Правовые основы кадастровой оценки земли в рф. Государственная кадастровая оценка. О понятии «кадастр»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ"

КУРСОВАЯ РАБОТА

Кадастровая стоимость объектов недвижимости

для целей налогообложения

Дисциплина: Кадастровый учет и управление недвижимостью

Выполнил: Н.А. Акпыжаев

Новосибирск, 2015 год

Введение

1. Теоретические, правовые и методические основы кадастровой оценки земель

1.1 Государственная кадастровая оценка земель: понятие, особенности и цель проведения

1.2 Правовые основы кадастровой оценки земли в РФ

1.2.1 Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

1.2.2 Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"

1.2.3 Конституция Российской Федерации

1.2.4 Федеральный стандарт оценки

1.3 Методические основы определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов

2. Практический пример определения кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения

2.1 Общая характеристика объекта оценки

2.2 Определение кадастровой стоимости земельного участка

2.3 Расчёт земельного налога

Заключение

Список литературы

Введение

Первая часть работы посвящена теории, где раскрывается понятие государственной кадастровой оценки, описывается особенность оценки земли и цель. Так же первая часть содержит правовые основы кадастровой оценки земли иметодические основы определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов.

Во второй части курсовой работы приведён практический пример определения кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения. За основу взят участок, предназначенный для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

Так же во второй части работы произведён расчёт налога на земельный участок.

Земля является основой всех процессов жизнедеятельности общества, происходящих в политической, экономической, социальной, производственной, коммунальной, экологической и других сферах. В этой связи она обладает стоимостью и адекватная оценка земли представляет собой одно из важнейших условий нормального функционирования и развития экономики и общества. Необходимость в результатах объективной оценки земли (земельных участков) испытывают как государственные, так и муниципальные органы исполнительной власти в целях эффективного управления земельными ресурсами и проведения рациональной земельной и налоговой политики.

По мере развития рыночных отношений в современной России земля постепенно становится товаром, то есть объектом хозяйственного оборота, и как любой товар земля должна иметь потребительскую и рыночную стоимость. Рынок земли с учетом его масштабов и огромного неудовлетворенного спроса населения и юридических лиц имеет большие перспективы для развития и перехода на качественно новый уровень отношений его субъектов. Темпы его развития в значительной мере зависят от совершенствования правовой базы и механизма земельных отношений.

Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок (в том числе находящийся в государственной или муниципальной собственности), при его купле или продаже, использовании в качестве залога, осуществлении взноса в уставной капитал, для других целей.

В данной курсовой работе определяется кадастровая стоимость земли для определения налога на эту землю.

1. Теоретические, правовые и методические основы кадастровой оценки земель

1.1 Государственная кадастровая оценка земель: понятие, особенности и цель проведения

Все земли учтены в государственном кадастре.

Государственный земельный кадастр - это единая государственная многоуровневая управленческо-информационная система о земельном фонде страны и её административно-территориальных подразделениях, о первичных объектах и субъектах кадастрового учёта в них, являющаяся одним из основных механизмов государственного регулирования земельных отношений, основанных на принятых обществом понятиях, экономических, социально-этических и этнических нормах.

Кадастр (cadastre) - список, реестр чего-либо или кого-либо, например, землепользователей, подлежащих налогообложению. Само это слово происходит от средневекового лат. catastrum, то есть capitastrum (от caput - голова), которое означало регистр душ, подлежавших поголовной подати.

Исторически корни возникновения кадастра и кадастровых работ, связанных с указанием границ земельных участков и их площадей, проводимых с целью учёта земель, уходят во времена Древнего Египта (3000 г. до н.э.). А сам термин "кадастр" начинает приживаться со времён римского правителя Августа (27 г. до н.э.), когда была утверждена единица учёта сбора дани за землю "caputigum", и введена перепись населения "caputigum registrum". Со временем эти слова слились в одно - "capitastrum" и впоследствии в слово catastrum.

Первые сведения о кадастре в России относятся к X в. и связаны со сбором поземельного налога и оценкой земель. Картографический материал земельного кадастра России содержался в описаниях земель, собранных в писцовых, смотренных, дозорных и межевых книгах, и составлялся по результатам натурных и землемерных работ. Землемерные работы заключались в измерении "мерной вервью" длин граничных линий, которые разделяли землю по угодьям, различающимся по "добротности" ("добрые", "средние" и "худые"). В середине XVIII в. работы по межеванию расширили с целью защиты прав землевладельцев. В 1765 г. была утверждена Комиссия о государственном межевании земель. Основные работы по межеванию земель Российской империи были завершены в начале XIX в. На рубеже XVII в. в России составляли документы учёта и описи не только сельскохозяйственных земель и лесного фонда, но и городских дворов. Документы описи и перечня дворов содержали информацию о территории двора с перечнем построек и размером налога в рублях, а также имя владельца. Во многих городах проводили оценку недвижимого имущества и его опись с составлением схем и планов земельных участков. В первые годы после революции 1917 г. согласно Положению о земельных распорядках в городах все без исключения земли и водные пространства в пределах городской черты, независимо от пользователя, подлежали земельной регистрации. При регистрации проводили опись земельного участка с отображением характеристик строения и сооружения, составляли экспликацию участка по видам угодий.

Государственная кадастровая оценка земель - оценка земель для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по виду функционального использования.

Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Росреестром и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне границ городских и сельских населенных пунктов и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода. Государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне границ городских и сельских населенных пунктов осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

Оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения эффективности использования земель.

Государственная кадастровая оценка земель, заключающаяся в получении и актуализации сведений о кадастровой стоимости земельных участков, проводится для целей налогообложения - для определения размера подлежащего уплате земельного налога, базой для которого является кадастровая стоимость земельного участка.

Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок (в том числе находящийся в государственной или муниципальной собственности), при его купле или продаже, использовании в качестве залога, осуществлении взноса в уставной капитал, для других целей.

1.2 Правовые основы кадастровой оценки земли в РФ

1.2.1 Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

Проведение государственной кадастровой оценки земель регулируется Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" №135-ФЗ от 29.07.1998 года.

Статьей 8 установлена обязательность проведения оценки объектов оценки в случае вовлечения в сделки, в том числе приватизации, передачи в доверительное управление, передачи в аренду, использовании в качестве залога, продаже, переуступке долговых обязательств, вклада в уставные капиталы, национализации, ипотеки, выкупе, изъятии и налогообложении.

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

при использовании объектов оценки, в качестве предмета залога;

при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки;

при передаче объектов оценки, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

при национализации имущества;

при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд;

при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:

при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;

в случаях, установленных Федеральным законом <#"864491.files/image001.gif">

Характеристики объекта приведены в публичной кадастровой карте, которая показана ниже.

Характеристики объекта:

Кадастровый номер 22: 65: 016402: 26

Частный двухэтажный дом

Ранее учтенный

край Алтайский, г. Бийск, ул. Цесовская, дом 64

Уточненная площадь:

Кадастровая стоимость:

475 124.32 руб.

Форма собственности:

Нет данных

Дата постановки на учет:

Кадастровый инженер:

Нет данных

Земли поселений (земли населенных пунктов)

Разрешенное использование

По классификатору (код):

По классификатору (описание):

Для объектов жилой застройки

По документу:

Для эксплуатации жилого дома (земли под домами индивидуальной жилой застройки)

2.2 Определение кадастровой стоимости земельного участка

Определяется по формуле:

КС = УПКСЗ * S

Где КС - оцениваемого земельного участка, руб.,

УПКСЗ - удельный показатель кадастровой стоимости земель, руб/м 2, S - площадь земельного участка, м 2 .

УПКСЗ взяли из постановления Администрации Алтайского края от 28.12.2009 №546.

В данной курсовой работе УПКСЗ составил 145,25 руб/м 2

Площадь земельного участка 904 м 2 .

КС =145,25*904

КС =131 306 руб.

Таким образом кадастровая стоимость составила 131 306 руб .

2.3 Расчёт земельного налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3 % в отношении земельных участков:

· отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

· занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

· приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

· ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст.27 Земельного Кодекса Российской Федерации );

1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п.2 ст.394 НК РФ ).

Таким образом налоговая ставка на земельный участок, предназначенный для размещения домов индивидуальной жилой застройки составляет 0,3 %

Налог на землю определяем по формуле:

ЗН = КС * Ставку налога

ЗН = 131 306*0,3/100

ЗН = 393,92 руб.

Таким образом налог на землю составил 393,92 рубля.

Заключение

В данной курсовой работе мы рассчитали кадастровую стоимость земельного участка и налог на землю.

Объект расчёта выбрали из Публичной кадастровой карты.

Земельный участок, предназначенный для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

Стоимость земли общей площадью 904 м 2 в зависимости от Удельного показателя кадастровой стоимости составила 131 306 руб. Где Удельный показатель был взят из Постановления Администрации Алтайского края №546 от 28.12.09 г. и составил 145,25 руб/м 2 .

Расчёт стоимости земли позволил нам определить налог на нашу землю. Налог земельного участка в зависимости от налоговой ставки 0,3 % составил 393,92 рубля.

Таким образом можно сделать вывод, что кадастровая стоимость земель рассчитывается на основании удельного показателя цены земли - расчетной величины на единицу площади. Результаты проведенной официальной кадастровой оценки стоимости земельных участков вносятся и регистрируются в Государственном земельном кадастре.

Список литературы

1. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов [Электронный ресурс]: приказ Минэкономразвития РФ от 15.02.2007г. № 39. - Режим доступа: .

Краткий курс лекций по дисциплине "Земельное право России" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studme.org/.ru .

Петров В.И. Оценка стоимости земельных участков: Учебное пособие. М.: КНОПУС, 2010. - 264с.

Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 г., № 135-ФЗ

Приказ Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508. Об утверждении федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)"

Публичная кадастровая карта http://maps. rosreestr.ru/PortalOnline/

Конституция Российской федерации

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости"

Федеральный стандарт оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)"

Учебное пособие посвящено истории развития и процессу становления кадастровой оценки недвижимости в Российской Федерации. В нем обобщена эволюция формирования понятий и основ кадастровой оценки недвижимости, проанализированы принципы создания и виды обеспечения кадастровой оценки недвижимости, исследована кадастровая оценка недвижимости с позиции институциональной экономической теории. В конце каждой главы приведены вопросы для самоконтроля, которые помогут студентам освоить материалы учебного пособия.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. доцент кафедры государственно-правовых

    дисциплин юридического ин-та Московского

    городского педагогического ун-та,

    канд. юр. наук

    Земельные участки и расположенные на них здания в России во всех случаях являются раздельными объектами недвижимости. Однако смысл правового режима «единого объекта» состоит не в том, что принадлежность следует за главной вещью, а в том, что не может быть разорвана юридическая связь земельного участка и расположенного на нем здания и они должны переходить от одного лица к другому вместе и одновременно.


    Недвижимость является социально значимым объектом, поэтому современное законодательство должно отводить значительную роль правовому инструментарию, призванному охранять и защищать право собственности на недвижимое имущество и законные интересы отдельных физических и юридических лиц, общества и государства.

    Как отмечает, «характерным признаком для большинства объектов недвижимости является их неразрывная связь с землей, именно благодаря которой они обычно обладают повышенной стоимостью».

    Оценка стоимости недвижимости – это процесс определения рыночной стоимости объекта или отдельных прав в отношении оцениваемого объекта недвижимости. Оценка стоимости недвижимости включает в себя определение стоимости права собственности или иных прав, например, права аренды, права пользования и т. д. в отношении различных объектов недвижимости.

    Стоимость недвижимости подразделяется на следующие виды: рыночная стоимость; инвентаризационная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость. Для того чтобы определить кадастровую стоимость недвижимости необходимо провести государственную кадастровую оценку в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), а также Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000).

    При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

    Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами, гражданским законодательством с учётом земельного, лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

    Для того, чтобы земельный участок был признан объектом права собственности, он должен быть соответствующим образом индивидуально определён, то есть надлежащим образом определены его размер (площадь), границы, местоположение (адрес) и присвоен кадастровый номер, с последующей государственной регистрацией прав на земельный участок, как объект недвижимого имущества (п. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости »).

    В 2010 году в Законе об оценочной деятельности была введена новая глава III «Государственная кадастровая оценка», которая закрепила новый порядок проведения кадастровой оценки: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; заключение договора страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.


    Институт независимой оценки является необходимым элементом экономики, ориентированной на наиболее полное и качественное удовлетворение человеческих потребностей на основе эффективного использования дефицитных ресурсов.

    Нередко после определения кадастровой стоимости земельного участка землевладельцы зачастую не согласны с результатами государственной кадастровой оценки земель и обращаются за защитой своих нарушенных прав. Нарушения, связанные с определением кадастровой стоимости земель, вызваны, как правило, отклонением от Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

    Возможность рассмотрения в судебном порядке споров, возникающих при проведении государственной кадастровой оценки земель, предусмотрена пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель. Однако на практике возможность судебной защиты носит скорее декларативный характер и не позволяет налогоплательщикам в должной мере отстаивать свои права. Суды, как общей юрисдикции, так и арбитражные в большинстве случаев подходят к рассмотрению споров о кадастровой оценке формально.

    Причиной такого отношения судов к данному вопросу следует считать некую непрозрачность процедуры установления кадастровой стоимости. В этом процессе задействовано несколько органов государственной власти (территориальное Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (далее – Росреестра), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и т. д.) и организаций.

    Одним из самых больших пробелов в процессе установления кадастровой стоимости является несогласованность действий органов власти и организаций, участвующих в процессе кадастровой оценки земель. Закреплено, что организатором процесса является Управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации, однако фактически кадастровую оценку проводит иное лицо. Управление Росреестра в соответствующем субъекте Российской Федерации готовит списки (перечни) всех земельных участков, находящихся на территории субъекта и подлежащих кадастровой оценке, которую осуществляет оценочная компания. После составления списков (перечней) земельных участков производится собственно их кадастровая оценка.

    Сейчас в соответствии с Законом об оценочной деятельности органы местного самоуправления в большинстве случаев не могут влиять на процесс проведения кадастровой оценки. Заказчиком кадастровой оценки выступает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который и формирует перечень подлежащих оценке объектов недвижимости , осуществляет взаимодействие с оценщиком, утверждает результаты определения кадастровой стоимости. Орган местного самоуправления может быть заказчиком, только если согласно законодательству субъекта Российской Федерации ему предоставлена такая возможность (ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности). При этом и Управление Росреестра, и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший результаты кадастровой оценки, ссылаются на то, что не могут повлиять ни на процесс определения кадастровой стоимости, ни на ее размер. Кроме того, существенное повышение налоговой нагрузки, как уже указывалось, связано с несогласованностью действий лиц, устанавливающих кадастровую стоимость, и органов местного самоуправления, которые устанавливают ставки земельного налога . Соответствующие поправки в нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований позволили бы избежать столь негативных последствий.

    Проблема обеспечения сопоставимости результатов сегодня особенно остро стоит в России, потому что у нас до сих пор отсутствуют Государственные стандарты, регламентирующие методы оценки и требования к исходной информации; отсутствуют структуры, которые бы проводили систематический мониторинг рынка, статистический анализ рыночной информации и расчеты интегральных параметров, необходимых для оценочной деятельности.

    С выходом Закона об оценочной деятельности была частично снята проблема касающиеся ответственности оценщиков. В законодательстве в обязательном порядке предусмотрено страхование ответственности и лицензирование деятельности, но, к большому сожалению, не определен сам порядок лицензирования, что является одним из пробелов нашего законодательства. Выработка положения о лицензировании подразумевает разработку единой информационной и методологической базы, позволяющей определить соответствие образовательного уровня эксперта. В этом же контексте необходимо разработать и практически воплотить в жизнь разумную и эффективную систему контроля над качеством оказываемых оценщиками услуг. Здесь представляется необходимым расширение (по региональному уровню) единой общероссийской профессиональной организации «Российское общество оценщиков» с развитой сетью филиалов (представительств) в субъектах Федерации. Одним из ключевых направлений деятельности такой структуры и могло бы служить решение вопросов контроля над качеством осуществляемой оценочной деятельности, а также осуществление мероприятий по повышению эффективности работы независимых оценщиков.

    Сегодня значения рыночной стоимости имущества , полученные в результате оценки различными оценщиками, могут существенно различаться между собой. Это связано с тем, что каждый оценщик имеет свободу в выборе конкретных методов оценки, он использует собственные статистические данные и, кроме того, сама процедура оценки допускает значительную субъективную компоненту. Это приводит к тому, что результаты оценки становятся несопоставимыми, а стоимость имущества может занижаться или завышаться в несколько раз.

    Другими словами в настоящее время оценочная деятельность в России находится в стадии становления – вырабатываются механизмы правового регулирования, унифицируются стандарты оценки, решаются другие вопросы, связанные с оценочной деятельностью. Среди них немаловажным является вопрос ответственности оценщиков за результаты их деятельности по оценке, так как риск совершения оценщиком ошибки или упущения при осуществлении своих профессиональных обязанностей является достаточно высоким. А ущерб, нанесенный оценщиком своим клиентам, может исчисляться миллиардами рублей.

    Что касается проблем, выявляемых при обжаловании результатов кадастровой оценки по причине несоблюдения порядка утверждения и опубликования соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, можно сказать с уверенностью: требуются соответствующие изменения в законодательстве и иных нормативных актах , регулирующих порядок установления кадастровой стоимости.

    Литература

    1. Федеральный закон от 01.01.2001 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1998. № 31. – Ст. 3813.

    2. Федеральный закон от 01.01.2001 г. «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4117.

    3. Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1709.

    4. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. / Сост. , и др.; Отв. ред. , . М.: ТК Велби; Проспект, 2004. – 773с.

    Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. / Сост. , и др.; Отв. ред. , . М.: ТК Велби; Проспект, 2004. С. 256.

    Федеральный закон от 01.01.2001 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.

    Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1709.

    А Проблемы воспроизводимости результатов в оценочной деятельности:

    А Проблемы воспроизводимости результатов в оценочной деятельности:

    * Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


    Сегодня методика проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в том числе земельных участков различного вида, демонстрирует свою несостоятельность. Фактически государственная кадастровая оценка отдана на откуп т.н. «независимым» оценщикам, членам соответствующих саморегулируемых организаций, выполняющим т.н. «рыночные» оценки.

    К сожалению, ученые ведущих университетов, занимающихся разработкой соответствующих научных проблем и готовящих кадры кадастровых инженеров, не смогли предложить свои варианты создания системы государственной кадастровой оценки недвижимости, ее научно-методического и организационного обеспечения.

    О понятии «кадастр»

    Для определения причин сложившейся ситуации, выявления содержательных особенностей накопленных проблем и поиска способов их решения, следует проанализировать понятие «кадастр». Этому термину не одна сотня лет, понятно, что с течением времени, его содержание менялось. К примеру, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля при разъяснении понятия «кадастр» первоочередное внимание уделяется оценке: «кадастр - оценка сельских имений по различию их, соображая все местные их отношения; расценка». И далее: «кадастровать - расценять имущество».

    Определение ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) существенно отличается от приведенной формулировки.

    Государственный кадастр недвижимости - систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Законом сведений.

    Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

    Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) - это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

    Кадастровая деятельность - выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

    В соответствии с Законом о кадастре осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости). Положения Закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.

    Многие специалисты отмечают несовершенство приведенных формулировок, ряд содержащихся в них неточностей и неопределенностей. В большинстве случаев это связано с их ярко выраженным бланкетным характером, с рядом отсылочных норм на конкретно не определенные положения Закона о кадастре и иных нормативных правовых актов.

    Что еще важнее - в этих формулировках нет указания на какие-либо экономические характеристики объектов недвижимого имущества, а также порядок их получения и включения в систему кадастровых сведений.

    В первоначальной редакции ст. 70 Земельного кодекса РФ было дано следующее определение:

    «Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В Государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки ».

    Эта формулировка дает более конкретный состав сведений, включая кадастровую стоимость объектов кадастрового учета. В частности указано, что эти сведения носят документированный характер. Кроме сведений об объектах, указано на включение в кадастр сведений о субъектах прав на них.

    В статье 1 действовавшего в то же время Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О Государственном земельном кадастре» иное определение:

    «Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов».

    Эта формулировка отражает намерение создать базу государственного земельного кадастра, более полной и объемной информационной системы государственного кадастра недвижимости.

    Фактически государственный кадастр недвижимости пока еще не обладает необходимой полнотой сведений ни о земельных участках, ни об иных объектах недвижимости. Более того, он не предусматривает использование экологической информации в каком-либо виде. Это порождает ряд проблем в использовании кадастровой информации не только в экономической деятельности субъектов различного уровня, но и в судопроизводстве, и в проведении судебных экспертиз.

    В течение 90-х гг. в России также проводилась работа по созданию государственного градостроительного кадастра. В ряде субъектов такой кадастр был создан и апробирован на практике. Однако после принятия нового Градостроительного кодекса РФ в этой сфере произошли принципиальные изменения. Вместо градостроительного кадастра на государственном уровне стали создаваться информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.

    Некоторые специалисты полагают, что это было вызвано стремлением избежать путаницы в создании, ведении и использовании государственных кадастровых систем различного назначения, а также необходимостью концентрации ресурсов на скорейшем завершении работ по государственному кадастру недвижимости.

    В статье 56 Градостроительного кодекса РФ дано следующее определение: информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений .

    Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

    Цель внедрения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности - обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

    В данном определении нет даже упоминания о государственном кадастре недвижимости. Вместе с тем оно содержит указание на ряд сведений о земельных участках, обеспечение землеустроительных работ применительно к градостроительной деятельности на соответствующих земельных участках.

    Ранее часть этих сведений входила в систему государственного земельного кадастра, а после создании на его основе государственного кадастра недвижимости перешла в его состав. Но из-за того, что порядок согласования сведений в указанных информационных системах регламентирован в недостаточной степени, на практике возникает ряд сложных ситуаций.

    Сравнение приведенных выше определений понятия «кадастр» позволяет не только выявить их содержательные особенности, но и лучше понять основной смысл современного этапа земельной реформы и ее место в социально-экономическом реформировании страны.

    Аналогичный вывод можно сделать и по поводу реформы регионального и местного налогообложения с переходом на единый налог на недвижимость для физических и юридических лиц.

    В ходе рыночных реформ предпринимались усилия ученых, специалистов и предпринимателей по созданию ведомственных и корпоративных кадастров. Их целью было не только упорядочить сведения о земельных участках и ином недвижимом имуществе, принадлежащем конкретной фирме, но и оценить их с экономической точки зрения, а также найти варианты их рационального использования.

    Ретроспективный анализ содержательных особенностей толкования понятия «кадастр» показал их принципиальное изменение. Если в XIX в. основные акценты делались на экономические характеристики объектов земельно-имущественных отношений, то сейчас законодатель делает акцент на чистоту правового титула каждого объекта недвижимости.

    Это важно, поскольку данные функции целиком и полностью легли на государство, а наиболее эффективным способом снижения рисков, связанных с чистотой правового титула объектов недвижимости, является не только максимальная детализация его характеристик с их документальным подтверждением, но и отслеживание всей истории формирования данного объекта, а также иных связанных с ним объектов.

    Полнота кадастровой информации , обеспечивающая чистоту правового титула объекта недвижимости, напрямую связана с экономическими последствиями финансово-хозяйственной деятельности предприятий различной организационно-правовой формы.

    Речь идет о надлежащем учете соответствующих рисков при формировании рыночной, инвестиционной и других видов стоимости объектов недвижимости при подготовке и совершении сделок различного вида. Кроме того, на основе кадастровой стоимости объектов недвижимости формируется система фискальных платежей.

    Надлежащее научно-методическое обеспечение кадастровой оценки предоставляет информацию о связях экономических и экологических характеристик объектов недвижимого имущества различного вида и масштаба. На основе этих данных можно принимать взвешенные решения на уровне региональных и местных властей при предоставлении земельных участков для хозяйственной деятельности, установлении льгот по различным видам деятельности предпринимателей, а также разного рода санкций за нанесение ущерба.

    О необходимости судебно-кадастровой экспертизы

    Информационные пробелы и искажения кадастровой информации приводят к возникновению гражданско-правовых споров, разрешаемых в судебном порядке. При этом часто для принятия надлежащим образом обоснованного решения необходимо проведение судебной экспертизы. Практика показывает, что некоторые экспертные заключения, отнюдь, не способствуют установлению истины по делу.

    Искажение кадастровой информации часто осуществляется намеренно, особенно при подготовке крупных объектов недвижимости к приватизации. Таким способом может существенно занижаться стоимость объектов, изменяться их состав, площадь земельных участков, их принадлежность к определенной категории земель и т.п.

    Расследование подобных деяний, определение характеристик нанесенного ущерба, надлежащая квалификация соответствующих преступлений часто оказываются невозможными без проведения судебно-кадастровой экспертизы, в т.ч. комплексной. Все большее количество судебных исков связано с оспариванием результатов кадастровой оценки земельных участков.

    При этом многие ученые и специалисты предсказывают резкое увеличение количества таких исков в связи с планируемым переходом в следующем году на взимание единого налога на недвижимость с граждан и юридических лиц.

    Фактически из-за просчетов системного характера предприниматели-оценщики оказались не подготовленными к такой работе, а региональные и местные власти - к надлежащей экспертизе ее результатов. При этом ответственность перед гражданами и организациями за сформированную по результатам «рыночной» оценки налогооблагаемую базу законодатель возложил на региональных руководителей.

    Согласительные комиссии по рассмотрению возражений собственников объектов недвижимости против завышения результатов «государственной» кадастровой оценки ориентируются на т.н. «стоимостную» экспертизу саморегулируемых организаций оценщиков. То есть жалоба на некачественную работу оценщиков, а часто и откровенную халтуру приходит на рассмотрение фактически к тем же оценщикам.

    При отсутствии научно обоснованного методического обеспечения «государственной» кадастровой оценки недвижимости и «стоимостной» экспертизы ее результатов ожидать конструктивной работы согласительных комиссий с гражданами и организациями - плательщиками налога на недвижимость не приходится.

    Понятно, что в результате собственники недвижимости будут вынуждены обращаться в суд (юридические лица - в арбитражный суд) для восстановления справедливости. Таким образом, попытки переложить ответственность за проведение государственной кадастровой оценки на предпринимателей-оценщиков, не подготовленных к этой работе и не оснащенным единым методическим обеспечением, могут привести к тому, что «роль государства» придется принять на себя судам.

    А готова ли к такой роли судебная система, и частных вопросов о готовности к столь обширной и ответственной работе системы судебной экспертизы? При всей оредопределенности отрицательных ответов придется констатировать, что уйти от ответственности за принятие соответствующих решений судейскому сообществу невозможно.

    Но и система государственных судебно-экспертных учреждений к такой работе не готова .

    В этих учреждениях нет соответствующих кадров , отсутствуют необходимые экспертные методики. Нет и практического опыта проведения судебных экспертиз такого рода ни по уголовным, ни по гражданским, ни по арбитражным делам. Судам придется поручать проведение судебных экспертиз негосударственным экспертам. В подавляющем большинстве случаев такими экспертами будут те же предприниматели-оценщики, которые по уровню своей подготовки ничем не отличаются от коллег.

    При этом нельзя забывать и о таком важном факторе, как солидарность оценщиков. Более того, многие из руководителей оценочных фирм высказывались за то, чтобы отчеты оценщиков могли проверяться только оценщиками, а не правоохранительными органами и судами.

    Круг замыкается. В такой ситуации большинству граждан, столкнувшихся с несправедливой, неадекватной оценкой стоимости своего недвижимого имущества, будет очень сложно докопаться до истины и защитить свои законные права и интересы в суде. Точно так же и следователям будет очень сложно доказать вину тех «оценщиков», которые выполняют «заказные» оценки, существенно занижая стоимость имущества крупных собственников. В результате общество получит еще одну проблему борьбы с массовыми коррупционными проявлениями.

    Высока вероятность возникновения и общественного недовольства, социальных протестов, выступлений обманутых граждан. При этом острие недовольства будет направлено против местных руководителей, утвердивших результаты кадастровой оценки и собирающих налог на недвижимость, в справедливости которого сомневаются многие граждане.

    В качестве выводов

    Представители региональных и местных властей должны понять, что «государственная» кадастровая оценка проводится не государственными чиновниками, а частными лицами, предпринимателями-оценщиками.

    У этих частных оценщиков нет единых научно обоснованных, понятных и прозрачных методик кадастровой оценки. Поэтому представители регионального или местного руководства не смогут объяснить своим «сердитым гражданам», каким образом производилась оценка их имущества и по каким критериям можно признать ее обоснованной и справедливой.

    Сегодня требуется разработать научно обоснованную методику судебно-кадастровой экспертизы и обучить соответствующие кадров судебных экспертов. При заинтересованности региональных и местных властей может быть организовано повышение квалификации или даже профессиональная переподготовка тех чиновников, которые отличаются высокими нравственными качествами и пользуются доверием как властей, так и жителей данного региона.

    Существенная часть такого методического обеспечения уже разработана, опубликована и апробирована на практике. Например, созданы системы многослойной кадастровой оценки недвижимости, позволяющие учесть не только данные рынка недвижимости, но и характер застройки города, особенности его инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, экологических и иных факторов.

    Автоматизированная система мониторинга и управления недвижимостью «Бизнес-кадастр»

    Государственная кадастровая оценка

    Государственная кадастровая оценка — это совокупность действий, собранных в единую систему. ГКО включается в себя:

    • Вынесение решения о необходимости проведения государственной кадастровой оценки;
    • Составление списка недвижимости, нуждающегося в ГКО;
    • Выбор ответственного за исполнение работ лица, определяющего кадастровую стоимость с последующим заключением с ним договора на предоставление своих услуг;
    • Оценка кадастровой стоимости недвижимости и написание отчета об определении кадастровой стоимости;
    • Проведение экспертизы отчета по вопросу определения кадастровой стоимости;
    • Согласование и утверждение итогов определения кадастровой стоимости;
    • Предоставление утвержденных результатов работ по определению кадастровой стоимости недвижимости;
    • Внесение результатов определения кадастровой стоимости в базу данных государственного кадастра недвижимости.

    Вся информация, собранная в результате проведения ГКО направляется в государственный фонд данных по кадастровой оценке.

    Максимальный срок между проведениями ГКО составляет пять лет.

    Государственная кадастровая оценка проводится по состоянию на 1 января года проведения работ.

    Нормативно-правовая база государственной кадастровой оценки:

    1. Земельный кодекс Российской Федерации

    2. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ

    3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель»

    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель»

    5. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 560 «Об утверждении подпрограммы создания системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы) Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)"»

    6. Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержден приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года № 215

    Методическая база государственной кадастровой оценки:

    1. Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации (утверждена приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 № П/336)

    4. Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утверждена приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 № П/49

    6. Временная Методика государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов, утверждена руководителем Росземкадастра 04.02.2004

    7. Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждена приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 26.08.2002 № П/307

    8. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39

Понравилось? Лайкни нас на Facebook