Ведение налогового учета в казенном учреждении. Материалы журнала «Консультант Свердловская область. Учет операций по начислению зарплат

  • 12:15

    Поставщик нарушил сроки поставки оборудования казенному учреждению, предусмотренные госконтрактом. В связи с этим ему было предъявлено требование об уплате неустойки (пени) в размере 1 200 руб. Сумма доход от неустойки была перечислена в добровольном порядке напрямую в доход бюджета. Как отражаются такие операции у казенного учреждения (администратора по начислению и учету платежей в бюджет)? 783
  • 12 марта 2019
  • 13:10

    Как отражаются в бюджетном учете операции по начислению и выплате пособия по временной нетрудоспособности в 2019 году? 4 626
  • 21 февраля 2019
  • 11:24

    Минтруд периодически в своих письмах напоминает работодателям о той или иной их обязанности в сфере трудовых отношений. Недавно, в Письме от 23.10.2018, № 14-1/ООГ-8459, чиновники ведомства отметили, что работодатель в соответствии с трудовым законодательством обязан информировать работника о составляющих его заработной платы, то есть оформлять расчетные листки, и отменить эту обязанность ни соглашением с работником, ни коллективным договором нельзя. О том, как нужно оформлять и выдавать работникам расчетные листки, расскажем в статье. 2 327
  • 16 января 2019
  • 12:07

    В собственность комитета по управлению имуществом в порядке наследования поступило выморочное имущество (квартира). По какой стоимости имущество принимается в состав муниципальной казны? Какие бухгалтерские записи при этом оформляются? 1 882
  • 17 декабря 2018
  • 12:48

    Как отразить в бюджетном учете расходы в рамках заключенного контракта на приобретение саженцев деревьев и выполнение работ по их посадке с целью благоустройства территории казенного учреждения? Надо ли включать подросшие деревья в состав основных средств? 1 242
  • 17 октября 2018
  • 13:59

    Средства индивидуальной защиты (СИЗ) работников – это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ). Обеспечение работников специальной одеждой, обувью и другими СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Кроме того, на указанные цели могут быть направлены также средства ФСС. В каких случаях это возможно и каков порядок покупка СИЗ за счет средств фонда, расскажем в статье. 4 159
  • 11 сентября 2018
  • 13:11

    Требования, содержащиеся в исполнительных документах, могут быть различными: о взыскании алиментных обязательств, штрафных санкций за административное правонарушение, налоговых платежей, о возмещении причиненного вреда. Как действовать учреждению при поступлении исполнительных листов? Каковы особенности расчета удержаний по ним? Как отразить в бюджетном учете начисление таких удержаний и перечисление удержанных сумм взыскателю? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье. 5 552
  • 06 июля 2018
  • 13:48

    18 мая 2018 года в Минюсте прошли регистрацию федеральные стандарты бухучета для организаций госсектора: СГС «Учетная политика» и СГС «События после отчетной даты». Ввести их в действие планировалось еще с 2018 года, однако сроки передвинулись на 2019 год. Вкратце осветим основные положения этих документов. 2 603
  • 28 июня 2018
  • 13:12

    Освобождаются ли от обложения налогом на прибыль доходы, полученные казенным учреждением ФСИН от реализации в 2018 году продукции, произведенной им с использованием труда осужденных? Включается ли в доходы у казенного учреждения плата, полученная им от компании за сервитут земельного участка? В оперативном управлении казенного учреждения находится сервер, приобретенный им за счет бюджетных средств. По вине коммерческой компании данное имущество было уничтожено, и компания возместила казенному учреждению ущерб в размере рыночной стоимости этого объекта. Возникают ли у учреждения доходы и расходы в целях налогообложения прибыли? 2 701
  • 22 мая 2018
  • 13:06

    Казенное учреждение предоставляет в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Облагается ли данная операция НДС? 2 636
  • 02 апреля 2018
  • 13:09

    Как действовать бухгалтеру, если он в больничном листе ошибочно заполнил строку «Дата начала работы», указав день, когда сотрудник должен был выйти на работу после болезни? И как быть, если бухгалтер нарушил порядок исправления ошибки в больничном листе, зачеркнув неверные данные и написав правильные над зачеркнутыми ячейками? 1 681
  • 21 марта 2018
  • 10:23

    В 2018 году действуют новые правила установления размеров авансов, принятия бюджетных обязательств в целях заключения государственных контрактов (договоров) заказчиками – получателями средств федерального бюджета. Они определены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496). Подробности – в статье. 16 059
  • 27 февраля 2018
  • 13:21

    Работнику учреждения выплачивается социальное пособие за счет средств ФСС в связи со смертью его несовершеннолетнего ребенка. Облагается ли указанное пособие НДФЛ и страховыми взносами? 2 328
  • 31 января 2018
  • 12:37

    Минфин своим Приказом № 194 внес поправки в Приказ № 52н, устанавливающий порядок применения организациями госсектора форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Новшества касаются документального оформления операций с нефинансовыми активами. Ознакомимся с ними в статье. 44 439
  • 19 декабря 2017
  • 13:16

    Финансовый результат деятельности казенного учреждения формируется в том числе за счет доходов и расходов будущих периодов. К ним относят доходы (расходы), полученные (произведенные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. В статье рассмотрим особенности признания и учета указанных составляющих финансового результата. 13 848
  • 30 октября 2017
  • 2 462
  • 27 сентября 2017
  • 13:26

    Какие сроки хранения предусмотрены для документов, применяемых в целях бухгалтерского и налогового учета? Каков порядок уничтожения документов временного хранения? Какие мероприятия следует провести в случае пропажи или гибели документов? 4 562
  • 19 июля 2017
  • 14:07

    Каковы особенности проведения закупок на строительство объектов недвижимости и заключения контрактов по результатам таких закупок? В каком порядке осуществляется регистрация прав на построенные здания и сооружения? Уплачивают ли казенные учреждения госпошлину за регистрацию прав? Как отражаются в бюджетном учете капитальные вложения в строительство объектов недвижимости? В какой момент такие объекты принимаются к учету на баланс? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье. 8 197

Внесены очередные поправки. Приказ вступил в силу 06.01.2018, в связи с чем все введенные новшества должны быть отражены в учете начиная с указанной даты. О том, что изменилось, расскажем в статье.

Изменения в Плане счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с Приказом № 212н из бухгалтерского плана счетов удалены счета:

  • 0 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях»;
  • 0 215 51 000 «Вложения в управляющие компании».

Изменено название счета 0 206 63 000. В силу новой редакции он именуется «Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления».

Кроме того, внесены уточнения в п. 2.1 Инструкции № 174н. Согласно новой редакции некоторые счета бюджетного учета формируются в ином порядке:

1) по счетам аналитического учета счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» в 1 – 17-м разрядах номера счета отражаются нули;

2) по счетам аналитического учета счета 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 – 17-м разрядах номера счета показывается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам»;

3) по счетам аналитического учета счета 0 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств» в 1 – 17-м разрядах номера счета проставляются нули;

4) по счетам аналитического учета счета 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами»:

  • в 1 – 4-м разрядах номера счета отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой в целях обеспечения проведения конкурса по исполнению договоров на оказание услуг (работ) будет отражаться доход, получаемый учреждением в результате оказанного им вида услуги (работы),
  • в 5 – 17-м разрядах номера счета – аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступление на счета бюджетов»;

5) по счетам аналитического учета счета 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 – 17-м разрядах номера счета показывается аналитический код выбытия, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 810 «Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу»;

6) в 5 – 14-м разрядах номера счета аналитического учета счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и по корреспондирующим с ним счетам счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» указываются нули.

Уточнения в отражении отдельных операций.

Операции по внутреннему перемещению нефинансовых активов. Приказом № 212н в п. 9, 16, 21 Инструкции № 174н внесены уточнения, касающиеся внутреннего перемещения основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов.

Так, в соответствии с п. 9 Инструкции № 174н внутреннее перемещение объектов основных средств между материально ответственными лицами в учреждении, а также при передаче имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение отражается одновременно по дебету и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства».

Одновременно информация об объектах основных средств, находящихся в аренде, безвозмездном пользовании, доверительном управлении либо на хранении, отражается в структуре соответствующих групп (видов) нефинансовых активов на соответствующих забалансовых счетах рабочего плана счетов субъекта учета.

В силу новой редакции п. 16 Инструкции № 174н внутреннее перемещение объектов нематериальных активов, в том числе при предоставлении в пользование, доверительное управление, отражается записью:

  • Дебет счета 0 102 00 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения»
  • Кредит счета 0 102 00 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения»

Одновременно делается запись на соответствующих забалансовых счетах рабочего плана счетов субъекта учета нематериальных активов, предоставленных в пользование, доверительное управление.

Аналогичные записи по внутреннему перемещению объектов делаются по счету 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» (см. п. 21 Инструкции № 174н).

Операции по передаче произведенных вложений в объекты нефинансовых активов в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями при передаче государственным и муниципальным организациям отражаются по дебету счетов 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (норма введена в п. 53 Инструкции № 174н). Такая корреспонденция счетов б юджетного учета применяется при отражении операций по передаче фактических вложений в объект нефинансовых активов (в объеме произведенных затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлены (завершены) модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на формирование (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта.

Проводки в бюджетных учреждениях. Пример 1:

В декабре 2017 года бюджетное учреждение получило от учредителя объект незавершенного строительства стоимостью 435 600 800 руб. Учреждением самостоятельно были проведены завершающие работы по строительству объекта на сумму 2 525 000 руб. После приема выполненных работ здание было введено в эксплуатацию. Через месяц получены документы о государственной регистрации права оперативного управления на указанное здание.

Цифры в примере условные.

В учете делаются следующие проводки бюджетного учреждения:

Сумма, руб.

Отражена передача расходов на незавершенное строительство

Отражены расходы на строительство объекта

Введено в эксплуатацию здание

(435 600 800 + 2 525 000) руб.

Принято к учету нежилое здание по факту государственной регистрации прав на него

Одновременно отражено выбытие объекта с забалансового учета

Операции по учету финансовых вложений. Пункт 91 Инструкции № 174н дополнен абзацем следующего содержания. Операции по передаче финансовых вложений в доверительное управление отражаются внутренним перемещением по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 204 00 000 «Финансовые вложения». Одновременно информация об активах, находящихся в доверительном управлении, отражается на соответствующих счетах аналитического учета забалансового счета 40 «Активы в управляющих компаниях».

Операции по учету субсидий. Абзац 2 п. 93 Инструкции № 174н изложен в новой редакции. Из него следует, что начисление доходов в сумме увеличения в текущем финансовом году объема субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (при изменении условий соглашения по предоставлению указанной субсидии), отражается записью:

  • Дебет счета 4 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
  • Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

Обратите внимание:

В настоящее время Минфином подготовлен Приказ от 27.12.2017 № 255н (находится на регистрации в Минюсте), в соответствии с которым статья 130 КОСГУ детализирована подстатьями 131 – 136. В силу положений нового документа доходы от поступления субсидий на выполнение госзадания следует отражать по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»; соответственно, в учете такие доходы будут отражаться по счету 0 401 10 131, а не 0 401 10 130.

Аналогичным текстом в отношении начисления доходов от полученных субсидий при изменении условий соглашения дополнен абз. 8 п. 150 Инструкции № 174н.

Кроме того, в п. 150 инструкции введен новый абзац. Так, начисление задолженности бюджетными учреждениями по возврату в доход бюджета остатков предоставленных бюджетным учреждениям субсидий на выполнение госзадания, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей, характеризующих объем услуг (работ), на основании отчета о выполнении госзадания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении бюджетных учреждений, отражается записью:

  • Дебет счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
  • Кредит счета 4 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»

Пункт 158 Инструкции № 174н дополнен новым абзацем. Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на основании соответствующих соглашений, заключенных с учредителем, отражается записью:

  • Дебет счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»
  • Кредит счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

При наступлении даты предоставления субсидии на выполнение госзадания в соответствии с условиями соглашений, заключенных с учредителем, вне зависимости от факта ее перечисления на лицевой счет, признание доходов текущего периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий отражается записью:

  • Дебет счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»
  • Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Заметим, что введенная в Инструкцию № 174н дополнительная корреспонденция счетов по учету субсидий, выделенных на выполнение госзадания, ранее была изложена в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, в связи с чем она не является новшеством для бухгалтеров.

Проводки в бюджетных учреждениях.Пример 2:

Бюджетное учреждение 26.12.2017 заключило с учредителем соглашение о выделении учреждению суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2018 году в размере 5 000 000 руб.

По установленному графику суммы субсидии поступают в учреждение в 2018 году ежеквартально равными долями по 1 250 000 руб.

Цифры в примере условные.

Сумма, руб.

Декабрь 2017 года

Начислены доходы на дату подписания соглашения о выделении субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания учредителя в 2017 году (26.12.2017)

Январь 2018 года

01.01.2018 сумма дохода, начисленного в форме субсидии, признана доходом текущего периода (операция отражается вне зависимости от факта поступления денежных средств на лицевой счет)

Поступили суммы субсидии на лицевой счет учреждения

Проводки в бюджетных учреждениях.Пример 3:

Между бюджетным учреждением и учредителем на 2017 год заключено соглашение о выделении учреждению субсидии в размере 5 млн руб. Учреждение израсходовало субсидию полностью, однако в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности в 2018 году был выявлен факт невыполнения госзадания по отдельным показателям.

Учредитель потребовал вернуть в бюджет средства в размере 500 000 руб. Поскольку сумма субсидии была потрачена в полном объеме, учреждение исполнило требование учредителя о возврате в бюджет денежных средств за счет средств, полученных им от осуществления приносящей доход деятельности.

Цифры в примере условные.

В учете делаются следующие проводки бюджетного учреждения:

Сумма, руб.

Начислен доход в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

Поступили денежные средства в форме субсидии (операция совершается на каждое перечисление денежных средств)

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

Отражено заимствование денежных средств по возврату части субсидии в связи с недостижением отдельных показателей

Перечислены остатки суммы субсидии в доход бюджета

Операции по учету доходов. Абзац 2 п. 94 Инструкции № 174н также претерпел изменения. В соответствии с новой редакцией поступление доходов в рублях на лицевой счет бюджетного учреждения отражается по дебету счета 0 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» и кредиту счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам».

При этом дополнено, что одновременно в случае получения доходов от выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров) по государственным контрактам, исполнение которых осуществляется при казначейском обеспечении обязательств в форме казначейского аккредитива, на сумму исполненного обязательства получателя бюджетных средств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленных товаров) перед учреждением отражается уменьшение ранее принятого к учету казначейского обеспечения обязательств по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Абзац 5 п. 109 Инструкции № 174н изложен в новой редакции. Согласно изменениям суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, иным доходам, ранее списанные на забалансовый учет, отражаются по дебету счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (в частности, добавлен счет 0 209 83 560) и кредиту счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». Одновременно восстанавливается задолженность с забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Операции по учету НДС. Внесены коррективы в абз. 8 п. 112 и абз. 2 п. 113 Инструкции № 174н.

В соответствии с новой редакцией восстановление суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительным оплатам), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав отражается записью:

  • Дебет счета 0 210 13 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным»
  • Кредит счета 0 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» (ранее был задействован счет 0 210 12 660)

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета, в том числе по авансам, уплаченным учреждением, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ, отражается записью:

Дебет счета 0 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

Кредит счетов 0 210 12 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам», 0 210 13 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным» (ранее данный счет в указанной корреспонденции не был использован)

Пример 4:

Бюджетное учреждение в рамках приносящей доход деятельности оказывает платные услуги, подлежащие обложению НДС. В месяце заключения договора (январь 2018 года) оно получило предоплату в сумме 180 000 руб. Общая сумма договора составляет 354 000 руб. (в том числе НДС (18%) –54 000 руб.). Срок исполнения договора – март 2018 года.

В целях оказания платных услуг в январе 2018 года был заключен договор с поставщиком на поставку материалов на сумму 35 400 руб. (в том числе НДС (18%) – 5 400 руб.). Предварительно по договору о поставке учреждение перечислило аванс в сумме 10 620 руб. (в том числе НДС (18%) – 1 620 руб.). Поставка материалов осуществлена в начале февраля 2018 года.

Цифры в примере условные.

В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Январь 2018 года

Поступила на лицевой счет предоплата в счет предстоящего заказа на оказание услуг

Начислен НДС с поступившей предоплаты

(180 000 руб. x 18/118)

Перечислен аванс поставщику за материалы

Начислена сумма НДС по перечисленному авансу

Февраль 2018 года

Приняты к учету материалы, закупленные у поставщиков

Отражены суммы НДС, предъявленные продавцом

Зачтен ранее перечисленный аванс

Произведен окончательный расчет с поставщиком

(35 400 - 10 620) руб.

Списана сумма НДС, выделенная ранее при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки материалов

Принята сумма НДС при поставке материала

Март 2018 года

Начислены доходы, полученные от оказания платных услуг

Начислен НДС

Принят к вычету НДС, выделенный ранее с полученной предоплаты

Перечислен НДС в бюджет

(27 458 + 1 620 - 1 620 - 5 400 + 54 000 - 27 458) руб.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. Изменения, внесенные Приказом № 212н в Инструкцию № 174н, вступили в силу 06.01.2018, в связи с чем они подлежат отражению в учете в 2018 году.
  2. Среди существенных поправок можно выделить следующие новшества:
  • из бухгалтерского плана счетов удалены счета 0 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях», 0 215 51 000 «Вложения в управляющие компании»;
  • установлен новый порядок формирования номеров отдельных счетов (0 201 00 000, 0 207 00 000, 0 209 81 000, 0 210 05 000, 0 301 00 000, 0 401 60 000);
  • добавлены бухгалтерские записи по оформлению внутреннего перемещения объектов нефинансовых активов между материальными лицами, а также в случае их передачи аренду и в доверительное управление;
  • введены коррективы по учету НДС и субсидий, выделенных на выполнение государственного задания.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №2, 2018 год

В данной статье мы рассмотрим учет в казенных учреждениях и особенности учетной политики. А также проанализируем отчетность и узнаем, когда и куда сдавать документы.

Казенные учреждения являются некоммерческими предприятиями, созданные для реализации культурных, управленческих, научных, образовательных задач. Учредителем является уполномоченный государственный орган, определяющий уставные цели и осуществляющий финансирование в полном или частичном объеме.

Особенностью учреждений является отсутствие прав на имущество, переданного в распоряжение учредителем. Бухгалтерский учет осуществляется на основании принципов, установленных для бюджетных организаций с использованием плана счетов, разработанного для госучреждений.

Учетная политика, разработанная в учреждении

Документом, регулируемым порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, является учетная политика. Документ утверждается приказом, изданным в учреждении. Учетная политика, принятая учреждением, исполняется последовательно с внесением корректив при изменении законодательства или внутренних условий. Политика формируется в зависимости от особенностей предприятия, структуры и назначения деятельности. В документе указывают:

  • Перечень используемых при учете информации рабочих счетов.
  • Порядок документооборота, используемые в учете первичные формы, график создания и передачи, список ответственных лиц.
  • Документы первичного учета, отличающиеся от унифицированных форм с обязательными реквизитами.
  • Порядок проведения инвентаризаций, система внутреннего контроля.
  • Методы оценки имущества, обязательств и иные правила, обеспечивающие законность операциям.

Первичные документы казенного учреждения

Совершение хозяйственных операций требуется подтверждать документально. Цель первичной документации – подтвердить обоснованность, законность, экономическую целесообразность операций. Казенные учреждения используют первичные документы, установленные Приказом № 173н и дополнительно подтвержденные в учетной политике. Дополнительно допускается использовать бланки, первичные документы, разработанные Росстатом. Право на использование форм также закрепляется в Политике.

При заполнении первичных форм необходимо следовать правилам:

  • Использовать утвержденные учреждением формы.
  • Вносить в документы обязательные реквизиты, при отсутствии которых регистр может быть признан недействительным.
  • Указывать необходимые данные с прочерком незаполненных строк.
  • При заполнении не допускать помарки и зачистки. Все исправления производятся по правилам бухучета.

На основании форм первичного учета осуществляется подтверждение доходов и расходов, утвержденных в смете.

Учет операций с имуществом и основными средствами учреждения

Имущество казенных учреждений в оперативное ведение поступает от учредителя. Собственник несет ответственность по содержанию имущества.

Операция Основание
Принятие имущества на забалансовый учет Решение комиссии организации и наличие передаточного акта
Право оперативного управления имуществом Возникает с момента передачи имущества, недвижимого – с даты государственной регистрации
Денежная оценка имущества Отражается по стоимости, указанной передающей стороной в акте
Счет учета для отражения информации Учет производится на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование»
Изменение стоимости Осуществляется после проведения модернизации

Учреждения приобретают имущество за счет бюджетных средств.

Пример покупки оборудования

Учреждение для ведения уставной деятельности приобрело технику стоимостью 245 000 рублей. Стоимость транспортировки составила 6 800 рублей. В учете производятся записи:

  • Отражено поступление техники: Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703 на сумму 245 000 рублей;
  • Учтены затраты на доставку техники: Дт 1 10631 310 Кт 1 30222 730 на сумму 6 800 рублей;
  • Отражен ввод техники в эксплуатацию: Дт 1 10134 310 Кт 1 10631 410 на сумму 251 800 рублей.

Учет в казенных учреждениях: продажа и списание основных средств

Казенные учреждения имеют право проводить сделки с имуществом и отчуждать его с одобрения учредителя. Имущество используется для покрытия ущерба и обязательств только в исключительных случаях. Учреждение отвечает по долгам денежными средствами, находящимися в распоряжении. При недостаточности средств возможна субсидиарная ответственность с учредителем, покрываемая имуществом.

При продаже имущества сумма, вырученная от сделки, должна быть возвращена в бюджет в полной сумме. Активы, числящиеся на учете, могут прийти в негодность или утратить потребительские свойства. Учреждением производится списание.

Пример списания основного средства

Учреждение определило в составе ОС инвентарный объект, вышедший из строя и не подлежащий восстановлению. На основании акта инвентаризации, согласованного с учредителем, принято решение о списании оборудования. Остаточная стоимость 25 140 рублей, величина начисленной амортизации составляет 100 560 рублей. После ликвидации были оприходованы детали на сумму 570 рублей. В учете учреждения производятся записи:

  • Производится списание остаточной стоимости: Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410 на сумму 25 140 рублей;
  • Произведено списание амортизационных отчислений: Дт 1 10134 410 Кт 1 10134 410 на сумму 100 560 рублей;
  • Отражено оприходование запчасти: Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172 на сумму 570 рублей.

Имущество, полученное от учредителя, может быть передано по распоряжению органа. Передача осуществляется на внутри, между ведомствами или бюджетами. Передача осуществляется на безвозмездной основе по балансовой стоимости с одновременным списанием начисленной амортизации. При передаче учреждение выписывает извещение формы 0504805.

Учет операций по расчетам с персоналом по оплате труда

Оплата труда работников казенного учреждения осуществляется на основании утвержденных учредителем штатного расписания и статьи сметы в размере фонда оплаты труда. Трудоустройство и рабочие условия регулируются ТК РФ. При найме работника:

  • Знакомят с условиями труда и актами внутреннего распорядка.
  • Заключают трудовой контракт.
  • Назначают оклад, надбавки и стимулирующие выплаты.
  • Определяют график исполнения обязанностей.

Оклад устанавливается согласно тарифно-квалификационного справочника.

Пример расчета с работниками

Учреждение начислило заработную плату работникам в размере 186 000 рублей. При выплате суммы оплаты труда удержан НДФЛ в размере 24 180 рублей. В учете осуществляются записи:

  • Отражено начисление вознаграждения работникам: Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730 на сумму 186 000 рублей;
  • Произведено удержание НДФЛ: Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730 на сумму 24 180 рублей;
  • Отражено начисление на карту работника: Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730 на сумму 161 820 рублей;
  • Учтена выдача суммы путем перечисления на карту работника: Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211 на сумму 161 820 рублей.

Особенность расчета с персоналом казенных учреждений состоит в получении вознаграждений за труд из разных источников финансирования.

Учет доходов и расходов в казенных учреждениях

Финансирование казенных учреждений осуществляется на основании сметы. Распорядители бюджетов доводят до учреждений лимиты по каждой статье расходов, в пределах которых осуществляются затраты. Величина доходной и расходной части смены равна в пределах календарного года. Остаток неиспользованных средств подлежит возврату в бюджет.

Учреждения имеют дополнительные доходы от ведения деятельности, зачисляемые в бюджет в качестве неналоговых поступлений. Право ведения внебюджетной деятельности предоставляется распорядителем с закреплением в учредительных документах. Организации обязаны вести раздельный учет целевых и коммерческих поступлений и затрат. По дополнительно полученным суммам утверждается отдельная смета с распределением расходов постатейно. Утверждение сметы осуществляет распорядитель бюджета.

Учет материалов в казенных учреждениях

Материалы поступают в казенные учреждения централизовано, при самостоятельной закупке или создании, по договорам дарения. Первоначальная стоимость постановки на учет зависит от варианта поступления.

Вариант поступления Порядок определения стоимости ТМЦ
Поставка В стоимость ТМЦ включаются сумма поставки, страхования, пошлины, посреднические услуги
Изготовление По себестоимости, в состав включаются расходы по изготовлению
Поступление по договору дарения По рыночной стоимости материалов, увеличенной на сумму поставки, расходов на доведение до потребительских характеристик
Централизованно По суммам, указанным в сопроводительных документах

Определение рыночной стоимости материалов осуществляется путем сравнения с ценой на аналогичные товары, материалы. Списание материалов производится по стоимости единице или средней цене. Запасы регулярно подвергаются инвентаризации для устранения расхождений в документальном и фактическом учете.

Налогообложение в казенных предприятиях

Доходы, полученные в рамках бюджетного финансирования, не подлежат налогообложению. Средства, полученные учреждениями от ведения деятельности в виде оказания услуг или проведения работ, также не являются объектом для начисления налогов.

Налогом на прибыль в казенных учреждениях облагаются:

  • Доход от внебюджетной деятельности при отсутствии раздельного учета, утвержденной сметы доходов и расходов и видов деятельности, не указанных в пп. 33.1 ст. 251 НК РФ.
  • Суммы компенсаций и возмещений вреда, полученных от виновных лиц.
  • Стоимость поступившего безвозмездно имущества, не используемого для уставной деятельности.
  • Излишки, выявленных в ходе инвентаризации.
  • Суммы целевых поступлений (кроме бюджетного финансирования) средств, товаров, работ, услуг, полученных в рамках благотворительности и использованных по нецелевому назначению.

Особенности учета в бюджетном, автономном и казенном учреждении

В таблице ниже рассмотрены сравнения в различиях учета в бюджетном, казенном и автономном учреждении.

Особенности Бюджетное учреждение Казенное учреждение Автономное учреждение
Участие учредителя в распоряжении средствами Принимает участие Принимает участие Не принимает участие
Открытие счетов В Федеральном казначействе В Федеральном казначействе В любом учреждении банка
Поступление финансирования В рамках сметы доходов и расходов Субсидии и субвенции
Доходы от деятельности Поступают в доход бюджета Поступают в распоряжение учреждения
Право на распоряжение имуществом Имеется Не имеется Имеется
Проведение сделок с ценными бумагами Не осуществляются Не осуществляются Осуществляются
Право на применение УСН Отсутствует Отсутствует Имеется

Популярные вопросы

Вопрос № 1. Как осуществляется учет за балансом в казенных учреждениях?

Ответ: Информация об активах учитывается за балансом на основании первичных документов и без использования двойной записи. При поступлении актива счет дебетуется, при выбытии – кредитуется.

Вопрос № 2. Какие системы налогообложения используют казенные учреждения?

Ответ: Казенные учреждения не могут использовать для учета системы ЕСХН и УСН и должны применять ОСНО.

Вопрос № 3. Относится ли реализация товаров или изготовленной самостоятельно продукции к необлагаемым видам деятельности?

Ответ: Нет, освобождены от уплаты налога на прибыль только суммы, полученные от оказания услуг и проведения работ.

Вопрос № 4. В какой момент определяется доход учреждения при поступлении пожертвований?

Ответ: Безвозмездная передача средств принимается в качестве дохода в момент зачисления средств на счет или в кассу.

Вопрос № 5. Представляют ли казенные учреждения декларацию по налогу на прибыль при отсутствии базы?

Ответ: Отчетность представляется в сокращенном виде с минимальным количеством листов.

Комментарий

По подстатье 174 КОСГУ отражается финансовый результат от уменьшения (списания) суммы начисленных доходов в соответствии с законодательством. Например, постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 в 2016 г. заказчикам разрешалось списывать начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), если соблюдались определенные условия.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 КОСГУ не применяется. Иными словами, код 174 используется только для определения финансового результата от указанных операций в целях бюджетного учета:

Дебет КДБ 1 401 10 174 Кредит КДБ 1 205 ХХ 660, КДБ 1 209 ХХ 660 – уменьшены суммы начисленных доходов (в т.ч. денежных взысканий – штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством о предоставлении скидок (льгот), списании (п. 120 Инструкции № 162н в новой редакции). Исключение составляет списание нереальной к взысканию задолженности.

В Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) данные по счету 1 401 10 174 отдельно не показываются. Вместе с тем они формируют итоговый результат по строке 090 (п. 96 Инструкции № 191н в новой редакции).

Для приведения в соответствие с Единым планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, план счетов бюджетного учета дополнен забалансовыми счетами 40 "Активы в управляющих компаниях", 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями" (об изменениях, внесенных в Инструкцию № 157н , читайте ).

Перемещение должно быть обусловлено изменениями характеристик объекта. Примерами могут служить перевод помещения из жилого в нежилое по решению уполномоченного органа власти, перевод объекта из особо ценного в состав иного движимого имущества или наоборот.

Корреспонденции счетов в этом случае выглядят следующим образом:

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Отражено выбытие объекта основных средств из группы и (или) вида имущества по первоначальной стоимости КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 310
2 Списана амортизация, начисленная на объект основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство в состав соответствующей группы (вида) имущества КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету ранее начисленная по объекту амортизация КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410

Обратите внимание, приведенные корреспонденции не предназначены для исправления ошибок, допущенных ранее в учете, например, когда имущество было отнесено к материальным запасам, но по своим критериям является основным средством.

В случае разукомплектации или частичной ликвидации основного средства его стоимость списывается с учета – в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 указывается код 410 КОСГУ (п. 10 Инструкции № 162н в новой редакции):

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Списана первоначальная стоимость основного средства в случае его разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
2 Списана начисленная амортизация при разукомплектации объекта основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство, полученное в результате разукомплектации КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету амортизация по объекту, полученному в результате разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410
5 Списана остаточная стоимость части основного средства, подлежащая ликвидации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
6 Списана амортизация ликвидируемой части основного средства КРБ 1 104 ХХ 410 КРБ 1 101 ХХ 410

Амортизация, ранее начисленная по разукомплектованному имуществу, распределяется между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Метод распределения устанавливается в учетной политике.

Материальные запасы, полученные в результате разукомплектации объектов нефинансовых активов, также следует принимать к учету в корреспонденции со счетом 1 401 10 172, а не 1 401 10 180, как было ранее. Соответствующие изменения внесены в п. 23 Инструкции № 162н .

Непроизведенные активы

Суммы задолженности по компенсации расходов учреждения в связи с реализацией требований законодательства отражаются по дебету счета 1 209 30 560 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 1 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" (п. 86 Инструкции № 162н в новой редакции). Обратите внимание, согласно изменениям, внесенным в приложение 2 к Инструкции № 162н, в разрядах 1 – 17 номера счета 1 209 30 000 в таких случаях указывается код КРБ.

Если контрагент не вернул аванс, а контракт (соглашение) с ним расторгнут, суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателю авансовых платежей должны быть переведены в дебет счета 1 209 30 560 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 206 00 660, 1 208 00 660.

Расчеты по НДС

Счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" дополнен новым счетом аналитического учета 210 13 "Расчеты по НДС по авансам уплаченным". Дело в том, что в соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Счет 42 применяют финансовые органы и органы по управлению имуществом, которые отражают расходы на предоставление бюджетных инвестиций по элементам видов расходов подгруппы 450 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам".

Финансовый результат

  • в случае превышения возврата доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отражаемых по счету 17, соответствующие показатели по коду строки 171 показываются со знаком "минус";
  • в случае превышения возврата расходов текущего года, произведенных в кассу, над суммой выплат расходов в отчетном финансовом году, отражаемых по счету 18, соответствующие показатели по коду строки 181 показываются со знаком "минус".

Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строками для отражения данных по забалансовым счетам 40, 42 (строки 300, 310).

). В графе 1 разд. 1 указываются номера аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде.

Дебиторская и кредиторская задолженность, которая числится на счетах бюджетного учета, отражается в Сведениях (ф. 0503169) по следующим правилам:

Показатели по счету 1 304 06 000 в Сведениях (ф. 0503169) по итогам финансового года отражаются после проведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.

Инструкция № 191н была дополнена новыми разделами:

  • VII – порядок представления бюджетной отчетности получателями, главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • VIII – порядок представления сводной (консолидированной) бюджетной отчетности органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • IX – порядок представления органами, уполномоченными на формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда консолидированной бюджетной отчетности.

Установлено, что получатели средств федерального бюджета представляют отчетность в вышестоящее учреждение средствами подсистемы "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет". Определены также сроки представления отчетности.

Проводки по бюджетному учету составляются исходя из правил, установленных планом счетов бюджетного учета. Корректность проводок по бюджетному учету можно проверить, найдя подходящие хозяйственные операции в инструкции к плану счетов. Расскажем об этом в нашей статье.

Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется

Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).

Таблица 1

Вид госорганизации

Приказ, утверждающий соответствующий план счетов

Автономные учреждения

Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н

Бюджетные учреждения

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н

Казенные учреждения

Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н

Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).

Структура счета бюджетного учета

Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.

Таблица 2

Номер разряда счета

Значение

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

1-17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4-20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1-17.

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте .

Проводки в бюджетном учете в 2018-2019 годах

Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2019 году бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 31.03.2018 № 65н.

Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.

Пример

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

Таблица 3

Наименование хозяйственной операции

Сумма, руб.

Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб.

КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб.

КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов»

КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб.

КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате»

КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

Удержан НДФЛ с зарплаты

КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

Зарплата выплачена на банковские карты работникам

КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Начислены страховые взносы с зарплаты

КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь

КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

КИФ 020111610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца

Понравилось? Лайкни нас на Facebook