Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление. Финансирование. Средства финансового обеспечения

Введение

1. Финансирование в туризме

1.1 Понятие, виды и цели финансирования

1.2 Финансирование и экономическая деятельность туристской сферы в РФ

1.3 Источники финансирования туристской сферы

2. Оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния ООО «ЛайтТур»

2.1 Общая характеристика ООО «ЛайтТур»

2.2 Оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния ООО «ЛайтТур»

2.3 Финансирование ООО «ЛайтТур»

Заключение

Список литературы

Введение

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всего хозяйства страны, регионов, предприятий, предпринимателей, граждан, а также различных экономических программ и видов экономической деятельности.

Особую роль финансирование играет для туристской индустрии.

В России влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно - финансирование туризма: производится по остаточному признаку. Фактическое отсутствие полноценного функционирования туристской отрасли приводят к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока. Несмотря на свой колоссальный туристский потенциал, страна занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке, менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ присутствуют 350 зарубежных компаний, которые занимаются в основном выездным туризмом, способствуя вывозу капитала из страны.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации в отрасли туризма задействовано около 9,4% мирового капитала, обеспечивается каждое 16-е рабочее место, а также на нее приходится 11% мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений.

Цель курсовой работы рассмотреть финансирование в рамках туристической сферы, а также анализ фактического состояния предприятия, который включает в себя оценку хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.

Задачи курсовой работы состоят в следующем:

1. Рассмотреть понятие финансирования, его виды, источники, цели и направления;

2. Рассмотреть финансирование в туристской сфере;

3. Оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия (в данном случае туристическая фирма «ЛайтТур»);

Объектом исследования является туристская фирма «ЛайтТур», которая является коммерческой организацией.

Данная курсовая работа имеет следующую структуру: введение, 3 главы, заключение, список литературы.

1. Финансирование в туризме

1.1 Понятие, виды и цели финансирования

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны страны и развитие других сфер жизни общества. Осуществляется за счет средств предприятий, бюджетов различных уровней, внебюджетных фондов, частных инвесторов, других источников. Объем финансирования определяется на основе запланированных расходов и источников их обеспечения. На коммерческих предприятиях финансовые ресурсы и финансовые взаимоотношения отражаются в бизнес-плане предприятия. Расходы на текущее содержание и на расширение деятельности учреждений и организаций, состоящих на сметном финансировании, осуществляются в основном за счет средств федерального или муниципального бюджетов, а также бюджета субъекта Федерации.

В зависимости от предметно-целевого назначения денежных средств организаций различают виды финансирования: заработной платы; приобретения предметов длительного пользования; аренды; транспортных расходов; капитального ремонта; капитального строительства; прочих текущих расходов.

Финансирование организуется на принципах: плановости; целевой направленности средств; безвозвратности ассигнований, выделяемых из бюджетов всех уровней; расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организаций; соблюдения режима экономии. Принцип плановости означает, что финансовые ресурсы предусматриваются в соответствующих бюджетах, внебюджетных фондах, бизнес-планах коммерческих предприятий, сметах бюджета организаций, финансовых планах общественных организаций и других хозяйственных структур. Принцип целевой направленности предполагает использование денежных средств на предусмотренные планом конкретные цели и объекты. Принцип безвозвратности означает, что предоставляемые регионам, предприятиям, организациям финансовые ресурсы (субсидии, дотации, инвестиции) непосредственно ими не возмещаются, в чем состоит отличие бюджетного финансирования от кредитования, основанного на возврате полученного заемщиком на определенный срок средств с уплатой процентов за пользование кредитом. Принцип расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организаций предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при освоении ранее полученной сумм. Принцип соблюдения режима экономии означает правильное и рациональное расходование денежных средств, строгое соблюдение финансовой дисциплины, установленных норм и нормативов.

Для рыночной экономики характерна множественность источников финансового обеспечения производственных затрат и мероприятий по развитию производства. В целом они подразделяются на 3 группы: собственные средства предприятий; кредиты коммерческих банков; ассигнования из бюджетов.

Структура источников финансирования не стабильна. Она изменяется в процессе развития экономики, финансирования и денежно-кредитной политики государства. В условиях развития рыночных отношений и перехода на коммерческий расчет и самофинансирование основным источником финансирования являются собственные средства предприятий. За последние годы возросла роль коммерческого кредита, снизилась доля бюджетных ассигнований в источниках финансирования текущих и капитальных затрат.

Цели финансирования:

Финансирование - выделение средств или ресурсов для достижения намеченных целей. Если целью финансирования является получение прибыли - тогда финансирование превращается в инвестирование. Если целью прибыль не является - это не инвестирование.

· предпринимательская деятельность

· непредпринимательская деятельность

· получение прибыли (инвестирование)

· не получение прибыли (достижение какой-то цели)

Виды финансирования:

1) Возмездное (платное):

Заём – вид обязательственных отношений, договор, в силу которого одна сторона (Займодавец) передаёт в собственность другой стороне (Заёмщику) деньги или другие вещи, определённые родовыми признаками (например: числом, весом, мерой), а заёмщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества;

Финансирование осуществляется на принципах:

Плановости-средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

Целевой направленности-использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;

Безвозвратности-у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;

Выделения средств по мере их расходования;

Экономии-рационального расходования средств.

В общем, определение вполне приемлемо и для условий современной экономики. Следует добавить, что именно эти принципы финансирования в полной мере включены в действующий бюджетный процесс.

По поводу предложенного содержания понятия «финансирование» можно, очевидно, спорить. Оно может показаться недостаточно строгим. Однако не будем претендовать на исчерпывающий характер данного определения. Для дальнейшего изучения вопроса финансирования вполне достаточно приведенной характеристики.

Следует также отметить, что финансирование не следует смешивать с отношениями ”купли-продажи“, где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Для дальнейшего изучения это важно, поскольку, строго говоря, далеко не каждое поступление денег или материальных объектов в образовательное учреждение является финансированием. Этот вопрос можно обсудить.

Сметное финансирование - выделение денежных средств из государственного (муниципального) бюджета для покрытия расходов учреждений в соответствии со сметой. Сметное финансирование осуществляется (точнее-должно осуществляться) в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Смета бюджетного учреждения -документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения, составленный в разрезе статей бюджетной классификации и в соответствии с установленными требованиями.

Остальные определения, необходимые для понимания вопросов бюджетного финансирования, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.

Источники финансовых ресурсов Финансовые ресурсы образуются за счет целого ряда источников: прибыли; амортизационных отчислений; кредиторской задолженности постоянно находящейся в распоряжении предприятия; средств полученных от продажи ценных бумаг; взносов членов трудового коллектива других юридических и физических лиц; кредитов займов и других поступлений денежных средств. В соответствии с этим и различают: внутреннее за счет средств самого предприятия финансирование; внешнее поступление средств со стороны финансирование....


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 1

Лекция 24. Управление обеспечением финансовыми ресурсами

3. Управление прибылью

4.Основные финансовые показатели эффективности хозяйственной деятельности организации

  1. Финансовые ресурсы и кругооборот капитала

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность собственных денежных средств и поступлений извне.

Они создаются в результате деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных физических лиц. Это, во-первых.

И, во-вторых, привлекаются извне, заимствуются у банков, государства, фондов, инвесторов и др.

Финансовые ресурсы направляются на финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства, производственно-торгового процесса, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, выполнение финансовых обязательств, инвестирование, а также могут оставаться в резерве.

Финансовые ресурсы находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия.

Предприятие , заботясь о своей финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, распределяет финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени . Углубление этих процессов приводит к усложнению финансовой работы, использованию в практике специальных финансовых инструментов.

Финансовые ресурсы, предназначенные для развития производства, представляют собой капитал в денежной форме.

Капитал - это финансовые ресурсы, вложенные в производство и приносящие доход; это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Другими словами, капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов. (Капитал – это самовозрастающая стоимость).

Финансовые ресурсы , в виде денег, материальных ценностей или прав направляются на обеспечение кругооборота капитала, простого и расширенного воспроизводства.

Этот процесс привлечения капитала носит название «финансирование».

Предприятие может иметь разные формы финансирования. В зависимости от цели выделяют финансирование первичное (или учредительное), текущее и с целью расширения производства.

2. Источники финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы образуются за счет целого ряда источников: прибыли; амортизационных отчислений; кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия; средств, полученных от продажи ценных бумаг; взносов членов трудового коллектива, других юридических и физических лиц; кредитов, займов и других поступлений денежных средств.

Финансовые ресурсы по источникам образования подразделяются на:

Собственные (внутренние);

Привлеченные (внешние);

Мобилизуемые на финансовом рынке;

Поступающие в порядке перераспределения.

В соответствии с этим и различают:

Внутреннее (за счет средств самого предприятия) финансирование;

Внешнее (поступление средств со стороны) финансирование.

2.1. Собственные финансовые ресурсы

К собственным финансовым ресурсам относят прибыль от основной и прочей деятельности, выручку от реализации выбывшего имущества (за минусом расходов по его реализации) , амортизационные отчисления, уставный, резервный и добавочный фонды.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, распределяется решением руководящих органов на цели накопления и потребления.

Прибыль, направляемая на накопление, используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия.

Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов. Они включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

Уставный фонд (или уставный капитал) представляет собой сумму вкладов учредителей хозяйствующего субъекта для обеспечения хозяйственной деятельности.

Уставный фонд является первоначальной суммой собственного капитала. Минимальный размер уставного фонда хозяйствующих субъектов устанавливается законодательно (см. Положение о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь № 11 от 16.03.1999 г.). Изменение величины уставного капитала может производиться только в установленном законодательством порядке и отражается в уставе (учредительных документах) предприятия.

Резервный фонд – часть собственного капитала, зарезервированная предприятием и предназначенная для внутреннего страхования его деятельности . Источником образования является чистая прибыль предприятия.

Добавочный фонд включает эмиссионный доход акционерного общества (суммы, полученные сверх номинальной стоимости размещенных обществом акций за минусом издержек по их продаже), суммы переоценок статей баланса и прочие средства.

Акционерный капитал предприятия, средства, полученные от продажи акций.

Страховые возмещения.

Иммобилизованные излишки нематериальных активов, основных и оборотных средств.

Целевые финансовые фонды (амортизационный, накопления, потребления, резервный и др.) формируются и используются в соответствии с порядком, оговоренным в учредительных документах предприятия.

2.2. Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на:

2.2.1. Собственные.

Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов . (Их можно отнести и в первый пункт). Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в уставный капитал другого предприятия в целях извлечения прибыли или участия в управлении предприятием.

2.2.2. З аемные. Передаются предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде:

Кредитов банков и финансово-кредитных организаций, выданных на разные сроки;

Средств других предприятий в виде векселей;

Облигационных займов;

Внебюджетных фондов ;

Средств нефинансовых организаций и отдельных граждан.

Банковский кредит - основная форма внешнего финансирования инновационной деятельности .

Кредитование осуществляется на основе возвратности, срочности, целевого характера, материальной обеспеченности.

В зависимости от срока, на который предоставляется кредит,

различают краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное кредитование.

По условиям кредитного договора заемщик обязан гарантировать кредитору возврат полученной суммы. Наиболее надежным денежным гарантом обеспечения возврата кредита служит залог.

Кредиты предоставляются кредитоспособным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Определяющими факторами при принятии решений о кредитовании являются эффективность бизнеса клиента, рентабельность финансируемого проекта. Кредиты в иностранной валюте выдаются юридическим лицам преимущественно на валютоокупаемые проекты.

Основой предоставления ссуды служит кредитный договор . В нем оговорены следующие условия:

Размер предоставляемого бюджетного кредита;

Величина процентной ставки за его использование;

Срок возврата кредита.

Например, АСБ «Беларусбанк» осуществляет:

Краткосрочное кредитование на цели, связанные с созданием и движением оборотных (текущих) активов на срок до 12 месяцев: с единовременной выдачей кредита или открытием кредитной линии, по специальному ссудному счету (торговых и снабженческо-сбытовых организаций, обеспечивающих наращивание собственных источников для покрытия оборотных активов), по единому счету в национальной валюте (юридических лиц с устойчивой платежеспособностью, обеспечивающих покрытие свыше 90% оборотных активов собственными средствами).

Долгосрочное кредитование на цели, связанные с созданием и движением внеоборотных активов на срок до 6 лет. Основными направлениями инвестиционного кредитования являются проекты по модернизации и замене основного оборудования и совершенствованию технологических процессов, позволяющих достичь мировых стандартов по ресурсопотреблению, проекты производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции.

Документы, представляемые в банк для рассмотрения заявки на выдачу кредита:

Финансовая и бухгалтерская отчетность;

Документы, подтверждающие реальность кредитуемой сделки;

Документы по обеспечению кредитных обязательств;

Данные о поступлении и использовании валютных средств (при выдаче кредита в иностранной валюте);

Бизнес-план, включающий расчет экономической эффективности и окупаемости кредитуемого проекта (при инвестиционном кредитовании);

Нотариально заверенные учредительные документы и другие документы в зависимости от характера кредитуемого проекта.

Наряду с кредитами банков заемными средствами могут быть:

Средства финансово-промышленных групп;

Ресурсы страховых компаний;

Инвестиционных фондов и компаний;

Негосударственных пенсионных фондов;

Ресурсы общественных организаций, физических лиц и др.

2.2.3. Средства, поступающие в порядке перераспределения. Состоят из:

Страхового возмещения по наступившим рискам;

Финансовых ресурсов, поступающих от концернов, ассоциаций, объединений, головных компаний;

Дивидендов и процентов по ценным бумагам;

Бюджетных субсидий.

2.2.4. Бюджетные ассигнования.

Выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки предприятий , производство продукции которых имеет общегосударственное значение. Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. В условиях ограниченности финансовых ресурсов безвозвратное предоставление бюджетных средств выступает исключением.

2.2.5. Средства от продажи собственных акций и облигаций, а также других видов ценных бумаг, мобилизуемые на финансовом рынке.

Эмиссия ценных бумаг (акций и облигаций) выступает достаточно широко распространенной формой внешнего финансирования инновационной деятельности.

Различают первичную и вторичную эмиссию.

В момент учреждения акционерного общества осуществляется выпуск акций — первичная эмиссия. Впоследствии, если акционерное общество нуждается в привлечении дополнительных средств, осуществляется вторичная эмиссия.

Эмиссия ценных бумаг осуществляется в форме открытого или скрытого их размещения .

Открытое размещение ценных бумаг позволяет приобрести их неограниченному кругу инвесторов.

Скрытое размещение предполагает приобретение ценных бумаг заранее ограниченным кругом инвесторов.

2.2.6. Лизинг.

Лизинг — это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на условиях обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Различают финансовый и оперативный лизинг.

Под финансовым лизингом понимается форма финансирования приобретения оборудования при посредничестве лизинговой компании, которая покупает его себе в собственность за свои и привлеченные средства, а затем сдает в пользование (в аренду) предприятию-лизингополучателю на определенный срок. Лизинговая компания обязана приобрести то оборудование и у тех поставщиков, которые указал лизингополучатель.

При финансовом лизинге лизингополучатель, как правило, выкупает оборудование в конце срока договора лизинга. Условия договора не меняются в течение всего срока его действия.

При оперативном лизинге срок аренды оборудования лизинга намного меньше срока службы оборудования, сдаваемого в лизинг.

Лизинговые платежи включаются в себестоимость, что влечет за собой уменьшение налогооблагаемой базы и стимулирует развитие производства.

По международной практике сроки лизинга зависят от периода амортизации оборудования.

2.2.7. Венчурное инвестирование

Венчурные инвестиции - это инвестиции в венчурные (рисковые) проекты освоения новой продукции или технологий. Принципиальной особенностью таких инвестиций в отличие от обычных кредитов является необязательность их возврата.

"Идейной базой" финансирования деятельности венчурных фирм является концепция "одобренного риска".

Для организации венчурного инвестирования создаются венчурные фирмы.

Источники средств венчурных фирм:

Личные сбережения их учредителей;

Венчурный капитал банков и других финансовых структур;

Пенсионные фонды;

Страховые компании;

Средства корпораций, благотворительных фондов, иностранных инвесторов;

Средства населения.

Поддержку им может оказывать государство. Венчурные фонды могут формироваться за счет средств организаций.

Типичный венчурный портфель состоит, как правило, из не менее 10 проектов, где 4 оказываются несостоятельными, 3 — малоудовлетворительными и только 2 — достаточно удовлетворительными, а I — подходящий и соответствует всем требованиям.

На начальный период отводится 20% инвестиций, причем на этом раннем этапе прибыль должна достигать 50—60% на вложенный капитал. Второй период финансирования охватывает 40% инвестиций и должен давать 40% прибыли на вложенный капитал. И наконец, последний период финансирования (40%) должен давать не менее 30% прибыли на инвестированный капитал. Только в этом случае венчурный Инновационный фонд будет участвовать в разработке проекта.

Венчурному бизнесу обязаны своим могуществом такие крупнейшие фирмы, как Microsoft , UpJohn и др. Примером первых ростков инновационного венчурного бизнеса может служить разработка и внедрение высоких технологий в Силиконовой долине в Калифорнии.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быструю и эффективную их окупаемость.

Финансирование может осуществляться инвесторами как напрямую, так и посредством создания специальных организаций, финансирующих деятельность предприятий, инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов и др.

Финансовая политика должна базироваться на концентрации средств на ограниченном числе приоритетов и широком контроле за их использованием.

3. Управление прибылью

3.1. Управление формированием прибыли.

Прибыль характеризует финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражает ее эффективность. Это один из основных финансовых показателей оценки деятельности предприятия.

В условиях рыночной экономики прибыль выступает в качестве основной цели финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Она является главной движущей силой рыночной экономики, обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.

Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции, оказание услуг. (На стр. 15 дана методика исчисления различных видов прибыли).

Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение менеджерами методами эффективного управления формированием прибыли в процессе производственно-сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Основу формирования внутренних финансовых ресурсов предприятия составляет балансовая прибыль.

Мы уже отметили, что она представляет собой сумму прибыли:

От реализации продукции ;

Прибыли от операционных доходов и расходов;

Прибыли от внереализационных доходов и расходов.

На долю прибыли от реализации продукции приходится 90-95% общей суммы балансовой прибыли. На многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли предприятия часто рассматривается как процесс формирования прибыли от реализации продукции.

Основной целью управления формированием прибыли предприятия является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.

Механизм управления формированием прибыли от реализации строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» ( Cost - Volume - Profit - relationships ; « CVP »), позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.

В процессе управления формированием прибыли от реализации на основе системы « CVP » предприятие находит ответы на следующие вопросы:

Какое влияние окажет на прибыль изменение цен на реализуемую продукцию, изменение переменных и постоянных затрат, объема реализации;

Какой объем реализации обеспечит достижение безубыточности;

Каковы оптимальные объем и структура выпуска;

Как изменение в структуре реализации повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;

Какой «запас прочности» есть у предприятия;

Какой объем продаж позволит достичь запланированного объема прибыли;

Какую прибыль можно ожидать при данном уровне реализации;

Какой минимальный уровень цен на продукцию предприятия при заданном объеме выпуска позволит избежать убытков;

Как изменение в ассортименте реализуемой продукции повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;

Производить ли товары и услуги самостоятельно или заказывать их на стороне;

Какова нижняя граница цены на реализуемую продукцию.

Для отечественных предприятий, утверждает Н.А. Масилевич, этот метод не является официально рекомендованным, используется в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в реальных рыночных условиях.

Поэтому упростим несколько наши подходы к управлению прибылью.

Учитывая, что масса прибыли в определяющей степени зависит от цены реализации и затрат на производство реализуемых товаров и услуг, рассмотрим вначале эти составляющие, требующие неослабного внимания менеджеров, их управленческого воздействия.

3.2. Управление ценой реализации

Реализационная цена зависит от:

Умения адаптировать производство и цены к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка;

Правильности выбора видов выпускаемой продукции и оказываемых услуг, их инновационности;

Спроса и уровня его удовлетворения;

Создания конкурентоспособных условий продажи товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т. д.);

Качества реализуемых товаров и услуг;

Временного фактора.

Управленческое воздействие на цену реализации как важнейший фактор получения прибыли заключается в том, что менеджер должен принимать управленческие решения на основе:

Знания рыночной ситуации;

Целесообразности выхода на рынок с новыми товарами и услугами;

Использования эффекта пионерных товаров;

- гибкости ценовой политики с учетом жизненных циклов товаров;

Информации о сильных и слабых сторонах конкурентов;

- целесообразности повышения качества реализуемых товаров и услуг.

- совершенствования послепродажного обслуживания .

3.3. Управление затратами предприятия

Затраты на производство продукции и оказание услуг являются вторым фактором, определяющим размер прибыли.

Внедрение системы управления затратами, побуждение кадров планомерно и рационально сокращать их повышает шансы на стабилизацию экономического положения предприятия.

Три основные направления управления затратами:

Планирование затрат;

Учет и план-фактный контроль затрат;

Корректирующие воздействия на затратный процесс.

На практике в управлении затратами можно встретиться со следующими проблемами:

Недостаточная оперативность учета;

Нет полного перечня норм и нормативов;

Нет развитой статистики по затратам за прошедшие периоды;

Неразвитости системы мотивации.

Не выработан единый методологический подход к анализу эффективности произведенных затрат.

Модель управления затратами может включать :

1) Разработку норм и нормативов по статьям затрат.

2) Внедрение системы планирования, план-фактного контроля переменных и постоянных затрат.

3) Систему учета и передачи данных в режиме реального времени.

4) Систему документирования (акты на списание материалов, приемки-сдачи работ, справки о выполненных работах, путевые листы, ведомости форма оперативного учета и контроля затрат, графики составления документов).

5) Разработку программы ресурсосбережения и механизма мотивации, распределения ответственности за выполнение планов затрат; внедрение системы поощрения за экономию (премии за выполнение нормативов, процент от экономии и т. д.).

6) Внедрение системы и обучение персонала.

При неизменной цене чем меньше затраты, тем больше прибыль.

Поэтому менеджерское воздействие должно направляться на снижение затрат (себестоимости) на производство продукции и оказание услуг и, в первую очередь, за счет :

Экономного расходования и эффективного использования имеющихся средств ;

Приобретения для производственного процесса по приемлемым ценам сырья, материалов, полуфабрикатов, машин, оборудования, оснастки и пр .;

Снижения энерго- и материалоемкости выпускаемой продукции;

Применения современных технологий и высокопроизводительных машин, агрегатов, станочного парка;

Хорошей организации производства и труда.

Рационального использования производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени.

Третий фактор увеличения прибыли (объединенный) – это:

Рост объемов производства и реализации продукции (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

- продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду ;

Диверсификация производства;

- расширение рынка продаж и др.

Источником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности.

4.4. Управление процессом распределения прибыли.

Прибыль предприятия распределяется между государством, собственниками предприятия (дивиденды по акциям) и самим предприятием .

При распределении прибыли осуществляется первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом

В процессе распределения балансовая прибыль вначале уменьшается на суммы доходов, которые являются самостоятельным объектом налогообложения:

Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

Дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям, принадлежащим данному предприятию;

Доходы от сдачи имущества в аренду и др.

Оставшаяся после вышеперечисленных вычетов прибыль называется налогооблагаемой прибылью . Из нее уплачиваются в республиканский и местные бюджеты налоги и сборы, в первую очередь, налог на недвижимость и налог на прибыль. Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24%.

Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уплачиваются:

1) сборы с пользователей;

2) целевые сборы;

3) налог за использование природных ресурсов (экологический налог);

4) плата за размещение отходов;

5) платежи в бюджет, уплачиваемые республиканскими и коммунальными унитарными предприятиями.

Государство через налоговые инспекции контролирует правильность начисления налоговых отчислений и используемых предприятием налоговых льгот.

После уплаты налогов у предприятия остается нераспределенная прибыль, находящаяся в полном распоряжении предприятия и являющаяся объектом распределения и использования.

4. Основные финансовые показатели эффективности хозяйственной деятельности организации

Важнейшим показателем эффективности хозяйственной деятельности организации служит прибыль, представляющая разницу между доходами и расходами.

2. Рентабельность. Обобщающим показателем эффективности использования основных производственных фондов является рентабельность, исчисляемая отношение балансовой прибыли к инвестированному капиталу:

Кп = Прибыль / Инвестиции.

Измеряется в форме коэффициента, но чаще в процентах.

У К. Маркса в «Капитале» это уровень рентабельности.

3. Важным обобщающим показателем назовем рентабельность как отношение прибыли к себестоимости реализованной продукции и выраженная в процентах.

Ученые изобрели целый ряд других показателей, которые можно использовать для более углубленного анализа.

4. Рентабельность собственного капитала:

Рс.к. = (Чистая прибыль / Средняя величина источников собственных средств) х 100%.

5. Рентабельность активов:

Ра = (Чистая прибыль / Средняя величина совокупных активов) х 100%.

6. Рентабельность реализации:

Рр = (Прибыль от реализации продукции / Выручка от реализации продукции) х 100%.

7. Рентабельность продукции:

Рпрод = Прибыль от реализации продукции / Себестоимость

продукции) х 100%.

8. Рентабельность производства:

Рпр = Балансовая прибыль / (Средняя величина основных производственных фондов + Средняя величина нормируемых оборотных средств) х 100%.

9. Ликвидность предприятия – наличие оборотных средств достаточных для погашения краткосрочных обязательств (хотя бы и с нарушением сроков погашения).

Коэффициент текущей (общей) ликвидности представляет собой отношение стоимости оборотных средств к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков и займов и различных кредиторских задолженностей:

Кт.л. = Текущие активы / Краткосрочные обязательства

Коэффициент текущей ликвидности показывает, сколько рублей текущих активов приходится на один рубль текущих обязательств. Если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие теоретически может рассматриваться как успешно функционирующее.

10. Платежеспособность предприятия означает наличие денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме денежных средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

11. Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно:

Ка.л. = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства.

12. Финансовая устойчивость предприятия определяется как способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться в изменяющейся внутренней и внешней среде, сохранять равновесие своих активов и пассивов, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность.

Финансовая устойчивость предприятий характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный расширенный процесс производства и реализации продукции (работ, услуг) на основе роста прибыли. Финансовая устойчивость предприятия – это финансовая независимость предприятия, способность маневрировать собственными средствами, достаточная финансовая обеспеченность бесперебойного процесса деятельности.

Первая группа коэффициентов финансовой устойчивости характеризует соотношение собственных и заемных средств. К ним относятся:

1) Коэффициент автономии – показатель удельного веса средств, авансированных предприятию, т. е. отношение суммы источников собственного капитала к итогу баланса предприятия. По коэффициенту автономии судят, насколько предприятие независимо от заемных средств. Рекомендуемое значение коэффициента составляет 0,5 и выше.

2) Коэффициент соотношения источников заемных и собственных средств – это отношение всех краткосрочных и долгосрочных обязательств предприятия к сумме источников собственных средств . Коэффициент показывает, каких средств у предприятия больше – заемных или собственных. Чем больше коэффициент превышает единицу, тем сильнее зависимость предприятия от заемных средств . Допустимый уровень зависимости определяется условиями работы каждого предприятия и скоростью оборота оборотных средств. При высокой оборачиваемости оборотных активов рассматриваемый коэффициент может превышать единицу.

3) Коэффициент покрытия инвестиций – характеризует долю собственных источников средств и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала предприятия . Считается критическим снижение показателя до 0,75.

4) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Определяется как отношение разности источников собственных средств, доходов и расходов и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств. Нормативное значение для промышленных предприятий – 0,3.

13. Оценка деловой активности. Направлена на анализ эффективности текущей основной производственной деятельности.

Количественная оценка делается по двум направлениям:

1. степень выполнения плана по основным направлениям, обеспечение заданных темпов их роста;

2) уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

Для реализации первого направления анализа целесообразно учитывать сравнительную динамику основных показателей. В частности, оптимально следующее их соотношение:

Тп > T р > T а.к > 100%,

где Тп, Тр, Та.к – соответственно темп изменения прибыли, реализации, авансированного капитала.

Эта зависимость означает, что: а) экономические потенциал предприятия возрастает; б) объем реализации возрастает более высокими темпами по сравнению с увеличением экономического потенциала, т. е. ресурсы предприятия используются более эффективно; в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует об относительном снижении издержек производства и обращения.

14. Эффективность использования активов характеризуется скоростью их оборачиваемости, которая может оцениваться следующими показателями:

Количество оборотов, которое совершают за анализируемый период активы предприятия или их составляющие;

Период оборота, т. е. продолжительность одного оборота этих активов в днях (средний срок, за который активы делают один оборот).

Скорость оборота средств (скорость превращения их в денежную форму) оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Рассчитывают:

1) Коэффициент оборачиваемости активов показывает, сколько раз за анализируемый период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующую прибыль:

Ко.а. = Выручка от реализации / Среднегодовая стоимость активов.

  1. Коэффициент оборачиваемости текущих активов :

Ко.т.а. = Выручка от реализации / Среднегодовая стоимость текущих активов.

3) Коэффициент оборачиваемости запасов:

Ко.з. = Себестоимость реализованной продукции / Среднегодовая

стоимость материально-производственных запасов.

4) Продолжительность оборота в днях (период оборота):

По = Длительность анализируемого периода (360, 90, 30 дней) / Ко.а

Чем скорее оборотные средства оборачиваются в процессе функционирования предприятия, тем меньше их потребуется при данном объеме производства.

15. К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономического роста.

Коэффициент устойчивости экономического роста показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой. С помощью коэффициента устойчивости роста (Ку.р.) определяются предприятия по расширению основной деятельности за счет реинвестирования собственных средств; показатель вычисляется по формуле

Ку.р.= (ЧП – Д) / ИСС = РП / ИСС,

Где ЧП – чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия;

Д – дивиденды, выплачиваемые акционерам;

ИСС – источники собственных средств;

РП – прибыль, направленная на развитие производства (реинвестированная прибыль).

Коэффициент устойчивости экономического роста показывает, какими темпами в среднем увеличивается экономический потенциал предприятия.

16. Уровень самофинансирования оценивается с помощью:

Коэффициента финансовой устойчивости (К1) как соотношения собственных и заемных средств:

К1 = С / (З + КП),

где С – собственные средства, руб.; З – заемные средства, руб.;

КП – кредиторская задолженность и другие привлеченные средства, руб.

  1. Методы финансирования инновационной деятельности за рубежом

Масштабы, методы и формы финансирования инновационной деятельности в разных странах определяются государственной инновационной политикой.

Инновационный процесс в развитых странах черпает капитал, как из частных, так и из государственных источников.

В Японии доля частных инвестиций превышает 80%. Наиболее мобильная форма финансирования — рисковый капитал — базируется по преимуществу на частных источниках.

В США и европейских странах их доли примерно равны. В США финансовые ресурсы поступают как от государства через федеральный и муниципальный бюджеты (49% в 1998 г.), так и от частных фирм и организаций (это составляло в том же 1998 г. 46,7%). Для системы государственной поддержки инноваций в США в последние годы характерно распространение программно-целевого подхода. При этом финансовые ресурсы концентрируются как на приоритетных технологических направлениях (биотехнология, энергетика, электроника, здравоохранение), так и на отраслевых (аэрокосмическое, военно-промышленное и т.д.). Так, в авиакосмической промышленности на государственных ассигнованиях находится около трех четвертей НИОКР. Научные исследования в производстве новых конструкционных материалов на 35% также финансируются государством.

В США внутрифирменные венчуры пользуются поддержкой корпораций и имеют широкий доступ к их ресурсам, к научно-технической информации и ноу-хау, информации о рынке, возможностям использования корпоративной системы маркетинга и продаж.

Во Франции, Австрии, Швеции и других европейских странах в системе государственного финансирования НИОКР сочетаются как прямые формы, так и эффективные методы косвенной поддержки инновационного процесса (налоговые льготы, льготный правительственный кредит, амортизационные списания). В руках государства такие источники превращаются в мощный стимул развития инновационной деятельности.

В Японии государственные расходы на приоритетные направления НИОКР в начале 1990-х годов составляли около 3,5% ВНП. Основную часть источников финансирования НИОКР составляют частные компании (до 80% в 1998 г.). На долю государства приходится около 25% затрат на НИОКР.

Правительство этой страны традиционно не выделяет значительных средств на финансирование промышленных НИОКР. Оно принимает протекционистские меры по защите национального рынка и приоритетных направлений НТП. Только долгосрочные прогнозы развития национальной японской науки и экономики являются основой для государственной поддержки.

Различными прямыми и косвенными мерами государство направляет деятельность частного капитала в русло современной инновационной стратегии.

Так , японский Банк развития, один из крупнейших государственных финансовых институтов, предоставляет долгосрочные ссуды на модернизацию и обновление приоритетных отраслей. Плату за кредит банк взимает с этих клиентов значительно меньшую, чем с обычных заемщиков. Более того, срок кредита в Японии для приоритетных отраслей установлен до 30 лет, в то время как срок обычного кредитования в Японии — 10 лет, а на мировом рынке ссудных капиталов — 3—5 лет.

Усилия частных компаний и государства объединяются в специальных фондах программных исследований по общенациональным приоритетам, определяемым Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии.

В Японии стала широко применяться практика передачи частным фирмам оборудования научных лабораторий и опытных предприятий, а также результатов исследований государственных учреждений, университетов, в том числе научно-технической информации. К тому же при разработке ключевых инноваций частным фирмам, выпускающим новую продукцию на базе новейших технологий, предоставляются на срок от 3 до 5 лет значительные (до 50%) налоговые льготы. Широко практикуется дифференциация норм амортизационных отчислений.

Наиболее полно инновационная деятельность промышленных компаний Японии реализуется во внутрикорпоративных подразделениях в форме проектных временных групп и в виде внутренних венчуров . Нередко внутренние венчурные подразделения создаются на базе уже существующих отделений корпорации. Самостоятельные организации внутреннего венчура на период разработки проекта освобождаются от ответственности за получение прибыли и субсидируются полностью корпорацией до момента достижения рентабельности нового производства.

Именно венчурному подразделению японской фирмы "ТорУ обязано появление сверхновых углеродных материалов для космической техники, применяемых США при производстве космического корабля Shuttle . Эта компания заняла прочные позиции на мировом рынке, а ее успех послужил стимулом для активного развертывания внутренних венчурных подразделений в 1980-х годах в японской промышленности. Достаточно широкой известностью пользуется проект миниатюризации аудио- и видеоавтомобильных систем фирмы ""Хитачи".

Если временные проектные группы ориентированы в основном на оперативную разработку текущих нововведений, то внутренние венчуры используются для разработки и коммерциализации принципиальных нововведений или инновационных проектов, не вписывающихся в существующие производственные и финансовые рынки.

Внутренние венчуры имеют возможность осуществлять весь инновационный цикл: разработку, внедрение, производство, маркетинг, сбыт и послепродажное обслуживание. Зачастую после успешной реализации нескольких крупных проектов внутренний венчур получает статус юридического лица и становится дочерней фирмой.

В последние годы в промышленно развитых странах происходит диверсификация рисковых инвестиций , наблюдается переход к многоотраслевой и межотраслевой ориентации. Возникают новые рыночные ниши, смежные производства, от крупных фирм отпочковываются мелкие инновационные фирмы, на деле демонстрирующие преимущество диверсификации и инновационной направленности инвестиций, более эффективными становятся разрабатываемые технологии.

Например, если в начале 1970-х годов у фирмы General Electric было организовано лишь 10 самостоятельных инновационно направленных предприятий, то в конце 1980-х годов у головной компании уже насчитывалось 200 внешних венчурных научных подразделений. Широко развиваются фирмы венчурного капитала и при таких промышленных гигантах, как General Motors , Xerox , / BM и т.п.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18296. Совершенствование методов управления финансовыми ресурсами в системе менеджмента предприятия 127.79 KB
Сущность состав и структура финансовых ресурсов предприятия. Источники и основные принципы организации финансовых ресурсов предприятия. Оценка эффективности и управления финансовыми ресурсами предприятия на примере кондитерской фабрики АО Баян Сулу. Анализ эффективности управления и использования финансовых ресурсов предприятия.
16134. Современная парадигма управления финансовыми ресурсами предприятий аграрного сектора экономики Украины 12.51 KB
Существующая раньше система финансирования опиралась на три ключевые системообразующие элементы: широкая база собственных источников финансовых ресурсов использование значительных объемов бюджетного финансирования и свободный доступ к дешевым кредитам государственных банков. Теоретико-методологический базис управления формированием и использованием финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий в рыночной среде находится лишь на начальном этапе формирования. Методология управления финансовыми ресурсами сельскохозяйственных предприятий...
18928. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ (на примере «ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия») 140.07 KB
Правовой статус Пенсионного фонда и основные показатели деятельности его структурного подразделения. Пенсионный фонд - важное звено финансовой системы государства при этом он имеет ряд особенностей: фонд создан органами власти и управления и имеет строгую целевую направленность денежные...
11373. тратегическое управление финансовыми потоками фирмы 94.35 KB
В настоящее время результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий во многом зависят от умения финансовых менеджеров прогнозировать финансовые потоки в условиях неравновесной среды планировать материальные трудовые и финансовые ресурсы для обеспечения платежеспособности и на этой основе формировать стратегию развития предприятия. При достижении данных целей необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и сущность финансовых потоков фирмы и стратегического управления ими; рассмотреть основные факторы...
16706. Управление финансовыми потоками в ходе формирования экономики знаний 12.33 KB
Для построения эффективного механизма управления финансовыми потоками нужна сильная финансово-посредническая среда. При этом было установлено что развитые финансовые рынки особенно важны для той экономики или тех секторов которые особенно сильно нуждаются во внешнем финансировании не имея достаточных собственных источников накопления. Это свидетельствует о важности внешнего финансирования для перехода с ресурсной на наукоемкую модель развития для формирования экономики знаний. Сильная посредническая сфера обеспечивает равные условия для...
19160. Финансовое положение и управление финансовыми потоками группы предприятий 134.26 KB
Выполнение поставленной цели дипломной работы обусловило необходимость решения следующих основных задач исследования: рассмотреть научные подходы к содержанию понятия финансовых потоков; исследовать основные теоретические подходы к содержанию управления финансовыми потоками хозяйствующего субъекта; дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования; проанализировать управление финансовыми потоками; представить направления совершенствования управления финансовыми потоками анализируемого предприятия. Кроме того в...
19215. Управление финансовыми рисками банка на примере АКИБ «ОБРАЗОВАНИЕ» 248.76 KB
Рассмотреть сущность и природу финансовых рисков. Проанализировать систему рисков финансовой деятельности с целью выявления особенностей рисков каждого вида. Выявить принципы управления финансовыми рисками. Провести анализ методов оценки финансовых рисков
20300. ИС Планирование и управление ресурсами предприятия 973.77 KB
Более быстрая обработка данных и централизация их хранения с использованием клиент серверных технологий позволяют сберечь значительные средства а главное и время для получения необходимой информации а также упрощает доступ и ведение данных. Оценка накопление и развитие интеллектуального капитала и управление им для достижения целей организации стали важной задачей для ведущих мировых компаний Одним из способов решения описанной проблемы является построение автоматизированной системы сбора накопления и обработки информации вписывающейся в...
16492. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ – ВМЕСТЕ НАВЕКИ 14.49 KB
Обозначенная тенденция обусловливает необходимость в изменении функции служб управления человеческими ресурсами УЧР. Более того руководитель службы УЧР должен уметь возможно при помощи финансового директора планировать расходы связанные с формированием человеческого капитала организации. Уместным представляется рассмотрение основных вариантов взаимодействия между стратегией развития организации и стратегическим УЧР. Другими словами – уровень интеграции участия службы УЧР в выработке стратегии предприятия.
13322. Управление земельными ресурсами в Калининском районе Саратовской области 1.12 MB
Управление земельными ресурсами землями организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений. Общее управление земельными ресурсами осуществляется органами общей и специальной компетенции и имеет территориальный характер т. оно распространяется на земли независимо от их категории и прав на конкретный земельный участок в пределах территории Российской Федерации субъектов РФ или муниципальных образований.

Государственные и местные финансы - это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит финансам предприятий и государственным финансам.

Финансы предприятий - главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, системы страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.

Функционируя в сфере материального производства, финансы предприятий обслуживают кругооборот производственных фондов.

Однако нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими отраслями. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единого целого. В рыночной экономике с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование, которое характеризуется формированием финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, а также привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных условиях бюджетных ассигнований. Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т.д.

Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства. Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Такое вмешательство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориальным распределением ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, т.е. на уровне всего народного хозяйства.

С помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает предприятия осуществлять варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности всего общества. Вместе с тем вмешательство государства в экономику имеет свои границы: излишнее вмешательство государства в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетных дотаций может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.

Формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные средства в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование - это способ финансирования воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится в основном на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.

Финансовые стимулы

Одним из важных инструментов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.

Инвестирование

Различают следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирование структурной перестройки экономики с целью развития наиболее приоритетных направлений;
б) финансирование и финансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах;
в) финансирование новых перспективных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств;
г) финансирование затрат, связанных с развитием непроизводственной инфраструктуры, воспроизводства рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкой кадров и ориентацией на новые технологии.

Бюджетные стимулы

Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот по налогам, полного или частичного освобождения от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетного финансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимых проектов.

Финансовые льготы и санкции

Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных производств, развития научно-технического прогресса, проведения природоохранительных мероприятий. В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорных условий, расчетной и финансовой дисциплины.

Экономический рост возможен только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, снижения налогового бремени на предприятиях.

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников. Финансирование предполагает:

  • - целевое использование средств - расходование средств на установленные заранее определенные цели;
  • - безвозвратность - предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются. В «классическом» понятии финансирование определяется как «обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие народного хозяйства». Финансирование осуществляется на принципах:
  • - плановость - средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);
  • - выделения средств по мере их расходования;
  • - экономность - правильного и рационального расходования средств.

В общем, определение более объемное, но вполне приемлемое. Следует добавить, что эти принципы финансирования в полном объеме включены в действующий бюджетный процесс. Сметное финансирование - предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, как правило, не имеющих собственных доходов. Сметное финансирование осуществляется (точнее должно осуществляться) в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Смета бюджетного учреждения - документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения.

Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:

  • - системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
  • - процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
  • - процедурой (порядком) собственно финансирования образования из бюджета.

На данном этапе двумя важными составляющими системы финансирования являются:

  • - схема финансирования;
  • - распределение функций между органами, участвующими в финансировании.

В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:

  • - Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);
  • - Федеральное Собрание Российской Федерации (законодатель);
  • - Правительство Российской Федерации;
  • - Министерство финансов Российской Федерации, включая систему Федерального казначейства и его территориальных органов как составную часть Министерства финансов;
  • - федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
  • - уполномоченные банки (проводящая сеть);
  • - собственно образовательные учреждения федерального ведения (расходование). Важным механизмом бюджетного финансирования образовательных учреждений выступает нормативная величина федерального норматива бюджетного финансирования. Федеральный норматив бюджетного финансирования - нормативная стоимость реализации государственной образовательной программы в течение года по типам и видам образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося. Размер федерального норматива - минимальная стоимость, обязательная для исполнения бюджетов всех уровней. При его расчете не принимаются во внимание следующие расходы:
    • 1) текущие (коммунальные, т.е.: отопление, освещение, водоснабжение, канализация и другие);
    • 2) долгосрочные (капитальные) расходы.

Их финансирование происходит дополнительно к нормативу.

Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность» к источнику поступления, т.е. к бюджету (неважно какому именно бюджету). Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет общепринятый характер. Таким образом, источники поступления средств в учебное заведение делятся на бюджетные и внебюджетные. Это вовсе не означает, что бюджетные средства не могут двигаться по схеме приобретения государством (собственником бюджетных средств) каких-либо товаров и услуг. Государство, естественно, может приобретать и то, и другое для своих нужд. Поэтому для понимания финансирования необходимо ввести еще один важный признак: финансировать организацию может только ее учредитель-собственник (по определению, данному в Гражданском кодексе Российской Федерации, статья 120).

Финансировать образовательное учреждение, таким образом, может государство или муниципальное образование, а может и частное лицо. Кроме того, известно понятие «самофинансирование». Самофинансирование - это финансирование организацией своих собственных работ (выполняемых внутри организации) за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации. Результаты такой работы могут быть:

  • - потреблены этой же организацией, в этом случае самофинансирование представляется в виде возмещения собственных издержек по выполнению работы за собственный счет;
  • - получены в виде некоторого продукта, интеллектуального объекта и т.п., который может быть в дальнейшем реализован, что возместит (полностью, частично или с прибылью) понесенные издержки, или отложен «в запас, в задел» и т.п. Но поскольку оба эти варианта имеют в качестве конечного результата конкретный продукт, в том или ином виде использованный организацией, то, строго говоря, это финансированием не является. Скорее это следует отнести к приобретению организацией товаров, работ, услуг (хотя бы и у своих сотрудников). Другой вопрос, если организация тратит свои средства на проведение, например, исследовательских работ, которые не приносят осязаемого результата (по крайней мере, на определенном отрезке времени), тогда это, наверное, можно считать самофинансированием своих собственных работ. Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих источников:
  • - бюджет учредителя;
  • - спонсорские средства;
  • - собственные средства, находящиеся в распоряжении (собственности).

И уж если быть еще более точным, следует указать, что на цели собственного финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т.е. прибыль, да еще и после урегулирования отношений с налоговой системой.

К источникам поступления внебюджетных средств можно отнести:

  • - доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления различных видов деятельности);
  • - доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);
  • - пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)

Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений.

Классифицировать внебюджетные поступления (доходы) можно, наверное, разными способами. Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:

  • 1. Основная деятельность:
    • - реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);
    • - проведение научно-исследовательских работ;
    • - деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.
  • 2. Прочая деятельность, включая иные поступления, т.е. иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.

Средства федерального бюджета направляются на содержание образовательных учреждений федерального ведения, на реализацию федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции в рамках финансовых трансфертов в дотационные регионы. Средства бюджетов регионального и муниципального уровней предусматривают ассигнования на содержание учреждений образования, в качестве учредителей которых выступают органы исполнительной власти субъектов федерации, а также на реализацию программ соответствующих субъектов федерации и муниципальных образований.

Термин многоуровневое финансирование применяется в тех случаях, когда финансирование тех или иных мероприятий или учреждения образования осуществляется из бюджетов различных уровней. В тех случаях, когда применяется термин многоканальное финансирование, то имеется в виду, что источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования различных уровней, но и разные виды внебюджетных средств.

Существует и вексельный способ финансирования учреждений образования. Ему предшествует поступление в бюджет векселей различных предприятий и банков в условиях недостатка средств платежа. Финансовые органы передают поступающие векселя в качестве финансирования органам управления образованием. Векселя передаются по определенной номинальной стоимости с указанием конкретных сроков погашения.

Вариант вексельной формы осуществления финансирования по своей сущности близок к системе взаимозачетов, возникающей как средство сокращения неплатежей. При реализации финансирования методом взаимозачетов заключался договор между кредитором образовательного учреждения, органом управления образованием и финансовым органом.

Участие образовательного учреждения в заключении договора в качестве одной из сторон возможно, но необязательно. Если образовательное учреждение представляет собой полноправное юридическое лицо на правах хозяйственной самостоятельности, после проведения взаимозачета оно получало от органа управления образованием уведомление о финансировании методом взаимозачета.

Казначейская система исполнения бюджета получила развитие с введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145. При реализации подобной системы финансирования в первую очередь производиться финансовое обеспечение расходов образовательных учреждений по т.н. "защищенным" статьям бюджетной классификации. При финансировании образовательных учреждений через казначейскую систему исполнения бюджета главный распорядитель кредитов - орган управления образованием отстраняется от процедуры финансовых перечислений денежных средств.

Функции органов управления образованием сводятся к определению сумм, подлежащих перечислению и составлению заявок на финансирование по каждому учреждению с указанием статей расходов. Финансовый орган бюджетные средства перечисляет на банковский счет соответствующего отделения Казначейства, которые зачисляются на лицевые счета образовательного учреждения. На лицевые счета Централизованных бухгалтерий органов управления образованием поступают только денежные средства образовательных учреждений, обслуживаемых этой бухгалтерией.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook