Как правильно провести анализ налоговой нагрузки? Порядок проведения анализа налоговой нагрузки Анализ налоговой нагрузки организации на примере

Теоретические аспекты налоговой нагрузки предприятия и способы ее снижения. Роль и значение показателя налоговой нагрузки. Сравнительный анализ методик расчета налоговой нагрузки.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18561. Снижение налоговой нагрузки в Республике Казахстан 99.88 KB
1185. Формирование налоговой нагрузки организации и пути ее уменьшения 159.46 KB
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.
19741. Пути снижения налоговой нагрузки в Республике Казахстан 104.71 KB
С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы необходимые для выполнения своих общественных функций. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач: -определить сущность налогов и рассмотреть понятия минимизации оптимизации и планирования налогов; - рассмотреть реформы в налоговых системах зарубежных стран; -раскрыть особенности становления налоговой системы Казахстана; -изучить основные направления налоговой реформы в Казахстане; -рассмотреть вопросы о снижении налоговой нагрузки в Казахстане; -на...
1827. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» 125.79 KB
Понятие этапы и элементы оптимизации системы налогообложения. Проблема оптимизации налогообложения в России сравнительно новая проблема. Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять 30 40 от дохода. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: определить понятия этапов и элементов оптимизации системы налогообложения; рассмотреть методы налоговой оптимизации; изучить основные аспекты налогового планирования; проанализировать...
11461. Анализ существующих мер по снижению технологических потерь электроэнергии на предприятии 238.3 KB
Для хозяйствующих объектов каждый из ресурсов: человеческий нематериальные материальные финансовые и прочие все нуждаются в управлении как в отдельности так и во взаимодействии с другим или группой ресурсов. Унитарное предприятие создается одним учредителем который выделяет необходимое для того имущество формирует соответственно закону уставный капитал не разделенный на доли паи утверждает устав распределяет доходы непосредственно или через руководителя который ним назначается руководит предприятием и формирует его трудовой...
859. Анализ основных направлений современной налоговой политики РФ 38.27 KB
Элементы цели и типы налоговой политики. Анализ основных направлений современной налоговой политики РФ. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на перспективу. Меры в области налоговой политики планируемые к реализации в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов.
19702. Анализ финансового состояния предприятия и меры по его оздоровлению 175.13 KB
В условиях рыночной экономики залогом выживания предприятия является его конкурентоспособность. В связи с этим от предприятия требуется повышение эффективности производства, внедрение эффективных форм хозяйствования, которое должно сопровождаться укреплением его финансового положения. Важная роль в реализации этого отводится анализу финансового состояния предприятия.
5511. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ РАСХОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПРОФИЛЬ» 97 KB
Расходы предприятия, организации относятся к основным экономическим показателям деятельности предприятия и представляют собой уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств
13523. Разработка проекта по снижению себестоимости продукции молочного скотоводства 120.01 KB
Особенно высока роль калькуляции в условиях рыночных отношений, когда каждому подразделению необходимо соизмерять свои затраты с доходами, а экономия производственных затрат становится основным источником увеличения доходов трудовых коллективов, фондов оплаты труда, а также повышения конкурентоспособности предприятия.
20365. ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКИ НА ФИТОПЛАНКТОН НОВОРОССИЙСКОЙ БУХТЫ 872.08 KB
В результате проведённых исследований составлен список фитопланктонных водорослей содержащий 95 видов проведён химический анализ воды выявлено влияние антропогенной нагрузки на фитопланктон изучена сезонная динамика биомассы и количественного состава фитопланктона Новороссийской бухты...

Налоговая нагрузка - один из оценочных критериев для ИФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. Рассчитать этот показатель можно самостоятельно. Расскажем, что такое налоговая нагрузка, какими нормативными актами она регламентирована, кому может понадобиться данный показатель, а также рассмотрим порядок расчета и допустимый уровень нагрузки на налогоплательщика.

Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

ВАЖНО! Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 с формулами расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС отменено, полагаем, что эти формулы все также целесообразно использовать для самоконтроля.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). Важно, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены страховые взносы. Также в расчете не участвуют ввозной НДС и налоги, уплаченные в качестве налогового агента (кроме НДФЛ).

Для расчета нагрузки по отдельным налогам можно использовать следующие формулы:

  • По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс.

  • По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

  • По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Проверить свои расчеты налоговой нагрузки по НДС, а также долю вычетов на предмет налогового риска, вы можете с помощью Готового решения от КосультантПлюс.

  • Для ИП:

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

  • Для УСН:

ННусн = Нусн / Дусн,

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

  • Для ЕСХН:

ННесхн = Несхн / Десхн,

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

  • Для ОСНО:

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом отмененного письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Для упрощения расчетов предлагаем вам использовать калькулятор налоговой нагрузки с сайта ФНС. С его помощью вы не только подсчитаете свою нагрузку, но получите сравнение со средними показателями по отрасли. Где найти и как пользоваться калькулятором, мы рассказывали .

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

Итоги

Налоговая нагрузка - показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

Методика 1.

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

Методика 2.

В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную.

Расчет налоговой нагрузки по налогу на прибыль

Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:

АНН = НП + ВП + НД,

ВСС = В — МЗ — А + ВД — ВР

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%

По этой методике:

Методика 3.

ДС = В — МЗ

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

В = ДС + МЗ.

Ка = А / ДС;

Ко = ДС / В.

— НДС (расчет по ставке 18%):

— налог на прибыль:

Методика 5.

ДС = В — МЗ,

Ко = Нсс / ДС,

Кнпр = Нпр / ДС,

Нпр = 0,24 x .

НН = (НП / ДС — КБ) x 100%,

Т ема 16. Статистика государственных финансов (часть 2)

СТАТИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

  1. Основные понятия налогообложения.
  2. Классификация налогов в РФ.
  3. Учет налогов на счетах СНС.
  4. Система макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения.

1. Основные понятия налогообложения

Статистика налогообложения является разделом статистики государственного бюджета.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой сово­купность всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на всей территории страны.

Как самому расчитать налоговую нагрузку и оценить налоговые риски

Налоговая система призвана обеспечить финансовую возможность осуществления государственных расходов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально без­возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований (п.1 ст.8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с орга­низаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государ­ственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст. 80 НК РФ).

Объект налога — доходы, стоимость отдельных товаров, отдель­ные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользова­ние ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательством.

Субъект налога — налогоплательщик, т.е. физическое или юри­дическое лицо.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налогообложение как объект статистики имеет свои особенности, которые связаны с нара­стающими итогами в отчетности, наличием инфляционной со­ставляющей в ней и действием разнонаправленных тенденций изме­нения налоговых поступлений на макро- и микроуровнях.

Сейчас сфера налогообложения ввиду своей неразвитости редко становится объектом комплексного количественного анализа. Исполь­зующиеся для анализа показатели (чаще всего индексы и темпы роста) очень трудно сопоставить между собой, так как при расчете применя­ются различные алгоритмы и разная выборка. Кроме того, постоянно меняется методика исчисления налогов.

  1. Классификация налогов в РФ

Статистическое изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций. Под классификацией налогов в статистике понимаются их груп­пировки, построенные по определенным критериям, в том числе официально утвержденные государственными органами и применя­емые налоговыми и статистическими организациями в практичес­кой деятельности.

Рисунок1 — Классификации налогов в РФ

По характеру использования налоги классифицируются на:

  • общие налоги, поступающие в казну государства (субъекта Федерации), конкретное направление использования которых зара­нее неизвестно;
  • специальные налоги и сборы, имеющие строго определенное назначение и обычно формирующие внебюджетные фонды.

По характеру изъятия:

  • Прямые налоги зависят от величины доходов и размера имуще­ства.
  • Косвенные налоги от доходов не зависят и включаются в цену продукции, которая оплачивается потребителем.

Реальными налогами облагаются отдельные элементы имущества или доходов (земля, доходы от денежных капиталов); личными налога­ми - совокупность доходов или имущества (прибыль, наследство).

  1. Учет налогов на счетах СНС

Налоги учитываются на различных счетах СНС. В СНС учитываются т.н. «чистые» налоги, т.е. налоги за вычетом соответствующих субсидий.
Таблица 1 — Учет налогов на счетах СНС

Счет Налоги Примечания
Производства,

«Ресурсы»

На производство и импорт, включают За вычетом субсидий
а) Налоги на продукты: Налоги, взимаемые пропорциональ­но количеству или стоимости товаров и услуг
НДС,
Налог с продаж
Акцизы, гербовые сборы за продажу некоторых товаров
Платежи фискальных монополий Средства, полученные пред­приятиями-монополистами за счет превышения пре-дельного уров­ня рентабель-ности и взысканные в доход бюджета
Налоги на операции с капиталом и финансовые операции, Уплачиваются предприя-тиями при покупке или продаже финан­совых и нефинансовых активов
Налоги на экспорт Экспортные пошлины, прибыли экспорт­ных монополий
Налоги на импорт Импортные пошлины, акцизы
б) Другие налоги на производство Связаны с использованием факторов производства
Платежи за пользование природными ресурсами
Земельный налог
Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда
Транспортный налог
Налоги на имущество предприятий
Целевые сборы На содержание милиции, благоустройство территорий и т.п.
Образования доходов,

«Использование»

Другие налоги на производство За вычетом субсидий
Распределения первичных доходов, «Ресурсы» Налоги на производство и импорт За вычетом субсидий
Вторичного распределения доходов Налоги на доходы и имущество, отчисления на социальное страхование, социальные пособия в денежной форме, страховые премии и возмещения, штрафы пенсии, пожертвования
«Ресурсы» Текущие трансферты полученные
«Использование» Текущие трансферты выплаченные
  1. Система макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения

Уровень налогообложения (налоговый пресс) в экономике изучается в двух направлениях:

  • внешнее (изу­чение уровня обложения по стране в целом);
  • внутреннее (исследова­ние распределения налогового бремени между социальными группа­ми и слоями населения).

Источни­ком информации для расчета показателей первой группы служат дан­ные о планируемом и фактически исполненном государственном бюджете, а также макроэкономические показатели.

Рисунок 2 — Система показателей статистики налоговых поступлений

В систему макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения входят:

I. Абсолютные показатели:

  1. сумма налоговых поступлений в бюджеты разных уровней;
  2. сумма задолженности налогоплательщиков перед бюджетами разных уровней.

II. Относительные показатели:

  1. налогоемкость ВВП, т.е. доля налоговых поступлений в ВВП:

,

где Н – налоговые доходы.

  1. соотношение прямых и косвенных налогов;
  2. доля недополученных налоговых доходов (соотношение задол­женности по налогам и плановой величины налоговых поступлений);
  3. доля налогового кредита в общей сумме задолженности и средний срок его предоставления;
  4. соотношение дефицита и налоговых доходов как косвенная характеристика возможного использования налогов для покрытия дефицита.
  5. Доля налоговых доходов бюджетов разных уровней в консо­лидированном бюджете;
  6. среднедушевая налоговая квота — отношение суммы изъя­тых налогов к средней численности занятого населения:

,

где Н – налоговые доходы;

— численность населения, занятого в экономике.

  1. Коэффициент уровня налогообложения по стране — отношение налоговой квоты к среднедушевому ВВП:

,

где ВВПН — объем ВВП в расчете на душу населения.

Коэффициент уровня налогообложения по экономическому смыс­лу и формулам расчета тесно связан с коэффициентом налогоемкости:

,

где
— доля занятого населения в общей численности населения

В таком виде коэффициент можно интерпретировать как налогоемкость ВВП, скорректированную с учетом существующего уров­ня занятости. Чем ниже доля занятых в общей численности населе­ния страны (и выше соответственно уровень безработицы), тем больше значение коэффициента уровня налогообложения.

Таким образом, на уровень налоговой нагрузки на население влияет уровень занятости в стране.

Показатель налогоемкости ВВП очень информативен и при изучении тяжести налогового бремени, и при межстрановых сравнениях.

При вычислении ВВП распределительным методом (как суммы первичных доходов) имеем следующее соотношение:

ВВП = ОТ + ЧН + ВПЭ,

где ОТ — оплата труда наемных работников с отчислениями на соци­альное страхование;

ЧНПИ- чистые налоги на производство и импорт (косвенные налоги);

ВПЭ — валовая прибыль экономики/валовые смешанные доходы.

Часть ВВП, которая приходится на чи­стые налоги на производство и импорт, покажет налоговую нагруз­ку на общество в целом в процессе образования валовых доходов экономики. Динамика доли ЧНПИ в ВВП покажет направление, в котором развивается экономика страны с точки зрения фискально­го характера распределения доходов.

  1. Пофакторный анализ динамики налоговых поступлений

В начале 1980-х гг. получила признание бюджетная концепция А. Лэффера, который исходил из того, что налоговые поступления являются функцией от таких показателей, как налоговая ставка и налоговая база. Оптимальное значение этой функции доказывает, что рост размеров взимаемых налогов приводит к увеличению доходной части бюджета только до какого-то определенного уровня. Когда этот уро­вень будет превышен, рост налоговой ставки не увеличит, а сократит до­ходы в бюджет (т.н. «кривая Лэффера»), так как субъекты на­логообложения используют все возможные способы уклонения от уплаты налогов, в частности, сокращение инициативы, а, следовательно, и разви­тия производства, уменьшение капитальных вложений и инвестиций.

Поскольку в составе доходов бюджета наибольшую долю занимают налоговые поступления. Поэтому в статистике большое внимание уделяется выявлению влияния отдельных факторов на изменение суммы каждого налога и общей суммы.

Исходными для налоговых доходов могут быть три фактора:

  • численность налогоплательщиков, T
  • стоимостное выражение налогооблагаемого показателя, приходящегося на одного налогоплательщика (налоговая база), S

,

где D – налогооблагаемая сумма,

T – число налогоплательщиков.

  • процентная ставка налога K.

Произведение уровней этих трёх факторов даёт сумму уплаченного налога:

Индексы данных показателей будут связаны аналогичной зависимостью:

Влияние каждого фактора на абсолютное изменение общей суммы уплаченного налога можно оценить любым способом: индексным методом, методом подстановок или методом арифметических разниц:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения численности налогоплательщиков:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения налоговой базы:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения налоговой ставки:

При отсутствии данных о численности налогоплательщиков сумму внесённого налога можно представить в виде двухфакторной модели, где факторами являются:

  • сумма облагаемого дохода (количественный показатель), D = T S ;
  • процентная ставка налога (качественный показатель), K:

Если рассматривать общую сумму полученных налогов, можно использовать трехфакторную модель, в которой отдельно оцениваются структурные сдвиги в налогооблагаемой сумме:

где — средняя налоговая ставка по различным видам налога;

— доля налогооблагаемой суммы конкретного налога в общей налогооблагаемой сумме.

Тогда система взаимосвязанных индексов имеет вид:

,

где
— простой общий индекс налогооблагаемой суммы. Он характеризует относительное изменение налоговой суммы за счет изменения налогооблагаемой суммы.

— индекс структурных сдвигов. Показывает влияние на относительное изменения налоговой суммы структурных сдвигов в налогооблагаемой сумме.

— индекс налоговой ставки постоянного состава. Характеризует относительное изменение налоговой суммы за счет среднего изменения налоговых ставок по отдельным видам налогов.

Разность числителя и знаменателя каждого индекса покажет влияние соответствующего показателя на абсолютное изменение налоговой суммы.

Литература

  1. Воронин В.Ф., Жильцова Ю.В. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Экономистъ, 2004
  2. Иванов Ю.Н., Казаринова С.Е., Карасева Л.А. Основы национального счетоводства: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005
  3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002
  4. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Б.И.Башкатова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
  5. Статистика: курс лекций/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина. — Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1996

Курс лекций по Статистике. ВЗФЭИ

Раздел «Социально-экономическая статистика» Липецк

Смотрите также:
Система макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения
Изменения в правилах применения Упрощенной системы налогообложения в 2009 году
Комплекс показателей соко и методика их расчёта в моу сош №16 г о. Электрогорск Московской области
Упрощенная система налогообложения статья 346. 11
Настоящая Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств
Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников по должности «учитель» требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей) Территория
Пример расчёта штатной численности «условного» Управления Для расчета штатной численности
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011 – 2013 годы
Е. В. Методика выявления количественных показателей истинности, информативности и информационной плотности текстов // Система языка: синхрония и диахрония: Межвузовский сборник
Alpinresort sport & spa reitherhof (Заальбах)
Государственная демографическая политика
Методики расчета демографических показателей адыгея 20 30-е гг. XX в

Главная — Статьи

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

— по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

— по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

где НН — налоговая нагрузка на организацию; НП — общая сумма всех уплаченных налогов; В — выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД — внереализационные доходы.

Такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.

Методика 2. Существует иная методика расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

— сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

— в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

— сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

— сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка; НП — налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД — недоимка по платежам.

Поскольку абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени, для определения уровня налоговой нагрузки возможно использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации может быть определена по формулам:

ВСС = В — МЗ — А + ВД — ВР

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС — вновь созданная стоимость; В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ — материальные затраты; А — амортизация; ВД — внереализационные доходы; ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ — оплата труда; НП — налоговые платежи; ВП — платежи во внебюджетные фонды; П — прибыль организации.

Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%

По этой методике:

— на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги;

— в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией;

— отраслевая принадлежность и масштабы самого субъекта хозяйственной деятельности на объективность расчета влияния не оказывают.

Однако эта методика не позволяет прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Методика 3. Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания.

По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%,

где Сумма (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

Эта методика предполагает рассчитывать налоговую нагрузку по группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется по формулам:

ДС = В — МЗ

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,

где ДС — добавленная стоимость.

Данная методика в отличие от предыдущей не предполагает исключения из добавленной стоимости амортизационных отчислений. Она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции, но в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация, являясь налоговым агентом, налоговой нагрузки по этому налогу не несет.

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты.

Налоговая нагрузка по НДС: 2 примера расчета, проводки

Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П,

где ДС — добавленная стоимость; А — амортизация; ОТ — оплата труда; ЕСН — единый социальный налог; НДС — налог на добавленную стоимость; П — прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

В = ДС + МЗ.

Эта методика предполагает применение структурных коэффициентов, как то:

— доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:

Кот = (ОТ + страховые взносы) / ДС;

удельный вес амортизации в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

Ка = А / ДС;

— удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке, рассчитываемый по формуле:

Ко = ДС / В.

По действующей системе налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:

— НДС (расчет по ставке 18%):

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС;

— страховые взносы (расчет в 2010 г. по ставке 26%):

Страховые взносы = (ДС / 126%) x 26% x Кот = 0,206ДС x Кот;

— налог на доходы физических лиц:

Нп = 0,13 x (1 — (0,356 / 1,356)) x Кот x ДС = 0,096ДС x Кот;

— налог на прибыль:

Нпр = 0,24 x (1 — НДС — Кот — Ка) x ДС = 0,24 ДС x (0,847 — Кот — Ка).

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нп + Нпр.

При применении указанных выше коэффициентов формула имеет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,069Кот — 0,24Ка).

Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.

Методика 5. Существует методика, представляющая собой модификацию предыдущей методики. Основные принципы этой методики заключаются в следующем:

— в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, т.е. не суммы произведенных платежей, а суммы начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей;

— налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом;

— добавленная стоимость продукции, рассчитываемая по формуле:

ДС = В — МЗ,

является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи.

Кроме применяемых в приведенной выше методике коэффициентов (коэффициент оплаты труда и коэффициент амортизации), в данной методике в состав структурных коэффициентов введены дополнительные коэффициенты, как то:

— удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением единого социального налога (поскольку он уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

Ко = Нсс / ДС,

где Нсс — сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;

— доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество, рекламу и т.д.), рассчитываемая по формуле:

Кнпр = Нпр / ДС,

где Нпр — сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.

По данной методике расчет НДС и страховых взносов производится аналогично предыдущей методике, т.е. по формуле:

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС

Страховые взносы = (ДС x Кот / 126%) x 26% = 0,206ДС x Кот

Формула определения налога на прибыль организаций должна быть скорректирована на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:

Нпр = 0,24 x .

Применением указанных выше структурных коэффициентов формула определения налога на прибыль организаций может быть преобразована следующим образом:

Нпр = 0,24 x ДС x (0,847 — Кот — Ка — Кнсс — Кнпр ‘).

Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нпр + Нсс + Нпр ‘.

В силу указанных выше причин из расчета исключен налог на доходы физических лиц.

При замене расчетных составляющих структурными коэффициентами формула налоговой нагрузки примет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,034Кот + 0,076Кнсс + 0,076Кнпр ‘ — 0,24Ка).

Кроме того, в данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам, который рассчитывается по формуле:

НН = (НП / ДС — КБ) x 100%,

где НП — начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы); ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период; КБ — заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.

11.05.2017

Налоговая нагрузка - ключевой показатель для налоговых инспекторов. Она показывает, какую долю по отношению к вашей выручке занимают начисленные вами налоги. Старший партнер компании «Рыков групп» Павел Пенкин в рамках своего нового проекта рассказывает о том, как налоговики могут использовать информацию о ваших налогах против вас и объясняет, почему #cхемыбольшенеработают.

Низкая нагрузка - это сигнал к тому, что налоги занижены. Таких плательщиков инспекция берет на особый контроль: проверяет выписки по счетам, вызывает на комиссии, ищет среди их контрагентов фирмы-однодневки. Если предпроверочный анализ подтверждает, что нагрузка низкая из-за нарушений, плательщику назначают выездную проверку.

Как посчитать налоговую нагрузку

Нагрузка считается в процентах отдельно по каждому году по формуле:

Налоговая нагрузка= ((Сумма начисленных налогов за год)/(Сумма выручки за год))?100%

Для расчета берут именно начисленные, а не уплаченные за год налоги. Это потому, что начисление может быть в одном году, а уплата перейти на следующий. Если считать по уплате, то нагрузка может оказаться меньше, чем на самом деле.

Данные о начисленных налогах нужно взять из деклараций.

В расчет идут также налоги, которые начислены в качестве налогового агента, например, НДФЛ. А вот страховые взносы за работников не участвуют в расчете.

Сумму выручки организации берут из строки 2110 “Выручка” годового отчета о финансовых результатах.

Предприниматели берут выручку (доход) из декларации 3-НДФЛ или по УСН.

Налоговая инспекция может отдельно проверять нагрузку по налогу на прибыль. Она считается по формуле:

Нагрузка по налогу на прибыль=((Сумма начисленного налога на прибыль)/(Сумма выручки и внереализационных доходов))? 100%

Данные нужно взять из декларации по налогу на прибыль.

Чтобы понять, нормальная у вас нагрузка или нет, нужно сравнить ее со средней по России по тому виду деятельности, который для вас основной.

Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия

Для этого нужно в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (доступно по ссылке: http://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/) выбрать наиболее подходящий вид деятельности и в колонке с нужным годом посмотреть значение. Оно и будет нормативом, с которым нужно сравнить свою нагрузку за этот год.

Например, средняя нагрузка по виду деятельности “Оптовая торговля” в 2015 г. равна 2,4%, а по строительству - 12,7%.

Каждый год в начале мая ФНС России публикует данные о налоговой нагрузке за прошедший год. То есть, в 2017 г. будут доступны данные о нагрузке за 2016 г. и ранее.

Если вы отдельно рассчитываете нагрузку по налогу на прибыль, то тут такие нормативы: не менее 1% для торговых организаций и не менее 3% для всех остальных.

Те плательщики, у которых нагрузка ниже средней по России попадают в особый список, с которым работают специалисты по планированию выездных проверок.

Анализ показателей налоговой нагрузки организации проведен на примере предприятия ОАО «Кристина». Данные, необходимые для анализа получены на практике.

Акционерное общество «Кристина» является открытым акционерным обществом, созданным в соответствии с Федеральным Законом «Об акционерных обществах» и законом Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества». Отраслевая принадлежность общества - приборостроение. Завод выпускает товары народного потребления, гражданскую продукцию, а также большое количество наименований приборов и систем, используемых на всех типах самолетов, вертолетов и авиадвигателей, производящихся в России и СНГ.

Уплатой различных видов налогов и сборов занимается финансовая служба общества, однако их расчетом и контролем за расчетами занимается налоговый отдел, за исключением налога на доходы физических лиц и единого социального налога (бухгалтер по учету расчетов по заработной плате). На основе данных присылаемых из обособленных подразделений отделом составляется общий свод и рассчитывается сумма налогов и сборов, причитающихся уплате в бюджеты различных уровней.

Организация является одним из наиболее крупных плательщиков в бюджеты различных уровней, поэтому проблема определения налоговой нагрузки и пути ее оптимизации имеют большое значение для организации.

Данные, используемые для определения налоговой нагрузки ОАО «Кристина» приведены в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1 Данные для определения налоговой нагрузки ОАО «Кристина»

Наименование показателя

Значение показателя, тыс. руб.

Справочно, тыс. руб.

Выручка по основной деятельности

НДС начисл 60126

Внереализационные доходы

Доходы от всей деятельности

Внереализационные расходы

Затраты по основной деятельности

Всего затрат 332420

в т.ч. Материальные

Зарплата

Травматизм

Погашению 21996

Амортизация

Налог на имущество

Весь ЕСН 53167

Транспортный налог

Балансовая прибыль

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Как видно из таблицы 2.2.1, для анализа показателей налоговой нагрузки предприятия необходимы такие данные как, выручка по основной деятельности, внереализационные доходы, внереализационные расходы, затраты по основной деятельности, материальные затраты, фонд заработной платы, балансовая прибыль, чистая прибыль и начисленные налоги.

Расчет налоговой нагрузки по методике Департамента налоговой политики при Министерстве финансов РФ приведен в приложении 2. Как показано в приложении 2, по методике Департамента налоговой политики при Министерстве финансов РФ определяется доля налогов в выручке от реализации товаров (работ, услуг) как отношение суммы начисленных налогов к сумме общей выручки. Анализ полученного результата представлен на рисунке 2.2.1.


Рис. 2.2.1.

Из рисунка 2.2.1 следует, что на 1 рубль выручки приходится 33 копейки налогов.

Расчет показателя налоговой нагрузки на прибыль приведен в приложении 3. Как показано в приложении 3, для определения показателя налоговой нагрузки по методике М.Н. Крейниной применяются такие показатели как выручка по основной деятельности, затраты по основной деятельности, чистая прибыль и балансовая прибыль. Следовательно, методика М.Н. Крейниной предполагает сопоставление налога и источника его уплаты. Полученное значение налоговой нагрузки на прибыль более 50%, а именно 135%, следовательно, на предприятии необходимо определить направления оптимизации налоговой нагрузки (льготы, предусмотренные законодательством).

Расчеты по методике, предложенной А.П. Кадушиным и Н.Н. Михайловой приведены в приложении 4. Из приложения 4 следует, что данная методика является количественной и определяет налоговую нагрузку на имущество предприятия. Для пояснения полученной величины налоговой нагрузки (430 364 тыс.) применяется система показателей, которая включает в себя: коэффициент добавленной стоимости (0,14), коэффициент труда (3,36), коэффициент амортизации (0,02). Влияние, данных показателей на общую выручку представлено на рисунке 2.2.2.


Рис. 2.2.2.

Из рисунка 2.2.2. видно, что наибольшую долю в общей выручке составляет фактор труда (62%), а наименьшую - амортизация (0,4%). Следовательно, можно сделать о том, что эффективность производства можно повысить путем внедрения новых технологий, и автоматизации производственного процесса. Руководство предприятия пришло к такому же выводу, поэтому в планах на будущие периоды предусмотрено введение инновационных технологий, по совершенствованию производственного процесса. Для подтверждения правильности сделанных выводов следует рассмотреть соотношение статей затрат в общей сумме затрат, которое представлено на рисунке 2.2.3.


Рис. 2.2.3.

Из рисунка 2.2.3 видно, что производство является трудоемким, так как затраты на трудовые ресурсы занимают наибольшее место в общей сумме затрат, что свидетельствует о правильности сделанных ранее выводов.

Применение этой методики позволяет сравнить количественные изменения доли налогов в добавленной стоимости в зависимости от типа производства и рентабельности. Показатель, рассчитанный по данной методике, позволяет усреднить оценку налоговой нагрузки для различных видов деятельности, т.е. обеспечивает сопоставимость налоговой нагрузки для различных экономических субъектов.

Расчет показателей налоговой нагрузки по методике Е.А. Кировой представлен в приложении. В приложении видно, что методика, разработанная Е.А. Кировой, показывает влияние налогов на деятельность производственных предприятий. Таким образом, налоговая нагрузка на 1 рубль вновь созданной стоимости составляет 26 копеек или 26%, значение налоговой нагрузки по данной методике является предельным.

Методика, предложенная М.И. Литвиновым связывает показатель налоговой нагрузки с числом налогов и других обязательных платежей, а также со структурой налогов экономического субъекта и механизмом взимания налогов.


Эта методика позволяет увидеть, какая доля добавленной стоимости уходит в бюджет в виде налогов и сколько прибыли расходуется на налоги. Для ОАО «Кристина» эта цифра составляет 74%.

Расчет по методике Т.К. Островенко представлен в приложении 6. Как следует из приложения 6, по методике Т.К.. Островенко рассчитываются общие и частные показатели налоговой нагрузки. К Общим показателям налоговой нагрузки автор относит: налоговую нагрузку на выручку (27%), налоговую нагрузку на балансовую прибыль (5314%) и другие, а к частным налоговым показателям он относит налоговую нагрузку на затраты (27%), налоговую нагрузку на внеоборотные активы (629%) и налоговую нагрузку на дебиторскую задолженность (27%). Данная методика позволяет с различной степенью детализации рассчитать налоговую нагрузку. Проанализировав данные показатели можно сделать выводы о равенстве налоговой нагрузки на выручку, налоговой нагрузке на затраты и налоговой нагрузке на дебиторскую задолженность.

Для более точной оценки налоговой нагрузки необходим комплексный подход к ее определению. Такой подход позволит не только более точно оценить налоговые обязательства, но и понять - с чего должна начинаться оптимизация налогообложения.

Анализ показателей налоговой нагрузки организации показывает, что несмотря на различия в подходах, данные полученные в результате применения рассмотренных методик, можно использовать для проведения мероприятий по налоговому планированию.

Показатели налоговой нагрузки ОАО «Кристина», полученные при расчете с помощью различных методик, приведены в таблице 2.2.2.

Методика

Ед.измерения

Значение

Методика Департамента налоговой политики при Министерстве финансов РФ

Методика разработанная М. Н. Крейниной

Методика, предложенная А. П. Кадушиным и Н. Н. Михайловой

Методика, разработанная доктором экономических наук Е. А. Кировой

Методика, предложенная М. И. Литвиновым

Методика Т. К. Островенко

Общие показатели:

Частные показатели:

НН внеоб.акт

ННДеб.задолж

Как видно из таблицы 2.2.2, максимальное значение имеет налоговая нагрузка, рассчитанная по методике А.П. Кадушина и Н.Н. Михайловой (27425%), или налоговая нагрузка на имущество предприятия. Минимальное значение имеет показатель налоговой нагрузки, рассчитанный по методике, предложенной Е.А. Кировой (26%), или предельная налоговая нагрузка на деятельность предприятия.

Подводя итоги, рассматриваемого вопроса следует отметить, что применение методики, разработанной А.П. Кадушиным и Н.Н. Михайловой, позволяет сравнить количественные изменения доли налогов в добавленной стоимости в зависимости от типа производства и рентабельности. Показатель, рассчитанный по данной методике, позволяет усреднить оценку налоговой нагрузки для различных видов деятельности, т.е. обеспечивает сопоставимость налоговой нагрузки для различных экономических субъектов.

Методика, разработанная Е. А. Кировой показывает влияние налогов на деятельность производственных предприятий. Методика М.И. Литвина позволяет увидеть, какая доля добавленной стоимости уходит в бюджет в виде налогов и сколько прибыли расходуется на налоги. Для более точной оценки налоговой нагрузки необходим комплексный подход к ее определению. Такой подход позволит не только более точно оценить налоговые обязательства, но и понять - с чего должна начинаться оптимизация налогообложения.

Анализ налоговой нагрузки, основанный на данных отчета о движении денежных средств (платежи в бюджет и внебюджетные фонды), не может претендовать на полноту и достоверность, однако экономический анализ бухгалтерской отчетности должен в обязательном порядке включать и анализ налоговой нагрузки. При расчете налоговой нагрузки целесообразно использовать следующие показатели.

Для анализа общей налоговой нагрузки -- отношения суммы платежей в бюджет и социальные фонды к финансовым результатам, фиксируемым в форме № 2: выручке (брутто), добавленной стоимости или расчетной прибыли. Расчетная прибыль -- это сумма чистой прибыли организации и платежей в бюджет и социальные фонды; расчетная прибыль показывает прибыль организации при отсутствии платежей государству. Налоговая нагрузка на расчетную прибыль показывает процент изъятия государством заработанной организацией прибыли в условиях ее функционирования в безналоговой среде. Налоговую нагрузку также можно оценивать через показатели поступлений по текущей деятельности, которые отражаются в форме №4.

Для анализа налоговой нагрузки на оплату труда -- отношение суммы единого социального налога и подоходного налога к затратам на оплату труда за вычетом подоходного налога. Налоговая нагрузка на оплату труда показывает, сколько копеек организация и работник должны заплатить в бюджет и фонды в расчете на 1 руб. выплачиваемой заработной платы.

Полезную информацию о налоговых платежах организации дает сравнительный анализ динамики (темпов прироста) основных экономических показателей организации, то есть налогооблагаемых баз, и ее налоговых платежей. Очевидно, что при стабильном развитии организации темпы прироста должны соответствовать друг другу (с ростом прибыли пропорционально увеличивается налог на прибыль, с ростом добавленной стоимости -- НДС, с ростом стоимости основных средств -- платежи по налогу на имущество и т.д.). Исключение составляют платежи в социальные фонды; поскольку налоговая шкала имеет регрессивный характер, постольку динамика платежей в социальные фонды может отличаться от динамики затрат на оплату труда, а именно: темпы роста платежей в фонды будут отставать от темпов роста затрат на оплату труда.

Еще один возможный аспект анализа взаимоотношений налогоплательщика с государством -- это оценка налоговых активов и обязательств, их доли в активе и пассиве баланса. Под налоговыми активами в этом случае понимается сумма отложенных налоговых активов и НДС по приобретенным ценностям, под налоговыми обязательствами -- сумма отложенных налоговых обязательств и кредиторской задолженности по налогам и перед социальными фондами. Очевидно, что положительная налоговая позиция (разность между налоговыми активами и обязательствами) невыгодна организации, поскольку представляет собой бесплатный кредит государству, в то время как отрицательная налоговая позиция выгодна организации.

В процессе проведения более углубленного анализа с использованием дополнительных источников информации необходимо установить, использует ли организация методы оптимизации налоговой нагрузки, в том числе легальные и нелегальные. Некоторые из наиболее часто используемых методов налоговой оптимизации приведены ниже.

  • 1. Нерегистрируемый оборот (с его помощью организация уменьшает платежи по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость) служит источником «черной кассы» организации, из которой могут осуществляться некоторые текущие платежи, в том числе оплата труда.
  • 2. Выплата заработной платы в наличной форме из нерегистрируемого оборота, что позволяет уменьшить платежи в социальные фонды.
  • 3. Списание на финансовые результаты материальных затрат по нерегистрируемому обороту (позволяет уменьшить платежи по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость).
  • 4. Использование векселей для снижения налоговой нагрузки по НДС (в настоящее время привлекательность этой схемы резко снизилась).
  • 5. Использование «оффшоров» (юридических и физических лиц с пониженным режимом налогообложения или организаций-однодневок), в которые перемещается прибыль и, таким образом, уменьшаются базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. По видам, как было рассмотрено выше, «оффшоры» могут быть сбытовыми, закупочными, сервисными, финансовыми, лицензионными, производственными. Аналогичные схемы используются для перемещения налоговых баз внутри холдинга. В частности в оффшоры средства могут выводиться под видом оказания консультационных, рекламных, охранных, маркетинговых и других услуг. У оффшоров могут также приобретаться основные средства по завышенным ценам (таким образом увеличивается амортизация).
  • 6. Использование схем, основанных на «аренде персонала», то есть перевод персонала в организацию, применяющую специальный режим налогообложения (налог на доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов), а затем использование персонала основной организацией на основании договора о предоставлении персонала, что позволяет экономить на платежах в социальные фонды.
  • 7. Использование договоров гражданско-правового характера, заключаемых с индивидуальными предпринимателями. Схемы уменьшают платежи организации в социальные фонды. Особенно значительная налоговая экономия возникает, если эти договора заключаются с индивидуальными предпринимателями, использующими упрощенную систему налогообложения (налог на доходы).
  • 8. Оплата труда через прибыль после налогообложения (оплата путевок, материальная помощь, премии, подарки). С помощью этих схем уменьшаются платежи в социальные фонды, но увеличиваются платежи по налогу на прибыль.
  • 9. Выплата заработной платы под видом дивидендов также снижает налоговую нагрузку на оплату труда
  • 10. Использование схем работы на давальческом сырье (организация занимается переработкой давальческого сырья, не приобретая его в собственность), при использовании этих схем уменьшаются базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.
  • 11. Реструктуризация организации и переход ее бывших под-разделений на упрощенную систему налогообложения. Налоговая экономия связана с заменой налога на прибыль, НДС, налога на имущество и единого социального налога налогом на доходы (налогом на доходы, уменьшенные на расходы). При использовании упрощенной системы налогообложения возможно использование договора о совместной деятельности, что также позволяет получить налоговую экономию, поскольку прибыль, распределяемая между участниками рассматривается как прочий доход.
  • 12. Регистрация имущества на балансе льготируемых организаций уменьшает платежи по налогу на имущество. Наиболее часто используемыми льготируемыми организациями являются организации, использующие специальный режим налогообложения.
  • 13. Искажение номенклатуры выпускаемой продукции в направлении увеличения выпуска продукции, облагаемой по более низким налоговым ставкам.
  • 14. Повышение уровня оплаты труда и использование регрессивной шкалы единого социального налога позволяет значительно уменьшить платежи в социальные фонды.
  • 15. Методы оптимизации, связанные с учетной политикой, в том числе:
    • * нелинейная, ускоренная амортизация имущества (позволяет уменьшить платежи по налогу на прибыль и налогу на имущество);
    • * амортизация нематериальных активов (возможности налоговой оптимизации в этом случае связаны с завышением оценки не-материальных активов);
    • * создание резервов по сомнительным долгам (позволяет увеличить внереализационные расходы и уменьшить налоговые платежи по налогу на прибыль для налогоплательщиков, применяющих метод начисления);
    • * другие методы.
  • 16. Использование лизинга позволяет использовать ускоренную амортизацию с коэффициентом не выше 3, что уменьшает платежи по налогу на прибыль и налогу на имущество.
  • 17. Проведение инвентаризации, выявление неиспользуемого имущества и передача его в качестве благотворительных взносов или списание за счет собственных средств позволяют уменьшить платежи по налогу на имущество.
  • 18. Уценка основных средств позволяет уменьшить платежи по налогу на имущество.

По применяемым методам налоговая оптимизация может быть классифицирована следующим образом: оптимизация через учетную и налоговую политику организации; замена или разделение правоотношений; непосредственное воздействие на объект налогообложения путем его изменения или сокращения его количественных характеристик; использование предусмотренных законом льгот и освобождений и т.д.

Анализируя показатели налоговой нагрузки, можно сделать вывод о ее весьма невысоком уровне относительно средних показателей, а также о существенном сокращении налогового бремени в отчетном году по сравнению с предыдущим. Так, налоговая нагрузка на выручку при средних значениях, равных приблизительно 13%, для анализируемого предприятия снижается с 9,1 до 4,2%. Аналогичная ситуация и с другими видами налоговой нагрузки, и только налоговая нагрузка на расчетную прибыль близка к средним значениям, но и она имеет тенденцию к снижению.

Анализируя показатели динамики, характеризующие налоговые платежи можно заметить отставание налоговых платежей от роста?

основных налоговых баз. Особенно это заметно по налогу на добав-ленную стоимость, и хотя эти платежи не отражаются в финансовой отчетности, но сопоставляя суммарные платежи с платежами в социальные фонды и начисленными платежами по налогу на прибыль, можно сделать вывод о том, что сокращение именно платежей по НДС стало причиной снижения суммарных налоговых платежейорганизации.

Дополнительное объяснение снижению налоговой нагрузки можно получить, рассматривая структуру выручки в разрезе налогоемких и неналогоемких составляющих. Как показывают графики, структура выручки эволюционирует в направлении снижения налогоемких составляющих (снижается удельный вес прибыли, заработной платы, амортизации), в то же время весьма заметно увеличивается удельный вес материальных затрат, которые являются неналогоемким элементом, позволяющим уменьшить платежи, в частности, по налогу на добавленную стоимость и прибыль.?

В очередной раз возвращаясь к результатам анализа прибыли от продаж, можно предположить, что зафиксированный прежде рост материальных расходов (он явился основным фактором снижения прибыли от основной деятельности) вероятно связан с налоговой оптимизацией.

Анализ налоговых активов и обязательств показывает, что организация имеет положительную «налоговую» позицию, что означает, что в анализируемом периоде организация выступала нетто-кредитором бюджета, но это не сильно ухудшило ее финансовое состояние, учитывая общее снижение налоговой нагрузки на фоне роста основных налогооблагаемых баз.

Продолжением анализа налоговой нагрузки является анализ расчетов по налогу на прибыль. Отражение в отчетности в соответствии с ПБУ 18/02 таких показателей, как отложенные налоговые активы и обязательства, постоянные налоговые активы и обязательства, расширяет возможности для анализа расчетов по налогу на прибыль, в частности, позволяет понять, почему при наличии незначительной бухгалтерской прибыли организация вынуждена осуществлять значительные платежи по налогу на прибыль.

В процессе анализа необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

  • * неприменение организацией ПБУ 18/02 -- это оправданно, если организация является малым предприятием (неприменение ПБУ должно быть зафиксировано в учетной политике);
  • * равенство налогооблагаемой прибыли (налоговой прибыли) и прибыли до налогообложения (бухгалтерской прибыли). С учетом множества факторов, которые влияют на эти показатели, такое совпадение маловероятно;
  • * отсутствие затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли, которые должны быть практически у каждой организации;
  • * превышение бухгалтерской прибыли до налогообложения над налогооблагаемой прибылью.

В соответствии с этой формулой положительное влияние на чистую прибыль оказывают постоянные налоговые активы и отрицательное -- постоянные налоговые обязательства, условный налог и прочие платежи, осуществляемые из чистой прибыли.

В процессе проведения анализа необходимо оценить отклонения бухгалтерской прибыли до налогообложения от налогооблагаемой прибыли (для организации выгодно превышение бухгалтерской прибыли над налогооблагаемой), эти отклонения обусловлены наличием постоянных и временных разниц.

Постоянные налоговые обязательства увеличивают текущий налог на прибыль отчетного периода относительно условного налога и, в частности, формируются вследствие следующих факторов:

  • * корректировка (увеличение) налоговых доходов в соответствии с нормами ст. 40 НК РФ. В этом случае бухгалтерские доходы оказываются ниже налоговых доходов, поскольку цены сделок в целях налогообложения увеличиваются в соответствии с рыночными ценами;
  • * превышение фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам (затраты по компенсации за использование личного транспорта, представительские расходы, расходы на отдельные виды рекламы, расходы по командировкам, проценты по долговым обязательствам, др.);
  • * наличие расходов, не признаваемых в целях налогообложения. К ним, в частности, относятся социальные расходы: отдельные виды вознаграждений и премий работникам, оплата путевок сотрудникам, материальная помощь и другие расходы.

Постоянные налоговые активы уменьшают текущий налог на прибыль отчетного периода относительно условного налога и, в частности, формируются вследствие следующих факторов:

  • * наличие доходов, которые не учитываются в целях налогообложения (ст. 251 НК РФ), например, доходы в виде имущества, полученного безвозмездно, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации, проценты, полученные из бюджета за несвоевременный возврат налога;
  • * наличие расходов, не признаваемых в целях бухгалтерского учета, но признаваемых в целях налогообложения (такие расходы возникают, например, при уценке основных средств, которая влияет на стоимость основных средств в бухгалтерском учете и не влияет на стоимость основных средств в налоговом учете, уценка приводит, таким образом, к тому, что бухгалтерская амортизация будет меньше налоговой и эта разница будет именно постоянной, и др.)

Отложенные налоговые активы увеличивают текущий налог на прибыль отчетного периода относительно условного налога, но приводят к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в следующих периодах. Отложенные налоговые активы, в частности, формируются вследствие следующих факторов:

  • * предоплата за реализуемую продукцию при кассовом методе в целях налогообложения прибыли;
  • * превышение сумм амортизации, начисленной для целей бухгалтерского учета над суммами амортизации, начисленной для целей определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

перенос убытков на будущее -- налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток; он также вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка;

  • * убытки от реализации амортизируемого имущества -- если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения; полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (ст. 268 НК РФ);
  • * убытки от операций по уступке прав требования (после наступления срока платежа) -- отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования, который включается в состав вне-реализационных расходов налогоплательщика; при этом убыток принимается в целях налогообложения в следующем порядке: 50% суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования; 50% суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 дней с даты уступки права требования (ст. 279 НК РФ);
  • * убытки по деятельности обслуживающих производств и хозяйств -- убыток налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десяти лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности (ст. 275.1 НК РФ);
  • * излишняя уплата сумм налога на прибыль в бюджет;
  • * наличие кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) при использовании кассового метода определения доходов и расходов в целях налогообложения;
  • * прочие.

Отложенные налоговые обязательства уменьшают текущий налог на прибыль отчетного периода относительно условного налога, но приводят к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в следующих периодах. Отложенные налоговые обязательства безусловно выгодны организации, поскольку способствуют росту финансовых результатов, в частности чистой прибыли. Этот вывод справедлив даже с учетом того, что временные налогооблагаемые разницы приводят к увеличению налоговых платежей в последующих периодах, поскольку «время -- это деньги» и возможность получить «отсрочку» по налоговым платежам выгодна организации. Отложенные налоговые обязательства формируются вследствие следующих факторов:

  • * признание выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) и процентных доходов для налогообложения по кассовому методу (при пост оплате);
  • * превышение сумм амортизации, начисленной для целей определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль над суммами амортизации, начисленной для целей бухгалтерского учёта;
  • * наличие расходов будущих периодов, которые в налоговом учете сразу списываются на финансовые результаты;
  • * списание косвенных расходов сразу на финансовые результаты в налоговом учете;
  • * отсрочка или рассрочка по уплате налога на прибыль;
  • *прочие.

Hалогооблагаемая прибыль анализируемого предприятия превышает бухгалтерскую прибыль до налогообложения, следовательно, текущий налог превышает условный налог, что, очевидно, не выгодно организации, однако в динамике ситуация несколько улучшается, поскольку разрыв между налогами сокращается с 11,8 до 6,5%. Конкретные причины такого соотношения налогов в предыдущем году можно только предполагать, поскольку в отчетности не отражались соответствующие показатели (ОНА, ОНО, ПНО, ПНА). Однако на основании проведенного анализа можно утверждать, что к увеличению текущего налога относительно условного привели ПНО и ОНА. В отчетном году анализ упрощается вследствие отражения в отчетности информации о возможных причинах отличия в налогах. Так, основной причиной увеличения текущего налога являются ПНО, в то же время ОНО несколько уменьшили текущий налог.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook