает как глава в общественных отношениях, а также субъект рыночных отношений.

Сущность государственного регулирования устойчивости воспроизводства в АПК раскрывается в его функциях.

Прежде всего, это функция формирования эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений - реальных собственников, предпринимателей, маркетологов, менеджеров, продавцов, покупателей и т. д. Весьма важна функция поддержания устойчивого спроса на продукты питания и их предложения.

Это достигается путем формирования и поддержание системы цен, обеспечивающих стимулирование предложения и спроса на потенциально конкурентоспособные продовольственные товары отечественных производителей. Государство, далее, поощряет создание системы инфраструктурного обеспечения для функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала, продовольственных товаров.

Оно обеспечивает вхождение субъектов АПК в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему мирового продовольственного рынка. Наконец, государственное регулирование содействует научному и кадровому обеспечению устойчивого воспроизводства в АПК Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики, М., Экономика, 2005. С 46.

Правительством РФ планируется поэтапная передача основного объема субсидирования сельского хозяйства с федерального на региональный уровень, что, однако, может привести к снижению общего уровня государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, созданию дополнительных региональных барьеров в реализации сельскохозяйственной продукции.

Необходимы определенные условия в данном случае, меры этих экономических условий для функционирования сельского хозяйства предусмотрены в проекте стратегии развития АПК и рыболовства до 2015 г., реализация которых должна осуществляться на базе федерального закона о развитии сельского хозяйства, проект которого еще находится в доработке.

Рассматривая проект, очевидно, что в нем сформулированы основные проблемы развития аграрного сектора. В нем определены основных направления их решения:

Развитие зернового экспорта; форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутренних рынках;

Повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса;

Устойчивое развитие сельских территорий. Кроме того, намечены критерии их решения. В этих целях предусмотрено разработать и реализовать федеральные целевые программы: «Повышение эффективности и развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства»; «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса».

Реализацию этих программ планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета.

Диспаритет цен - главная беда в комплексе проводимых государственных мер по регулированию агропромышленного производства. Необходимы основные меры по преодолению их. В случае, если проблема диспаритета цен решена не будет, не зависимо от того, как и кем поддерживаются доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, бюджетные субсидии, средства, полученные ими в результате формирования возможного дополнительного спроса на сельскохозяйственную продукцию, будут изъяты из отрасли по каналам межотраслевых связей вследствие сложившейся неэквивалентности в отношениях сельского хозяйства с сопряженными отраслями экономики.

Одна из основных функций государственной поддержки - формирование устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности с учетом их прогрессивной структуры, потребностей в зависимости от возраста, трудовой деятельности, региона проживания и платежеспособного спроса населения, ориентации перерабатывающей промышленности на использование в качестве сырья продукции сельхозпроизводителей России. В целях реализации данного, государство воздействует на формирование доходов основных групп населения, поддерживая при этом нужный уровень пенсий, пособий и т. д. для тех групп населения, которые уже не могут или еще не могут получать соответствующие доходы. В то же время государство обязано создать условия и возможности для эффективной занятости трудоспособного населения.

Создание инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала также является одной из основных функций государства в усилении поддержки эффективного функционирования аграрного производства. Необходимо стимулировать производство, что является одним из важных условий, которое выполняется государством. Важно оказать поддержку в организации экспорта конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции товаропроизводителей, а также создания механизма их защиты от подавления иностранными импортерами.

Государство может выполнить эти и другие функции поддержки эффективного аграрного производства, если система данной поддержки будет основано на реализации следующих принципов его организации - рисунок 1.

Рисунок 1 - Принципы государственного регулирования сельскохозяйственного производства

Рассмотрим принципы регулирования.

Принцип единства экономических и социальных целей достаточно важен: меры государственного регулирования должны ориентироваться как на решение проблем экономики, так и принимать во внимание приоритеты и ценности жителей села, населения, модели поведения различных групп, социально-психологические и особенности национального развития.

Другой принцип - сочетание индикативности и директивности в управлении сферой аграриев, который предполагает, что методы регулирования в условиях рыночной экономики распространяются на предприятия государственного сектора в случае, если возникнет необходимость (например - засуха, землетрясение, наводнение и пр.).

Принцип аграрного протекционизма. Он имеет два аспекта: внутриэкономический, который касается взаимоотношений аграрного комплекса с другими отраслями, и внешнеэкономический, который связан с экспортом и импортом сельскохозяйственных товаров. Закупка за рубежом продовольствия, комбикормов, семян, даже более лучшего качества, в условиях кризисных ситуаций оказывает негативное влияние на финансовое состояние отечественных сельскохозпроизводителей.

Однако рассматриваемы принципы зачастую нуждаются в дополнении.

Экономика России охарактеризована сложной комбинацией разных производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и мелких.

С одной стороны, устойчивой тенденцией является процесс концентрации производства, так как только крупные предприятия располагают большими материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

С другой стороны, в настоящее время происходит большой рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, которые не требуют больших вложений, объемов оборудования и трудовых ресурсов. Достаточно большое количество малых и средних предприятий существует в отраслях, связанных с производством потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции. Развитие предприятий предполагает использование разных форм собственности. Таким образом, очевидно, что государственное регулирование должно основываться на принципе равнозначной поддержки предприятий всех форм собственности.

Основным содержанием государственного регулирования производства в аграрном секторе является финансовая и материальная поддержка сельскохозяйственных предприятий со стороны государства. Однако, здесь важно исключить возможность использования такой поддержки на компенсацию убытков от неэффективного ведения производства. Поэтому целесообразно выделить такой важный принцип регулирования государства, как экономическое стимулирование эффективно работающих предприятий.

В целях защиты сельхозпроизводителя в экономическом плане, государство формирует и поддерживает систему цен, обеспечивающую стимулирование устойчивого предложения и спроса на продовольственные и другие продукты, товары. Эффективность выполнения этой функции зависит от мер преодоления диспаритета цен, неблагоприятного воздействия монопольных структур различных сфер АПК на сельское хозяйство.

Принципы государственного регулирования находят проявление в конкретных методах, направлениях и инструментах достижения поставленных целей.

Они объединятся в три группы: правовые, административно-организационные и экономические (рисунок 2).

Рисунок 2 - группы принципов государственного регулирования

К двум первым, основанным на использовании методов контроля и ограничения со стороны как центральных, так и региональных органов власти, относятся: контроль за соблюдением стандартов; система лицензирования производства, переработки и реализации зерна; установление квот и таможенных пошлин на экспорт и импорт зерна, а также продукты переработки зерна; установление в законодательном порядке норм и правил хозяйственной деятельности участников рынка; установление пороговых цен на зерно; определение приоритетных направлений развития отраслей и их инвестирования; установление соотношения между ценой на сырье и рентабельностью для перерабатывающих предприятий и др.

Экономические методы бывают: прямыми (бюджетным) и косвенными (денежно-кредитным).

В соответствии с ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства», основными направлениями экономических метолов являются: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села.

Рассмотренные направления образуют экономическое государственное регулирование сельскохозяйственного производства, которое в себя вбирает: финансово-кредитное регулирование; налоговое регулирование; ценовое регулирование.

Финансово-кредитное регулирование АПК сейчас является одним из главных звеньев государственного экономического регулирования АПК. Его назначение - распределение и использование финансовых и кредитных ресурсов национальной экономики.

Государственное финансирование АПК определяются ст. 3 Закона «О государственном регулировании агропромышленного производства», который предусматривает распределение средств федерального бюджета по трем направлениям: осуществление государственных целевых программ; бюджетная поддержка сельскохозяйственного производства; страхование.

По причине того, что задачи в области регулирования аграрного производства можно свести к обеспечению, необходимо рассматривать уровень доходности сельских товаропроизводителей, а также уровень развития сельских территорий, инструменты государственного регулирования аграрного производства можно условно разделить на две группы: инструменты по повышению эффективности сельскохозяйственного производства; инструменты по обеспечению социальной защищенности сельского населения и развитию социально-производственной инфраструктуры сельских территорий.

Итак, государственная поддержка АПК предполагает поддержку и эффективное использование средств государственной помощи.

Государству нужно создавать новые условия для становления, а также устойчивого поддержания паритета цен на сельскохозяйственные товары и промышленные средства производства для села, на средства для фондообразующих отраслей АПК, продукцию этих отраслей, на продукцию растениеводства и животноводства.

Кроме того, в государственных гарантиях нуждается реализация основных видов продовольственных товаров, поступающих в ценах ниже установленных, финансирование устойчивого воспроизводства и плодородия почв.

Сегодня, как никогда, нужно антимонопольное государственное регулирование, поддержка инновационно-инвестиционной деятельности по технико-технологическому состоянию АПК, помощь в воспроизводстве племенного скота, в развитии элитного семеноводства. Важна также экономическая защита сельхозтоваропроизводителей конкуренции импортеров продовольствия. И, кроме того, надо эффективно внедрять систему страхования результатов производства в АПК.

Агропромышленный комплекс сегодня обеспечивает продовольственную безопасность страны, а также способствует развитию сельского хозяйства. Сельское хозяйство представляет собой вторую сферу агропромышленного комплекса и является основной составной частью АПК, в интересах которого организуются, функционируют и взаимодействуют другие сферы комплекса.

Сельское хозяйство является не только основным, определяющим элементом АПК, но и его связующим звеном -- даже незначительные изменения в объемах и структуре производимой сельскохозяйственной продукции могут оказать весьма существенное значение на другие сферы АПК.

В связи с этим проблема развития сельского хозяйства являются актуальной темой для научных исследований. Проанализируем основные показатели развития сельского хозяйства за последние 5 лет .

В прошлой пятилетке была реализована Программа возрождения и развития села. Это крупнейший за всю историю нашей страны инвестиционный проект совокупной стоимостью 52,6 млрд. долл. С учетом приоритетов развития агропромышленного комплекса и в предыдущие периоды программа позволила в корне улучшить жизнь белорусской деревни и создать новые конкурентные преимущества страны в международной торговле.

Беларусь не только обеспечила свою продовольственную безопасность, но и стала заметным экспортером продуктов питания. Занимая в мире 89-е место по территории, республика вышла на 4-е место по экспорту молока, 6-е - льноволокна, находится в числе 20 первых стран по экспорту сыров, мясопродуктов и других товаров продовольственной группы.

Экспорт сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности в 2010 г. достиг рекордного за всю историю значения в 3,3 млрд долл. и вырос за пятилетку в 2,1 раза. Успехи в выполнении программы сомнений не вызывают, но факторный анализ показывает, что ряд важных целевых задач не достигнут, экономика АПК находится в сложном состоянии .

В последние годы в структуре валового внутреннего продукта удельный вес сельского хозяйства в ВВП не превышает 8%. При этом минимальное значение этого показателя наблюдалось в 2007 и 2010 гг. - 7,5% (Рис. 2.1)

Рисунок 2.1 - Удельный вес отдельных отраслей экономики в структуре ВВП. Источник:

Для сельского хозяйства характерен рост объемов производства продукции в постоянных ценах к предшествующему году за весь период исследования. В то же время в 2009 г. темпы роста объемов производства снизили такие отрасли, как лесное хозяйство, промышленность, транспорт, торговля и общественное питание .

В последние 5 лет в сельском хозяйстве трудилось 9,7-10,5% занятого населения. При этом наблюдается тенденция снижения численности трудовых ресурсов в сельском хозяйстве к 2010 г. Наибольшее число занятых в сельском хозяйстве пришлось на 2011г. и составило 10,3% (Табл. 2.1).

Таблица 2.1- Динамика численности населения, занятого в сельском хоз., тыс. чел.

Источник:

Изучая структуру основных средств по отраслям экономики по их первоначальной стоимости на начало года за период 2006-2011 гг., можно увидеть, что здесь доля сельского хозяйства составляет 14,1-15,0%.

С 2006 года ежегодно увеличивались инвестиции в основной капитал в сельское хозяйство. Темп роста этого показателя в сопоставимых ценах за 2008- 2010 гг. составил к предшествующему году 128,5%, 129,8% и 108,7% соответственно. При этом доля сельского хозяйства в общем объеме инвестиций в основной капитал занимало от 14,6% в 2007 г. до 18,2% в 2009 г. (в действующих ценах). В 2011 г. этот показатель составил 12,5%, что на 4,7% меньше по сравнению с 2010 г. (17,2%).

Основную роль в производстве сельхозпродукции по-прежнему играют сельскохозяйственные организации - 62,0-69,6% общего объема (Рис. 2.2).

Вторую позицию занимают хозяйства населения. Показательно, что в 2010 году фермерские хозяйства вышли на максимальное за 5 лет значение - 1% в общем объеме производства сельхозпродукции.


Рисунок 2.2 - Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств.

Основные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животноводство - за последние 5 лет в республике занимали примерно одинаковый удельный вес с небольшим преобладанием продукции растениеводства: 52,6-56% и 44-47,4% соответственно (Табл. 2.2). При этом в сельхозпредприятиях лидирует производство продукции животноводства (56,2-60,8% в общем объеме производства) над растениеводством (39,2-43,8%). В то же время домашние и фермерские хозяйства занимаются преимущественно получением растениеводческой продукции (в пределах 77-84%) .

Таблица 2.2 - Продукция сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий; в процентах от общего объёма продукции сельского хозяйства)

Растениеводство

Животноводство

За последние годы в Беларуси объемы сельскохозяйственного производства имеют тенденцию к увеличению во всех категориях хозяйств (Табл. 2.3). Достигнув максимума в 2008 году темпы прироста в последующем снизились и в 2010 г. составили 101,9%. Но в 2011 г. объем сельхоз продукции достиг отметки в 106,6%.

Таблица 2.3 - Индексы физического объёма продукции сельского хозяйства к предшествующему году (в сопоставимых ценах)

Согласно официальной статистике, в течении последних лет в Беларуси наблюдается положительная тенденция в увеличении как общего объема производства сельскохозяйственной продукции, так и на 1 жителя и работающего в сельском хозяйстве - в 2010 году показатели превысили 2006 год более, чем в два раза (Табл. 2.4, рис. 2.3). Максимальный темп роста производства растениеводческой продукции наблюдался в 2008 г. (141,4% к предыдущему году), минимальный - в 2009 г. (102,1%). Продукции животноводства в 2010 году было произведено в объеме 127,3% к предыдущему году. Интересно, что в текущих ценах растениеводческой продукции было произведено больше, чем животноводческой.

Таблица 2. 4 - Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения и на одного работающего в отрасли

Показатель

Произведено сельскохозяйственной продукции, млрд. руб. (в текущих ценах)

Всего, в т. ч.

Растениеводческой

Животноводческой

Произведено сельхозпродукции на 1 жителя, тыс. руб.

Всего, в т. ч.

Растениеводческой

Животноводческой

Произведено сельхозпродукции на 1 работающего в с/х, тыс. руб.

Всего, в т. ч.

Растениеводческой

Животноводческой


Рисунок 2.3 - Динамика производства сельскохозяйственной продукции (в фактически действовавших ценах; млрд. руб)

В первом полугодии 2012г. в сельском хозяйстве в хозяйствах всех категорий производство продукции в текущих ценах составило 34070,1 млрд. руб. и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2011г. в сопоставимых ценах на 5,1%.

В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, объёмы производства продукции за этот период увеличились на 6,7%, при этом продукция животноводства - на 7,8%, растениеводства - на 0,2%

Несмотря на положительную динамику развития сельскохозяйственного производства Беларуси, А. Герасименко в своих исследованиях отмечает, что недореформированное и неэффективно функционирующее сельское хозяйство является бременем для государственного бюджета. Уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства в Беларуси (4,15% к ВВП) значительно выше, чем в других странах (Рис. 2.4). А удельный вес трансфертов, выраженный в процентах к добавленной стоимости в агросекторе, у нас достигает 67%, при том, что в ЕС этот показатель соответствует 30%, в Канаде - 34%, России - 30% .


Рисунок 2.4 - Уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства в разных странах мира, % к ВВП

Большинство мер поддержки, применяемые в Беларуси, по классификации ВТО относятся к так называемой «желтой корзине», т.е. они искажают производство и торговлю. По оценкам Всемирного банка, в 20082010 гг. на долю «желтой корзины» в Беларуси совокупно пришлось 86% объема господдержки, что составило около 40% сельскохозяйственного ВВП. Самая значительная статья расходов (42%) приходится на субсидирование процентных ставок по кредитам и исполнение госгарантий в их погашении. Субсидии на приобретение средств производства (удобрений, пестицидов, семян, топлива) составили 28% от общего объема «желтой корзины». На субсидирование лизинга приходится 12%, на поддержку производства отдельных видов сельхозпродукции - 9%.

В то же время на меры поддержки, относящиеся к «зеленой корзине» (наименее искажающие производство и торговлю), в 2010 г. было выделено лишь 12% от общего объема финансирования. В мире для данных целей приходится более 70% господдержки. При этом, как следует из доклада Всемирного банка, белорусская «зеленая корзина» отличается низким уровнем разнообразия и ограничена набором базовых государственных услуг, направленных на поддержание конкурентоспособности сектора. Ее основу составляет мелиорация и в меньшей степени - расходы на исследование, образование и НИОКР .

В 2005-2011 годы аграрный комплекс полностью обеспечивал потребности внутреннего продовольственного рынка страны и при этом осуществлялась поставка на экспорт. Как отмечает С.Шапиро, экспортная деятельность в предстоящие годы будет приоритетной в белорусском АПК. Однако, по мнению автора, путь на зарубежные продовольственные рынки будет нелегким. Во-первых, по мере роста материального благополучия населения требования к качеству продовольственных товаров постоянно возрастают как на внутреннем, так и на внешних рынках. Во-вторых, конкуренция на внешних рынках усиливается вследствие повышения активности ряда крупных развивающихся государств: Китая, Бразилии, Аргентины и других. Следует учесть и то, что сельскохозяйственное производство России тоже набирает темпы .

Для решения насущных проблем в АПК нужны меры инновационного характера, обеспечивающие существенное наращивание производства сельскохозяйственной продукции при экономической целесообразности, расширение ее ассортимента и повышение качества до уровня мировых стандартов.

С целью повышения эффективности АПК, повышения доходов сельского населения и других социально-экономических целей разработана и запущена Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг. Предусматривается, что эффективность сельскохозяйственного производства будет повышено за счет:

Приведения затрат на производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия к нормативному уровню;

Повышения продуктивности отраслей сельского хозяйства;

Развития материальной базы и технико-технологического переоснащения агропромышленного производства;

Установления приоритета экономических показателей, характеризующих доходность производства, рентабельность продаж товаров, продукции, работ, услуг, окупаемость инвестиций.

Предполагается, что за счет приведения затрат к нормативному уровню сэкономится около 1 трлн. руб. Повышение эффективности отраслей растениеводства и животноводства должно снизить удельные затраты на производство сельхозпродукции на 5-10%, что сегодня оценивается в сумме 1,5 трлн. руб., и обеспечить рост рентабельности продаж до 11% в целом по стране .

Проанализировав динамику, состав, структуру социально-экономических показателей аграрного сектора, можно сделать выводы о том, что государству необходимо сконцентрировать большее внимание на увеличение этих показателей.

По статистике хорошо видно как этим показатели падают с каждым годом: наблюдается тенденция снижения численности трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, сокращается численность занятого населения в сельском хозяйстве, медленными темпами растет ВВП, нужно увеличивать производство сельскохозяйственной продукции на душу населения.

Индекс УДК 332.1

Дата публикации: 21.09.2015

Анализ, состояние и перспективы агропромышленного комплекса региональной экономики (на примере Тамбовской области)

ANALYSIS, STATUS AND PROSPECTS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGIONAL ECONOMY (ON THE EXAMPLE OF TAMBOV REGION)

Тётушкин Владимир Александрович
Тамбовский государственный технический университет
E-mail: [email protected]
Tetushkin Vladimir Aleksandrovich
Tambov State Technical University


Аннотация: Актуальность и цели. В настоящее время, агропромышленный комплекс - это совокупность нескольких отраслей национальной хозяйственной системы, которые направлены на выпуск или переработку сырья сельскохозяйственного происхождения, а также на получение из него различных видов продукции. В отмеченную совокупность сегментов экономики входят: собственно сельское хозяйство, представленные в широком разнообразии отрасли промышленности, которые обеспечивают переработку сырья, снабжают аграриев техникой, необходимыми удобрениями и иными ресурсами промышленного происхождения, а также транспортно-логистические предприятия, ответственные за поставку продукции АПК потребителям. Цель данного исследования – анализ современного состояния и перспектив развития агропромышленного регионального комплекса. Материалы и методы. Реализация задач была достигнута за счет использования метода анализа и системного подхода. Результаты. В работе подробно проанализированы статистические данные агропромышленного комплекса Тамбовской области, а также предложены варианты развития на 2017 год. Выводы. Реализация комплекса организационно-управленческих, нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов будет способствовать созданию условий для эффективного функционирования АПК региона на всех уровнях иерархии.

Abstract: Relevance and purpose. Currently, agribusiness is a combination of several sectors of the national economic system, which is aimed at the production or processing of raw materials of agricultural origin, and receive from it various types of products. In the above-mentioned set of segments of the economy include: agriculture, presented in a wide variety of industries, which provide raw material processing, supply of agricultural machinery, with fertilizers and other resources of industrial origin, as well as the transport and logistics company responsible for the supply of agricultural products to consumers. The purpose of this study is to analyze the current state and prospects of development of regional agro-industrial complex. Materials and methods. The implementation of the tasks was achieved through the use of the method of analysis and a systematic approach. Results. In detail analyzed the statistical data of agro-industrial complex of the Tambov region, as well as the proposed development options for 2017. Conclusions. Implementation of complex organizational, managerial, legal and financial-economic mechanisms will contribute to the creation of conditions for efficient functioning of agroindustrial complex of the region at all levels of the hierarchy.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, регион, экономика, развитие.

Keywords: agro-industrial complex, region, economy, development.


Введение .

В последнее пятилетие усилилось внимание к проблемам АПК со стороны органов власти федерального и регионального уровня. Однако, чтобы обеспечить перевод агропромышленного комплекса на модель устойчивого развития, предстоит решить ряд весьма серьезных проблем. Некоторые институциональные основы для этого уже созданы: приняты Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», Концепция устойчивого развития сельских территорий, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы. В 2010 году утверждена Доктрина продовольственной безопасности России. Но еще не сложилась комплексная, научно обоснованная система взглядов на перспективы функционирования агропромышленного комплекса. К сожалению, до сих пор остается дискуссионным вопрос обоснованности форм, методов и инструментов реализации эффективной аграрной политики, позволяющей обеспечивать модернизацию и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса по инновационной модели. Вместе с тем международный опыт и практика экономических реформ в России убеждают в том, что одним из важнейших условий обеспечения устойчивости функционирования агропромышленного комплекса является четкое определение целевых долгосрочных ориентиров развития и разработка путей их реализации.

Эти обстоятельства обусловили необходимость проведения объективной оценки современного состояния сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности региона, обоснования приоритетных направлений, а также определения значений целевых показателей развития данных отраслей на долгосрочную перспективу. .

Агропромышленный комплекс отличается размерами материально-технической базы, масштабами и широтой размещения производства, количеством занятых и проживающего населения в сельской местности, их профессиональным, национальным составом, образом жизни. Аграрный сектор – это важная сфера деятельности человека и системообразующая отрасль в хозяйстве страны и социальной жизни общества. Из этих положений следует, что агропромышленный комплекс не только формирует деятельность других областей, но и в целом предопределяет состояние и развитие экономики страны. .

В экономическом словаре А.Н. Азрилияна можно встретить следующее определение: «Совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена, переработки и потребления сельскохозяйственной продукции» .

Современный агропромышленный комплекс (АПК) – это сложная интегрированная социально-экономическая система взаимосвязанных отраслей, осуществляющих воспроизводство производительных сил и производственных отношений. В составе АПК принято выделять четыре основные сферы:

первая – отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием;

вторая – собственно сельское хозяйство;

третья – отрасли, занятые доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация);

четвёртая – производственная и социальная инфраструктура, обеспечивающая общие условия производства продукции, а также жизнедеятельности людей – дорожно-транспортное хозяйство, связь, материально-техническое обслуживание, система хранения, складское и тарное хозяйство, отрасли материального производства и т.п. .

В 2013-2014 году в Тамбовской области продолжилась тенденция устойчивого социально-экономического развития, по основным показателям отмечено превышение среднероссийского уровня: темпы роста в промышленности составили 106,1% (по РФ – 100,4%), сельском хозяйстве – 125,8% (по России – 106,2%), инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 113,5% (по РФ - 99,8%), розничного товарооборота - 107,2% (по РФ - 103,9%). Реальные располагаемые доходы населения составили 104,9% (по РФ - 103,3%).

В течение отчетного года Тамбовская область получила высокие рейтинговые оценки:

— вошла в пятерку регионов России, где успешно выполняются майские указы Президента РФ, касающиеся социального развития;

— Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги Тамбовской области Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+» со «Стабильным», краткосрочный рейтинг региона в иностранной валюте «B». Агентство также подтвердило национальный долгосрочный рейтинг области на уровне «AA(rus)» со «Стабильным» прогнозом;

— по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с указом Президента РФ от 21.08.2012 №1199) Тамбовская область улучшила свои позиции и вошла в число 20 регионов-лидеров, заняв 12 место;

Анализ и развитие агропромышленного комплекса Тамбовской области

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль — сельское хозяйство — является ведущим сектором экономики региона, его доля в ВРП составляет 18,4% (АПК - около 22%). В 2013 году в сельском хозяйстве области всеми категориями хозяйств произведено валовой продукции на 72,3 млрд. рублей, это в сопоставимой оценке 125,8% к уровню 2012 года. В животноводстве прирост составил 123,8 %, в растениеводстве — 127,0%. Валовая продукция сельского хозяйства в 2013 году распределилась следующим образом: сельхозпредприятия – 44,7 млрд. руб. (142,3% к уровню 2012 года), КФХ – 8,5 млрд. руб. (126,4%), личные подсобные хозяйства – 19,2 млрд. руб. (97,2%).

В отрасли «растениеводство», на долю которой в 2013 году пришлось 62,0% от общего объема валовой продукции, в последние годы наметилась положительная тенденция в оптимизации производства конкретных видов сельскохозяйственных культур в увязке с потребностями рынка и оптимизацией сбыта. За прогнозируемый период предусматривается расширение масштабов использования прогрессивных ре­сурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур и доведе­ния их доли к 2015 году по зерновым культурам до 75%, сахарной свекле до 100%, подсолнечнику до 70%, увеличение удельного веса посевных площадей, занятых но­выми высокоурожайными сортами в общих посевах до 45%. Расширение посевных площадей и рост урожайности окажут влияние на рост объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Так, значительный рост производства в растениеводстве в 2013 году объясняется высоким урожаем основных культур. Так, валовой сбор подсолнечника составил 723,8 тыс. тонн (на 32,0% выше), зерновых и зернобобовых - 2993,4 тыс. тонн (160,4%), картофеля - 652,0 тыс. тонн (113,9%), сахарной свеклы — 4382,6 тыс. тонн, то есть на уровне предыдущего года. Объемы производства плодов и овощей сохранились на уровне прошлых лет. Для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей из федерального бюджета (в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020гг.) в 2013 году было выделено, всего – 4,4 млрд. руб. в том числе:

— федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» — всего: 131,2 млн. руб.;

— экономически значимые региональные программы развития сельского хозяйства, всего – 288,9 млн. руб.;

— развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, всего – 885,9 млн. руб.; — кредитование отрасли – 2,9 млрд.рублей.

Расходы областного бюджета в 2013 году (в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы) составили – 3,2 млрд. руб. В том числе:

— долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» – 623,4 млн. руб., из них на строительство школы в Петровском районе – 376,6 млн.рублей;

— экономически значимые региональные программы развития сельского хозяйства, всего – 413,8 млн. руб.;

— развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, всего – 1,5 млрд.рублей;

— кредитование отрасли — 613,0 млн.рублей.

В 2014 году будут увеличены объемы применения прогрессивных, ре­сурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур, что поз­волит снизить негативное влияние неблагоприятных погодных условий в период про­ведения весенне-полевых и уборочных работ. Инновационные технологии будут при­меняться при возделывании технических культур.

В текущем году рассчитывают получить урожай зерновых и зернобобовых на уровне прошлого года, то есть - около 3,2 млн. тонн (105,2%). Объем производства сахарной свеклы запланирован на уровне 4,2 млн. тонн, что на 4,2% ниже 2013 года. Производство подсолнечника ожидается в объеме 749,0 тыс. тонн, что на 3,5% выше 2013 года.

За 3 последующих (прогнозируемых) года планируется вовлечь в севооборот 40 тыс. га залежных земель, уменьшить площади чистых паров с 335,5 тыс. га (в 2014 году) до 243 тыс. га (в 2017 году), сократить посевную площадь подсолнечника на 30 тыс. га и расширить посевы других масличных культур. Результатом станет увеличение общей посевной площади с 1648,9 тыс. га (в 2014 году) до 1817,0 тыс. га (в 2017 году). Площадь зерновых и зернобобовых в 2014 году составит 991,9 тыс. га, в т. ч. кукурузы на зерно 102,9 тыс. га; по прогнозу в 2017 году — 1100,0 тыс. га, в т. ч. кукурузы на зерно — 190 тыс. га (при средней урожайности кукурузы 101,6 ц/га).

В последние годы идет расширение посевных площадей картофеля в сельскохозяйственных предприятиях. В 2013 году площадь посевов под картофель составила 4,0 тыс. га, в текущем году - уже 5,0 тыс. га. Все шире применяется орошение, ведется строительство современных хранилищ для картофеля и овощей.

В прогнозируемый период будет продолжена работа по технической и тех­нологической модернизации сельского хозяйства. Весь комплекс проводимых мер позволит довести объемы производства зерна в 2017 году до 3,75 млн. тонн (рост на 25,3% к уровню 2013 года), сахарной свеклы – до 6,55 млн. тонн (рост почти в 1,5 раза); подсолнечника – до 750 тыс. тонн (103,6%), расширить посевы под кормовыми культурами, тем самым создать прочную кормовую базу для развития животноводства и сырьевую базу для развития пищевой и перерабатывающей промышленности.

В животноводстве области в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы продолжается реализация комплекса мер по росту производства продукции животноводства: восстановлению поголовья скота за счет приобретения высокопродуктивных пород, технического и технологического перевооружения сельскохозяйственного производства, стимулирования развития малых форм хозяйствования, решения социальных проблем села. Так, в 2013 году в хозяйствах всех категорий производство мяса скота и птицы на убой (в живом весе) составило 263,5 тыс. тонн (128,9% к 2012 году); производство молока – 221,7 тыс. тонн (100,3%); яиц – 187,6 млн. штук (82,3%).

Производство мяса скота и птицы в 2014 году запланировано на уровне 348,0 тыс. тонн, что на 32% выше предыдущего года. Такой рост основан в первую очередь на том, что практически выходят на проектную мощность ООО «Тамбовский бекон» (планирует произвести 107,0 тыс. тонн в 2014 году при проектной мощности 130,0 тыс. тонн), ООО «РАСК» (планирует произвести 5,0 тыс. тонн при проектной мощности 10,0 тыс. тонн). Основное производство мяса сосредоточено в ООО «Инжавинская птицефабрика» — 113,0 тыс. тонн, ООО «Тамбовский бекон» — 107,0 тыс. тонн, ООО «Тамбовмясопром» -26,0 тыс. тонн, ООО «Ресурс» — 12,0 тыс. тонн. Производство молока и яиц запланировано на уровне 2013 года.

В 2017 году производство скота и птицы в живом весе (с ростом к уровню 2013 года) составит 610 тыс. тонн (рост в 2,3 раза), молока – почти 250,0 тыс. тонн (112,2%), яиц – 250 млн. штук (133,3%). Таким образом, за период с 2013 по 2017 годы рост животноводческой продукции составит 251,3% при среднегодовом темпе роста 120,2%.

Производство продукции животноводства на период до 2017 года будет обеспечено с учетом реализации инвестицион­ных проектов по строительству животноводческих комплексов и реконструкции суще­ствующих ферм. Основные инвестиционные проекты:

— строительство комплекса по производству мяса птицы (индейки) в Первомайском районе на 40,0 тыс. тонн мяса в год;

— строительство Токаревской птицефабрики с производственной мощностью 100,0 тыс. тонн мяса птицы в год;

— выход на проектную мощность комплексов по производству мяса свинины ООО «Тамбовский бекон» и ООО «РАСК»;

— строительство новых мощностей по убою, первичной и глубокой переработке мяса свиней в Тамбовском районе на 230,0 тыс. тонн мяса свинины в год.

Кроме того, отдельное направление - это разведение и выращивание крупного рогатого скота специализированных мясных пород в малых предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Увеличение численности специализированного мясного поголовья прогнозируется в объеме до 8,0-10,0 тысяч голов. Таким образом, производство мраморного мяса должно составить в 2017 году до 4,0 тыс. тонн.

Рост производства яиц в период 2015-2017 годы планируется в сельхозорганизациях за счет модернизации и реконструкции мощностей ООО «Степное гнездо» и ООО «Арженка»; в КФХ - за счет наращивания поголовья. Исходя из этого, стоимость валовой продукции сельского хозяйства в 2014 году, по оценке, составит почти 85 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке будет на 11,0% выше 2013 года.

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства в прогнозируемом периоде составит: в 2015 году - 106,2 млрд. рублей (120,5% к уровню предыдущего года), в 2016 году – 118,8 млрд. руб. (110,1%), в 2017 году – 133,2 млрд. руб. (108,0%). За 2015-2017 годы темп роста валовой продукции составит 139,9%, среднегодовой темп роста – 111,8%. .

За прогнозируемый период (2015-2017 годы) удельный вес сельхозпредприя­тий в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции увеличится с 61,8% в 2013 году до 67,7% в 2017 году. Темп роста производства продукции за этот период составит 140,4% при среднегодовом темпе роста 112,0%. В крестьянских (фермерских) хозяйствах темп роста производства продукции составит за 3 прогнозируемых года 112,5% при среднегодовом темпе роста 104,0%. Удельный вес данной категории в общем объеме валовой продукции составит около 9,8% (11,7% в 2013 г.). Доля хозяйств населения в производстве валовой сельхозпродукции снизится с 26,5% в 2013 году до 22,5% в 2017 году. Темп роста производства продукции за анализируемый период составит 104,6%, среднегодовой темп роста - 101,5%.

Заключение.

Агропромышленный комплекс обусловливает продовольственную и экономическую безопасность государства. Данный сектор производит продукты питания, сырьё для потребительских товаров и продукцию производственного назначения. Продовольствие, являясь незаменимым товаром, определяет производство и условия жизни человека. Продукты питания, потребляемые ежедневно, имеют наибольшую оборачиваемость, тем самым формируют стабильный наличный финансовый поток.

Россия - государство с относительно небольшой долей сельского хозяйства в ВВП (порядка 5%). Вместе с тем, существует большое количество смежных отраслей, которые представляют значимую в макроэкономическом смысле группу субъектов. В связи с изменениями во внешнеполитическом векторе развития страны агропромышленный комплекс РФ между тем имеет шансы на ощутимый рост. Некоторые из его признаков наблюдаются уже сейчас. В связи с трендами в рамках импортозамещения, появление которых было обусловлено, если придерживаться популярной точки зрения, продуктовым эмбарго, а также снижением курса рубля, производство некоторых видов сельхозпродукции в РФ в 2014 году выросло на десятки процентов, а в 2015-м имеет шансы на дальнейший рост, как полагают многие аналитики. Таким образом, роль АПК в экономике России и ее регионов, вероятно, будет в ближайшие годы усиливаться.

Библиографический список

1. Ускова, Т.В. Агропромышленный комплекс региона: состояние, тенденции, перспективы [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Р.Ю. Селименков, А.Н. Чекавинский. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. – 136 с.
2. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства: учебник. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. 368 с.
3. Экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2007. 1152 с.
4. Халитова Л.Р. Роль регионального агропромышленного комплекса в экономике России. Башкирский ГАУ. 2014.
5. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Тамбовской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Тамбов, 2015.

В течение последних 20 лет в России происходит становление собственного производства в различных отраслях, в том числе в АПК. Из-за распада СССР множество крупных производственных предприятий, а также весомая часть ресурсов остались на территории бывших союзных республик. России пришлось наращивать собственные мощности и импортировать товары из стран ближнего зарубежья.

Отставание в развитии ключевых сфер агропромышленного комплекса и низкая конкурентоспособность отечественных предприятий АПК привели к резкому увеличению импорта. Вступление в ВТО только усугубило ситуацию. Российский рынок наводнила зарубежная продукция. Отечественные сельхозтоваропроизводители, не готовые к усилившейся конкуренции, несли большие убытки.

Попытки импортозамещения, осуществлялись в стране не раз в период острых кризисных явлений. Так в 1998 г. объем импортных товаров сократился на 20 %, в 1999 – на 28%. Это способствовало дальнейшему экономическому росту в стране и восстановлению потенциала российских производителей. Объем ВВП в эти годы вырос на 25 %. Следующий мировой кризис 2008-2009 гг. также благоприятно отразился на развитии внутреннего рынка. Падение курса рубля привело к развитию пищевой промышленности, автомобиле- и авиастроении. Государственная программа развития АПК на 2008-2012 гг. способствовала усилению политики импортозамещения путем поддержки местного производства. За период действия программы в стране значительно сократился импорт мяса: с 53,4% в 2008 г. до 36% в 2011 г. Аналогичная ситуация наблюдалась и на рынке овощной продукции. Ее импорт сократился, а собственное производство увеличилось.

Сегодня импортозамещение является одной из стратегических задач в связи с экономической ситуацией, сложившейся в стране и мире в последние два года. Как отметил экс-министр сельского хозяйства Росии Николай Федоров на одной из своих встреч с журналистами, экономические санкции не застали нас врасплох. Сложную ситуацию на международном рынке страна предпочла использовать для развития собственных предприятий. В итоге, отрасль сельского хозяйства приспособилась к условиям санкций. Кризисная ситуация укрепляет ее структуры, способствует увеличению объемов производства. Самые высокие результаты, как отмечают авторы Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг., Россия ощутит к 2020 г.

Уже в 2014 г. согласно данным Росстата страна достигла обеспеченности по свинине на 83%, мясу птицы на 90%, заняла первое место по производству ржи и овса, по сбору пшеницы – третье. Урожай зерновых в 2014 г. составил 109 млн. тонн, что на 16,51 % больше 2013 г.

Из-за падения рубля продукция российских производителей стала более доступной на внешнем рынке. По экспорту зерновых страна занимает лидирующие позиции, уступая США и ЕС. Так, экспорт зерна в 2014 году составил 20 млн. тонн. Это на 30,8 % больше, чем в 2013 г. Большая часть поставок зерновых за рубеж пришлась на пшеницу – 88%, при этом около 90% поставляемой за пределы страны пшеницы ̶̶̶ продовольственная. По экспорту растительного масла (в основном подсолнечного) Россия занимает свыше 25% доли внешнего рынка, полностью обеспечивая также потребности внутри страны. Потенциал для дальнейшего роста экспорта у России достаточно высок при условии повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Но при этом рентабельность производства того же мяса, например, пока остается довольно низкой из-за высокой стоимости на внутреннем рынке зерна, кормов, топлива и сельхозтехники. Как следствие, цены на мясо растут, а потребление его сокращается. Так стоимость свинины в 2010 году в среднем составляла чуть более 190 р. за килограмм, в 2014 уже свыше 270, в 2015 около более 300 р. Спрос при этом на мясо сократился с 35 751,5 тыс. тонн в 2013г. до 27 078,4 тыс. тонн – в 2014г. Россияне стали отдавать предпочтение более доступному мясу птицы и молочным продуктам.

В целях обеспечения продовольственной безопасности в августе 2014г. Россия в ответ на санкции США и ЕС ввела продовольственное эмбарго. Эта мера, как отмечают аналитики, является наиболее масштабной по своему охвату с начала реализации политики импортозамещения. Это еще и наиболее эффективная в сложившейся ситуации мера, которая способствует досрочному достижению целей Государственной программы развития сельского хозяйства.

Реализация Государственной программы предусматривает значительную поддержку сельхозтоваропроизводителей путем субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставления грантов и субсидий на развитие животноводческих ферм. Российская продукция благодаря государственному финансированию, как следует из программы, станет вдвое дешевле импортных аналогов, при этом будет гораздо лучшего качества.

Но политика импортозамещения не должна быть самоцелью, так как по ряду направления Россия все еще сильно зависит от зарубежных поставок. Например, семена подсолнечника и кукурузы гибридных сортов на 50-70 % ввозятся в страну из-за границы. Аналогичная ситуация обстоит с импортными комплектующими, без которых пока не обходится производство сельскохозяйственной техники и оборудования. Поэтому политика импортозамещения и поддержки внутреннего производителя должна проходить параллельно с поиском новых рынков, как для поставок дефицитных товаров, так и для сбыта выпускаемой в стране продукции. Внешнеэкономические связи в современном мире являются факторами роста валового внутреннего продукта и, следовательно, валового мирового продукта. России необходимо развивать и совершенствовать технологии производства, расширять количество посевных площадей, использовать методы повышения производительности животноводства и земледелия, повышая конкурентоспособность и экспортный потенциал отечественной продукции сельского хозяйства.

Агропромышленный комплекс — исключительно важная отрасль национальной экономики РФ. Данная сфера предопределяет уровень продовольственной безопасности, а также может быть одним из мощных стимулов роста всей хозяйственной системы государства. Какова специфика АПК в России?

Определение АПК

Агропромышленный комплекс — это, по сути, совокупность нескольких отраслей национальной хозяйственной системы, которые направлены на выпуск или переработку сырья сельскохозяйственного происхождения, а также на получение из него различных видов продукции. В отмеченную совокупность сегментов экономики входят: собственно сельское хозяйство, представленные в широком разнообразии отрасли промышленности, которые обеспечивают переработку сырья, снабжают аграриев техникой, необходимыми удобрениями и иными ресурсами промышленного происхождения, а также транспортно-логистические предприятия, ответственные за поставку продукции АПК потребителям.

Агропромышленный комплекс, согласно ряду точек зрения, также формируют отрасли национальной хозяйственной системы, прямо не связанные с индустриальной или сельскохозяйственной сферой, однако исключительно важные с точки зрения перспектив развития соответствующего сегмента экономики. Прежде всего это образование: в него могут входить государственные, частные, международные учреждения различного профиля. Также в последнее время все более значима роль IT-индустрии, особенно в части разработки ПО для автоматизированного управления различными производственными процессами, CRM-системы и т. д.

Роль АПК в экономике России

Россия — государство с относительно небольшой долей сельского хозяйства в ВВП, порядка 5%. Вместе с тем, как полагают многие эксперты, существует большое количество смежных отраслей (собственно, формирующих собой АПК), которые представляют значимую в макроэкономическом смысле группу субъектов. В связи с изменениями во внешнеполитическом векторе развития страны агропромышленный комплекс РФ между тем, как склонны считать многие аналитики, имеет шансы на ощутимый рост. Некоторые из его признаков наблюдаются уже сейчас. Так, например, в связи с трендами в рамках импортозамещения, появление которых было обусловлено, если придерживаться популярной точки зрения, продуктовым эмбарго, а также снижением курса рубля, производство некоторых видов сельхозпродукции в РФ в 2014 году выросло на десятки процентов, а в 2015-м имеет шансы на дальнейший рост, как полагают многие аналитики. Таким образом, роль АПК в экономике России, вероятно, будет в ближайшие годы усиливаться. Однако аспекты импортозамещения подробнее мы изучим чуть позже.

Агропромышленный комплекс РФ также исключительно важен с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности государства. До последнего времени во многих ключевых сегментах обеспечения населения продуктами питания сохранялась (а в ряде отраслей остается актуальной) высокая зависимость от импорта. Государство, полагают эксперты, должно прилагать все усилия к тому, чтобы обеспечивать население продуктами преимущественно отечественного производства. По крайней мере, в тех сегментах, в которых можно добиваться приемлемых результатов в силу климатических условий: понятно, что, например, многие виды фруктов в России попросту не могут расти из-за длительной зимы.

Классификация сегментов АПК

Выше мы обозначили, какие основные сферы формируют агропромышленный комплекс. Рассмотрим сущность их классификации подробнее.

Одна из ключевых сфер АПК — это индустрия производства сельскохозяйственной техники и иных материальных ресурсов, необходимых фермерам (включая, в частности, комбикорма и удобрения). Следующий сегмент — это производственная сфера, объединяющая собственно сельское хозяйство, в рамках которого осуществляется практическая работа фермеров, а также отрасли, в которых осуществляется выпуск продукции на основе сельскохозяйственного сырья.

Третий компонент АПК — это сфера, объединяющая в себе транспортную отрасль, логистику, связь, ритейл — все то, что связано с поставками сельскохозяйственной продукции потребителям, а также с установлением межпроизводственных коммуникаций. Некоторые эксперты полагают, что сельское хозяйство и промышленность, которая выпускает продукцию на основе соответствующих видов сырья, следует рассматривать в качестве обособленных сфер АПК.

Так или иначе, отрасли, которые формируют агропромышленный комплекс, классифицируются в рамках обозначенной схемы в достаточной мере условно. Часто границы между ними очень подвижны: например, многие сельскохозяйственные компании сочетают в себе направления бизнеса, связанные как с выпуском продукции для потребителя, так и с ее доставкой. Поэтому многие эксперты предпочитают классифицировать АПК не столько в рамках тех или иных отраслей, сколько методом распределения тех или иных активностей по видам деятельности предприятий. Это связано, полагают аналитики, с активными интеграционными процессами, в которых участвуют многие организации агропромышленного комплекса, если говорить, в частности, о российской модели.

Так или иначе, рассмотренная классификация АПК в рамках сфер или видов деятельности — смотря какой точки зрения придерживаться — в достаточной мере логична. Дело в том, что она предполагает трехступенчатую, последовательную систему производственных циклов. На самом первом уровне осуществляется выпуск технических средств для сельскохозяйственной деятельности. На второй ступени стоит производство основной продукции. На третьей — реализация ее конечному потребителю.

Также можно отметить, что со структурами АПК, если говорить, в частности, о российской экономике, активно взаимодействуют государственные и муниципальные органы власти. В ведении управления могут находиться важнейшие вопросы развития агропромышленного комплекса. Экономическое состояние тех или иных отраслей часто зависит от того, насколько эффективно будет работать конкретный региональный комитет агропромышленного комплекса. В частности, приоритеты в предоставлении кредитов, субсидий и иных нужных аграриям форм поддержки — в ведении соответствующих структур.

Рассмотрим специфику каждой из сфер (или направлений деятельности) подробнее.

Сфера снабжения АПК

Данную сферу, таким образом, формируют отрасли агропромышленного комплекса, ответственные за производство материально-технических ресурсов сельскохозяйственных предприятий. Какие именно?

Прежде всего это, конечно, машиностроение — главным образом представленное тракторным направлением, предприятиями, производящими комбайны, а также различные виды технологического оборудования и инвентаря. Важнейшую роль играет взаимодействующий с АПК пищепром, производящий комбикорма и иного вида продукцию, которая востребована в животноводстве. В сферу снабжения АПК также входят предприятия, занимающиеся квалифицированным ремонтом различной техники. Важнейшая отрасль в рассматриваемой сфере АПК — сельское строительство.

Производственная сфера АПК

Данная отрасль — это совокупность направлений деятельности, связанных с непосредственным трудом аграриев, который может быть представлен в рамках широкого спектра субъектов — частных фермеров, крестьянских хозяйств, крупных холдингов и т. д.

Можно отметить, что многие из соответствующих элементов рассматриваемой отрасли реализуют активности также производственного типа. То есть данные предприятия могут непосредственно участвовать в выпуске основного продукта АПК. Такие фирмы могут образовывать собой представленную в АПК в широком спектре отраслей промышленность — пищевую, молочную, мясную. Предприятия соответствующего профиля также подразделяются на большое количество типов.

Транспортно-логистическая сфера АПК

В данную сферу входят предприятия агропромышленного комплекса, которые занимаются логистикой, доставкой, ритейлом и иными вопросами, связанными с непосредственным снабжением потребителей продукцией сельского хозяйства. Как мы уже отметили выше, в экономике развитых стран мира часто наблюдаются различные интеграционные процессы на уровне отдельных сфер АПК. Развитие агропромышленного комплекса России, как полагают многие аналитики, происходит в целом в рамках тех же закономерностей. Поэтому предприятия, основной профиль которых, к примеру — это сельскохозяйственное производство, также формируют в своей корпоративной структуре подразделения, ответственные за логистику, продажи и иные направления деятельности, релевантные рассматриваемой сфере.

Перспективы АПК России

Рассмотрим теперь, как развивается агропромышленный комплекс России, более подробно. Выше мы отметили, что в числе ключевых факторов тех процессов, которые сейчас происходят в данной отрасли экономики — импортозамещение, а также внешнеполитическая конъюнктура. Как полагают многие эксперты, агропромышленный комплекс России в целом преодолел кризисный период, характерный для 90-х годов, когда снизилось производство по большинству направлений, потому огромный процент продуктов питания импортировался.

Вместе с тем, как полагают некоторые аналитики, по многим параметрам российское сельское хозяйство еще не достигло, в частности, показателей советского периода, и потому есть к чему стремиться. Хотя есть оценки, по которым индикаторы в соответствующей индустрии вполне сопоставимы с цифрами, в частности, для 1990 года, а в некоторых сферах - превосходят их.

Изучим подробнее специфику, таким образом, одного из наиболее выраженных, как полагают многие аналитики, драйверов роста российского АПК сегодня — импортозамещения.

Был ли готов АПК к импортозамещению?

Интересен тот факт, что процесс, о котором идет речь, начался вовсе не с взаимных санкций России и стран Запада, хотя, конечно, текущая его динамика во многом обусловлена именно внешнеполитическим фактором в виде соответствующих активностей. Программы агропромышленного комплекса в РФ стали активно формироваться и реализовываться за несколько лет до возникновения предпосылок для осложнений в отношениях нашей страны и Запада. Таким образом, открывшиеся перспективы для масштабного импортозамещения в период санкций, считают аналитики, имели все шансы быть реализованными в силу наличия в РФ необходимой инфраструктуры, технологий, кадров. В России обнаружилось достаточно много отраслей, полагают эксперты, в которых аграриям не пришлось начинать с низкого старта: все было готово к тому, чтобы в короткие сроки нарастить необходимые объемы производства основного продукта.

Какие можно обнаружить примеры успешных и конструктивных действий правительства РФ до санкций? Так, например, в 2013 году власти, осуществляя управление агропромышленным комплексом, инвестировали порядка 5,43 млрд руб. за счет федерального бюджета в некоторые важнейшие сферы животноводства. Получили финансирование также и региональные инициативы. Многие работники агропромышленного комплекса почувствовали повышение зарплаты, улучшение условий труда и технологического состояния предприятий. Осуществлялась поддержка аграриев в аспекте кредитования.

Таким образом, состояние агропромышленного комплекса России к моменту введения санкций было во многих аспектах оптимальным с точки зрения реализации успешного импортозамещения. В среде российских аналитиков есть точка зрения, в соответствии с которой Правительство РФ решило ввести летом 2014 года продовольственное эмбарго, тщательно просчитав возможные последствия, проанализировав возможности АПК и придя к выводу, что Россия сможет осуществить замену импортных продуктов своими силами.

Вместе с тем в области импортозамещения в РФ эксперты обнаруживают ряд актуальных задач, которые еще только предстоит решить. Рассмотрим их.

Импортозамещение в РФ: задачи

Прежде всего, как отмечают аналитики, правительству России предстоит большая работа в области стимулирования государственно-частного партнерства в АПК. Это может выражаться, например, в инвестиционных вопросах, в логистике, в обмене опытом. К тому же, полагают аналитики, развитие государственно-частного партнерства может способствовать снижению бюджетной нагрузки.

Экономика агропромышленного комплекса России во многом зависит от эффективности транспортной инфраструктуры. Многие из поставщиков сельскохозяйственной продукции попросту не имеют возможности взаимодействовать с потребителями или хотя бы с посредниками, готовыми предложить рентабельные условия сотрудничества, в силу низкой доступности транспортных коммуникаций. Собственно, одно из ключевых направлений финансирования в рамках затребованной Минсельхозом суммы в размере 600 млрд руб. на развитие импортозамещение — это именно логистическая отрасль. Вместе с тем, полагают многие аналитики, даже если правительство РФ сможет выделить средства, которые запросило Министерство агропромышленного комплекса, развитие страны в силу несовершенства логистической системы может осуществляться недостаточно быстрыми темпами.

Вопрос финансирования

Выше мы отметили, какого масштаба цифры могут фигурировать в коммуникациях между ведомствами, ответственными за развитие АПК страны, и правительством. Речь идет о финансовых величинах, сопоставимых с бюджетами сразу нескольких российских регионов. Данное обстоятельство, как полагают некоторые аналитики, предполагает сложную задачу, стоящую перед правительством РФ в условиях бюджетного дефицита, который, вероятнее всего, будет наблюдаться в ближайшее время в силу невысоких цен на нефть.

То, насколько эффективной будет политика государства в аспекте финансирования, предопределяется качеством работы компетентных ведомств, считают аналитики. Например, в РФ работает такая структура, как Комиссия по эффективности государственных расходов. На нее, в частности, может быть возложена задача по поиску средств для импортозамещения. Возможно, полагают эксперты, это будет реализовано методом временного сокращения иных направлений бюджетного финансирования.

Ключевые направления

Несмотря на то что в области импортозамещения перед Правительством РФ стоит ряд нерешенных задач, и к тому же могут возникать финансовые сложности в аспекте их реализации, власти продолжают разрабатывать программы, отражающие реализацию алгоритмов импортозамещения в ближайшие годы.

Как мы уже отметили выше, в числе важнейших направлений деятельности ведомств — строительство логистических центров. Данные объекты предполагается задействовать, во-первых, с целью повышения эффективности взаимодействия между различными отраслями АПК, а во-вторых, с целью более качественного финансового мониторинга расходования бюджетных средств.

Работа логистических центров, о которых идет речь, будет обеспечиваться обновлением правовой базы, совершенствованием норм в рамках самых разных отраслей законодательства. Цель государства — создать механизм, в рамках которого сельхозпроизводитель сможет легко находить потребителя посредством ресурсов, предоставляемых логистическим центром.

Следующее направление деятельности правительства в рамках реализации программ по импортозамещению — субсидирование ряда отраслей сельского хозяйства, в частности, молочного и мясного производства.

Разумеется, это не исчерпывающий список направлений деятельности, которые может реализовывать Минсельхоз или, например, подотчетный ему департамент агропромышленного комплекса в том или ином регионе. Вместе с тем, полагают аналитики, если властям удастся решить данные задачи, то условия для импортозамещения будут созданы великолепные.

Импортозамещение и продовольственная безопасность

В начале статьи мы отметили, что АПК для экономики страны исключительно важен с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Есть сведения, что в рамках действующей правительственной доктрины Россия должна снизить свою зависимость, в частности, в области импорта молока, до 30%, то есть своими силами производить 70% продукта. Аналогичных показателей нужно достичь и по мясу, обеспечить полную независимость по картофелю, на 50% - по винограду. Можно отметить тот факт, что по растительному маслу, а также сахару продовольственная безопасность, как свидетельствуют данные в ряде источников, достигнута практически полная. Так или иначе, как считает ответственное за развитие сельского хозяйства Министерство, агропромышленного комплекса, преимущественно зависящего от импорта, в РФ быть не должно.

И потому, даже если речь идет о ввозе сельхозпродукции из дружественных России стран, то соответствующие объемы, тем не менее, не должны обуславливать превышения установленных на правительственном уровне критериев. Безусловно, есть достаточно много мировых поставщиков овощей, фруктов, мяса, молока, способных заменить европейские компании, в отношении которых введено продовольственное эмбарго.

Помощь России в снабжении теми или иными продуктами готовы оказать, в частности, Китай, Сербия, страны Латинской Америки. Например, известно, что в КНР предполагается открытие крупных инфраструктурных объектов, посредством которых национальные производители овощей и фруктов смогут наладить взаимодействие с российскими потребителями, в том числе и в рамках прямых поставок. Однако акцент должен ставиться на реальное импортозамещение, полагают эксперты. Дело даже не в геополитическом факторе, предполагающем как можно больший суверенитет, в том числе и в аспекте продовольственной безопасности. Экономике РФ сейчас нужны новые драйверы роста, и АПК в этом смысле имеет большой, пока что не реализованный в полной мере потенциал, полагают эксперты.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook