Охарактеризовать одну из отраслей промышленности мира. Современное производство. Структура современного производства. Проблемы современного производства. Лесная промышленность мира

В современном мире сложно недооценить, ведь именно этот сектор производства определяет уровень и качество нашей жизни. Промышленность составляет важнейшую часть мирового хозяйства, а на уровне экономики страны является отраслью, от которой зависят достижения всего народного хозяйства любого государства.

С развитием промышленности кардинально изменился образ жизни человека.

Именно промышленная революция второй половины XVII в. ознаменовала переход от аграрного типа общества к индустриальному. Производительность труда в материальном производстве, как главный показатель плодотворности хозяйственной деятельности людей, значительно выше, чем в области сельского хозяйства или сферы услуг. Все отрасли промышленности характеризуются стабильным ростом объемов выпуска продукции. В то же время в высокоразвитых странах число работников занятых в промышленном производстве сокращается. Данный эффект развития современной промышленности обозначается термином «безлюдный рост».

Столь высокое значение промышленности понятно и оправданно: это один из главных заказчиков всех других отраслей экономики, а также сила, способная привести в движение технологические исследования разной степени сложности. Именно в эту сферу человеческой деятельности в первую очередь внедряются все новейшие разработки и достижения научно-технического прогресса. В связи с этим главная черта промышленного мира сегодня – стабильный рост производств с высокой степенью наукоемкости, которые создают дорогостоящую и, как правило, инновационную продукцию. Большую роль здесь играет малый бизнес и субъекты среднего бизнеса, обеспечивающие население новыми рабочими местами и из года в год увеличивающие свою долю в создании внутреннего валового продукта.

Толчком к приходу и прочному обоснованию частного бизнеса в промышленности послужила его всесторонняя поддержка со стороны государств экономически высокоразвитых стран, что отразилось в первую очередь в создании максимально благоприятной среды для ведения бизнеса.
Несмотря на объявленный переход к постиндустриальному обществу, в котором первостепенная роль отводится сфере услуг, ожидаемое снижение значения промышленности так и не произошло.

И хотя мировой валовой внутренний продукт в значительной мере формирует сектор оказания услуг, торговля на международных рынках по-прежнему представлена продукцией промышленного производства. Кроме того, некоторые виды хозяйственной деятельности, относящиеся к сфере услуг по принятой классификации, на самом деле тесно связаны с промышленностью. Например, услуги производственного характера, оказываемые предприятиями техобслуживания или пуско-наладочными службами.
Таким образом, именно промышленность – главный фактор развития человеческого общества, значение которого будет только возрастать вместе с ростом численности населения и его потребностей.

Промышленность - это ведущие отрасли материального производства; предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой материалов и энергии, изготовлением машин. Существует большое количество групп отраслей промышленности, выделяемых по разным признакам: по назначению выпускаемой продукции, по используемому сырью, технологии производства. Основными из них являются добывающая и обрабатывающая отрасли.

Отрасли промышленности иногда различают по другому принципу:

тяжелая промышленность: добывающая, часть производств машиностроения, химической промышленности, энергетическая, металлургическая, стройматериалов;

легкая промышленность: все виды легкой, пищевой и др.

Каждая из отраслей и производств промышленности характеризуется разной степенью капиталоемкости, трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, наукоемкости. Они могут быть даже внутри одной отрасли очень разными для отдельных производств (например, в химической промышленности материалоемкими являются добыча химического сырья, производство минеральных удобрений, многих видов кислот и щелочей, а другой полюс представляют нематериалоемкие: парфюмерно-косметическая, фармацевтическая, фотохимическая, производство реактивов и т.д.).

Исторический экскурс. Роль промышленности постоянно возрастала по мере развития капитализма, особенно в период промышленной революции конца XVIII-XIX вв., когда происходило интенсивное развитие горнодобывающей промышленности, строительство новых заводов и фабрик, наращивание производственных мощностей, рост потребления энергии всех видов и, как следствие этого, резкое обострение экологических проблем. Промышленная революция характеризовалась изобретением парового двигателя, массовым производством текстиля, строительством железных дорог, изобретением телеграфа и т.д. Быстрый рост промышленности в конце XIX и первой половине XX в. превратил ее в главную отрасль материального производства по величине стоимости продукции (по этому показателю промышленность превосходила сельское хозяйство к 1950 г. в 2 раза, а к концу XX в. в 7-8 раз). Сельское хозяйство было и остается ведущей отраслью хозяйства в странах, не прошедших процесс индустриализации. В развитых странах сельское хозяйство и добывающие производства оставались ведущими до тех пор, пока не произошли промышленные революции (в большинстве из них до начала XX в.).

В начале XXI в. наибольшая в мире доля промышленности - на уровне 50-60% ВВП характерна для развивающихся стран, обладающих запасами полезных ископаемых мирового значения, на основе которых развивается экспортоориентированная добывающая промышленность и для некоторых стран с переходной экономикой. Поиски альтернативных видов энергии, интенсификация производства, снижение его энергоемкости, а главное, приоритетное развитие сферы услуг привели к постепенному снижению доли промышленности в экономически развитых странах до уровня 20-40%. Эта тенденция характерна и для начала XXI в.: доля промышленности в ВВП развитых стран Запада уменьшится до 15-20% в 2020 г. против 23% в 2000 г.

По данным ЦРУ США, в мировой экономике в целом промышленность составляла в 2009 г. 30,6% мирового валового продукта, сфера услуг - 63,4%, а на долю сельского хозяйства и добывающих производств приходилось 6%.

Добывающая промышленность. В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов и водоемов (горнодобывающая, нефтедобывающая, угольная и др.).

Добывающая промышленность (включает:

■ получение электроэнергии;

■ все отрасли горнодобывающей промышленности;

■ лесозаготовку, лесные промыслы;

■ охоту, рыболовство, добычу морского зверя. Иногда лесозаготовку и лесные промыслы рассматривают вместе с деревообработкой, выделяя лесную и деревообрабатывающую промышленность.

Основные предприятия добывающей промышленности: в электроэнергетике - электростанции; в горнодобывающей промышленности - карьеры, рудники, разрезы, шахты, прииски; в лесозаготовках - леспромхозы; в охотничьем и рыболовецком промыслах - охотничьи, рыболовецкие, зверобойные хозяйства и артели. Это - самая материалоемкая отрасль мировой индустрии, дающая ежегодно несколько десятков миллиардов тонн разнообразных полезных ископаемых и большое количество руд черных и цветных металлов, строительных материалов (песка, глины, сырья для цементной промышленности и т.д.). При этом количество добытых полезных ископаемых в начале XXI в. удвоилось по сравнению с 1970 г. Однако стоимость продукции добывающей промышленности составляет всего около 10% мировой индустрии, так как цена добываемого сырья в большинстве случаев невелика. На разработку карьеров и добычу полезных ископаемых приходится менее 1% валового мирового продукта. Потребление полезных ископаемых также сконцентрировано в нескольких регионах мира. США, Канада, ЕС, Япония, Австралия в которых живет 15% населения планеты, вместе потребляют большую часть металлов, производимых в мире: около 61% алюминия, 60% свинца, 59% меди, 49% стали. Показатели потребления на душу населения также в пользу развитых стран: в США на душу населения приходится 22 кг алюминия, в Индии - 2 кг, в Африке - 0,7 кг.

В составе добывающей промышленности около 75% общего объема производства приходится на горнодобывающие отрасли. Она обладает повышенной фондоемкостью и энергоемкостью - на ее долю приходится 1/5 всех производственных основных фондов, т.е. столько, сколько имеет машиностроение, и в два раза больше, чем химическая и нефтехимическая промышленность. На добычу и обогащение полезных ископаемых ежегодно расходуется 7-10% мировой добычи нефти, газа, угля, производства электроэнергии. Именно поэтому горнодобывающая промышленность оказывает отрицательное воздействие на экологию. В начале XXI в. во всем мире было добыто более 900 млн т металлов, после которых осталось 6 млрд т пустой породы. При этом количество отходов продолжает возрастать, так как снизилось процентное содержание металлов в некоторых рудах. Так, на одно золотое обручальное кольцо приходится 3 т отходов.

Таблица 10.1. Горнодобывающая промышленность в мировой экономике (в начале XXI в.)

Улучшить ситуацию в горнодобывающей промышленности может производство металлов из вторичного сырья, поскольку оно менее энергоемко, чем из руд. Но для некоторых металлов уровень переработки не только не возрастает, но продолжает снижаться.

Обрабатывающая промышленность. К этой группе относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырьевых материалов. В зависимости от исходного сырья обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие сырье промышленного происхождения (производство черных, цветных металлов и др.), и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная и др.).

Цифры и факты. Доля меди в мировом производстве, полученная после вторичной переработки, составляет всего лишь 13% в начале XXI в., в то время как этот показатель в 1980 г. был 20%. Только 4% цинка в мире производится из переработанного сырья.

По целевому назначению продукции обрабатывающая промышленность делится на основные отрасли: машиностроение, химическую, легкую промышленность и агропромышленный комплекс.

Таблица 10.2. Обрабатывающая промышленность

Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу так называемой тяжелой индустрии. На их долю приходится примерно 90% общего объема продукции промышленности в мировой экономике. Специализированные отрасли, сходные между собой по назначению производимой продукции (например, отрасли топливной промышленности), общности используемого сырья (например, отрасли машиностроения) или по характеру технологии (например, отрасли химической промышленности), группируются в так называемые комплексные отрасли: тяжелая промышленность (топливная, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, строительные материалы и т.д.) и легкая промышленность: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная; перерабатывающие отрасли АПК (пищевая, мясная и молочная, рыбная, лесная).

Обрабатывающая промышленность дает подавляющую часть вырабатываемой в мире продукции как по стоимости, так и по ее видам.

Ведущей среди них является машиностроение (около 40% стоимости мировой промышленной продукции). Ему значительно уступают химическая и пищевая промышленность (примерно по 15%), легкая и группа отраслей по переработке древесины -деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (9-10%), и замыкают список металлургия и электроэнергетика (по 5-7%). Таким образом, большинство отраслей обрабатывающей промышленности превосходит по стоимости продукции всю добывающую промышленность.

Машиностроение. Важнейшей отраслью потребления черных и цветных металлов является машиностроение, в которое входят: общее машиностроение, специализирующееся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей. Иногда в него включают и производство металлоизделий. Со времени первой промышленной революции XVIII-XIX вв. эта отрасль играет ключевую роль во всем хозяйственном развитии человечества. Ее доля в общем объеме промышленного производства возрастает, в продукции обрабатывающей промышленности развитых стран она составляет обычно от 1/3 до 2/5 и более (доля общего - до 37%; транспортного - до 35%; электротехники - до 30%). Ожидается, что к 2020 г. машиностроение составит почти половину промышленного производства данных стран.

Исторический экскурс. Создание отдельных специализированных отраслей машиностроения: производство локомотивов, станков, горно-шахтного и металлургического оборудования относится еще к первой половине XIX в. На рубеже XIX и XX вв. было положено начало развитию таких отраслей как автомобильная, электротехническая, приборостроение и др. До Первой мировой войны в мировом машиностроении лидировала Западная Европа, по производству продукции машиностроения она превосходила США более чем в 2 раза. Вторая мировая война резко изменила расстановку сил в мировом машиностроении. Позиции лидера безоговорочно заняли США и удерживали их на протяжении всей второй половины прошлого века, тогда как машиностроение наиболее пострадавших в войне стран Западной Европы лишь к середине 1950-х гг. постепенно восстановило свои позиции, однако к концу XX в. на их долю приходилось в среднем лишь 19% мирового машиностроительного производства.

Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35-40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии.

Она является самой наукоемкой отраслью современной индустрии, все достижения НТП внедряются, прежде всего, в этой отрасли. Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать такое количество изделий.

Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Во-первых для него характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов. Именно машиностроение занимает лидирующие позиции по использованию ЭВМ и другой электронной техники. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей машиностроения все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой. Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли. В-третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения часто ориентируются на ее центры, хотя в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости отрасли. В-четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях - велика роль специализации и кооперирования, вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор. В-пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т.п., которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

На протяжении XX в. объем продукции мирового машиностроения увеличился примерно в 100 раз, в США - почти в 300 раз, В Западной Европе - в 33 раза, в Японии - в 5500 раз. Еще одно перераспределение сил в мировом машиностроении имело место в последней четверти XX в., когда резко увеличившая объемы машиностроительного производства Япония, а вслед за ней и некоторые страны Тихоокеанского региона заметно потеснили позиции и Западной Европы, и США.

В 2008-2009 гг. в связи с мировым экономическим кризисом рост мировой промышленной продукции, по данным ЦРУ США, впервые за много лет составил отрицательную величину (-2,7% в 2009 г.).

Быстрый рост машиностроения во всех ведущих странах мира в значительной мере был обусловлен ростом капиталовложений. В результате этого оказалась возможной не только существенная интенсификация традиционной техники и технологии, но, что не менее важно, форм и методов организации машиностроительного производства. Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый - Северная Америка, где производится большая часть мировой машиностроительной продукции. Второй - зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий - Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидируют Япония и Китай, также сочетающие продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый - страны с переходной экономикой (в основном СНГ), отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом машиностроении незначительна: примерно 7% в начале XXI в. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами - в Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике и особенно - в новых индустриальных странах, что в целом связано со строительством в них филиалов западных ТНК.

По стоимости продукции в мировом машиностроении вырвалась вперед такая новейшая отрасль, как электронная. Электронная промышленность - самая наукоемкая и инновационная отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. С 1997 г. в США продукция электронной промышленности учитывается отдельно от электротехнической и ее доля в машиностроительном комплексе постоянно возрастает: 20,1% в 1980 г., 28,6% в 2000 г. и по прогнозам составит 38,9% в 2020 г.

Очень велик удельный вес экспортной составляющей в производстве всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники - до 40-45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Западной Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.

Транспортное машиностроение (производство наземных, водных и воздушных транспортных средств) - вторая по значению отрасль современного машиностроения. Транспортное машиностроение имеет 2 направления - гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей в мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: "Дженерал моторе", "Форд", "Фольксваген", "Тойота". Основные страны производители: Германия, США, Франция, Япония. Мировой экономический кризис затронул данную отрасль в значительной степени. Так, в январе 2009 г. производство автомобилей в Германии сократилось на 34% к январю 2008 г., а экспорт - на 39%. Сильнее всего пострадало автомобилестроение в Италии, где в декабре 2008 г. падение составило 50%. В США и Великобритании продажи упали на 37%, в Швеции - на 36%, во Франции - на 14%. Китай, Индия и Бразилия пострадали в меньшей степени, поскольку выпускаемые ими автомобили имеют доступные цены и экономичный двигатель.

Авиаракетно-космическая промышленность - (АРКП) - одна из самых современных отраслей машиностроения и включает в себя большое количество различных производств. Она является наукоемкой высокотехнологичной отраслью, требующей больших научно-технических разработок и больших капиталовложений. АРКП - это отрасль машиностроения, возникшая в эпоху НТР и объединяющая созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В структуре отрасли выделяют самолето- и вертолетостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и др. Полным набором подотрослей обладают лишь несколько экономически высокоразвитых стран. Поэтому только промышленно развитые страны способны производить все виды ее продукции (средняя стоимость 1 кг магистрального пассажирского самолета составляет 1000 долл. США, а стоимость 1 кг автомобиля - 20 долл.).

Все производства АРКП - наукоемкие, трудоемкие с высокой долей среди персонала инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. В мире существуют только три центра - Россия, США и ЕС, - имеющие научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и промышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство авиационной и космической техники в широком спектре потребностей мирового рынка. Высокая наукоемкость производственного процесса обусловлена сложностью продукции, которая выпускается в небольших количествах (авиалайнеров - в мире около 1 тыс. в год, вертолетов - 600-1000). А высокая степень капиталоемкости отрасли определяет высокую ее монополизацию (даже в ведущих странах насчитывается лишь по 3-4 фирмы).

Для размещения крупных предприятий АРКП внутри отдельных стран характерно тяготение к крупным агломерациям и городам, располагающим научно-исследовательскими учреждениями. Оказывают влияние и другие факторы, например, заинтересованность фирм, военно-стратегические соображения и пр.

В США официальная правительственная поддержка осуществляется путем бюджетного финансирования разработок новых технологий, около 50% всех государственных субсидий приходится на авиакосмическую отрасль. В результате в этой отрасли около 70% общего объема затрат на НИОКР (около 20 млрд. долл. в год) идет за счет государственного финансирования.

Авиационная промышленность формировалась первоначально как военная отрасль и лишь со временем стали производиться и гражданские самолеты (крупные пассажирские авиалайнеры и небольшие самолеты и вертолеты, необходимые для нужд народного хозяйства). В настоящее время самолеты и вертолеты делают более 20 стран мира, но лидируют в мировом авиастроении США, они контролируют 2/3 мирового рынка гражданской авиации. Крупнейшими транснациональными компаниями мира (по объемам продаж) в аэрокосмической отрасли являлись "Боинг" (США), "Локхид Мартин" (США) и "Юнайтед Текнолоджиз" (США). Лидерами в отрасли, кроме США, являются Россия, Франция, Великобритания, Германия. Россия на мировом рынке гражданской авиастроения занимает около 1% (к 2020 г. поставлена задача увеличить долю до 10-15%), а на рынке военного авиастроения - 25%.

В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Общее машиностроение - эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах - США, Германии, Японии, России. Среди крупнейших машиностроительных компаний лидируют ТНК США.

Таблица 10.3. Крупнейшие мировые машиностроительные компании

Доля общего машиностроения в обшей структуре машиностроительного комплекса медленно снижается в США (с 24,2% в 1980 г. до 22,0% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.) и Японии (с 28,4% в 1980 г. до 24,1% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.). Только в Германии ожидается увеличение доли общего машиностроения (с 25,9% в 1980 г. до 27,7% в 2000 г. и по прогнозам увеличится до 28,0% в 2020 г.). В общем машиностроении этой страны функционируют свыше 4,5 тыс. фирм, в основном специализированных на мелкосерийном производстве с учетом требований заказчиков. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке.

Легкая промышленность мира играет значимую роль в современной экономике. Она обеспечивает население товарами бытового и промышленного назначения, предметами потребления. Легкая промышленность тесно взаимодействует с сельским хозяйством и другими областями.

Основные характеристики

Под легкой промышленностью понимают совокупность отраслей, изготавливающих для населения предметы из разной сырьевой базы. Условно разделяют на две группы:

  • Первая – в ее состав входит дешевая массовая продукция. Характеризуется нетрудоемким производством и присутствием рабочей силы с невысокой квалификацией.
  • Вторая – выпускает дорогие товары и характеризуется квалифицированными работниками и высокотехнологичным оборудованием.

В мебельном производстве Италии принадлежит 8% (от мирового количества), США – 15%, а Китаю около 25%.

К особенностям легкой промышленности относят:

  • плотная привязка к территории и потребителю;
  • зависимость от экономического уровня населения;
  • изменения моды и предпочтений;
  • периодические изменения требований к технологиям производства и сырью;
  • быстрая смена ассортимента.

Отрасли легкой промышленности имеют свою структуру, в состав входят следующие производства:

  • сырьевое – обработка кожи, получение льна, хлопка и прочее;
  • полупродуктовое – красильное, текстильное;
  • готовый товар – галантерея, обувь, одежда.

Мировая легкая промышленность включает основные отрасли – текстильную (на первом месте), обувную и швейную. Особенность: в мировом хозяйстве они представлены неравномерно.

Отрасли успешно развиваются преимущественно в развивающихся странах. Это объясняется присутствием дешевой рабочей силы и сырья, несложным производством. В развитых странах часто ведется производство дорогостоящих изделий с участием квалифицированного труда и высоких технологий.

Текстильная отрасль

Лидирующее место в легкой индустрии мира занимает . Занятость работников и объемы производства являются ведущими среди всех остальных. Изготавливают:

  • синтетические и натуральные ткани;
  • нетканые материалы;
  • канаты;
  • пряжи;
  • ковровые изделия.

Текстильная отрасль самая старая, она включает производство хлопчатобумажных (первое место), шерстяных, шелковых, а также химических волокон.

Наибольшую популярность приобретают смешанные ткани, в состав входит около 50% хлопковых и 50% синтетических волокон. В мировом производстве значительно увеличилась доля синтетических волокон, а натуральных – сократилась.

За последние 20 лет изготовление текстиля перемещается в сторону стран азиатского региона. Главные лидеры:

  • Китай;
  • Тайвань;
  • Южная Корея;
  • Индия, Турция.

Доля развитых стран в отрасли значительно сократилась, им удается удержать позиции за счет производства более дорогого текстиля. Многие развитые страны часть своей промышленности перенесли в развивающиеся регионы. Увеличивается изготовление нетканых материалов, используемых для технических целей. Большая часть в этом секторе принадлежит Китаю и странам ЕС (25%).

Отрасли легкой промышлености

Швейная отрасль

Считается более трудоемкой, чем текстильная. Характеризуется большим спросом и разнообразием товаров. Производство переместилось из развитых в развивающиеся страны.

Последние занимают большую часть в отраслевом сегменте – около 80% экспорта одежды. Лидируют Китай, регионы Азии и Латинской Америки. Развитые страны специализируются, преимущественно, на пошиве дорогих или эксклюзивных изделий.

К швейной отрасли следует отнести и изготовление (пошив) игрушек. Производство развито практически в каждом регионе. Наиболее значимые поставщики – Китай, Япония и США.

Наблюдается рост поступления инвестиций для развития индустрии в страны Балтии. Это объясняется близостью западного рынка, низкой оплатой труда при достаточной квалификации сотрудников.

Кожевенно-обувная отрасль

Обувная промышленность равномерно концентрируется как в развивающихся, так и в развитых регионах. Она отличается широким ассортиментом, он не уступает швейной отрасли, разнообразием сырья. Для применяют натуральные (кожа, нубук, замш), синтетические (кожзам), текстильные материалы.

В развитых странах изготавливают более качественную продукцию из дорогого сырья. Бесспорным лидером выступает крупный производитель Италия, она еще в 50-е славилась своей обувью. Не уступают позиции такие страны, как Чехия, Испания, Португалия, Великобритания. Дорогая обувь занимает третью часть всей обувной продукции.

Не менее насыщен сегмент дешевой обувью из текстиля и кожзама. Позиции лидера по праву принадлежат Китаю – он охватывает 40% общего производства, в середине рейтинга идут Корея, Бразилия, Таиланд. Россия значительно сократила объемы, постепенно переместившись от производителя к импортеру.

Изготовление меховой продукции принадлежит Китаю, США, России. Отдельное место в этом сегменте занимает Греция, в ней происходит переработка меховых обрезов.

Китай выступает лидером в легкой индустрии, страна сегодня продолжает развиваться и завоевывать новые рынки сбыта.

Прогнозы для отраслей

В развивающихся регионах сконцентрированы ключевые отрасли легкой промышленности, сориентированные на массовом потреблении (дешевая обувь, одежда). За развитыми странами закреплено изготовление высококачественных изделий для ограниченного потребительского круга (высокотехнологичные изделия из дорогого сырья).

Значение легкой промышленности имеет социальную направленность в мировом хозяйстве. Она обеспечивает население необходимыми предметами потребления и быта, формирует комфорт и благосостояние граждан, играет весомую роль в экономике страны.

Темпы потребления разнятся, но среднее значение постепенно растет, покупатели часто возвращаются к стратегии накопления базовых предметов обихода, это увеличивает спрос на товар.

Маркетологи уверяют, регламент на выполнение объемов потребительской корзины существует на каждом предприятии, снабдить население необходимым количеством единиц несложно. Интерес покупателей изучается, показатели проверяются социальными опросами, тенденция модных дизайнеров также учитывается.

Видео: Легкая промышленности России


Топливная промышленность - включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. В состав входят: нефтяная, газовая, угольная промышленности.

Этапы развития:

  1. угольный этап (первая половина XX века);
  2. нефтегазовый этап (со второй половины XX века).
Угольная промышленность Места добычи - Китай (месторождение - Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда).
Экспортёры угля - США, Австралия, ЮАР.
Импортёры - Япония, Западная Европа.
Нефтяная промышленность. Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.
Газовая промышленность. Газ добывают 60 стран, лидируют Россия, США, Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания.

Проблемы топливной промышленности:

  • истощение запасов минерального топлива (запасов угля, хватит примерно на 240 лет, нефти - на 50 лет, газа - 65);
  • нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива;
  • территориальный разрыв между основными районами добычи и районами потребления.

Электроэнергетика мира
Роль

- обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства.
Лидеры по выработке - Норвегия (29тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция (17), США(13), Финляндия (11тыс. кВт. ч), при среднемировом показателе 2тыс. кВт. ч.
Наименьшие показатели в странах Африки, Китае и Индии.
ТЭС преобладают в Нидерландах, Польше, ЮАР, Румынии, Китае, Мексики, Италии.
ГЭС - в Норвегии, Бразилии, Канаде, Албании, Эфиопии.
АЭС - во Франции, Бельгии, Республике Корея, Швеция, Швейцария, Испания.

Основными проблемами электроэнергетики являются:

  • истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание;
  • загрязнение окружающей среды.

Решение проблемы - в использовании нетрадиционных источников энергии, таких как:

  • геотермальная (уже используется в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США);
  • солнечная (Франция, Испания, Италия, Япония, США);
  • приливная (Франция, Россия, Китай, совместно Канада и США);
  • ветровая (Дания, Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды).

Металлургическая промышленность

Металлургия - одна из базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).
Cостав - две отрасли: черная и цветная.
Черная металлургия. Железная руда добывается в 50 странах мира.
Факторы размещения:

Природно-ресурсные (ориентация на территориальные сочетания месторождений каменного угля и железа);
Транспортные (ориентация на грузопотоки коксующегося угля и железной руды);
Потребительские (связан с развитием мини-заводов и передельной металлургии). По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия. Но по выплавке стали - Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия.

Цветная металлургия.

Факторы размещения:

  • сырьевой (выплавка тяжелых металлов из руд с малым содержанием полезного компонента (1 - 2%) - меди, олова, цинка, свинца);
  • энергетический (выплавка легких металлов из богатой руды - энергоемкое производство - алюминия, титана, магния и др.);
  • транспортный (доставка сырья);
  • потребительский (использование вторичного сырья).
Наибольшее развитие - Россия, Китай, США, Канада, Австралия, Бразилия. В Японии и странах Европы - на привозном сырье.
По выплавке меди лидируют - Чили, США, Канада, Замбия, Перу, Австралия. Главные экспортеры алюминия - Канада, Норвегия, Австралия, Исландия, Швейцария. Олово добывается в Восточной и Юго–Восточной Азии. Свинец и цинк выплавляют США, Япония, Канада, Австралия, Германия и Бразилия.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели.

Фактор размещения - сырьевой фактор.

Характеризуется наличием двух лесных поясов.

В пределах северного заготавливается хвойная древесина, которая перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии эта отрасль промышленности стала отраслью международной специализации.

В пределах южного лесного пояса заготавливаются лиственные породы деревьев. Здесь можно выделить - Бразилию, страны Юго-Восточной Азии и тропической Африки. Для изготовления бумаги в странах южного пояса зачастую используют недревесное сырьё - джут, сизаль, тростник.
Главными импортеры древесины - Япония, страны Западной Европы, отчасти США.

Лёгкая промышленность
Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.

Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы:
первичная переработка сырья;
текстильная промышленность;
швейная промышленность;
обувная промышленность.
Важнейшей отраслью легкой промышленности является текстильная.

Главными факторами размещения являются:

  • сырьё (для отраслей первичной переработки сырья);
  • потребитель (для швейной и обувной);
  • сочетание первых двух (в зависимости от производственных стадий текстильной промышленности).

На первом месте стоит производство хлопчатобумажных тканей (Китай, Индия, Россия). Второе место - производство тканей из химического волокна (США, Индия, Япония). В производстве шёлковых тканей лидируют США, Япония, Китай, а шерстяных - Россия, Италия.

Главные экспортёры - Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.

Машиностроение
Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики.
Главные отрасли - электроника, электротехника, вычислительная техника, точное машиностроение.

Производство многих видов машин требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки приборостроение, производство ЭВМ. И другие новейшие отрасли. Эти отрасли требуют и постоянного внедрения последних достижений науки, т.е. являются наукоёмкими.
Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними. Зависимость от источников металла, в эпоху НТР значительно снизилась. Машиностроение сегодня отрасль практически повсеместного размещения.

В мире сложилось 4 крупных региона машиностроения :
Северная Америка. Выпускает около30% всей машиностроительной продукции. Присутствуют практически все виды продукции, но особо стоит назвать - производство ракетно-космической техники, ЭВМ.
Зарубежная Европа. Объём продукции примерно такой же, как в Северной Америки. Выпускает массовую продукцию, продукцию станкостроения и автомобилестроения.
Восточная и Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией точного машиностроения и продукцией точных технологий.
СНГ. 10% общего объёма, выделяется тяжелое машиностроение.
Химическая промышленность
Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает:
горнохимическую промышленность (добыча сырья: серы, апатитов, Фосфоритов, солей);
основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений);
химию органического синтеза (производство полимеров - пластмасс, синтетического каучука, химических волокон);
прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная, микробиологическая и т. д.).
Факторы размещения:

  • Для горнохимической - природно-ресурсный фактор определяющий,
  • для основной и химии органического синтеза - потребительский, водный и энергетический.

Выделяется 4 крупных региона химической промышленности:
Зарубежная Европа (лидирует Германия);
Северная Америка (США);
Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
СНГ (Россия, Украина, Беларусь).

Топливно-энергетическая промышленность. Топливноэнергетическая промышленность представляет собой совокупность отраслей топливной промышленности, электроэнергетики, средств доставки топлива и энергии. За последние два столетия мировая топливно-энергетическая промышленность прошла в своем развитии два главных этапа. Первый этап (XIX – первая половина XX в.) был угольным, когда в структуре мирового топливно-энергетического баланса резко преобладало угольное топливо. Вторым этапом явился нефтегазовый. Нефть и газ оказались более эффективными энергоносителями, чем твердое топливо. В 1980-х годах мировая энергетика вступила в третий (переходный) этап своего развития, где происходит переход от использования преимущественно исчерпаемых ресурсов минерального топлива к неисчерпаемым ресурсам.

Топливная промышленность – это комплекс отраслей, занимающихся добычей и переработкой топливноэнергетического сырья. Она относится к группе добывающих отраслей и является базовой. Ее значение заключается в обеспечении топливом и сырьем других отраслей – теплоэлектроэнергетики, нефтехимии, металлургии. В условиях НТР роль топливной промышленности возрастает в связи с развитием электрификации и теплофикации производств, обусловливающих интенсивный рост потребления энергии.

Топливная промышленность включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную, сланцевую и уранодобывающую промышленность.

Нефтяная промышленность . Нефть добывают примерно в 80 странах, но географию этой отрасли определяют страны «первой десятки». Основная особенность – около 4/5 запасов и более 1/2 добычи нефти приходится на развивающиеся страны, которые и являются главными экспортерами нефти, особенно страны ОПЕК (Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Ангола, Нигерия, Алжир, Ливия, Венесуэла, Эквадор).

Ежегодно в мире добывается более 3,5 млрд т нефти, из них крупнейшими на 2001 г. странами по добыче нефти являлись (в млн т):

Саудовская Аравия (493);

Россия (491);

Китай (187);

Мексика (173);

Канада (158);

Венесуэла (133);

Кувейт (130).

Ведущими экспортерами являются страны ОПЕК, Мексика и Россия.

В результате образовался огромный территориальный разрыв между основными районами добычи нефти и районами ее потребления. Поэтому и основные экспортные грузопотоки нефти имеют следующие направления:

Персидский залив – Япония;

Персидский залив – Западная Европа;

Юго-Восточная Азия – Япония;

Карибский бассейн – США;

Северная Африка – Западная Европа;

Россия – Зарубежная Европа и страны СНГ.

Газовая промышленность. Природный газ – самое дешевое и экологически чистое топливо. В отличие от нефтедобывающих главными газодобывающими странами являются развитые страны Европы и Северной Америки. Лидером в мировой добыче газа является Россия, где расположен огромнейший бассейн – Западная Сибирь, далее по величине добычи следуют: США, Канада, Иран и Норвегия.

Общемировые запасы газа в 2007 г. составляли 177 трлн м3.

По запасам природного газа выделяются СНГ (Россия, Туркмения, Казахстан, Узбекистан) и Ближний Восток (Иран, Катар. ОАЭ). По странам они распределяются так:

Россия – 45,6 трлн м3;

Иран – 27,8 трлн м3;

Катар – 25,6 трлн м3;

ОАЭ – 6,1 трлн м3;

США – 5,9 трлн м3;

Нигерия – 5,3 трлн м3.

На мировой рынок поступает примерно 20% всего добываемого газа. Главными экспортерами газа являются: Россия, поставляющая газ в Европу, и страны СНГ; Канада и Мексика, поставляющие газ в США; Нидерланды и Норвегия, снабжающие газом Западную Европу; Алжир, обеспечивающий газом Западную Европу и США; Индонезия, страны Ближнего Востока, Австралия, экспортирующие газ в Японию.

Транспортировка газа обеспечивается двумя способами: по магистральным газопроводам и с помощью танкеров-газовозов при перевозке сжиженного газа.

Угольная промышленность. Старейшая отрасль топливной промышленности, развивалась значительно медленнее.

В ХХI в. в связи с ростом цен на нефть объемы добычи начали возрастать, и в 2007 г. составили 6,4 млрд т.

Ведущая роль в добыче угля принадлежит трем крупным регионам: Зарубежной Азии, Зарубежной Европе и Северной Америке. А в «первую пятерку» стран входят Китай (2536 млн т), США (1039 млн т), Индия (439 млн т), Австралия (393 млн т), Россия (393 млн т). Много угля добывается также в ЮАР, Германии и Индонезии.

По разведанным запасам угля лидируют также страны: США, Россия, Украина, Казахстан, Индия, Польша, Австралия, ЮАР. В большинстве своем уголь потребляется в тех же странах, где ведется его добыча, поэтому на мировой рынок попадает лишь 8%. В структуре торговли произошли изменения – падает спрос на коксующийся уголь, в связи с развитием бездоменных технологий в металлургии растет спрос на энергетический уголь. На мировой рынок ежегодно поступает 350-400 млн т угля.

Важнейшую роль в конкурентоспособности угля на мировом рынке играет его себестоимость. Она зависит от возможности открытой добычи, глубины залегания и мощности пластов. Экспортерами угля являются страны, где наилучшие условия для его добычи. Основными поставщиками угля являются Австралия, Индонезия и ЮАР, а потребителями – Япония, Западная Европа и Республика Корея.

Основные грузопотоки угля имеют следующее направление: США – Западная Европа; США – Япония; Австралия – Япония; Австралия – Западная Европа; ЮАР – Япония.

Электроэнергетика. Электроэнергетика является одной из ведущих отраслей эпохи НТР. Ее развитие во многом определяет уровень развития хозяйства в целом.

Электроэнергия производится во всех странах мира, но годовую ее выработку в размере более 200 млрд кВтЧч имеют только 11 стран: США, Китай, Япония, Россия, Индия, Германия, Канада, Франция, Республика Корея, Великобритания и Бразилия.

Важным показателем обеспеченности страны электроэнергией является величина ее производства в расчете на душу населения. Этот показатель наиболее высок в таких странах, как Норвегия (26 тыс. кВтЧч), Канада (17 тыс. кВтЧч), Швеция (26 тыс. кВтЧч), США (14 тыс. кВтЧч).

Большая часть энергии в мире производится тепловыми электростанциями. Второе место принадлежит ГЭС, на третьем месте – атомная энергетика, однако в разных странах доли разных типов электростанций сильно отличаются. Так, в Польше почти вся электроэнергия производится на ТЭС, в Норвегии – на ГЭС, а во Франции электроэнергетика на ѕ базируется на АЭС. Франция, Япония, Республика Корея продолжают, в отличие от многих других стран, наращивать мощности атомной энергетики и после Чернобыльской катастрофы.

В условиях дефицита энергетических ресурсов не прекращаются поиски новых источников энергии. В США, Мексике, Италии, Японии, Новой Зеландии и России построены первые геотермальные электростанции, использующие внутреннее тепло Земли. Приливные электростанции работают во Франции, США, Канаде, России и Китае, во многих странах действуют ветровые и солнечные электростанции.

Топливно-энергетическая промышленность оказывает влияние на окружающую среду: при добыче полезных ископаемых нарушается почвенный покров, «съедаются» целые природные ландшафты, при добыче и транспортировке нефти и газа происходит загрязнение Мирового океана. Мировая тепловая энергетика выбрасывает в окружающую среду вредные вещества, изменяется состав атмосферы, происходит ее тепловое загрязнение. При строительстве ГЭС изменяется микроклимат территории, ее гидрологический режим и т. п. Атомная энергетика породила проблему захоронения радиоактивных отходов.

Машиностроение. Машиностроение является одной из самых старых отраслей, оно имеет огромное значение в хозяйстве. Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и другую бытовую технику). В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности первое место как по числу занятых, так и по стоимости продукции. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны. Именно в машиностроении особенно заметен разрыв между развитыми и развивающимися странами. Безусловными лидерами являются США, Япония и Германия. Среди развивающихся стран выделяются Китай. Бразилия, Мексика, Индия и Республика Корея.

Отраслевой состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, точное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, транспортное машиностроение, станкостроение, автомобилестроение, локомотивостроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение.

Производство многих видов современной машиностроительной продукции требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоемки приборостроение и новейшие отрасли. Эти отрасли требуют постоянного внедрения последних достижений науки, т.е. являются наукоемкими. Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними, там, где много квалифицированных рабочих и инженеров, располагаются центры научных исследований, имеется развитая инфраструктура. Зато ориентация машиностроения на источники металла в эпоху НТР значительно снизилась. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного размещения.

На экономической карте мира можно выделить 4 основных машиностроительных региона. Первый регион – Северная Америка, где производятся практически все виды машиностроительной продукции. Второй регион – Зарубежная Европа, которая производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но также занимает важное место в производстве продукции некоторых новейших отраслей. Третий регион – Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, сочетающая производство продукции массового назначения с лидирующими позициями во многих новейших отраслях, дающих изделия самой высокой технологии. Высокого уровня машиностроение достигло в новых индустриальных странах. Четвертый регион – Россия, Украина и Белоруссия.

Химическая промышленность. Химическая промышленность является одной из отраслей «авангардной тройки», обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР. Это одна из наиболее динамичных отраслей современной индустрии. От развития химии во многом зависит развитие всех отраслей экономики, химия обеспечивает промышленность и строительство новыми эффективными материалами, снабжает сельское хозяйство минеральными удобрениями и средствами защиты растений, способствует его интенсификации.

Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает горно-химическую (добыча сырья – апатитов, фосфоритов, серы, каменных солей и др.), основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений), химию органического синтеза (производство полимеров) и переработку полимерных материалов (производство шин, изделий из пластмасс и т. д.), микробиологическую промышленность.

Размещения отраслей химической промышленности определяются совокупностью различных факторов.

Для горнохимической промышленности, как для любой добывающей отрасли, главный фактор размещения – природно-ресурсный.

Предприятия основной химии и органического синтеза ориентируются на потребителя, обеспеченность водными ресурсами и дешевой электроэнергией.

Для размещения предприятий отраслей, производящих готовую продукцию, главным фактором является потребительский.

Химическая промышленность – наукоемкая отрасль, поэтому фактор наукоемкости определяет размещение большинства производств, прежде всего «верхних» этажей. Этот фактор в совокупности с потребительским определил современное размещение химической промышленности.

Основная доля производства химической продукции приходится на развитые страны, где сконцентрированы отрасли, перерабатывающие сырье и производящие готовую продукцию. В развивающихся странах до недавнего времени химия была представлена в основном горно-химической отраслью. Однако в последнее время химия органического синтеза стала быстро развиваться и в странах, которые обладают собственными запасами нефти и газа (страны Персидского залива, Северной Африки, Мексика и Венесуэла).

В мировой химической промышленности сложились 4 главных региона: США, Зарубежная Европа, СНГ, Япония и Китай. В каждом из них получили развитие все отрасли химии, но в особенности химия органического синтеза и производство полимерных материалов.

В производстве продукции основной химии (кислоты и удобрения) мировыми лидерами являются США, Китай и Россия. В производстве пластмасс, химических волокон и синтетического каучука лидируют США, Япония, Франция, Германия и Республика Корея.

Металлургическая промышленность. Металлургия является одной из базовых отраслей промышленности и обеспечивает человечество конструкционными материалами, черными и цветными металлами. Эта отрасль включает в себя все процессы – от добычи руды до выпуска проката. В ее состав входят две отрасли: черная и цветная металлургия.

География черной металлургии складывается под влиянием топливно-ресурсных факторов – каменноугольных и железорудных бассейнов. Наиболее богаты железной рудой КНР, Бразилия, Австралия, Украина, Индия, США, Россия, Канада, страны Северной Африки. В последние десятилетия добыча железной руды в развитых странах Европы и США стабилизировалась или даже уменьшилась изза оскудения ряда месторождений. В настоящее время главные страны – экспортеры железной руды – Бразилия, Австралия, Индия, Канада, ЮАР.

В эпоху НТР черная металлургия ориентируется на грузопотоки железной руды и коксующегося угля. В результате в развитых странах произошел сдвиг отрасли к морским портам – в США, Японии, странах Западной Европы.

В последнее время широкое распространение получает ориентация на потребителя, что объясняется переходом от сооружения комбинатов-гигантов к созданию мини-заводов, имеющих более свободное размещение.

Ведущими странами в производстве металла являются КНР, Япония, США, Россия, Германия, Республика Корея, Украина. В то время как в развитых странах выплавка стали либо снижается, либо остается стабильной, в развивающихся странах она увеличивается. Это прежде всего касается Бразилии, Индии, Мексики, но надо иметь в виду что в этих странах производится основной «рядовой» металл, а качественные стали по-прежнему выплавляются в развитых странах.

Цветная металлургия по объему производства уступает черной в 20 раз. Для руд тяжелых металлов типично низкое содержание самого металла. Поэтому металлургия тяжелых цветных металлов имеет сырьевую ориентацию в размещении предприятий.

Так, в США, Канаде, Австралии, России, Испании, Польше, Чили, Замбии, Перу подобная ориентация привела к тому, что главные центры выплавки меди сформировались в местах добычи медной руды. В развивающихся странах сложились начальные стадии производства – добыча руды, производство концентрата и черновой меди. Конечные стадии производства сосредоточены в тех странах, где нет собственных запасов медной руды.

Во второй половине 1970-х годов был взят курс на ресурсосбережение и охрану окружающей среды, выплавка тяжелых металлов в развитых странах стала сокращаться, а в развивающихся – наоборот, увеличиваться. Здесь стали осваиваться не только начальные, но и конечные стадии производственного процесса, налаживается выпуск рафинированной меди. В результате наблюдается территориальный разрыв между производством и потреблением тяжелых металлов. Главные экспортеры рафинированной меди – Чили, Замбия, Народная Республика Конго, Перу, Филиппины, а главные импортеры – США, Германия, Франция, Италия, Япония, Великобритания.

Руды легких металлов, прежде всего алюминия, по содержанию полезного компонента – глинозема – напоминают железную руду (40-60%) и поэтому вполне транспортабельны.

Основные запасы бокситов сосредоточены в Австралии, Гвинее, Бразилии, КНР, Индии, Суринаме. Выплавка же алюминия и других легких металлов очень энергоемкий процесс, который могут себе позволить развитые страны, где имеются крупные источники электроэнергии. Поэтому алюминиевая промышленность характеризуется сильным территориальным разрывом между добычей сырья и его переработкой и потреблением: добыча бокситов сосредоточена в основном в развивающихся странах, а производство глинозема и алюминия – в развитых. Швейцария, Бахрейн, абсолютно не имеющие алюминиевого сырья, выплавляют алюминий, используя дешевую электроэнергию, и полностью его экспортируют.

В мире по производству алюминия лидируют Китай, США, Россия, Канада, Австралия и Бразилия.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Отрасль включает заготовку, механическую обработку (деревoобработка), химическую переработку древесины (лесохимия, целлюлозно-бумажная промышленность).

Особенности размещения в первую очередь определяются сырьевым фактором, но для лесохимии важны также энергетический и водный факторы, а для мебельной – потребительский.

Леса мира распространены неравномерно. Они образуют два приблизительно равных по площади и запасам древесины лесных пояса – северный и южный. Северный – в зоне умеренного и отчасти субтропического климатов. Самые многолесные страны северного пояса – Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция. Южный пояс – в зоне тропического и экваториального климатов. Основные лесные районы южного пояса – Амазония, бассейн Конго, ЮгоВосточная Азия, страны: Конго, Бразилия, Венесуэла.

Лесная промышленность характеризуется наличием двух лесных поясов. В пределах северного лесного пояса заготавливается хвойная древесина, которая затем перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии лесная и деревообрабатывающая промышленность – важные отрасли международной специализации. Первое место в мире по экспорту лесной продукции занимает Канада. Главными импортерами древесины являются страны Западной Европы и Япония.

В пределах южного лесного пояса заготавливается лиственная древесина. Здесь сложились три главных ареала лесной промышленности: Бразилия, Тропическая Африка, ЮгоВосточная Азия. Заготавливаемая в них древесина морским путем вывозится в Японию, Западную Европу, а остальная преимущественно идет на дрова.

Для изготовления бумаги в странах южного пояса зачастую используют недревесное сырье: бамбук в Индии, сизаль в Бразилии, Танзании, джут в Бангладеш. И тем не менее по ее производству из расчета на душу населения эти страны отстают особенно сильно.

Леса называют «легкими» планеты, они играют огромную роль в жизни всего человечества. Они восстанавливают кислород в атмосфере, сохраняют грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Сведение тропических лесов Амазонии приводит к нарушению «легких» планеты. Сохранение лесов необходимо в том числе и для здоровья человечества.

Лесные ресурсы относятся к возобновимым. Но проблема сокращения лесных ресурсов и обезлесивания территорий стоит достаточно остро. Для рационального использования лесных ресурсов необходимо комплексно перерабатывать сырье, не вырубать леса в объеме, превышающем их прирост, проводить лесовосстановительные работы.

Легкая промышленность. Эта отрасль включает в себя первичную обработку сырья, текстильную, швейную и обувную отрасли.

Одной из ведущих отраслей легкой промышленности является текстильная. В структуре производства уменьшается доля натурального и увеличивается доля химического волокна. На первом месте стоит производство хлопчатобумажных тканей, где лидерами являются Китай, Индия. Второе место принадлежит производству тканей из химического волокна, здесь лидируют США, Индия, Япония и Республика Корея. В производстве шелковых и шерстяных тканей лидируют США, Япония, КНР. В то же время на экспорт больше производится продукции в развивающихся странах. Главные экспортеры – Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия и др. Здесь текстильная промышленность переживает настоящий бум, ориентируясь на дешевую рабочую силу.


Похожая информация.


Понравилось? Лайкни нас на Facebook