Неоклассическая школа альфреда маршалла историческое значение. Неоклассическое направление. Основные положения неоклассической школы экономики

Неоклассическая школа - это прежде всего англо-американская школа. Ее возникновение связано с именами А. Маршалла, Дж.Б. Кларка, А. Пигу, Л. Вальраса. Система, разработанная Маршаллом и его коллегами, явилась продолжением и развитием классической теории с включением предельного анализа и новых методов, в известной мере определивших магистральный путь экономической науки.

Родоначальником неоклассической школы считается английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924), автор обширного труда «Принципы экономической науки» (в русском переводе - «Принципы политической экономии»). Именно он ввел в обиход термин «экономикс», подчеркнув тем самым свое понимание предмета экономической науки.

По его мнению, этот термин полнее отражает предмет исследования. Экономическая наука исследует экономические аспекты и условия общественной жизни, побудительные мотивы экономической деятельности. Являясь наукой чисто прикладной, она не может игнорировать вопросы практики, но вопросы экономической политики не являются ее предметом. Экономическая жизнь должна рассматриваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства.

Истины, разработанные классиками, «будут сохранять свое значение, пока существует этот мир», - признавал Маршалл. Но многие положения, выдвинутые ранее, нуждаются в уточнении и более полном осмыслении с учетом изменившихся условий.

Среди экономистов шли дискуссии вокруг того, что является источником стоимости - затраты труда, полезность, производственные факторы? Маршалл перевел споры в иную плоскость, придя к выводу, что не надо искать источник ценности (стоимости), а исследовать факторы, определяющие цены, их уровень, динамику.

Концепция, разработанная Маршаллом, явилась своего рода компромиссом между различного направлениями экономической науки. Основная идея, выдвинутая им, состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих протекающих протекающие на рынке процессы.

Маршалл обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел новые категории и понятия, предложил «компромиссную» теорию цены.

Экономическая наука изучает не только природу богатства, но и главным образом побудительные мотивы хозяйственной деятельности. «Весы экономиста» - денежные оценки. Деньги изменяют интенсивность стимулов, которые побуждают человека к действию, принятию решений. Анализ поведения индивидов положен в основу «Принципов экономической науки».

«Принципы экономической науки» заложили основу неоклассической теории. Внимание автора сконцентрировано на анализе конкретного механизма хозяйственной деятельности. Механизм рыночной экономики исследуется прежде всего на микроуровне, в последующем - на макроуровне.

Альфред Маршалл (1842-1924) - один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер «кембриджской школы» маржинализма. По влиянию на развитие экономической теории XX в. его можно сравнить разве что с Вальрасом, а его «Принципы экономической науки» являются, пожалуй, единственной книгой по экономической теории XIX в., которую можно рекомендовать изучающим микроэкономику даже в начале XXI в.

В детстве его готовили к духовной карьере, учитывая, что дед был священником. Из изучаемых предметов он любил математику, а из увлечений в свободное от учебы время - шахматы. Повзрослев, А. Маршалл отправился учиться математике в Кембриджский университет, который закончил с отличием и был там оставлен для преподавательской работы. Математическая подготовка Маршалла превосходила уровень всех его современников-маржиналистов. Изучая труды Рикардо и Дж.Ст. Милля, Маршалл перекладывал их на язык диаграмм, что в дальнейшем привело его к графическому методу анализа, закрепившемуся в современной экономикой науке именно благодаря его усилиям.

Политическую экономию А. Маршалл преподавал с 1863 по 1908 г., в том числе с 1877 по 1885 г. в Бристольском и Оксфордском университетах. С 1902 г. по его инициативе было введено новое изложение этой специальности под названием «экономикс», и тем самым окончательно вытеснено построение курса по учебникам политической экономии «классической школы» Дж. С.Милля.

Главный труд А.Маршалла - шестикнижие «Принципы экономической науки» - был издан в 1890 г. и впоследствии постоянно им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях. Среди его учеников были А.С. Пигу, Дж.М. Кейнс, Дж. Робинсон и многие другие.

Предмет изучения и особенности методологии.

По характеру А. Маршалл был не революционной, а синтезирующей фигурой. Он обладал редким талантом к систематизации и развитию концепций, выдвинутых экономистами прошлого и настоящего: Курно, Дюпюи, Тюнена, Рикардо. Очень многие из них вошли в экономическую теорию именно в его редакции. Эволюционный подход с упором на постепенность, преемственность и осмотрительный реформизм Маршалл применял не только в оценке экономической теории, но и в исследованиях реальной экономики и человеческого общества.

А.Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций «чистой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции». Но, придя через маржинальные принципы к идее равновесия экономики, характеризовал ее лишь как «частную» ситуацию, то есть на уровне фирмы (микроэкономики). Подобный подход стал определяющим для большинства неоклассиков конца XIX - первой трети XX в. Но в отличие от своих предшественников - классиков, А.Маршалл считает нецелесообразным прибегать к определению экономических категорий на каузальной основе, требующей «доказывать» те или иные сущностные разграничения.

Термин «экономикс» А.Маршалл ввел в первой же главе книги «Принципов экономикс», которая начинается с определения: «Политическая экономия, или экономическая наука (Economics), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния». П. Самуэльсон, говоря о том, что «само название предмета моей науки - «экономика» - подразумевает экономию или максимизацию», ссылается именно на «Принципы» А.Маршалла.

Объединение различных исследовательских подходов было предпринято Маршаллом не для собственного удобства, а для того, чтобы обеспечить выход экономической теории на уровень, предполагающий ее практическое применение. Маршалл не хотел, чтобы экономическая теория превращалась в «искусство для искусства». Огромные познания и многогранные личные качества А. Маршалла в высшей степени соответствовали поставленной им перед собой задаче. В А. Маршалле вечно сражались за первенство математик, получавший удовольствие от изобретения новых средств анализа, психолог, для которого бентамовский утилитаризм был недостаточно глубоким, историк, ощущающий бесконечный поток социальных изменений, моралист и реформатор, проповедь которого шла в разрез с устремлениями его современников, эмпирический исследовать, требующий фактов, прежде чем применять теорию к проблемам современности, и мудрый практик, обсуждающий практические вопросы на уровне здравого смысла.

Теория стоимости (ценности) и ценообразования.

Центральное место в исследованиях А.Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке, состоящем из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Рыночную цену он рассматривает на базе двухкритериальной концепции, то есть как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками. В этой связи упоминаются его знаменитые «лезвия ножниц» как образная характеристика двухкритериальной сущности стоимости товара, выраженная автором «Принципов» так: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками, производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

Концепция «потребительского избытка».

А.Маршалл сохранил заимствованную у «классиков» исходную позицию о совершенной конкуренции, предопределяющую положение о том, что цена задается рынком, а не предприятием. Полагая, что каждый человек, приобретая вещь, исходит «из представляющихся ему возможностей, или из складывающейся обстановки, или из конъюнктуры», он вводит понятие «потребительский избыток». Последнее - это «разница между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит», то есть «экономическое мерило его добавочного удовлетворения».

В качестве примера Маршалл приводит случай с покупателем чая, для которого функция спроса описывается следу¬ющим образом:

Цена шиллингах) Величина спроса (в фунтах)

Это означает, что полезность первого фунта оценивается в 20 шиллингов, второго - в 14, третьего - в 10 и т.д.

Предположим, что рыночная цена чая - 2 шиллинга за фунт и покупатель приобретает 7 фунтов любимого напитка, истратив 14 шиллингов. Тогда общая полезность или «подлинная ценность», которую он при этом получает, измеряется суммой 20 + 14 +...+ 2 = 59 шиллингов, а потребительский избыток равен 59- 14 = 45 шил¬лингам. Его можно трактовать как дополнительное удовольствие, которое потребитель получает, покупая за свои 14 шиллингов именно чай, а не какой-нибудь другой товар, ценность которого не превышала бы заплаченные за него 14 шиллингов. Соответственно, общую полезность, которую покупатель получает, приобретая некоторое количество единиц блага, можно описать суммой его стоимости (цена или предельная полезность, умноженная на приобретенное количество) и потребительского излишка.

Концепция «цены равновесия».

В отличие от австрийцев Маршалл считает изолированные бартерные сделки более сложными для анализа, чем систему купли-продажи. В центре внимания Маршалла находятся «торговые сделки, повседневно встречающиеся в современной жизни».

А.Маршалл обобщил положения ранних маржиналистов о функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены - снижается и что, в свою очередь, с понижением цены предложение падает, а с ростом цены - растет. Устойчивой или равновесной А.Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения (на графике точку пересечения кривых спроса и предложения принято называть «крестом Маршалла»). Отсюда, как полагает А.Маршалл, если на рынке цена выше цены равновесия, то предложение превысит спрос и цена станет снижаться, и наоборот, если на рынке цена ниже цены равновесия, то спрос превысит предложение и цена станет повышаться.

Концепция «эластичности спроса».

Хотя идея эластичности спроса не является в чистом виде изобретением Маршалла (более ранние варианты ее содержатся у Курно, а также в работе Ф. Дженкина 1870 г.), систематическое описание этого понятия и его превращение в категорию экономического анализ всецело представляет собой заслугу автора «Принципов...». Эластичность спроса характеризуется А. Маршаллом как показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Он выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления, уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса присуща товарам первой необходимости, но не признал подобное относительно предметов роскоши. По Маршаллу, существует особая взаимосвязь во влиянии спроса и предложения на уровень рыночной цены в зависимости от анализируемого периода времени. Эту взаимосвязь он поясняет так: «Чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на цену, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретет влияние предложения».

Концепция предельных издержек производства и репрезентативной фирмы.

Исследования в рамках теории «предельных издержек производства» позволили А.Маршаллу выявить закономерности изменения удельных издержек производства при увеличении объемов производства на предприятии. Он отмечает, что, как правило, крупный масштаб производства в конкурентной экономике обеспечивает предприятию снижение цены товарной продукции и соответственно преимущество перед конкурентами (благодаря возрастающей экономии от умения работать и от применения специализированных машин и оборудования) и что главную выгоду от такой экономии извлекает все же общество.

Затем А. Маршалл вводит в исследование понятие «репрезентативная фирма» как разновидность средней фирмы. Размер последней, на его взгляд, обычно увеличивается с возрастанием совокупного объема производства какого-либо товара, приводя к получению ею и внутренней и внешней выгоды, обусловленной меньшими, чем прежде, затратами труда и других издержек в процессе производства.

Отсюда ученый приходит к выводу о действии двух экономических законов: возрастающей отдачи и постоянной отдачи. В соответствии с первым «увеличение объема затрат труда и капитала ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала... дает пропорционально более высокую отдачу». По второму закону «увеличение объема затрат труда и других издержек ведет к пропорциональному увеличению объема продукции». Причем «в реальной действительности эти две тенденции возрастания и сокращения отдачи постоянно противодействуют друг другу».

По мысли А.Маршалла, в условиях конкуренции удельные издержки с укрупнением производства либо снижаются, либо развиваются параллельно, но только не опережают темп роста объема продукции. Впоследствии на основе этих суждений микроэкономическая теория выдвинула более достоверные решения проблемы оптимизации производства и размеров предприятий. С другой стороны, подразделяя издержки производства на постоянные и переменные, А.Маршалл убедительно показал, что в длительном периоде постоянные издержки становятся переменными. На его взгляд, основной мотив, вынуждающий фирму покинуть рынок, - это превышение ее издержек над уровнем рыночной цены.

Концепция процента на капитал и процентной ставки.

Процент на капитал, по Маршаллу, проявляет себя как «вознаграждение» тому, кто, обладая материальными ресурсами, ожидает «будущего удовлетворения» от них, равно как заработную плату, на его взгляд, следует считать «вознаграждением за труд». Он не согласен с тем, «что стоимость вещи зависит просто от количества, затраченного на ее изготовление труда. Всякая попытка отстаивать указанную посылку подразумевала, что оказываемые капиталом услуги являются «даровым» благом, предоставляемым без всяких жертв, и поэтому не нуждающимися в вознаграждении в качестве стимула для дальнейшего его функционирования; это именно тот вывод, который названная посылка стремится доказать».

Интересна и весьма важная мысль А. Маршала об уровне процентной ставки. На его взгляд, «хотя с возрастанием масштабов распоряжения человека природными ресурсами он может продолжать делать большие накопления даже при низкой процентной ставке, все же, пока натура человеческая, сохраняет свои извечные свойства, каждое сокращение процентной ставки способно побуждать многих людей сберегать меньше, а не больше, чем в противном случае». А ведь это положение - одно из тех немногих, которое впоследствии его ученик Дж.М.Кейнс взял «на вооружение» в своей концепции макроисследования и государственного регулирования экономики.

Неоклассическое направление экономической теории исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Она исследовала рыночное хозяйство в период господства свободной конкуренции, соединив в себе идеи классической политической экономии с идеями маржинализма. Теория не рассматривает сущность таких экономических категорий, как собственность и стоимость, а сосредоточена на внешних проявлениях рыночного хозяйства. Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства.

Неоклассическая экономическая теория призывает к ограничению или даже полному отказу от государственного регулирования экономики. Поэтому часто синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» считают «экономический либерализм».

Основными школами, которые представляют неоклассицизм, являются: Австрийская; Лозаннская; Американская; Кембриджская.

Австрийская школа политической экономии.

Основателем австрийской школы является Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета.

В основе экономической концепции австрийской школы лежит теория предельной полезности. Она определила полезность в субъективной форме, т.е. в связи с важностью для человека различных потребностей и настоятельностью, напряженностью каждой из них. Иначе говоря, субъективная полезность – это значимость данной вещи для удовлетворения потребностей данного человека.

До появления концепции австрийской школы полезность определялась как объективное свойство вещи, как потребительская стоимость товара, т.е. его способность удовлетворять те или иные человеческие потребности. Каждый из товаров обладает своей особой потребительной стоимостью, а обмен товаров есть обмен разнородными потребительными стоимостями, своеобразный обмен веществ в общественном организме. Поскольку товары как потребительные стоимости несоизмеримы, постольку основу пропорций обмена искали в затратах на их производство: либо в затратах труда, либо в издержках производства.

Лозаннская школа политической экономии.

Основателем лозаннской школы неоклассического направления в политической экономии является Леон Вальрас.

Признавая действенность объективных экономических законов в сфере производства, Вальрас считал, что законы сферы распределения устанавливаются сознательно человеческой волей с учетом требований справедливости. Этим обусловливаются задачи экономической теории и её структура.

Вальрас считается основоположником теории общего экономического равновесия, получившей название замкнутой математической модели экономического равновесия. Состояние равновесия он характеризует как такое, при котором эффективный спрос и предложение производительных услуг равны и при котором существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов, и продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.

Американская школа политической экономии.

Значительный вклад в формирование неоклассического направления в США внес Джон Бейтс Кларк.

Кларк заявлял, что «право общества на существование в его настоящей форме и вероятность, что оно будет существовать в такой форме в будущем, оспаривается. Обвинение, тяготеющее над обществом, состоит в том, что оно эксплуатирует труд. Если бы это обвинение было доказано, то каждый честный человек должен был бы стать социалистом. Долгом каждого экономиста является проверка этого обвинения».

Главная заслуга Кларка состоит в разработке концепции распределения доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства, которую в экономической литературе называют законом предельной производительности Кларка.

По мнению ученого, этот закон имеет место в условиях свободной (совершенной) конкуренции, когда мобильность всех хозяйствующих субъектов способствует достижению параметров равновесия экономики.

Кембриджская (английская) школа политической экономии.

Основателем английской (кембриджской) школы экономической теории является Альфред Маршалл. С этим именем связано оформление неоклассического направления в экономической науке.

Маршалл выступал против деления труда на производительный и непроизводительный. Все виды труда признаются производительными, поскольку каждый из них имеет своим продуктом полезность. Человеческий труд создает не материальные предметы как таковые, он создает полезности. Поэтому различие между трудом производительным и непроизводительным является искусственным, надуманным.

Центральное место в исследованиях Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке, характеризуемом им как единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Рыночную цену он рассматривает как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.

Одной из важных заслуг Маршалла является обобщение положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, в частности, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены - снижается и что, в свою очередь, с понижением цены предложение падает, а с ростом цены - растет.

В начале XX в. неоклассическая школа представляла собой ведущее направление в западной экономической науке. Именно в начале XX столетия ускорился процесс перехода рыночного хозяйства в иной режим – несовершенной конкуренции или к состоянию монополистического капитализма. Этот процесс заставил ряд экономистов осознать необходимость модификации представлений неоклассической школы о характере хозяйственного процесса, корректировки господствовавших теоретических представлений о механизме функционирования и развития рынков, формирования издержек и цен, закономерностей взаимодействия спроса и предложения и т.д.

Неоклассическая школа - это направление, сформированное в экономической сфере, появилось оно в девяностых годах. Развиваться течение начало при втором этапе маржиналистской революции, а связано это с творческим началом кембриджской и американской школ. Именно они отказались рассматривать глобальные проблемы рынка в экономическом плане, а решили выявлять закономерности оптимального хозяйствования. Так начала развиваться неоклассическая школа.

Идейность теории

Развитие данное течение получило благодаря продвигаемым методологиям. Основные идеи неоклассической школы:

  • Экономический либерализм, «чистая теория».
  • Маржинальные принципы равновесия на микроэкономическом уровне и при условии полноценной конкуренции.

Экономические явления начали анализировать, давать им оценку и делалось это со стороны субъектов хозяйственной деятельности, что задействовали в работе численные методы исследования и применяли математический аппарат.

Какой объект исследования экономической науки?

Объекта исследования было два:

  • «Чистая экономика». Основная суть заключена в том, что потребуется отвлечься от национальных, исторических форм, от типов собственности. Все представители неоклассической школы, как и классической, хотели сохранить чистую экономическую теорию. Они предлагали всем исследователям не руководствоваться неэкономическими оценками, так как это совершенно неоправданно.
  • Сфера обмена. Производство отходит на второй план, а вот решающим звеном общественного воспроизводства считается распределение, обмен.

Если говорить точнее, то неоклассики, применяя на практике соединили воедино область производства, распределения, обмена в две равноправные сферы целостного системного анализа.

Какой предмет исследования данного течения?

Неоклассическая экономическая школа выбрала предметом исследования следующее:

  • Субъективную мотивацию всей деятельности в области экономики, что пытается возвести на максимум выгоду и понизить траты.
  • Оптимальное поведение субъектов хозяйственной деятельности в среде, где ресурсы ограничены, для лучшего удовлетворения потребностей человека.
  • Проблему установления закономерностей рационального хозяйствования и при свободной конкуренции, обоснование законов, что положены в формирование ценовой политики, заработной платы, дохода и его распределение в обществе.

Отличия классической и неоклассической школы

Формирование неоклассического направления в экономике стало возможным благодаря работам английского экономиста по имени Именно этот человек разработал «Принципы экономиста» в 1890 году и считается законным основателем англо-американской школы экономической науки, что получила еще хорошее влияние в иных странах.

Классики основное свое внимание уделяли теории ценообразования, а неоклассическая школа в центр исследования воздвигла законы формирования ценовой политики, анализ спроса рынка и предложений. Именно А. Маршалл предложил сформировать «компромиссное» направление касательно ценообразования, переработав полностью концепцию Рикардо и связав ее с направлением Бем-Баверка. Таким образом сформировалась двухфакторная базирующаяся на анализе связей спроса и предложения.

Неоклассическая школа никогда не отрицала необходимость в государственном регулировании, а это как раз одно из основных отличий от классиков, однако именно неоклассики считают, что влияние всегда должно быть ограниченным. Государство формирует условия для ведения хозяйственной деятельности, а рыночный процесс, построенный на конкуренции, способен гарантировать сбалансированный рост, равновесие между запросами и предложением.

Также стоит сказать, что основным отличием неоклассической экономической школы является применение на практике графиков, таблиц, определенных моделей. У них это не только иллюстративный материал, но и основной инструмент для теоретического анализа.

Что можно сказать об экономистах-неоклассиках?

Представляют они неоднородную среду. Отличаются они сферой интересов, изучают различные проблемы и пути их решения. Еще отличаются экономисты применяемыми методиками, подходами к анализу всей деятельности. Это также является и отличием от классиков, у которых больше однородные взгляды, выводы, которые разделяют фактически все представители этого направления.

Детальней о принципе от А. Маршалла

В неоклассической школе экономики имеется самый главный принцип равновесия, который определяет всю концепцию данного направления. Что же означает равновесие в экономике? Это соответствие, существующее между спросом и предложением, между потребностями и ресурсами. Благодаря ценовому механизму устанавливаются ограничения потребительского спроса или же увеличиваются объемы производства. Именно А. Маршалл ввел понятие «равновесной стоимости» в экономику, что представлена точкой пересечения кривой спроса и предложения. Эти факторы являются главными слагаемыми цены, а полезность и издержки играют равноценную роль. А. Маршалл в своем подходе берет во внимание объективную и субъективную стороны. В кратком периоде равновесная стоимость формируется в точке пересечения спроса и предложения. Маршалл утверждал, что принцип издержек производства и «конечной полезности» является ключевой составляющей всеобщего закона спроса и предложения, каждый из которых можно сравнить с лезвием ножниц.

Экономист писал, что можно бесконечно спорить с основанием того, что цена регулируется издержками производственного процесса, как и о том, что именно разрезает кусочек бумаги - верхнее лезвие ножниц или все же нижнее. В тот момент, когда спрос и предложение находятся в равновесии, то число товаров, что изготовляется за определенную единицу времени, можно считать равновесным, а стоимость их продажи - равновесной ценой. Такой баланс именуется устойчивым, а стоимость при малейшем колебании станет стремиться вернуться в прежнее свое положение, напоминая при этом маятник, что колеблется из стороны в сторону, стараясь вернуться в исходное положение.

Равновесная цена имеет свойство меняться, она не всегда неизменная или данная. Все из-за того, что меняются ее составляющие: спрос либо растет, либо падает, как, впрочем, и само предложение. Неоклассическая школа экономики утверждает, что все изменения в цене происходят из-за следующих факторов: дохода, времени, перемен в экономической сфере.

Равновесие по версии Маршалла - это равновесие, наблюдающееся только на рынке товаров. Достигается такое состояние только в рамках и никак иначе. Неоклассическая школа экономической теории представлена не только А. Маршаллом, но есть и другие представители, о которых стоит непременно упомянуть.

Концепция Дж. Б. Кларка

Американский экономист по имени Джон Бейтс Кларк использовал принцип предельных величин для разрешения проблем распределения «общественной прибыли». Как же он пожелал распределить часть каждого фактора в продукте? Он взял за основу соотношение пары факторов: труда и капитала, а после сделал следующие выводы:

  1. При численном понижении одного фактора отдача станет сразу же уменьшаться даже при неизменном состоянии иного фактора.
  2. Рыночная стоимость и доля каждого фактора устанавливаются в полном соответствии с предельным продуктом.

Кларк выдвинул концепцию, в которой утверждается, что заработная плата работников совпадает с размерами продукции, которую требуется «приписать» предельному труду. При найме предприниматель не должен превышать определенные граничные показатели, за которыми сотрудники не станут приносить ему дополнительную прибыль. Товары, создаваемые «предельными» сотрудниками, и будут соответствовать оплате вкладываемого труда. Другими словами, предельный продукт приравнивается предельной прибыли. Весь фонд заработной платы представлен в виде предельного продукта, что умножается на количество принятых на работу сотрудников. Уровень оплаты устанавливается благодаря производимой продукции дополнительными работниками. Прибыль бизнесмена состоит из разницы, что формируется между величиной изготовленного продукта и той долей, что составляет фонд зарплаты. Кларк выдвинул теорию, согласно которой доход владельца производственного дела представлен в виде процента на вложенный капитал. Прибыль является результатом предпринимательства и упорного труда, образуется лишь тогда, когда владелец является новаторов, постоянно внедряет новые совершенствования, комбинации для улучшения производственного процесса.

Неоклассическое направление школы по Кларку строится не на принципе трат, а на базе результативности производственных факторов, их вклада при изготовлении товаров. Цена формируется только стоимостью прироста товаров при применении в работе дополнительных единиц ценового фактора. Производительность факторов устанавливается принципом вменения. Любой вспомогательной единице фактора вменяется предельный продукт, без учета иных факторов.

Теории благосостояния по Синджвику и Пигу

Важные принципы неоклассической школы продвигали при помощи теории благосостояния. Большой вклад в развитие течения внесли еще Генри Сиджвик и Артур Пигу. Сиджвик написал свой трактат «Принцип политической экономии», где раскритиковал понимание богатства у представителей классического направления, их доктрину «естественной свободы», в которой сказано, что любой индивид для собственной выгоды работает на благо всего общества. Сиджвик говорит, что частная и общественная выгоды частенько не совпадают совершенно, а свободная конкуренция гарантирует продуктивное производство богатства, однако не может дать верного и справедливого деления. Сама система «естественной свободы» дает возможность разразиться конфликтным ситуациям между частными и общественными интересами, кроме того, конфликт возникает даже внутри общественного интереса, а значит, и между выгодой текущего и будущего поколений.

Пигу написал «Экономическую теорию благосостояния», где в центре поставил понятие национального дивиденда. Главной задачей он установил определить соотношение экономических интересов общества и самого индивида в аспекте проблем распределения, применяя на практике понятие «предельного чистого продукта». Основное понятие в концепции Пигу - это дивергенция между частными выгодами, издержками от экономических решений людей, а также общественной выгодой и тратами, что выпадают на долю каждого человека. Экономист полагал, что не рыночные связи проникают очень глубоко в индустриальную экономику, представляют практический интерес, а вот средством воздействия на них должна выступать система субсидий и государственных налогов.

Эффект Пигу вызвал небывалый интерес. Классики полагали, что гибкая заработная плата и подвижность цен - это две ключевые составляющие для равновесия инвестиций и сбережений, а также для спроса и предложения средств при полной занятости. Но вот о безработице никто не подумал. Теория неоклассической школы в условиях безработицы была названа эффектом Пигу. Он демонстрирует воздействие активов на потребление, зависит от денежной массы, что отражается в чистой задолженности правительства. Эффект Пигу базируется на «внешних деньгах», а не на «внутренних». При снижении цен и зарплат отношение «внешнего» ликвидного богатства к национальной прибыли растет до того момента, пока стремление к сбережению не станет насыщаться и не простимулирует потребление.

Представители неоклассической школы не ограничивались только несколькими экономистами того времени.

Кейнсианство

В 30-х годах наблюдался глубокий спад в экономике США, потому многие экономисты пытались наладить ситуацию в стране и вернуть ей былое могущество. Джон Мейнард Кейнс создал свою интересную теорию, в которой он также опровергал все взгляды классиков на отведенную роль государству. Вот так появилось кейнсианство неоклассической школы, в котором рассматривалось состояние экономики в период депрессии. Кейнс считал, что государство обязано вмешиваться в экономическую жизнь из-за отсутствия необходимых механизмов для ведения свободной рыночной деятельности, которые стали бы прорывом и выходом из депрессии. Экономист полагал, что государство обязано повлиять на рынок для увеличения спроса, ведь причина кризиса крылась в перепроизводстве товаров. Ученый предлагал применять на практике несколько инструментов - гибкую кредитно-денежную политику и стабильную денежно-финансовую политику. Это помогло бы перешагнуть через неэластичность зарплаты путем изменения числа денежных единиц в обращении (если увеличить денежную массу, то зарплаты уменьшатся, а это простимулирует инвестиционный спрос и рост занятости). Еще Кейнс порекомендовал увеличить налоговые ставки, чтобы так профинансировать нерентабельные предприятия. Он полагал, что это понизит безработицу, уберет социальную нестабильность.

Такая модель несколько ослабила циклические колебания в экономической сфере на протяжении пары десятилетий, но у нее были собственные недостатки, что проявились позже.

Монетаризм

Неоклассическая школа монетаризма пришла на смену кейнсианству, это было одно из направлений неолиберализма. Главным проводником этого направления стал Милтон Фридмен. Он утверждал, что неосмотрительное вмешательство государства в экономическую жизнь приведет к формированию инфляции, нарушению показателя «нормальной» безработицы. Экономист всячески порицал и критиковал тоталитаризм и ограничение прав человека. Он долгое время изучал экономические отношения Америки и пришел к выводу, что деньги - это двигатель прогресса, потому его учение и носит название «монетаризм».

Потом он предложил собственные мысли для долгосрочной перспективы развития страны. Во главу угла ставятся денежно-кредитные методики стабилизации экономической жизни, гарантии занятости. Они полагают, что именно финансы - это главный инструмент, формирующий движение и развитие экономических отношений. Государственное регулирование обязано быть сведено к минимальному и ограничиться обычным контролем денежной сферы. Изменение денежного предложения должно напрямую соответствовать движению ценовой политики и национального продукта.

Современные реалии

А что еще можно сказать о неоклассической школе? Основные ее представители перечислены, но вот интересно - применяется ли данное течение на практике сейчас? Экономисты пересмотрели учения различных школ и неоклассиков в том числе и разработали современную экономику предложения. Что это такое? Это новая концепция макроэкономического урегулирования экономики при помощи стимуляции инвестиций, сдерживания инфляции и увеличения производства. Основными инструментами стимулирования стали пересмотр системы налогов, понижение трат из бюджета государства на социальные нужды. Главные представители этого течения - А. Лаффер и М. Фелдстайн. Именно эти американские экономисты полагают, что политика, нацеленная на стимуляцию предложения, будет двигателем всего, в том числе и преодоления стагфляции. Сейчас рекомендациями этих двоих ученых пользуются многие страны, в том числе США, Великобритания.

Что по итогу?

Неоклассическое течение было необходимостью в те времена, ведь все понимали, что теории классиков не работали, потому кардинальные изменения в экономической жизни требовались многим странам. Да, неоклассическое учение оказалось несовершенным и в некоторых своих периодах совершенно бездейственным, однако именно такие колебания помогли прийти к формированию сегодняшних экономических отношений, которые во многих странах весьма успешны и развиваются очень быстро.

Неоклассическая экономическая теория

    Неоклассическое направление экономической мысли

Экономическая неоклассическая теория(neoclassical economics) – преобладающее в XX в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» часто считают «экономический либерализм ».

§1. Сущность неоклассицизма

В конце XIX в. в экономической теории обозначилось неоклассическое направление. Такое название оно получило в связи с тем, что представители, входивших в него школ, ориентировались на исходные принципы классической буржуазной политической экономии - свободу предпринимательства и ценообразования, автоматизм рыночного саморегулирования и т. д. Неоклассики ставили задачи исследовать данные принципы в новых условиях и стремились к разработке моделей, имеющих практическое значение для функционирования капиталистических фирм в системе рыночного механизма.

Возникновение неоклассического направления связано с разработками представителей кембриджской школы А. Маршалла, Ф. Эджуорт, А. Пигу, А. Кларка, которые поставили задачу создания политически и идеологически нейтральной, «чистой» экономической теории, что нашло отражение и в изменении самого названия науки с «политически экономии» на «экономикс ».

Неоклассическая теория не рассматривала сущность таких экономи­ческих категорий, как собственность и стоимость, а сосредоточилась на внешних проявлениях рыночного хозяйства и постепенно приобрела черты прикладной науки.

Особенностью неоклассической теории явилась ее микроэкономическая направленность на изучение механизма движе­ния отдельных товаров, функционирования отдельных хозяйственных единиц и рынков. Анализ осуществляется по следующему алгоритму: из совокупности взаимодействующих элементов рыночного механиз­ма выбирается один как изменяющийся, и исследуется его влияние на другие элементы, считающиеся неизменными, и так по каждому эле менту. Неоклассический анализ рассматривает взаимовлияние элемента рынка преимущественно не в качественном, а в количественном ас­пекте.

Таким образом, «экономикс » и «политическая экономия » в англо-американской литературе рассматриваются как синонимы. Некоторые ученые Запада под политической экономией понимают не экономическую теорию в целом, а экономическую политику как самостоятельную отрасль наук. 7

§2. Школы неоклассического направления экономической теории 8

Основными школами, которые представляют неоклассицизм, являются:

    Австрийская (К.Менгер, Ф.Визер, Э.Бем-Баверк);

    Лозаннская (Л.Вальрас);

    Американская (Дж.Б. Кларк);

    Кембриджская (А.Маршал).

§2.1. Австрийская школа политической экономии

Основателем австрийской школы является Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета. Он родился в дворянской семье и получил образование в Венском и Пражском университетах. В 1871 г., ещё до начала своей будущей университетской карьеры, К. Менгер издал произведение «Основания политической экономии». Второе издание названного фундаментального труда вышло в свет только в 1923 г., через два года после смерти автора. Вторая крупная работа К. Менгера – «Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности» (1883).

Одним из крупных представителей австрийской школы является Фридрих фон Визер (1851-1926), барон, получивший образование в университетах Германии и Австрии, ученик К. Менгера и его преемник на кафедре политической экономии в Венском университете. Основные работы Ф. Визера: «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности» (1884), «Естественная ценность»(1889), «Закон власти» (1926).

Наиболее ярким представителем австрийской школы стал Евгений Бём-Баверк (1851-1919), дворянин, профессор Венского университета, министр финансов Австрии, президент Австрийской академии наук, как и Ф. Визер, по жизненный член верхней палаты парламента. Основные произведения Бём-Баверка: «Права и отношения», рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах (1881), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Естественная стоимость» (1889), «Капитал и прибыль» (1889), «Позитивная теория капитала» (1891).

В основе экономической концепции австрийской школы лежит теория предельной полезности. Само понятие «предельной полезности» трактуется как ключевое. Термин «предельная полезность» и ввел в научный оборот Ф. Визер.

До появления концепции австрийской школы полезность определялась как объективное свойство вещи, как потребительская стоимость товара, т.е. его способность удовлетворять те или иные человеческие потребности. Каждый из товаров обладает своей особой потребительной стоимостью, а обмен товаров есть обмен разнородными потребительными стоимостями, своеобразный обмен веществ в общественном организме. Поскольку товары как потребительные стоимости несоизмеримы, постольку основу пропорций обмена искали в затратах на их производство: либо в затратах труда, либо в издержках производства.

Австрийская школа дала противоположное толкование полезности: она определила полезность в субъективной форме, т.е. в связи с важностью для человека различных потребностей и настоятельностью, напряженностью каждой из них. Иначе говоря, субъективная полезность – это значимость данной вещи для удовлетворения потребностей данного человека.

§2.2. Лозаннская школа политической экономии

Основателем лозаннской школы неоклассического направления в политической экономии является Леон Вальрас (1834-1910). Вальрас проявляет глубокий интерес к проблемам экономической теории, которая становится делом всей его жизни. В 1870 г. он получает вновь открытую кафедру политической экономии на юридическом факультете Лозаннского университета (Швейцария). Уйдя в отставку в 1892 г., Вальрас не прекращает активной научной деятельности.

Основные работы Л. Вальраса: «Элементы чистой политической экономии, или теория общественного богатства» (вышла двумя частями в 1874 и 1877 г.г.); «Очерки социальной экономии. Теория распределения общественного богатства» (1896).

Признавая действенность объективных экономических законов в сфере производства, Вальрас считал, что законы сферы распределения устанавливаются сознательно человеческой волей с учетом требований справедливости. Этим обусловливаются задачи экономической теории и её структура. Последняя включает три раздела:

    позитивная теория рыночного хозяйства;

    нормативная теория распределения;

    прикладная теория, или теория политики.

Л. Вальрас считается основоположником теории общего экономического равновесия, получившей название замкнутой математической модели экономического равновесия (рис.3).

В самом общем виде эта модель может быть представлена в форме следующей схемы:

РЫНОК

Предприниматели

Владельцы производительных услуг

Продукты

Рис.3 «Рыночная модель по Вальрасу»

Состояние равновесия Л. Вальрас характеризует как такое, при котором эффективный спрос и предложение производительных услуг равны и при котором существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов, и, наконец, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.

§2.3. Американская школа политической экономии

Значительный вклад в формирование неоклассического направления в США внес Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938).

Кларк родился в г. Провиденс и по окончании колледжа получал образование в двух европейских университетах: в Гейдельберге (Германия) и Цюрихе (Швейцария). Основным занятием Дж.Б. Кларка была преподавательская деятельность в американских колледжах и Колумбийском университете в качестве профессора экономики.

В своих экономических исследованиях он претендует на роль своеобразного научного арбитра в том великом споре, который не завершен и до настоящего времени. Кларк заявляет, что «право общества на существование в его настоящей форме и вероятность, что оно будет существовать в такой форме в будущем, оспаривается. Обвинение, тяготеющее над обществом, состоит в том, что оно эксплуатирует труд. Если бы это обвинение было доказано, то каждый честный человек должен был бы стать социалистом. Долгом каждого экономиста является проверка этого обвинения».

В области методологии Кларк отказывается от старого деления политической экономии на четыре части, изучающие производство, распределение, обмен и потребление. Он делит экономическую теорию на три естественных раздела:

    в первом изучаются универсальные экономические законы;

    во втором исследуется стационарное (статическое) состояние экономики;

    в третьем изучаются проблемы экономической динамики.

Кларк вносит новый элемент в понимание закона предельной полезности как основы ценообразования. По его мнению, каждое благо характеризуется наличием «связки полезностей ». Предельную ценность каждой составляющей оценивают отдельные группы покупателей, в результате чего формируется единая рыночная цена данного блага: она представляет собой сумму предельных оценок всех свойств «связки полезностей» со стороны соответствующих групп покупателей.

Законы специфической производительности факторов производства состоят в том, что каждый фактор обладает специфической производительностью и его владелец получает тот доход, который создан именно этим фактором. Таким образом, капитал производит процент, труд – заработную плату, предпринимательская деятельность – прибыль, земля и капитальные блага – ренту. Другими словами, каждый фактор производства имеет свою долю в продукте и, следовательно, в доходах.

Величина этой доли определяется на основе закона убывающей предельной производительности, или иначе – закона предельной производительности. В экономической литературе этому закону присвоено имя его автора: «закон предельной производительности Дж.Б. Кларка».

§2.4. Кембриджская (английская) школа политической экономии

Основателем английской (кембриджской) школы экономической теории является Альфред Маршалл (1842-1924). С этим именем, как уже отмечалось ранее, связано оформление неоклассического направления в экономической науке. Преподавание политической экономии он начал в 1868 г., некоторое время работал в университетах Бристольском и Оксфордском, но основная его деятельность связана с Кембриджем.

Маршалл является автором нескольких работ по проблемам капиталистической экономики: «Экономика промышленности» (1889), «Промышленность и торговля» (1919), «Деньги, кредит и торговля» (1923). Главное произведение Маршалла вышло в свет в 1890 г. Это сочинение в русском переводе имеет три разных названия: «Принципы политической экономии», «Принципы экономической науки», «Принципы экономикс», что объясняется трудностями перевода на русский язык английского термина «economics». Она стала базой экономического образования и играла эту роль вплоть до 40-х г.г. ХХ в.

Особенностью методологии экономического учения Маршалла является принцип синтеза различных теорий:

    издержек производства;

    предельной полезности;

    спроса и предложения, воздержания;

    предельной производительности.

Маршалл не признавал наличия в экономике общества причинно-следственных связей и указывал, что здесь имеют место только «связи взаимодействия», т.е. связи функциональные. Их изучение требует применения математических методов. Вместе с тем, он предупреждал, что математическое изложение экономических явлений может оказаться хорошей математикой, но плохой экономикой.

Маршалл выступает против деления труда на производительный и непроизводительный. Все виды труда признаются производительными, поскольку каждый из них имеет своим продуктом полезность. Человеческий труд создает не материальные предметы как таковые, он создает полезности. Поэтому различие между трудом производительным и непроизводительным является искусственным, надуманным.

Центральное место в работе Маршалла занимает проблема цены. Графическое изображение разработанной им концепции цены носит название «крест Маршалла» (рис.4). Этот известный в науке график, на осях которого откладываются значения цен и объемов производства, представляющий собой пересечение двух кривых: нисходящей – спроса и восходящей – предложения. В точке пересечения этих кривых формируется равновесная цена.

Таким образом, равновесная цена трактуется как результат взаимодействия цены спроса, определяемой полезностью товара, и цены предложения, определяемой издержками его производства. Следовательно, цена (стоимость) имеет два основания и противопоставление их друг другу несостоятельно. «Мы могли бы, - говорит Маршалл, - с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и в том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц». В этом образе «лезвий ножниц» зафиксирована сущность двухкритериальной концепции цены (стоимости).

P

S

Рис.4. «Крест Маршалла».Модель формирования равновесной цены P равн и равновесного объема продаж Q равн

Ученик Маршалла, один из наиболее крупных критиков неоклассицизма и основателей нового мощного направления в экономической теории ХХ века, Джон Мейнард Кейнс писал о своем учителе: «Маршалл был первым в истории великим экономистом в подлинном смысле этого слова, первым, кто свою жизнь посвятил созданию экономической науки в виде самостоятельного предмета, строящегося на собственных постулатах и отличающегося таким же высоким уровнем научной точности, как естественные или биологические науки. Маршалл был первым, кто занял по отношению к этому предмету профессиональную научную позицию, как к научной дисциплине, стоящей над текущими спорами и вне их, дисциплине, настолько же далекой от политики и политических воззрений, как физиология от представлений рядового врача».

Заключение

В начале XX в. неоклассическая школа представляла собой ведущее направление в западной экономической науке. Именно в начале XX столетия ускорился процесс перехода рыночного хозяйства в иной режим – несовершенной конкуренции или к состоянию монополистического капитализма. Этот процесс заставил ряд экономистов осознать необходимость модификации представлений неоклассической школы о характере хозяйственного процесса, корректировки господствовавших теоретических представлений о механизме функционирования и развития рынков, формирования издержек и цен, закономерностей взаимодействия спроса и предложения и т.д.

Возникновение неоклассического направления представляло, с одной стороны, реакцию на классическую школу, в том числе марксизм, с ее стремлением анализировать глобальные динамические процессы и закономерности развития капитализма. С другой стороны, оно отражало стремление экономистов того времени сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования отдельных предприятий (фирм) в условиях системы свободной конкуренции, определить принципы экономического равновесия этой системы. Обе задачи решались на путях кардинального пересмотра, как предмета, так и метода политической экономии, созданной классиками буржуазной экономической мысли.

Многие экономисты внесли свой вклад в создание и развитие неоклассической школы. Заслуга этих экономистов состоит и в том, что они попытались вписать в неоклассические рамки целый ряд реальных явлений, не получивших отражения в моделях рынка совершенной конкуренции. Благодаря им неоклассика нашла свое место в экономической теории.

С развитием экономической теории как науки менялись взгляды на ее предмет и практическую функцию.

Маржионалисты объявили предметом политической экономии поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп и людей, и т.д.), путей и средств достижения ими своих целей. Практическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов поведения субъектов в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод – обоснование экономической политики фирмы. С этим направлением связано появление микроэкономики.

А.Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономии и маржинализма, определял предмет экономической теории или политической экономии как исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

Рассмотрев неоклассическое направление, можно сказать что все представили вложили большой вклад в экономические отношения нашего времени. Если задуматься, то все что происходит вокруг нас – это спрос и предложение, потребление и прибыль, которые постоянно крутятся вокруг нас, но мы никогда не могли предположить, что теории неоклассиков XIX и XX вв. будут применятся в наши дни. Каждый из них добивался доказать полезность своей теории или метода, чтобы в итоге потребитель был удовлетворен. Единственное, что меняется, это только развитие, разрабатываются более новые и современные концепции, но их смысл применения в экономических отношениях не меняется. На мой взгляд, это и является самым главным аспектом, что их теории будут применятся и будут актуальны через десятки лет.

И в российской экономической литературе появляются определения экономической теории в качестве науки о том, как использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить безграничные потребности людей с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Экономические теории развивались в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики. Все направления экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берут различные аспекты жизнедеятельности человека. Предмет этой науки чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизнедеятельность человека, в том числе и экономическая, что не позволяет дать краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

Список литературы:

    ДавыденкоЛ.Н.«Экономическая теория», Минск, 2007;

    Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004;

    Маршалл А. «Принципы политической экономии», - М.: Прогресс, 1993;

    Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана. Экономическая теория/ под ред. Лобачевой Е.Н.,-М., Высшее образование, 2009;

    Неоклассическое направление экономической теории [Методические указания для студентов экономического факультета]/ «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина» Кафедра общей экономической теории, -Иваново, 2004;

    РИНХ. Экономическая теория для бакалавров [учебно-методическое пособие] / под ред. д-ра экон. наук проф. Кузнецова Н.Г., канд. экон. наук проф. Лубнева Ю.П., -Р-н/Д, 2010;

    Экономическая теория: [учебник для студентов ВУЗов, обучающимся по экономическим специальностям] / под ред. И.П.Николаевой; 2-е изд. – М, 2008;

    Экономическая теория/ под ред. Кузнецова Н.Г., Март, -М-Р-н/Д, 2007;

    Экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал, 2002-2008, -http://www.eup.ru;

    Википедия: свободная энциклопедия, 2011,- http://www.wikipedia.ru.

Рецензия на курсовую работу

студентки: Журавлёвой А.С.

факультет: Коммерции и маркетинга , I курса, группы YKZS -211

номер зачетной книжки:09064

на тему №72:

Рецензент: , год.

Рецензия на курсовую работу

по кафедре Экономической теории

студентки: Журавлёвой А.С.

факультет: Коммерции и маркетинга , I курса, группы YKZS -211

номер зачетной книжки:09064

на тему №72:«Неоклассическое направление экономической теории»

Рецензент: , год.

1 Экономическая теория: [учебник для студентов ВУЗов, обучающимся по экономическим специальностям] / под ред. И.П.Николаевой; 2-е изд. – М, 2008. – с.2-7

2 РИНХ. Экономическая теория для бакалавров [учебно-методическое пособие] / под ред. д-ра экон. наук проф. Кузнецова Н.Г., канд. экон. наук проф. Лубнева Ю.П.-Р-н/Д,2010,-с.2-8

3 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004,-с.45

4 Неоклассическое направление экономической теории [Методические указания для студентов экономического факультета]/ «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина» Кафедра общей экономической теории, -Иваново, 2004, -с.6-8

5 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004, -с.42

6 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004

7 Экономическая теория/ под ред. Кузнецова Н.Г., Март,-М-Р-н/Д, 2007, -с.482-483

НеоклассическоеКонтрольная работа >> Экономика

Маржиналисты второй волны, ставшие родоначальниками неоклассического направления экономической теории , благодаря замене каузального подхода функциональным...

Сущность неоклассической экономической теории

Развитие внутренних противоречий капитализма экономического и социального характера в конце 19-го века стало толчком к началу стадии, характеризующейся появлением монополий и активным государственным вмешательством в экономическое развитие, т.е. ее огосударствлением. Трактовка данной стадии имела неоднозначный характер у представителей различных экономических направлений. Марксистская политическая экономия связывала эту стадию с империализмом, другие западные ученые называли ее «корпоративной», «народной», «индустриальным обществом», «обществом потребления».

Английский экономист, основоположник неоклассического направления, глава «кембриджской школы» Альфред Маршалл в своей книге «Принципы экономической науки» дал новое имя рассматриваемой экономической науке - «неоклассическая». По мнению Маршалла, экономические исследования должны быть следствием практики житейской логики, обобщением научного характера поведения и рационального мышления агентов рынка. Таким образом, под экономикой стали подразумевать науку, которая занимается исследованием поведения людей в производственных процессах, процессах распределения и потребления ограниченных услуг и благ, а также изучением способов наиболее эффективного применения данных ресурсов.

Определение 1

Объектом исследования экономической теории неоклассического типа является поведение человека «экономического», который, являясь продавцом рабочей силы, потребителем или предпринимателем, пытается достичь максимального дохода, минимизировать возможные затраты и усилия.

Приверженцы неоклассического направления экономической мысли выделяют, как основную категорию анализа, предельную полезность, которая противопоставлена теории стоимости труда. Стоимость товара в данном случае определяется полезностью менее необходимого блага, т.е. предельной полезностью.

Развивалась неоклассическая теория английскими экономистами А.Маршаллом и А.Пигу. Первый определил эластичность спроса и равновесную цену, занимался развитием теории цены, при которой стоимость зависит от затрат на различные факторы: землю, труд и капитал. Согласно взглядам Маршалла, определение цены, за которую покупатель может приобрести товары или услуги, зависит от степени их полезности, а цена, назначаемая продавцом – от производственных издержек. Процесс приобретения товара характеризуется взаимным компромиссом между продавцом и покупателем, при котором получает проявление закон спроса и предложения.

Все представители неоклассического направления экономической теории придерживались нормативного характера экономической науки, т.е. она должна была быть нацелена на разработку положений экономической политики, практических мер и обоснованных рекомендаций.

Для представителей неоклассической экономической теории центром внимания являлся анализ условий, в которых продавцы и потребители стремятся к максимальному уровню своего благосостояния. Выводы, сделанные А.Маршаллом, показали, что подобная максимизация возможна только при свободной конкуренции и сбалансированном, равновесном состоянии рынка.

Инструменты анализа, которые были созданы неоклассиками, на сегодняшний день являются основными в мировой экономической науке. К ним относятся:

  • Эластичность спроса;
  • Исследование внутренней и внешней экономии на производстве в теории фирмы;
  • Предельный анализ;
  • Взаимозависимость рынков и т.д.

Периоды неоклассической экономической теории

История экономической теории неоклассического типа состоит из трех периодов:

  1. «старой» неоклассики с 1890 по 1930 годы;
  2. «оппозиционной» неоклассики с 1930 по 1960 годы;
  3. Современной неоклассики, с 1970-х годов и до настоящего времени.

Для периода «старой» неоклассики характерно следующее положение: основу всех теорий, в которых анализируется рыночное хозяйство, составляет некоторая концепция, разъясняющая принципы образования цен. Формирование неоклассической концепции обусловлено объединением разрабатываемой классической политической экономии теории стоимости труда и предельной полезности по маржиналистской теории. В период «великой депрессии» с 1929 по 1933 год была сильно дискредитирована неоклассическая теория. Началась разработка новых доктрин, которая закончилась «кейнсианской революцией».

Кейнсианские идеи получили общественной признание в период «оппозиционной» неоклассики, однако, в эти годы выдающимися защитниками экономического либерализма были Людовиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек, которые относились к австрийской школе экономической теории неоклассического типа.

В период современной неоклассики наступает эпоха научно-технической революции. Представители неоклассического направления в данной время пытаются доказать если не идеальный характер рыночной системы хозяйствования, то ее превосходство над другими типами экономических систем.

Замечание 1

Современное неоклассическое направление является совокупностью многих, конкурирующих между собой, направлений.

Неоклассическое направление экономической теории в России

В России пик популярности неоклассической экономической теории приходится на конец 1980-х – начало 1990-х годов. В этот период данное направление воспринималось как новое «единственно верное» направление экономической теории, призванное заменить марксизм. Российским поклонником неоклассических идей, прежде всего, был Егор Гайдар, который возглавил экономические реформы либерального типа в 1990-х годах. Однако уже в конце 20-го века произошло заметное снижение влияния неоклассических взглядов на российских экономистов.

Преподавателями экономики было отмечено, что неоклассическая экономическая теория является не менее абстрактной и не намного более практичной, чем марксизм. Отечественными экономистами все больше внимания уделялось институциональным факторам развития экономики (национальной культуре, политической свободе), ранее не учитывающимся.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook