Государственное регулирование заработной платы в рыночной экономике. Заработной плата – понятие, виды и факторы, влияющие на нее; государственное регулирование рыночной экономики и его основные направления. Основные принципы регулирования заработной платы

Алимарина Е.А.

Государственное регулирование оплаты труда

Оплата труда служит важным элементом экономической системы, проявляющимся на различных уровнях. Так, преобладающая мотивация определяется оплатой труда на уровне индивидуальных участников рыночных отношений. В составе экономически активного населения доля работников по найму превышает 75 %. В отраслевом разрезе больше всего их приходится на промышленность, транспорт и связь

Более 95 % занятых. Здесь особое значение имеет государственное регулирование основ оплаты труда, связанных с установлением ее минимальных гарантий. На уровне предприятия и входящих в него подразделений создаются материальные основы оплаты труда - фонд оплаты труда предприятия. На уровне региональных и отраслевых взаимодействий происходит корректировка и дифференциация этих фондов. Роль государства на данных уровнях определяется налоговой политикой и мерами по обеспечению здоровой конкурентной среды. На макроуровне страны в целом осуществляются процессы балансировки доходов и расходов населения, инвестиций и сбережений, инфляции и безработицы, в которых оплата труда играет важную роль. Процессы миграции труда и капитала на глобальном уровне также во многом связаны с этим фактором. В этом плане государственное регулирование оплаты труда и в целом доходов населения заключается в проведении налоговой и бюджетной политики, направленной на перераспределение доходов между различными группами населения.

Определяющие характеристики оплаты труда обусловливаются стоимостью жизненных средств, необходимых для воспроизводства работника. Контракт, в соответствии с которым ресурс обменивается ниже стоимости воспроизводства, противоречит добровольному характеру рыночных отношений и может быть рассмотрен, как временное исключение, обусловленное внешними факторами. Между тем, современное состояние оплаты труда в России свидетельствует о том, что для значительной части населения ее уровень обеспечивает доходы на уровне или ниже прожиточного минимума.

В связи с этим следует заметить, что нарушение воспроизводственной функции ведет и к нарушению стимулирующей функции оплаты труда. Невозможность удовлетворения даже самых элементарных потребностей обусловливает моральную подавленность или оппортунистическое поведение работника, интересы которого направляются не на выполнение плохо оплачиваемой работы, а на поиски возможностей улучшить свое материальное положение. Кроме того, низкая оплата труда вынуждает работников к сверхнормативной работе по совместительству или в домашнем хозяйстве, что негативно сказывается не только на возможностях нормального восстановления и качестве рабочей силы, но так же и на общей занятости. Стремясь найти дополнительные заработки, работники увеличивают общее предложение труда вторичной или даже третичной занятостью. Также к общему увеличению предложения труда ведет стремление подработать пенсионеров, студентов и других категорий населения, по статистике не относящегося к трудоспособному. Получается, что низкая оплата труда (а также низкий уровень пособий, пенсий и других выплат) обусловливает увеличение предложения труда, что создает препятствие повышению заработной платы и сокращению безработицы.

Низкая оплата труда обусловливает и специфику миграционных процессов, которые характеризуются оттоком из страны высококвалифицированных и перспективных кадров, не желающих мириться с низкими заработками. В то же время в страну стекаются низко квалифицированные работники из менее развитых стран,

соглашающиеся работать за более низкую оплату. Это также способствует удержанию невысокого уровня оплаты труда.

Все это приводит к тому, что снижается качество рабочей силы, обеспечивается поддержание низкого уровня оплаты труда и сохраняется довольно высокий уровень безработицы. Кроме того, образуется высокий процент теневой экономики. Для значительной части работников основные интересы лежат вне сферы их официальной деятельности, доходы по которой облагаются налогами. В результате рабочие места занимаются по заниженной цене, и картина предложения рабочей силы искажается. К этому следует добавить, что при низком уровне оплаты труда действие эффекта замещения не стимулирует руководителей предприятий к внедрению новой техники, поскольку дешевизна рабочей силы финансово оправдывает низкий технологический уровень производства при том, что цена на новую технику весьма высока. В результате лишаются условий развития соответствующие отрасли экономики. Так, за период с 2001 по 2003 годы удельный вес производства товаров в ВВП сократился с 43% до

40.2 %. По промышленности - с 28,2 % до 26,9 %; по сельскому хозяйству - с 6,6 % до

5.2 %; по строительству - с 7,4 % до 7,2 %. Поэтому, если с точки зрения отдельного работодателя, низкие издержки на оплату труда - это хорошо, то для всех производителей в целом низкий платежеспособный спрос, обусловленный низкой ценой труда не только не создает стимулов технического прогресса, но и препятствует развитию производства в целом.

Но в российской экономике эффект замещения имеет и еще одно проявление. Он не стимулирует активного привлечения капитала, замены живого труда овеществленным, вследствие доминирования природных ресурсов, «своеобразное» распределение ренты от которых делает любую другую деятельность в обществе экономически неэффективной, что негативно сказалось на занятости в целом и ее структуре, усилив перемещение рабочей силы в относительно технически отсталые сырьевые отрасли и в производства с преобладанием малоквалифицированного труда. В результате, происходит ориентация и концентрация трудовых ресурсов на деятельности в добывающих и связанных с ними сферах, что оказывает негативное влияние на всю систему общественного разделения труда.

Это подтверждает дифференциация оплаты труда по отраслям. Так, если в машиностроении, лесной, пищевой, легкой промышленности, отраслях здравоохранения, образования и сельском хозяйстве заработная плата составляла от 41 % до 89 % от средней по России, то в газовой отрасли - 485 %, в нефтедобывающей

384 %, цветной металлургии - 227 %. Создавшиеся диспропорции обусловливают необходимость активной роли государства в регулировании оплаты труда.

В связи с этим, принципиально важным в мировой практике признается государственное регулирование минимальных доходов и заработной платы путем законодательного установления их размеров. Минимальная оплата труда определяется, как на общефедеральном, так и на региональном или природно-климатическом уровнях, исходя из стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Иногда размер минимальной заработной платы определяется в виде 40-50 % от размера средней заработной платы. В международной практике государственное регулирование оплаты труда также осуществляется корректировкой дифференциации заработной платы в отраслевых соглашениях, обеспечением механизма учета индекса цен и налоговой политикой. Государственное регулирование базовых параметров оплаты труда, таких как минимальная оплата на уровне прожиточного минимума и сглаживание отраслевой дифференциации является и для нашей страны необходимым условием нормального функционирования экономической системы.

В данном случае представляется неоднозначной ссылка на то, что повышение заработной платы вызовет повышение цен (потолок цен определяется мировыми ценами). Во-первых, повышение заработной платы в определенной пропорции к росту производительности труда не может считаться причиной роста цен, поскольку оно дает увеличение выпуска продукции, отражает повышение качества рабочей силы и трудовой отдачи. При заданных ценах и объемах продукции повышение производительности труда дает возможность повысить заработную плату, в частности, за счет высвобождения работников. При этом в задачи органов управления разных уровней входит организация переобучения, перепрофилирования работников, разработка программ трудоустройства высвобождаемых или компенсация повышения производительности труда сокращением рабочего времени. Если этого не происходит, то рост цен является следствием неэффективного управления, неумением предусмотреть тенденции развития рынка и рационально организовать производство, что требует материальной ответственности управляющих производством, но не работника.

Во-вторых, рост оплаты труда без сокращения происходит за счет увеличения объемов производства и доли рынка, что обусловливает стремление к расширению рынка сбыта. В этом случае, вопросы оплаты труда выходят за рамки фирмы на отраслевой, национальный и международный рынки. Здесь проблемой является зависимость доходов предприятий от действующих в данной экономической системе критериев формирования фондов оплаты труда, определяющих и заработную плату работников. Так, частное предприятие, выпускающее продукцию, за которую потребитель расплачивается на рынке, имеет одни критерии, в то время как для частного предприятия, получившего государственный заказ, критерии несколько другие. Свои особенности имеет оплата труда в бюджетных организациях, не говоря уже о системе государственного управления. Вся эта многообразная палитра накладывается на региональные и отраслевые различия. Такое положение обусловливает зависимость оплаты труда, в значительно большей степени, от места человека в системе разделения труда, чем от добросовестности и производительности труда, что негативно влияет на всю систему интересов в обществе.

В связи с этим возникает необходимость рассмотрения вопроса о том, каким образом предприятие обеспечивает доминирование своего положения на рынке. Если лидерство на американском автомобильном рынке японских компаний обусловлено тем, что производительность труда на них на 30-35 % превышает производительность труда на американских предприятиях1, то в условиях России действуют, в основном, другие факторы. Так, анализ интеграционных процессов последних лет, включая процессы слияний и поглощений, свидетельствует о стремлении почти всех предприятий так или иначе примкнуть к источникам политической или экономической власти2. «Сейчас в России 22 олигарха контролируют около 40 % экономики»3. Об опасности для экономики страны монопольной власти, поддерживаемой государственными институтами и о превращении идеологии свободного рынка в этих условиях в способ роста доходов за счет постоянного роста цен еще на заре рыночных реформ предупреждали российские экономисты, не разделявшие перехода от абсолютизации командно административной системы к абсолютизации рынка4. Примечательно, что и для мирового рынка в целом последовательно начинает проявляться тенденция взаимодействия транснациональных компаний с целью создания картельных соглашений и межгосударственных институтов прямого

1 Эксперт. № 20. 2005. С. 48.

2 См.: Клейнер Г. Наноэкономика // Вопросы экономики. № 12. 2004.

3 Эксперт. № 18. 2005. С. 70.

4 См.: Богачев В.Н. Прибыль? О рыночной экономике и эффективности капитала. М., 1993.

регулирования рынка5. Если в этих условиях государство устанавливает низкие стандарты оплаты труда, то тем самым оно развращает работодателей, не стимулирует их эффективно организовывать производство и дает возможность компенсировать собственную некомпетентность, как управляющих производством, низкой оплатой труда работников.

В то же время государство имеет в своем арсенале экономические рычаги регулирования оплаты труда и доходов. Например, расчеты показывают, что если на три года снизить налог на добавленную стоимость до 10 %, а единый социальный налог

До 15 %, то прирост зарплаты в рыночном секторе экономики составит до 77,8 %. Причем при таком снижении налогов доходы госбюджета увеличатся за счет роста ВВП и налоговой базы6.

Таким образом, ссылка на единственный инфляционный аргумент против роста оплаты труда снимает с управленцев разных уровней ответственность за неэффективное управление производством. Между тем, в первую очередь, заработная плата повышается в сфере управления, при том, что доведение до экономически обоснованного уровня заработной платы в других сферах откладывается. Следующая проблема состоит в том, чтобы обеспечить оплату в бюджетной сфере примерно на среднем уровне отраслей экономики. Для этого следует преобразовать систему финансирования бюджетной сферы на принципах адресности, учете конкретных потребностей, платности через специальные фонды. Определенные шаги в этом направлении начали осуществляться в рамках национальных социальных проектов, например, при введении родовых сертификатов, Однако эти меры все же недостаточны для доведения оплаты труда в бюджетной сфере до приемлемых стандартов уровня жизни.

К этому следует добавить, что значительное отличие государственных стандартов в оплате труда (бюджетная сфера и минимальный уровень заработной платы) от цены рабочей силы в развитых странах при практически одинаковых ценах на другие товары и услуги создает «утечку» оплаченного «теневым образом» и неоплаченного труда в «теневую экономику». Это проявляется в выплате заработной платы по двум (официальной и неофициальной) ведомостям, в разделении работ на «выгодные» и «невыгодные» по произволу работодателя, в значительном объеме денежных доходов, остающихся вне государственного контроля. Поэтому, на самом деле, значительная часть заработной платы выплачивается нелегально - по экспертным оценкам, в тень уходит до 40,6 % денежных выплат сотрудникам, что составляет 1 трлн. 840 млрд. руб. На эту же сумму уменьшается и налоговая база7. Отсюда следует, что речь идет не столько о повышении оплаты труда, ведущей к инфляции, сколько об уменьшении теневых доходов, определенная часть которых идет на финансирование и оплату преступной деятельности.

Наряду с этим, стало общим местом развитие коррупции, а также бюрократических препятствий для развития производства и конкурентной среды. В результате предприниматель, с одной стороны, вынужден платить взятки за допуск к экономической деятельности, с другой стороны, чиновник препятствует возникновению конкурентов предпринимателя, давшего взятку. Получается, что интересы работодателя и чиновника совпадают в удержании такого монопольного положения, которое препятствует развитию спроса на рабочую силу и, следовательно, повышению заработной платы. Именно многообразные способы ограничения конкуренции в сфере предложения труда и монопольное положение ограниченного

5 См.: Сорокин Д.Е. Россия перед вызовом. Политическая экономия ответа. М., 2003.

6 Панина Е. Экономический бум в России - не миф // АиФ. № 19. 2005.

7См.: АиФ. № 19. 2005.

круга предпринимателей является одной из главных причин сохранения и поддержания низкого уровня оплаты труда. Это свидетельствует о том, что еще не преодолено стремление завоевания высоких рыночных позиций за счет факторов власти, а не производительности труда, в то время, как рыночные механизмы обеспечения зависимости оплаты труда экономических субъектов разных уровней от их непосредственного участия в удовлетворении общественных потребностей, остаются все еще не эффективными и требуют значительной проработки.

С этих позиций также следует остановиться на вопросе о том, что формирование средств на оплату труда происходит в основном, тремя способами. Это, во-первых, средства от реализации товаров и услуг на рынке. Во-вторых, средства, выделенные из бюджета. В-третьих, сочетание бюджетного финансирования и рыночных источников. Парадоксально, что в современной многоукладной экономике России, с ее значительными региональными и отраслевыми различиями, государство уходит от принятых во всех развитых странах сфер регулирования процессов формирования средств на оплату труда, включая выравнивание региональной, отраслевой и доходной дифференциации, в то же время активно участвует в тех рыночных процессах, которые, в соответствии с теорией и практикой рыночной экономики, регулируются, в основном, рынком. Отсюда происходит деформация мотивов и стимулов экономической деятельности, как между предприятиями, так и внутри них. У предприятий, охваченных процессами «цеховизации»8, нет естественных экономических стимулов заинтересованности в росте производительности труда, бороться за качество продукции, а главное, ценить квалифицированный, добросовестный труд.

Особое место при этом занимает система государственного управления, совершенствование которой связано с разработкой критериев оценки результатов деятельности государственных служащих, их взаимосвязи с эффективностью функционирования управляемых объектов.

Также важнейшей функцией государства является предотвращение многочисленных злоупотреблений в сфере оплаты труда. Для многих руководителей неплатежи стали традиционным способом решения собственных финансовых проблем посредством преднамеренных задержек расплаты с поставщиками, бюджетом и работниками. На начало 2004 года суммарная задолженность по заработной плате составила 27 195 млн. руб.9 К сожалению, не изменилась к лучшему и ситуация в 2005 г. 1 апреля государство было должно своим служащим более миллиарда - 1151 млн. руб., а общая сумма долгов по зарплате без малого 13 млрд. руб. Не получали вовремя зарплату 2,1 млн. чел. - каждый четырнадцатый работник. Большинство из них

Сельские труженики. Врачи, учителя, работники культуры - 7 %. В среднем каждому недоплатили 6 тыс.10

В настоящее время установлена ответственность работодателя за невыплату или задержку выплаты заработной платы (статьи 146, 236, 237 ТК РФ). Однако возможности возбуждения уголовных дел и применения соответствующих мер воздействия к работодателям по факту невыплаты начисленной заработной платы весьма ограничены, так как для этого требуется доказать наличие корыстного умысла должностного лица.

В 2003 г. по уголовным делам за нарушение трудовых прав были осуждены два руководителя. Оштрафованы за задержки выплаты заработной платы 16 500 руководителей, в суды направлены 212 дел о дисквалификации руководителей11. Однако данные меры, по всей видимости, не являются достаточно эффективными, о

8 См.: Клейнер Г. Указ. Соч.

9 Социально-экономическое положение России. Январь 2004. М., 2004. С. 218.

10 Государство задолжало народу // АиФ. № 18. 2005.

11 АиФ. № 10. 2004.

чем свидетельствует нарастание забастовочного движения в стране. В 2004 г., по данным Росстата, количество забастовок составило 5933 против 67 в 2003 г.12

Серьезную проблему, непосредственно связанную с оплатой труда, создает и значительная дифференциация населения по уровню доходов. Так, наименьшая по численности, но обладающая преимущественной долей доходов часть населения формирует спрос по мировым ценам, потребляя, в основном, продукцию импортного производства, то есть, поддерживает иностранных производителей. Доходы же большей части населения не позволяют им приобретать даже товары отечественных производителей, что привело к сужению и деформации потребительского рынка, повышая спрос на товары низкого качества иностранного производства и снижая его на товары длительного пользования отечественных производителей. Это вызвало падение объемов производства и занятости в отраслях с относительно передовыми технологиями и квалифицированными работниками, снизило спрос на высококвалифицированных работников и негативно отразилось на качестве рабочей силы.

Здесь следует сказать о том, что введенная с начала 2001 г. единая шкала подоходного налогообложения противоречит широко распространенной в развитых странах практике сглаживания дифференциации доходов применением прогрессивной шкалы подоходного налогообложения. Однако, несмотря на выступления многих ученых, такое положение остается в обозримой перспективе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе государственное регулирование оплаты труда включает широкий спектр прямых и косвенных методов, таких как установление минимальных размеров оплаты труда, индексации доходов, налоговая политика, а также ряда правовых мер, продвижение по которым призвано повысить его эффективность. В то же время остаются спорными такие вопросы, как подоходное налогообложение, размеры минимальной оплаты труда, выравнивание дифференциации оплаты труда между отраслями народного хозяйства.

В механизме регулирования заработной платы особую роль играют меры государственного воздействия. Переход к рыночной экономике обусловил новые подходы к организации и регулированию оплаты труда. Происходит коренное изменение всей системы общественных отношений на основе изменения экономических и политических условий существования общества. Применительно к отношениям по поводу вознаграждения за труд это означает переход от распределения по труду к распределению согласно цене рабочей силы к модели организации заработной платы, отвечающей представлениям о рыночном механизме ее регулирования. Формируются новые регуляторы заработной платы, меняются функции основных экономических субъектов в решении вопросов по ее определению. Механизм рыночного регулирования заработной платы включает следующие элементы.

Многоуровневая коллективно-договорная система с использованием многоступенчатых переговорных процессов позволяет с достаточной полнотой отразить всю гамму экономических, политических, социальных интересов отдельных групп работодателей и работников при установлении условий оплаты труда.

Система обеспечения минимальных гарантий в области оплаты труда и защиты заработной платы от негативных явлений рыночной экономики является отправным пунктом для определения степени повышения нижних границ заработной платы и препятствием их снижения. Она обеспечивает своевременность выплаты и поддержание покупательной способности заработной платы, выступает гарантом определенного уровня личного потребления работников и членов их семей.

Налоговая система регулирования оплаты труда в составе индивидуальных доходов и (в отдельных случаях) в составе издержек работодателя на рабочую силу способствует рационализации соотношений в оплате труда, устанавливаемых в ходе переговорного процесса, и позволяет уменьшать возможность деформаций в уровнях оплаты под влиянием дефицитности отдельных профессий на рынке труда.

Информационная система предоставляет сведения для анализа уровня и динамики заработной платы, прочих издержек работодателя на рабочую силу, дает реальное представление о заработной плате как цене рабочей силы, демонстрирует взаимосвязь изменений в оплате труда с количественным изменением факторов, ее определяющих.

Функции государства сводятся к обеспечению наилучших условий для действия всего механизма рыночной организации заработной платы, к вмешательству в действие этого механизма в целях внесения в него необходимых корректировок, когда складывающиеся тенденции приобретают отрицательный для общества характер.

Нормативно-правовой основой регулирования заработной платы в нашей стране выступают Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, а также законы, принятые по различным аспектам социально-трудовых отношений. Их основные положения отражаются в региональных законодательных и нормативных актах и положениях.

На федеральном уровне государственное регулирование заработной платы непосредственно связано с действующей системой законодательства. На региональном уровне государственное регулирование оплаты труда получает свое отражение в нормативных правовых актах, принятых на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. На уровне организаций и предприятий действуют локальные нормативные документы по оплате труда (Положения об оплате и премировании работников, положения о персонале, тарифные сетки, коллективные договора и др.), разрабатываемые с учетом положений нормативно-правовых документов высших уровней управления.

Государство использует меры прямого и косвенного регулирования заработной платы и доходов. К мерам прямого регулирования относятся:

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

Установление порядка индексации заработной платы при росте потребительских цен.

Определение порядка оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований.

Установление минимальных и повышенных размеров доплат и надбавок к заработной плате.

Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:

Контроль над денежной эмиссией, инфляцией и валютным курсом.

Установление ставок налогообложения физических лиц, ставок отчислений в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог), тарифов отчислений на обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.

Разработка тарифно-квалификационных справочников рабочих и служащих.

Трудовым кодексом РФ установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, которые включают:

величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы.

  • 3.1. Концептуальные основы управления человеческими ресурсами общества.
  • 3.2. Социальная и кадровая политика государства как управленческий ресурс по накоплению и реализации человеческого потенциала общества.
  • 3.3 Внутрифирменная система управления человеческими ресурсами (социальная и кадровая составляющая)
  • .
  • Глава 4. Производительность труда.
  • 4.1. Сущность и значение производительности труда.
  • 4.2. Система показателей измерения производительности факторов производства.
  • 4.3. Показатели и методы измерения производительности труда.
  • 4.4. Факторы и резервы роста производительности труда.
  • Вопросы для повторения и обсуждения.
  • Глава 5. Управление трудом на предприятии.
  • 5.1. Механизм управления трудом на предприятии.
  • 5.2. Организация и нормирование труда.
  • Этапы работы по изучению, проектированию и внедрению рациональных приемов и методов труда
  • 5.3 Планирование рабочего времени и численности персонала.
  • 5.4. Планирование трудоемкости и производительности труда.
  • 5.5. Планирование средств на заработную плату персонала
  • III. Нормативные методы формирования фзп.
  • IV. Метод основанный на трудоемкости:
  • V. Поэлементный расчет фонда заработной платы.
  • Вопросы для повторения и обсуждения.
  • Глава 6. Анализ социально-трудовых показателей.
  • 6.1. Система социально-трудовых показателей.
  • 6.2. Анализ динамики и уровня производительности труда.
  • Анализ изменения по факторам производительности труда и ее влияния на объем производства
  • Анализ производительности труда по технико-экономическим факторам
  • 6.3. Анализ использования рабочего времени и нормирования труда.
  • 6.4. Анализ выполнения плана по численности и составу работников.
  • Анализ выполнения плана по численности и составу работающих
  • 6.5. Рационализация численности работников предприятия.
  • 6.6. Анализ движения кадров
  • 6.7. Анализ использования фонда заработной платы
  • Вопросы для повторения и обсуждения.
  • Глава 7. Доходы, уровень и качество жизни населения
  • 7.1. Сущность и содержание доходов населения
  • 1. Нивелирующие:
  • 2. Дифференцирующие:
  • 7.3. Уровень жизни как социально-экономическая категория
  • Факторы и система показателей, определяющих уровень жизни населения
  • 7.5. Качество жизни как социально-экономическое понятие
  • 7.6. Дифференциация доходов населения: понятия, факторы и методы статистического измерения
  • 7.7 Государственное регулирование доходов населения
  • 7.8. Политика доходов как аспект социально-экономической политики государства
  • 7.9. Потребительский бюджет: сущность, виды и методы формирования
  • Вопросы для повторения и обсуждения.
  • Глава 8. Организация оплаты и стимулирования труда на предприятии.
  • 8.1. Экономическая сущность заработной платы
  • 8.2. Организация оплаты труда на предприятии
  • 8.3. Принципы организации заработной платы
  • 8.4. Основные формы и системы оплаты труда
  • 8.5. Бестарифная система оплаты труда.
  • 8.6. Регулирование заработной платы в рыночной экономике
  • 8.7. Условия применения сдельных и повременных систем оплаты труда
  • Вопросы для повторения и обсуждения.
  • Что такое заработная плата работника? Из чего она состоит?
  • Глава 9. Поощрительные системы оплаты труда.
  • 9.1. Единовременные поощрения и вознаграждения: сущность, виды, условия применения
  • Виды единовременных поощрений
  • 9.1.1. Разработка положения о премировании персонала
  • 9.2. Дополнительное поощрение работников в современных условиях
  • 9.3. Компенсационные выплаты работникам в современных условиях
  • 9.4. Экономический аспект компенсационной политики
  • 9.5. Система гарантий и компенсаций
  • Гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением
  • 9.6. Методика определения экономической эффективности систем премирования
  • Вопросы для повторения и обсуждения
  • Глава 10. Социально-трудовые отношения и особенности их регулирования в условиях экономического кризиса
  • 10.1. Сущность и структурные составляющие социально-трудовых отношений.
  • 10.2. Факторы формирования и развития социально-трудовых отношений.
  • 10.3. Критерии оценки социально-трудовых отношений
  • 10.4. Модели социально-трудовых отношений.
  • 10.5. Особенности социально-трудовых отношений в период экономического кризиса.
  • 10.6. Разработка и реализация антикризисной программы по регулированию социально-трудовых отношений.
  • Вопросы для повторения и обсуждения.
  • Глава11. Государственная социальная политика государства.
  • 11.1. Объективные основы социальной политики
  • 11.2. Сущность, содержание и цели государственной социальной политики
  • 11.3. Роль государства в реализации социальной политике
  • 11.4. Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации
  • 11.4.1. Пенсионная реформа в России в контексте мирового опыта
  • 11.4.2. Условия и порядок определения размера пенсий российским гражданамв соответствии с новым пенсионным законодательством
  • Вопросы для повторения и обсуждения
  • Список литературы:
  • Глоссарий
  • Безработные
  • Благосостояние
  • Бюджет прожиточного минимума (минимальный прожиточный бюджет)
  • Вакансия (вакантная должность)
  • Возможность сочетания работы и семейных обязанностей
  • Год с высокой рождаемостью
  • Дисциплинарное взыскание
  • Ежегодный отпуск
  • Закрытие предприятия
  • Занятость на полставки half-time employment
  • Занятый employee; wage earner; working man; employed person
  • Заочное обучение
  • Инвестиции в человеческий капитал
  • Индексация заработной платы
  • Инновация (нововведение; новшество)
  • Интенсивность труда (напряженность труда)
  • Кандидат
  • Качество рабочих мест
  • Квалификационное разделение труда
  • Комиссия по расследованию несчастных случаев
  • Коэффициент использования календарного фонда рабочего времени
  • Коэффициент приема кадров
  • Коэффициент текучести employee turnover rate; labour turnover rate; manpower turnover rate
  • Коэффициент управляемости coefficient of management possibility
  • Коэффициент исполнения(коэффициент исполнитель­ности) coefficient of execution
  • Кривая безразличия
  • Indifference curve
  • Кривая лоренца Lorenz curve
  • Кривая филипса Philips curve
  • Критическая зона рынка труда critical zone of the labour market
  • Кружки качества (группы качества)
  • Ликвидация должностей
  • Международная организация работодателей
  • International organization of Employers, ioe *
  • Международная организация труда (мот)
  • International labour organization (ilo)
  • Межпоселенные передвижения населения
  • Миграционный поток
  • Наличное население
  • Основное (базовое) пособие на ребенка
  • Ответственный работник
  • Оценщик работ
  • Пенсия pension
  • Первичная гибкость рынка труда
  • Переговорная позиция bargaining power
  • Перекрестная эластичность спроса на труд cross-wage elasticity of labour demand
  • Перераспределение доходов
  • Планы разделения прибыли с отсрочкой выплат
  • Повышение заработной платы
  • Подъемное пособие
  • Политика солидарности в области заработной платы
  • Пособие по временной нетрудоспособности
  • Предложение труда labour supply
  • Предпраздничные дни
  • Принудительное урегулирование
  • Производительность труда (выработка)
  • Профессиональное образование
  • Профессия profession; occupation; trade; craft
  • Профориентация educational and vocational orientation
  • Профсоюз
  • Работник умственного труда («белый воротничок»)
  • Работоспособность (c- трудоспособность) capacity (for work); ability; efficiency; proficiency
  • Рабочая сила
  • Рабочие
  • Размещение дотаций
  • Редакционная комиссия
  • Рынок труда предприятия (внутрифирменный рынок труда) enterprise labour market; labour market of the firm; labour market within the firm
  • Самоуправление
  • Сдельная заработная плата (сдельная оплата труда) piece work payment
  • Сегментация рынка труда labour market segmentation; segmentation of the labour market
  • Сезонный работник
  • Семейные обязанности
  • Скрытый рынок труда
  • Случайная работа
  • Сокращение численности работников
  • Социальное страхование
  • Стимул к труду
  • Incentive to work
  • Стимул stimulus; incentive
  • Стимулирующая заработная плата
  • Структурная безработица
  • Трудовые отношения employer-employee relations; industrial relations; labour relations
  • Трудовые стандарты
  • Уровень бедности
  • Уровень использования продолжительности рабочего дня level of working day utilization
  • Уровень экономической активности населения rate of economic activity
  • Уровни использования труда levels of labour utilization
  • Ускоренное обучение
  • Фрагментация рынка труда
  • Эксперт
  • Элемент (элемент работы; микроэлемент)
  • 8.6. Регулирование заработной платы в рыночной экономике

    Современная экономическая ситуация характеризуется глубокой деформацией системы распределительных отношений. Заработная плата постепенно утрачивает свое предназначение обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы и побуждать работников к эффективному труду, превращаясь, по сути, в разновидность социального пособия.

    Как известно, в условиях рыночной экономики государство сохраняет свои регулирующие функции.

    Как в России регулировалась заработная плата до перехода к рыночной экономике?

    Надо сказать, что до перехода у нас было чрезмерное государственное регулирование фонда заработной платы. Государство в централизованном порядке контролировало суммы, направляемые на оплату труда. В таком случае фонд заработной платы выполнял лишь социальные функции и слабо был связан с реальными результатами работы. Методы распределения фонда заработной платы на предприятии были достаточно простые, в основном регламентировались государством.

    Российская и мировая практика свидетельствуют о необходимости сохранения «зоны влияния» государственных властных структур на определенные аспекты политики в области заработной платы. Это влияние осуществляется через регулирование уровня и условий оплаты труда.

    Различают два основных метода регулирования: централизованный и локальный.

    Централизованный метод предполагает законодательное установление норм оплаты труда, исполнение которых обязательно либо для всех предприятий и организаций России, либо только для отдельных отраслей и профессиональных групп.

    Централизованное регулирование заработной платы осуществляется путем использования следующих механизмов.

      Применение норм ТК РФ, регламентирующих условия и порядок оплаты труда, размеры доплат при отклонении от нормальных условий работы, устанавливаются работодателем самостоятельно, но они не могут быть ниже законодательных норм.

      Использование тарифной системы . Тарифная система – это совокупность нормативных актов государства, позволяющих на основе единых критериев дифференцировать оплату труда в зависимости от его сложности и условий квалификации работника. Тарифная система включает в себя единые тарифно-квалифицированные справочники, единую тарифную сетку, тарифные ставки, а также систему тарифных доплат и надбавок.

    Тарифная система является средством государственного регулирования заработной платы работников бюджетной сферы. Для работников других отраслей она носит рекомендательный характер.

      Установление минимального размера оплаты труда . Минимальная заработная плата является государственной гарантией и устанавливается Законом РФ. Этот государственной норматив обязателен для всех организаций и предприятий независимого от формы собственности, отрасли, территории.

    Локальные методы регулирования заработной платы включают все процедуры, механизмы и методы организации заработной платы, которые предприятия разрабатывают самостоятельно. В частности, в локальном порядке определяется размер средств, идущих на оплату труда работников; решение о выборе тарифной или бестарифной системы; введение различных доплат и надбавок к заработной плате (не ниже норм ТК); разработка положений о премировании и выплате вознаграждений по результатам работы за год.

    Возникновение значительного числа собственников средств производства привело к необходимости выработки консенсуса во взглядах наемных работников, государства и работодателей.

    Мировая практика показывает, что самым эффективным методом решения социально-экономических проблем и регулирования противоречий внутри общества и на международном уровне является социальное партнерство. Оно означает переход от «конфликтного соперничества» к «конфликтному сотрудничеству». Как мы видим, конфронтационная составляющая сохраняется, так как остается достаточно жесткое противостояние работников и работодателей. Однако исключаются разрушительные насильственные действия, а взаимоотношения строятся на добровольной договорной основе.

    Вопросы регулирования заработной платы и доходов являются частью политики социального партнерства, которые разрешаются в процессе переговоров и учитывают интересы всех заинтересованных сторон.

    Для профсоюзов ключевые вопросы – это рост реальных доходов наемных работников, гарантии социальной защиты, обеспечение достойных условий труда и жизни, участие трудящихся в управлении.

    Для союзов предпринимателей – это гарантия эффективного использования капитала, увеличение прибыли через рост производительности труда, качества продукции, непрерывности производственного ритма, улучшение позиций на мировых рынках.

    Для государства как выразителя общественных интересов – это социальный мир и сплоченность нации, рост доходов бюджета, высокая конкурентоспособность национальной экономики.

    Как правило, главным предметом дискуссий является политика доходов, смысл которой состоит в обеспечении солидарной заинтересованности труда, капитала и государства в повышении совокупного дохода.

    Взаимодействие на основе социального партнерства этих трех сил называется трипартизмом 28 . Она основывается на следующей модели взаимодействия: РАБОТОДАТЕЛИ – ПРОФСОЮЗЫ – ГОСУДАРСТВО. Трипартизм реализуется на трех уровнях: центральном, отраслевом (региональном), низовом (предприятии). Это обеспечивает сочетание макро- и микроэкономических уровней партнерства, выравнивание условий конкуренции.

    На федеральном уровне заключается генеральное соглашение . Этот документ обеспечивает экономическую сбалансированность интересов общества в целом. Правительство России, объединенные профсоюзы и объединения работодателей ежегодно достигают соглашения по проблемам занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики.

    На уровне отрасли заключаются отраслевые тарифные соглашения, участниками которых являются руководство отрасли и отраслевые независимые профсоюзы. Тарифное соглашение представляет собой правовой акт, в котором установлены направления социально-экономического развития отрасли: оплата и условия труда, уровень занятости, социальные гарантии для работников отрасли по профессионально-квалификационным группам. Именно в рамках тарифного соглашения определяются уровни оплаты труда всех категорий работающих в той или иной отрасли. При этом основным ограничителем размера оплаты труда является размер бюджета организаций и возможности формирования средств на оплату труда и организациях. Региональные соглашения призваны учесть специфику уровня жизни и ситуации на рынке труда в конкретных регионах. Особенно важной является разработка таких соглашений для депрессивных регионов. На практике региональные соглашения часто бывают тесно связаны с отраслевыми. Это объясняется моноотраслевой структурой ряда регионов России.

    На уровне предприятия трудовые отношения регулируются с помощью заключения коллективных договоров. Коллективный договор - это внутренний нормативный акт предприятия, в котором отражаются все социальные гарантии в рамках средств, заработанных данным предприятием, в том числе:

      конкретные размеры тарифных ставок, окладов и периодическое их повышение по сравнению с государственными, а также рост средней оплаты труда на основе реализации программы конкретных мероприятий по увеличению эффективности производства;

      порядок применения и конкретные размеры надбавок, доплат, в том числе компенсационного характера, премий, вознаграждений;

      нормирование труда и тарификация работ и работников;

      порядок оценки трудового вклада работников и т.д.

    Налоговая система способствует рационализации соотношений в оплате труда, устанавливаемых в ходе переговорного процесса,и позволяет уменьшать возможность деформаций в уровнях оплаты под влиянием дефицитности отдельных профессий на рынке труда.

    Информационная система показывает взаимосвязь изменений в оплате труда с количественным изменением факторов, ее определяющих.

    Функции государства сводятся к обеспечению наилучших условий для действия всего механизма рыночной организации заработной платы, к вмешательству в действие этого механизма с целью внесения в него необходимых корректировок, когда складывающиеся тенденции приобретают отрицательный для общества характер.

    Государственное регулирование заработной платы проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и включает в себя:

      установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

      введение порядка индексации заработной платы при росте потребительских цен;

      определение порядка оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, работников государственных учреждений субъектов Федерации и муниципальных образований;

      установление минимальных и повышенных размеров доплат и надбавок к заработной плате.

    Регулирование заработной платы является частью системы управления экономикой страны, представляющей иерархическую структуру, разделенную на уровни, в качестве которых выбраны территориальные и отраслевые системы, включающие локальные подсистемы управления предприятиями и организациями.

    Критериями регулирования заработной платы в нашей стране выступают законодательные и нормативные акты: Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, а также законы, принятые по различным аспектам социально-трудовых отношений. Их основные положения должны отражаться в региональных законодательных и нормативных актах и положениях.

    Государство использует методы прямого и косвенного регулирования заработной платы и доходов. К методам прямого регулирования относятся:

      установление минимальных социальных гарантий и стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание;

      утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;

      упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;

      индексация заработной платы, доходов и сбережений.

    Методы косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:

      контроль над инфляцией и валютным курсом;

      установление ставок налогообложения физических лиц, ставок отчислений в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог), тарифов отчислений на обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;

      налоговые льготы малому предпринимательству;

      налоговые льготы благотворительным организациям, фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;

      эмиссия денег;

      разработка тарифно-квалификационных справочников рабочих и служащих.

    Методы прямого и косвенного регулирования сочетаются с системой мер, предусматривающих их краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное государственное регулирование. К краткосрочным мерам относятся обеспечение социально-политической стабильности, гарантий конституционных прав граждан, сокращение и ликвидация задолженности по заработной плате, пенсиям и пособиям и т. п. Среднесрочное государственное регулирование предусматривает замедление тенденции снижения реальных доходов населения наоснове развития социально ориентированной рыночной экономики.

    Долгосрочное регулирование предусматривает закрепление и развитие позитивных тенденций.

    Концепция реформирования заработной платы, принятая Правительством РФ, предусматривает ряд принципов государственного регулирования заработной платы:

      признание государством приоритетности инвестиций в развитие человеческого капитала;

      участие государства в регулировании цены рабочей силы (заработной платы) на основе системы социальных стандартов;

      осуществление решений органов власти в любых системных, структурных экономических преобразованиях должно оцениваться с точки зрения их воздействия на стоимость и качество жизни в комплексной увязке с мерами адекватного повышения цены труда;

      превращение заработной платы в надежный источник средств, обеспечивающий достойное существование работнику и его семье и позволяющий создать накопления. Трудовым кодексом РФ (ст. 130) установлены основные государственные гарантии по оплате труда, которые включают:

      величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

      меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

      ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

      ограничение оплаты труда в натуральной форме;

      обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

      государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

      ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;

      сроки и очередность выплаты заработной платы.

    Индексация заработной платы – повышение номинальной заработной платы (ставок и окладов) по мере инфляционного роста цен на потребительские товары и услуги за определенный период. Индексация заработной платы и доходов населения – одна из общепризнанных во всем мире основных форм социальной защиты в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых доходов.

    Необходимо отметить, что повышение ставок и окладов по мере инфляционного роста цен является фактором увеличения издержек производства, что, в свою очередь, вызывает повышение цен на производимые товары и услуги, а это в конечном счете требует дальнейшей индексации заработной платы: таким образом возможно формирование так называемой инфляционной спирали «зарплата–цены».

    Чтобы избежать подобного, индексация, как правило, осуществляется с учетом следующих требований:

      с помощью индексации компенсируется не любой, а только инфляционный рост цен, при этом, как правило, устанавливается «порог индексации», т. е. то увеличение цен, с которого требуется индексация доходов;

      индексируются не все виды доходов, а преимущественно заработная плата и социальные трансферты (пенсии, стипендии, пособия). Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой, раз решенной законом экономической деятельности), так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите;

      индексация практически никогда не компенсирует полностью рост потребительских цен всем получателям доходов. Механизм индексации строится таким образом, чтобы рост стоимости жизни компенсировался в большей мере тем лицам, чей уровень текущего потребления наиболее страдает в результате инфляции, т. е. получающим более низкие доходы.

    При определении индекса потребительских цен чаще всего используются параметры сложившегося среднего уровня потребления по населению в целом. Индекс цен измеряет соотношение между совокупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг (рыночная корзина) для данного периода и совокупной ценой аналогичной группы товаров и услуг в базовом периоде:

    Кроме общего индекса потребительских цен могут рассчитываться и частные индексы изменения стоимости жизни определенных слоев или групп населения, а также специальные индексы в целях коррекции социальных выплат или их тарифов в результате инфляции. Условия индексации доходов различаются в отдельных странах. Так, в Бельгии и Люксембурге индексация производится при росте цен более чем на 2%. В Греции уровень доходов, подлежащих индексации, пересматривается каждые 4 месяца. Во Франции индексация минимальной межпрофессиональной гарантированной ставки производится раз в год, если индекс цен превысил 2%, но правительство имеет право в случае необходимости повысить эту ставку в любое время.

    В России индексация была введена Законом Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР».

    Официальными источниками индексации в России выступают:

      для бюджетной сферы занятости – бюджеты всех уровней;

      для пенсионеров – Пенсионный фонд;

      для пособий – Фонд социального страхования, федеральный бюджет;

      средства на компенсации и льготы для малообеспеченных категорий населения – территориальные бюджеты, а также фонды социальной защиты населения;

      для занятых в частном секторе экономики – финансовые средства самих организаций.

    Государственная индексация заработной платы применительно к бюджетной сфере означает увеличение установленных на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и муниципальных образований минимальных тарифных ставок. Что касается частных предприятий и организаций, для них государственная индексация заработной платы означает установление нового государственного минимального размера оплаты труда. Будут ли повышены и в каком размере более высокие ставки и оклады – внутреннее дело организации и зависит от наличия средств, а также от того, как зафиксированы вопросы индексации в коллективных и трудовых договорах.

    Пример . Рассмотрим варианты индексации заработной платы в частной организации.

    Допустим, исходя из условий коллективного договора, необходимо повысить тарифные ставки и оклады в среднем на 20%. Пусть месячный фонд заработной платы составлял до индексации 650 000 руб., численность работников – 50 человек. В этом случае в расчете на месяц необходимое увеличение затрат на оплату труда составит: 650 000 × 0,2 = 130 000 руб.

    Предположим, что финансовые возможности организации позволяют обеспечить такое увеличение. Возникает вопрос – как именно осуществлять индексацию?

    Первый вариант – пропорциональная индексация, когда все ставки и оклады возрастают на 20%. В этом случае, если уборщица получала оклад 3000 руб., а директор – 15 000 руб., после индексации новый оклад уборщицы составит: 3000 х 1,2 = 3600 руб. (увеличение на 600 руб.), а директора: 15 000 х 1,2 = 18 000 руб. (увеличение на 3000 руб.).

    Сопоставив увеличение окладов в абсолютной сумме, мы видим, что при простоте расчетов вряд ли можно утверждать, что стоимость жизни и сокращение текущего потребления в большей мере компенсированы работнику с низкими доходами.

    Второй вариант – долевая индексация, когда все ставки и оклады увеличиваются на одинаковую сумму, которая исходя из общего увеличения фонда заработной платы и численности работников составит: 130000:50 = 2600 руб.

    Оклад уборщицы после индексации будет равен:

    3000 + 2600 = 5600 руб. (увеличение на 86,7%).

    Новый оклад директора:

    15 000 + 2600= 17 600 руб. (увеличение на 17,3%).

    Однако при этом резко сокращается диапазон в оплате труда работников низшей и высшей квалификации от 1:5 до 1:3,14.

    Третий вариант – пропорционально-долевая индексация. В этом случае большая часть увеличения фонда заработной платы (например, 60%) направляется на пропорциональную индексацию. Индекс пропорциональной индексации будет равен:

    (8.10)

    Оставшуюся сумму увеличения фонда заработной платы (40%, или 130000 * 0,4 = 52 000 руб.) направляем на долевую индексацию, т. е. повышение ставок и окладов в равных размерах. При численности персонала 50 человек эта величина составит: 52 000:50 =1040 руб.

    Тогда оклад уборщицы после индексации будет равен: 3000 х 1,12 + 1040 = 4400 руб. (абсолютный прирост на 1400 руб., или на 46,7%).

    Новый оклад директора: 15 000 х 1,12 + 1040 = 17 840 руб. (абсолютный прирост на 2840 руб., или на 18,9%).

    Вариант пропорционально-долевой индексации смягчает негативные черты первых двух. Естественно, что пропорционально-долевая индексация также постепенно снижает диапазон тарифных ставок и окладов (в нашем случае до 1:4,1).

    Поэтому, применяя данный вариант индексации, целесообразно время от времени корректировать используемые тарифные сетки и схемы должностных окладов с тем, чтобы обеспечить обоснованный уровень дифференциации в оплате труда работников.

    Организация заработной платы в рыночной экономике на современном этапе предполагает сочетание правового, регулирования, осуществляемого государственными органами в централизованном порядке, с отраслевым и локальным регулированием непосредственно на предприятии.

    В централизованном порядке определяются лишь минимальный размер заработной платы, схемы должностных окладов и тарифные ставки в бюджетной сфере, системы заработной платы, порядок оплаты труда при отклонении от нормальных условий работы, порядок сохранения и исчисления среднего заработка, гарантии в области оплаты труда.

    Отраслевое регулирование оплаты труда осуществляется с помощью отраслевых локальных соглашений. На практике с помощью таких соглашений устанавливаются минимальная оплата труда в отрасли в большем размере по сравнению с определенным федеральным законом, соотношение тарифных ставок по квалификационным разрядам рабочих, по отдельным категориям специалистов, служащих, вводится в отрасли повышенная оплата труда при работе в условиях, отклоняющихся от нормальных и т.д.

    В регулировании заработной платы исходной базой выступает ее минимальный размер, который должен обеспечить нормальные условия для воспроизводства работников, занятых простым, малоквалифицированным трудом. Минимальная заработная плата представляет собой низшую границу возмещения работнику его трудовых затрат.

    Рекомендация Международной организации труда гласит, что "основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы". Установление минимальной заработной платы может осуществляться различными путями. Например, в России - принятием законодательным органом специального закона о минимальной заработной плате.

    Минимальная заработная плата может устанавливаться в различных формах: месячная или часовая минимальная ставка.

    Среди критериев, на которые ориентируются в своей политике государство, работодатели и профсоюзы по установлению обоснованной минимальной заработной платы, основным является потребность трудящихся и членов их семей. Чтобы минимальная заработная плата не только поддерживала физическую активность, но и воспроизводила способность к труду и развитие рабочей силы, она должна соответствовать потребительской корзине, включающей в себя необходимый набор продуктов, товаров и услуг. Минимальная заработная плата должна обеспечивать жизненно необходимые потребности не только индивидуального работника, но и несовершеннолетних и неработоспособных членов его семьи. Количественная неопределенность этой меры зависит от производимой в стране социальной политики, от устанавливаемых размеров семейных и других социальных выплат.

    Согласно российскому законодательству минимальная заработная плата не включает премии, доплаты и надбавки. Данным законом минимальный размер оплаты труда освобожден от выполнения несвойственных ему функций критерия определения размеров большинства социальных пособий, стипендий и других выплат, связанных с социальной защитой населения, а также норматива при установлении размеров штрафов, налогов и сборов.

    Следует отметить, что реформирование экономики России сопровождается резким ослаблением требований государства к уровню минимальной оплаты труда.

    Резкое снижение требований со стороны государства к уровню минимальной заработной платы на начальном этапе осуществления реформы можно отнести к крупным просчетам правительства в сфере экономического регулирования процессов реформирования экономики. Такая политика позволяет не разоряться в условиях кризиса даже самым неэффективно работающим предприятиям, включая предприятия и организации, финансируемые из бюджета. Гарантируемый государством уровень минимальной заработной платы не обеспечивает даже элементарного физиологического выживания работников и практически означает вообще отказ от каких-либо требований к работодателю в отношении уровня оплаты труда работников, в том числе и уровня минимальной заработной платы.

    Одним из основных принципов государственного регулирования трудовых отношений в Российской Федерации является обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату, выплаченную своевременно и в полном размере.

    Государственное регулирование заработной платы - это комплекс мер и действий, применяемых государством для коррекции и установления стабильного уровня цен и справедливого распределения доходов. Регулируя заработную плату, государство изменяет доходы населения, а значит и уровень жизни населения, что в свою очередь приводит к увеличению или уменьшению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основная задача государства, при регулировании денежных доходов, заключается в обеспечении потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, который лежит в основе прожиточного минимума.

    В связи с этим представляется правомерным рассмотреть методы государственного регулирования заработной платы и потребления населения.

    Для регулирования заработной платы государство использует меры директивного и индикативного регулирования заработной платы.

    Директивное воздействие государства включает:

    • 1. Установление минимального размера оплаты труда (МРОТ);
    • 2. Установление максимального и минимального размера надбавки к заработной плате;
    • 3. Установление порядка индексации заработной плате;
    • 4. Определение порядка оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований.

    Индикативное воздействие государства включает:

    • 1. Контроль инфляции, эмиссии денежных средств и валютного курса;
    • 2. Установление ставок налогообложения для физических и юридических лиц;
    • 3. Разработка тарифно-квалификационных справочников для конкретных видов деятельности.

    Государство имеет право прямо регулировать заработную плату только на предприятиях и в учреждениях, которые к нему относятся, в остальных случаях, государство оказывает индикативное воздействие. В частном секторе заработная плата определяется на рыночной основе, в зависимости от производительности труда и соотношения между спросом и ее предложением на рабочую силу.

    Минимальный размер оплаты труда. Важным, а главное, действенным методом государственного регулирования заработной платы является законодательное установление минимального размера заработной платы, которая обеспечивает минимальную, но достаточную, величину потребления товаров и услуг и служит базой установления оплаты труда наименее квалифицированного работника. Размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики.

    Минимальный размер оплаты труда (МТРО) -- устанавливаемый федеральным законом (ФЗ) размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях.

    В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) по статье 133 минимальный размер оплаты груда устанавливается на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. В качестве прожиточного минимума принимается стоимость минимально необходимого набора продуктов питания, товаров и услуг, характеризующих нижнюю границу уровня жизни и обеспечивающих условия поддержания активного физического состояния в кризисные моменты экономики. Порядок и сроки изменения минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм изменения, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в определенном размере, устанавливаются федеральным законом (ФЗ).

    Индексация заработной платы -- это повышение номинальной заработной платы (оклады, ставки) по мере инфляционного роста цен на потребительские товары и услуги в течение определенного периода времени, направленное на поддержание и восстановление покупательной способности занятого населения.

    Существует два типа индексации: ретроспективная и упреждающая индексация.

    Ретроспективная индексация осуществляется в соответствии со сложившимся ростом цен, предшествующим индексируемому периоду, упреждающая (ожидаемая) -- ориентирована на ожидаемый рост цен.

    Следует отметить, что при увеличении заработной платы происходит увеличение инфляционного роста цен, возрастают производственные издержки, которые оказывают прямое влияние на производимый товар, и как следствие увеличение его стоимости. А значит, потребуется очередное увеличение заработной платы. Имеем цикл - «заработная плата -- цена потребительской корзины», для уменьшения скорости развития которого, необходимо соблюдать ряд требований:

    • 1. Индексация компенсирует не весь рост цен, а только инфляционный рост. В большинстве случаев устанавливается "порог индексации", с которого начинается индексация;
    • 2. Индексации подлежат не все доходы населения, а преимущественно заработная плата и социальные трансферты (пособия, пенсии, стипендии);
    • 3. Индексации не подлежат доходы от собственности населения, а именно, от продажи и сдачи в аренду имущества, акции и другие, потому что они не нуждаются в защите, т.к. цена на них устанавливается рынком.

    Главный механизм индексации заработной платы в бюджетной сфере является изменение минимальных тарифных ставок. Для частных предприятий и организаций индексация заработной платы означает установление нового, как правило, более высокого минимального размера оплаты труда. Государство не может заставить повысить ставки и оклады на предприятии.

    Варианты индексации заработной платы следующие:

    • *пропорциональная;
    • *долевая;
    • *пропорционально-долевая.

    При пропорциональной индексации все ставки и оклады возрастают в одной пропорции, при долевой -- на одинаковую сумму, при пропорционально-долевой -- часть средств идет на индексацию, а именно, на увеличение ставок и окладов в одной пропорции, а часть их на увеличение их на одинаковую сумму. Очевидно, что при пропорциональной индексации невозможно утверждать, что рост стоимости жизни и сокращение текущего потребления в большей мере компенсированы работнику с низкими доходами. Долевая индексация чрезмерно резко снижает диапазон (относительные различия) окладов работников высшей и низшей квалификации. Вариант пропорционально-долевой индексации смягчает негативные черты первых двух. Естественно, что пропорционально-долевая индексация также постепенно снижает диапазон тарифных ставок и окладов. Применяя данный вариант, целесообразно время от времени корректировать используемые тарифные сетки и схемы должностных окладов, с целью обеспечения обоснованного уровня, дифференциации оплаты труда.

    Налог на доходы физических лиц это еще один основной элемент государственного регулирования заработной платы является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который взимается со всех физических лиц, имеющих доход.

    Основная часть НДФЛ (преимущественно заработная плата) рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем. Доходы от продажи имущества декларируются физическим лицом самостоятельно.

    В России с 2001 г. действует пропорциональная система налогообложения доходов населения с использованием ставки равной 13% от доходов, полученных работником. Размер дохода не влияет на ставку. Порядок исчисления НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ. При расчете налога применяются стандартные налоговые вычеты (возврат денежных средств работнику).

    Единый социальный налог и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к начислениям на заработную плату. Данный налог начисляется по регрессивной ставке: чем выше сумма облагаемого дохода, приходящаяся на 1 работника, тем меньше ставка налога.

    С 1 января 2010 года единый социальный налог был отменён. Вместо налога налогоплательщики уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральные и территориальные ФОМСы. Если в течение календарного года сумма дохода того или иного работника превысит 512 000 руб., налогоплательщик имеет право уплачивать налог в ПФР с его доходов по пониженной (регрессивной) ставке равной 10% вместо 22%. Пониженная ставка применяется с того месяца, в котором доход работника превысил эту сумму.

    Взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по двум возрастным категориям с 1966 г. рождения и старше лица 1967 г. рождения и моложе.

    Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний производится отчислением в фонд социального страхования РФ. Страховые тарифы дифференцируются по видам экономической деятельности в зависимости от профессионального риска, который устанавливается федеральным законом ежегодно.

    Снизив обложение налогами фонда оплаты труда, предприниматели перестанут платить «черную» заработную плату в конвертах, а государство, в свою очередь, будет получать больший доход с доходов физических лиц, тем самым увеличивая поступление денежных средств, в виде налогов, в бюджет страны.

    Исходя из выше изложенного, следует отметить, что государственное регулирование заработной платы это необходимая процедура, которая помогает избежать многих проблем в рыночной экономике и повысить уровень жизни страны в целом, а не отдельных граждан. Государственное регулирование в России должно быть направлено на преодоление дифференциации доходов различных слоев общества. Данную проблему можно решить путем ввода прогрессивного налогообложения.

    Государство осуществляет регулирование национального рынка посредством установления цен, предоставления льгот, субсидий, компенсаций. Это позволяет достичь определённого равновесия, как на макро, так и на микроуровне.

    Через систему налогообложения, дотаций и пошлин государство воздействует на процесс рыночного ценообразования и значение равновесной цены.

    Регулируя минимальный размер оплаты труда (МРОТ), государство влияет на предпринимателей, последние в свою очередь начинают платить «белую» заработную плату своим сотрудникам. Это влечет за собой увеличение бюджета страны.

    Рассмотренные методы государственного регулирования позволяют государству оказывать существенное влияние на не только на работодателей, но и на покупателей. Политика государства, прежде всего, должна быть направлена на повышение покупательной способности населения и обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам. Осуществляя регулирование, государство должно учитывать интересы всех слоев населения.

    Экономист Л. Малкерн отмечает, что «для любой ведущей страны не может быть ничего хуже, чем неправильно определить роль государства в экономике». На наш взгляд, это в полной мере может быть отнесено и к вопросам регулирования заработной платы.

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook