Налог на имущество физических лиц относится к. Налог на недвижимость физических лиц. Рассчитываем по новым правилам. Будет ли пересчитана сумма налога, если я отношусь к льготной категории, но не уведомил об этом налоговые органы

Налог на имущество физических лиц - понятие

- это , который уплачивают физические лица - собственники имущества, признаваемого .

Итак, один раз в год все физические лица, которые являются собственниками автомобиля, другой зарегистрированной в ГАИ, технадзоре техники, квартир, жилых домов (ИЖС), дач, земельных участков должны получать из налоговых органов "письма счастья", в которых вложено две квитанции об уплате налога (с 2012 года ФНС присылает единую квитанцию по всем имущественным налогам).

Радость вряд ли кто испытывал - ведь за все время действия Налогового кодекса РФ размер и ставки налога на имущество физических лиц ни разу не понижались.

Более того, с 2011 года происходит вообще нонсенс - налоговые органы предлагают доплатить налог на имущество за 2008 и другие (более ранние) годы , хотя это прямо противоречит статье 5 Налогового кодекса РФ (имея в виду не технические ошибки, а на основании новых ставок налога).

Итак, до 2012 года один раз в год все физические лица, которые являются собственниками квартир, жилых домов (ИЖС), дач и долей в них получали из налоговых органов "письма счастья", в которых вложено две квитанции об уплате налога на имущество, а также уведомления об уплате земельного и транспортного налогов. С 2012 года нам приходит единое уведомление по всем имущественным налогам.

Налог на имущество - один из немногих налогов, который до 31.12.2014 регулировался не Налоговым кодексом РФ, а отдельным "бородатым" Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ, которым в Налоговый кодекс РФ вводится отдельная глава, регулирующая вопросы налогообложения имущества физлиц.

Почему вырос налог на имущество физлиц за 2017 год

В некоторых регионах размер налога на имущество вырос. В ФНС поясняют, что это связано с изменением коэффициента к налоговому периоду 2017 года, примененному при расчете платежа.

В 28 регионах, включая Москву, Московскую область, Башкортостан и Татарстан (полный перечень можно посмотреть на сайте Росреестра), где при расчете налога на имущество физлиц третий год применяется кадастровая стоимость, коэффициент при расчете налога за 2017 год составляет 0,6 (при расчете налога за 2016 год применялся 0,4).

В 21 субъекте, в числе которых Санкт-Петербург, Ставропольский край, Воронежская и Челябинская области, кадастровая стоимость применяется второй год. Коэффициент там равен 0,4 (при расчете налога за 2016 год применялся 0,2).

В 14 регионах, включая Республику Саха, Краснодарский, Хабаровский края, Оренбургскую область, налог впервые будет начислен исходя из кадастровой стоимости. Коэффициент к налоговому периоду составляет 0,2.

В регионах, где использована инвентаризационная стоимость, изменилось значение коэффициента-дефлятора на 2017 год, установленного Минэкономразвития России, - 1,425 (ранее 1,329).

В некоторых регионах были применены новые результаты кадастровой оценки недвижимости.

Краткий обзор изменений, внесенных Законом № 284-ФЗ

Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 32 "Налог на имущество физических лиц" которой:

Детальный анализ всех изменений изложен ниже.

Объект налогообложения и плательщики налога на имущество

По Закону РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" По Федеральному закону от 04.10.2014 № 284-ФЗ

По Закону РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" объектом обложения налогом является недвижимое имущество физических лиц:

  • жилого дома;

  • квартиры;

  • комнаты;

  • дачи;

  • гаража;

  • иного помещения, строения, сооружения;

  • долей в указанном выше имуществе

Следовательно, плательщиками налога на имущество являются собственники указаного имущества.

Примечание : с 2015 года осуществлен переход к налогообложению от кадастровой стоимости в качестве налоговой базы в следующих субъектах - республики Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Коми, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Амурская, Архангельская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская , Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Ярославская области, Забайкальский край, г. Москва , Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.

При переходе на расчет налога по кадастровой стоимости будут применяться понижающий коэффициент 0,2 (за первый год применения кадастровой стоимости) и система не облагаемых налогом вычетов из кадастровой стоимости для 10 кв. м по каждой комнате, 20 кв. м. - по квартире и 50 кв м - по жилому дому.

Кроме того, будут сохранены налоговые льготы для 15 основных категорий налогоплательщиков, указанных в статье 407 Налогового кодекса РФ (включая пенсионеров , инвалидов I и II групп инвалидности, военнослужащих). Льгота будет предоставлена только за один объект налогообложения определенного вида, не используемый в предпринимательской деятельности (например, только за одну из двух имеющихся у налогоплательщика квартир, за одно из нескольких машино-мест , за один гараж и т.д.).

С переходом на новый порядок к налогообложению будут привлечены собственники объектов, по которым налоги ранее не рассчитывались из-за отсутствия (садовые и дачные дома, квартиры, гаражи, объекты незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в "упрощенном" порядке без проведения технической инвентаризации, и т.п.).

Схематичто изложенное можно изобразить так:

Электронные сервисы "Предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости":

Начиная с 2016 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться (за налоговый период 2015 год и далее) по новым правилам в соответствии с главой 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса РФ.

Органы власти 28 субъектов Российской Федерации субъектов Российской Федерации приняли решение о применении с 01.01.2015 кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы.

Электронные сервисы "Предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости" ФНС:

Срок уплаты налога на имущество физических лиц

Согласно действующей до 31 декабря 2014 года редакции пункта 9 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 налог на имущество физических лиц за 2013 год перечисляется не позднее 1 ноября 2014 года (до внесения Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ изменений в указанную статью уплата налога производилась равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября).

С 1 января 2015 года срок уплаты налога на имущество физических лиц изменится: данный налог будет подлежать уплате на основании налогового уведомления не позднее 1 октября , следующего за тем годом, за который он исчислен.

С 01.01.2016 - срок уплаты еще раз изменен - сдвинут до 1 декабря (Закон от 23.11.2015 № 320-ФЗ изменений, действующих с 01.01.2016).

Здесь уместно сказать, что обязанность по уплате налога у налогоплательщика - физического лица до 2015 года возникала только после получения им налогового уведомления об уплате налога , а с 2015 года (если уведомление не пришло) налогоплательщик обязан в налоговый орган по (для транспортного налога) и по месту нахождения (для недвижимого имущества) о наличии у него таких объектов в срок года, следующего за истекшим .

Ответы на часто задаваемые вопросы:

Порядок определения стоимости имущества

Со 2 сентября 2010 года пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ установлен срок ежегодного предоставления сведений о стоимости имущества органами, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств. Сведения о расположенном на подведомственной указанным государственным органам территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы теперь должны предоставляться ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, за исключением органов местного самоуправления, которые должны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК ежегодно до 1 февраля (пункты 9.1. и 9.2. статьи 85 Налогового кодекса РФ).

Закон от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"

Принятый Государственной Думе РФ законопроект № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части предложений по формированию рынка доступного жилья)" подписан Президентом РФ 04.10.2014 "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц".

24 сентября 2014 года было принято решение принять законопроект № 51763-4 во втором чтении, а 26.09.2014 - в третьем (окончательном) чтении и направлен в Совет Федерации. Данный законопроект подписан Президентом РФ 04.10.2014 в изложенной ниже редакции и вступает в силу с 01.01.2015.

Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц"

Глава 32. Налог на имущество физических лиц

Статья 399. Общие положения

1. (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы , Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы , не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Статья 400. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица , обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статья 401. Объект налогообложения

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

2. В целях настоящей главы жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

3. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Комментарий к статье 401 НК

Статья 402. Налоговая база

Статья 406. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

2. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

1) 0,1 процента в отношении:

жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат ;
в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ

объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

Начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится в соответствии с настоящей статьей без учета положений настоящего пункта.

Предусмотренная настоящим пунктом формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, «включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 3782 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса , за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

(абз. 12 пункта 8 в ред. Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ)

8.1. В случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Положения настоящего пункта применяются при исчислении налога начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 3782 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 3782 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

(абз. 3 пункта 8.1 в ред. Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ)

9. В случае, если исчисленное в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений пункта 8 настоящей статьи.

Статья 409. Порядок и сроки уплаты налога

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

4) иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренные в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта.

2. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.

3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

В 2019 году установлен новый порядок расчета налога на имущество, базой для которого выступит кадастровая стоимость, ставка равна 0,1% без учета изменений в отдельных регионах, дополнен список льготных категорий граждан.

В 2019 году будут введены изменения в порядок расчета налога на имущество физических лиц, которые приведут:

  1. К постепенному увеличению ставки и единому порядку ее определения.
  2. Изменению в составе объектов налогообложения.
  3. Введению вычета на отдельные категории недвижимого имущества.
  4. К реализации права оспорить плательщиком кадастровую стоимость.
  5. Расширению списка льготных категорий граждан.
  6. Появлению обязанности к уплате жителями Крыма.

Принципы реформы

Изменения в системе налогообложения начались еще в 2014 году, когда внесли дополнение в Фискальный кодекс. Критерии поправок заключаются в следующем:

  1. Расчет по новым коэффициентам постепенно. Гражданам предложен адаптационный период, в котором использовался низкий показатель. В 2015 году – 0,2 пункта, 2016 и 2017 – 0,6 и в 2018 году достиг нормативного значения и составил 0,8. С 1 января 2019 года для расчета будут использовать утвержденную фискальную ставку, однако можно будет еще заплатить сумму, рассчитанную последний раз на основе инвентаризационной оценки. Согласно новому закону, максимальный рост налога не превысит 10% в год. Итоговый размер должен быть установлен в 2020 году.
  2. Определение выгодной ставки. Первоначальная разница между кадастровой и инвентаризационной оценкой была большой. Суммы отличались более чем в 5 раз. Применение новых показателей позволит пополнить бюджет за счет приближения кадастровой стоимости к рыночным значениям. Изменения приблизили используемые показатели к рыночным значениям.
  3. При несогласии с кадастровой оценкой физическое лицо для защиты интересов обращается в комиссию Росреестра, а при отсутствии желаемого результата в суд.
  4. Размер налога за гаражи и парковочные места сделали одинаковым. До 1 января за платили 2% от стоимости, согласно кадастру, с нового года ставка составит от 0,1% до 0,3%. Сохранят льготы для налогового вычета. Порядок начисления и возврата будет учтен уже в текущем году за налоговый период 2017 года.

Принципы реализуемой реформы обеспечат пополнение бюджета в большем объеме.

Объекты налогообложения

Оплатить в обязательном порядке налог должен каждый собственник следующих видов имущества:

  • домовладение, квартира, комната или выделенная доля в жилом помещении;
  • объект незавершенного строительства;
  • капитальное строение, в котором одно помещение признано пригодным для проживания;
  • парковочное место или гараж;
  • постройки для хранения хозяйственного инвентаря площадью до 50 квадратных метров, расположенные на участке, предназначенном для строительства дома, высадки плодовых деревьев или овощных культур.

Порядок расчета налога

Согласно Федеральному закону № 334-ФЗ от 03.08.2018, были внесены поправки в 52 статью Налогового кодекса, для граждан с января 2019 году установлены правила использования кадастровой стоимости для расчета налоговой базы на имущество и землю.

Ставка равна 0,1% стоимости, указанной в кадастре. Дополнительно город или регион может увеличить ее размер на 0,2 пункта или отменить.

Налогооблагаемая база рассчитывается исходя из площади без учета 10 метров на владельца комнаты или доли, 20 – квартиры, 50 – собственника частного дома.

Например, в собственности квартира площадью 54 метра, средняя стоимость 1 метра, согласно данным кадастра, 45 000 рублей. Рассчитаем по ставке 0,1%. После вычета установленной законом площади 20 метров сумма к уплате составит 34 х 45 000 х 0,1% = 1 530 рублей.

ВАЖНО: С 1 января 2019 года вычет применяется к комнатам и частям (долям) имущества!

Если в собственности несколько недвижимых объектов, льготы применяют только на один вид недвижимости. Если общая площадь объекта меньше установленного вычета, то оплачивать ничего не надо.

В отдельных регионах установлены ставки прямо пропорционально цене квартиры или дома.

В Москве при оценке в диапазоне 10-20 миллионов налог считают по ставке 0,15%, если недвижимость стоит 20 000-50 000 тыс. руб. – 0,2%, свыше 50 млн до 30 000 000 – 0,3%. Собственники апартаментов оплачивают в размере 0,5% за удобства до 150 квадратных метров и дополнительно 2% на разницу больше установленного минимума. Например, при проживании в апартаментах на площади 200 метров за 150 расчет будет произведен 0,5%, а за оставшиеся 50 квадратов по 2%.

В Постановлении г. Москвы от 26.11.2016 года исключением при расчете базы апартаментов являются перечисленные в нем объекты, кадастровая стоимость которых до 100 000 рублей за метр. Сумма к уплате считается до 1,5%. За гаражи жители столицы платят 0,1%, а хозяйственные строения 0,3%.

В Московской области размер платы устанавливает каждый муниципалитет самостоятельно исходя из особенностей экономического развития района. Средние значения:

  • для квартир, комнат, долей 0,1%;
  • незавершенных объектов строительства и частных домовладений 0,3%;
  • парковки, гаражи, сараи 0,3%.

В Татарстане размер сбора установлен 0,2% для проживающих в квартирах, 0,3 – собственников домов, 0,1 – построек для хранения инструментов и садового инвентаря.

По оценке специалистов, больше всего негативных последствий будет у собственников старых квартир, расположенных в центральной части городов, так как фискальный расчет будет выше в 8-10 раз, чем ранее уплачиваемый. Физическим лицам, проживающим в спальных районах, платить придется в 1,5-2 раза больше. Подробно все ставки и порядок их утверждения представлен на сайте ФНС.

Для коммерческих помещений фискальный взнос установлен:

  • 2% от цены, превышающей 30 000 000 рублей;
  • 0,5% для других видов имущества.

При владении смешанными типами объектов, сочетая в себе офисы и торговые площади, база для расчета будет уменьшена на 1 000 000 рублей.

В 2019 году будет максимальный рост до 20% в регионах, в которых коэффициент меньше 0,6 пунктов. В других – которые постепенно изменили ставки с 2015, и установлен показатель 0,8, применять понижение перестанут. Цель – привести все ставки к единому значению на всей территории страны. Сегодня они дифференцированы, так как разные муниципалитеты вступали с программу в период с 2015-2017 годы постепенно.

ИФНС теперь не будет присылать уведомления, для своевременной оплаты проверяйте данные на сайте ФНС или через Госуслуги.

Правила уменьшения кадастровой стоимости

Закон допускает право на установление объективной стоимости. С момента реализации изменений Росреестр рассмотрел и удовлетворил 40% всех поступивших заявлений, поступивших по вопросу уменьшения данных в кадастре. Если заявление было оставлено без удовлетворения, соберите документы в суд, которые подтвердят ошибку государственных органов при проведении оценки.

Перечень документов для обращения в судебную инстанцию:

  1. Заявление.
  2. Справка о кадастровой стоимости, которая должна быть уменьшена.
  3. Копии правоустанавливающих документов, нотариально заверенные.
  4. Доказательства неточности учреждения при расчете цены объекта.
  5. Отчет об определении стоимости.
  6. Квитанция об оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

При наличии вопросов или отсутствии времени на посещение судебных инстанций доверить решение проблемы можно юристу, который по доверенности представит интересы.

ВАЖНО: Госпошлина и цена услуг независимого оценщика не будут компенсированы при удовлетворении иска, единственный результат – установление справедливой цены и последующий корректный расчет налога.

Например, оценка в кадастре указана 5 000 000 рублей, а рыночная 3 000 000 рублей. Оплата услуг оценщика 3 000 рублей, оформление выписки из ЕГРН 300 рублей. Экономия – платежи в бюджет, рассчитанные по адекватным данным. При стоимости в 5 млн сумма к уплате при ставке 0,1% равна 5 000 рублей, 3 000 000 – 3 000 рублей. Выгода 2 000 позволит за 1,5 года окупить понесенные затраты.

Утвержденная судом кадастровая оценка будет использоваться после вступления решения суда в законную силу, как правило, 10 дней с момента его вынесения. Пересчет налога произведут с момента последней оценки, учитываемой для определения размера налоговых платежей.

Льготы по налогу на имущество

  • пенсионерам по выслуге лет или возрасту;
  • пенсионер в связи с потерей кормильца;
  • подтверждение 1-й или 2-й группы инвалидности;
  • участники ВОВ;
  • родители или супруги гражданина, погибшего при выполнении служебных обязанностей на государственной службе;
  • родители ребенка-инвалида;
  • военнослужащие.

Установлены поправкой льготы для инвалидов детства. В отдельных субъектах федерации введены льготы для многодетных семей.

Платить фискальный сбор обязаны и лица, не достигшие 18 лет. Если бабушка или родственники оформили имущество на школьника. Ответственность за поступление средств в бюджет лежит до его совершеннолетия на родителях.

ВАЖНО: Льготные категории граждан не платят за один объект в каждой категории. Если пенсионер по возрасту имеет 2 квартиры, гараж и дом, то платить надо будет только за 1 из квартир.

Особенности уплаты налога в Крыму

Жители полуострова освобождены от платежей до тех пор, пока не будет сформирован кадастр всех объектов. Задача реализуется постепенно. Так как только в Севастополе более 70 000 объектов описывается и оценивается. По мере завершения работ в каждом городе или районе Крыма платежи будут вводиться. С 01.01.2019 жители Севастополя уже будут пополнять бюджет страны.

Проблема при пополнении кадастра заключается не только в объеме работ, установленных для Росреестра. В Крыму, как в других районах страны, присутствует много земельных участков, хозяйственных построек и гаражей, не поставленных на учет должным образом. Для ускорения легализации объектов Правительство установило до 2019 года возможность бесплатно приватизировать садовые и земельные участки.

Ставки для Крыма не установлены, однако известно, что они будут меньше, чем в крупных городах России, но кадастровую стоимость приблизят к рыночной. В бюджет ожидают поступления от жителей Севастополя на сумму не менее 750 000 000 рублей ежегодно.

Штрафные санкции

За неуплату налога или несвоевременное уведомление об изменении объектов налогообложения предусмотрены санкции. За утаивание недвижимости придется заплатить 20% от кадастра за каждый объект. Сообщить о появлении нового объекта собственности можно посредством личного обращения в ИФНС, по электронной почте или через личный кабинет, можно отправить заказное письмо с уведомлением.

ВАЖНО: Расчет по новой стоимости произведут с момента внесения данных в ЕГРП.

Единая методика проведения кадастровой оценки позволит избежать ошибок и уменьшить количество обращений граждан по ее изменению. Расчет по новым правилам, с одной стороны, увеличит налоговую нагрузку на граждан, особенно это будет ощутимо для среднего класса. С другой – рост коэффициентов на дорогостоящую собственность позволит привлечь в бюджет больше средств, которые будут направлены на решение социальных программ.

Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
7 сентября 2018 .

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее — местные НПА). При этом местные НПА определяют налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, а также налоговые льготы (п. 2 ст. 15 , ст. 399 НК РФ; ст. 1 Закона г. Москвы от 19.11.2014 N 51).

1. Максимальные и минимальные ставки по налогу на имущество

Ставки по налогу на имущество физических лиц зависят от порядка определения налоговой базы.

1.1. Максимальные и минимальные ставки при исчислении налога исходя из кадастровой стоимости имущества

При определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества базовый размер налоговых ставок, установленный НК РФ, может быть уменьшен до нуля или увеличен не более чем в три раза местными НПА (п. 3 ст. 406 НК РФ).

Базовый размер налоговых ставок составляет (п. 2 ст. 406 НК РФ):

1) 0,1% в отношении:

  • жилых домов, жилых помещений;
  • объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
  • единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
  • гаражей и машино-мест;
  • хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2% в отношении имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб.;

3) 0,5% в отношении иного имущества.

Отметим особенности применения налоговых ставок в отношении машино-мест и нежилых домов, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

До 01.01.2017 отсутствовало определение машино-места, поэтому права на них могли оформляться как на часть или на долю в нежилом помещении без указания конкретного назначения. Такие объекты облагались налогом по ставке до 0,5% без применения налоговых льгот. С 2017 г., если объект фактически отвечает требованиям и характеристикам машино-места, но таковым не назван при регистрации права на него, собственник вправе обратиться в органы Росреестра для изменения наименования объекта. После этого налоговые органы рассчитают налог на имущество с применением меньшей ставки налога либо льготы (Письмо ФНС России от 07.12.2016 N БС-4-21/23301@; Информация ФНС России от 08.12.2016).

В отношении нежилых домов, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, начиная с 2015 г. применяется та же налоговая ставка, что и к жилым домам. Налогоплательщики, уплатившие налог по таким объектам в большем размере, имеют право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы (п. 1 ст. 78 , п. 2 ст. 401 , пп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ; ч. 18 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).

1.2. Максимальные ставки при исчислении налога исходя из инвентаризационной стоимости имущества

При определении налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости имущества налоговые ставки устанавливаются в зависимости от величины суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор (далее — СИСкд), в следующих пределах:

1) до 0,1% включительно, если значение СИСкд не превышает 300 тыс. руб.;

2) свыше 0,1 до 0,3% включительно — при значении СИСкд свыше 300 тыс. руб. и не более 500 тыс. руб.;

2) свыше 0,3 до 2% включительно — при значении СИСкд свыше 500 тыс. руб.

Справка. Размер коэффициента-дефлятора

В целях исчисления налога на имущество физических лиц размер коэффициента-дефлятора на 2017 г. составляет 1,425 (абз. 6 Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2016 N 698).

2. Установление дифференцированных налоговых ставок

Допускается установление местными НПА дифференцированных налоговых ставок в зависимости от (п. 5 ст. 406 НК РФ):

1) кадастровой (инвентаризационной) стоимости имущества;

2) вида имущества;

3) места нахождения имущества;

4) видов территориальных зон, в границах которых расположено имущество.

3. Размер налоговых ставок, если он не определен местными НПА

Если налоговые ставки не определены местными НПА, налогообложение производится (п. 6 ст. 406 НК РФ):

1) если налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества — по базовым ставкам, указанным в разд. 1.1;

2) при определении налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости имущества:

  • по ставке 0,1% в отношении имущества, у которого значение СИСкд до 500 тыс. руб. включительно;
  • по ставке 0,3% в отношении иного имущества.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате.

Немало вопросов как у бухгалтеров юрлиц, так и у простых граждан вызывает расчет годового налога на имущество, а также авансовых платежей. Исходя из каких показателей, необходимо определять сумму фискального сбора? Какие при этом использовать ставки? Как определять налогооблагаемую базу? Ответим на все вопросы подробнее, ведь правильность исчисления важна не только для предприятий в целях обеспечения достоверности бухучета, но и для физлиц для оценки корректности действий ИФНС.

По умолчанию налог на имущество физических лиц вычисляется сотрудниками ФНС РФ, а для уплаты гражданам рассылаются уведомления с платежными квитанциями. Все, что человеку остается – это пойти в банк и оплатить сумму по указанным реквизитам и в установленные сроки. Что нужно знать о налогообложении имущественного объекта?

Налоговый расчет ФНС осуществляет по итогам прошедшего года (календарного) и в соответствии с законодательными требованиями глав. 32 НК и нормативных документов субъектов России. К плательщикам относятся граждане, обладающие правами на собственность в части налогооблагаемых объектов (стат. 400). В число последних входят согласно стат. 401 следующие виды имущества:

  • Дома, комнаты, квартиры жилого назначения.
  • Машино-места и гаражи.
  • Объекты, в процессе строительства, то есть незавершенные.
  • Единый комплекс недвижимости.
  • Прочие помещения, сооружения и здания.

Обратите внимание! По п. 3 стат. 401 не подлежат налогообложению объекты, которые входят в состав общедомового имущества в многоквартирных домах. Но строения на участках земли, используемые под личное хозяйство, признаются налогооблагаемыми объектами (п. 2 стат. 401) в общем порядке.

Какие показатели применяются для подсчета

Начиная с 2015 г., расчет выполняется не по инвентаризационной стоимости, а по цене кадастра (стат. 402 НК). Разница заключается в том, что кадастровые данные более актуальны и приближены к рыночным, а значит, суммы платежей повышаются. И чем собственное жилье дороже, тем на больший налог придется раскошелиться владельцу. Какие показатели используются при начислении ФНС налога:

  • Стоимость кадастровая – сведения проверяются и вычисляются ФСК, кадастровой палатой, затем направляются в службу Росреестра.
  • Стоимость инвентаризационная – сведения утверждаются БТИ.
  • Коэффициент-дефлятор – утверждается на федеральном уровне Минэкономразвитием России и используется при вычислении налога по инвентаризационной цене (стат. 404).
  • Ставки налога – утверждаются муниципальными властями в процентных показателях и различаются по методике расчета: по кадастровой стоимости или инвентаризационной.
  • Величина вычета – определяется по видам жилых объектов, исходя из норм стат. 403 и решения властей МО (в сторону увеличения).
  • Льготы – применяются по отношению к отдельным категориям плательщиков. К примеру, это герои СССР, инвалиды, участники ВОВ и пр. лица по стат. 407. Чтобы оформить льготу, в ФНС требуется представить письменное заявление – срок сдачи ограничен 1 ноября года, по которому будет предоставлено право на применение льготы.
  • Понижающий коэффициент – применяется при неполном владении имуществом, то есть с возникновением/прекращением права собственности в середине года (п. 5 стат. 408).

Пример расчета налога на имущество физ лицами

Формула расчета налога на имущество утверждена в п. 8 стат. 408 НК. Рассмотрим, как задействуются упомянутые выше показатели при определении фискального платежа в ФНС.

Сумма налога к оплате в бюджет = (Налог по кадастровой стоимости – Налог по инвентаризационной стоимости) х Поправочный коэффициент + Налог по инвентаризационной стоимости.

Предположим, что физлицо владеет квартирой с общей площадью в 70 кв. м. По п. 3 стат. 403 вычет по квартирам равен 20 кв. м., следовательно, облагается только 50 кв. м. Поправочный коэффициент при определении налога на имущество в 2017 году за 2016 год составляет 0,2 (для справки – 0,4 за 2017 г., 0,6 – за 2018 г., 0,8 – за 2019 г., с 2020 не используется).

Допустим, что КС (кадастровая стоимость) равна 2700000 руб., а инвентаризационная – 200000 руб. Рассчитайте налог:

  • Налоговый вычет = 2700000 /70 х 20 = 771429 руб.
  • Налоговая ставка утверждена в 0,1 %. (2700000 – 771429) х 0,1 % = 1929 руб. сумма налога по КС.
  • Налоговая ставка утверждена в 0,1 % (подп. 2 п. 6 стат. 406) по объектам стоимостью до 500000 руб. с применением коэффициента-дефлятора, который равен 1,329 (по последним данным за 2016 г. согласно Приказу № 772 от 20.10.15 г.). 200000 х 1,329 х 0,1 % = 266 руб.
  • Налог к оплате = (1929 – 266) х 0,2 + 266 = 599 руб. налог для перечисления в бюджет по квартире за 2016 г.

Обратите внимание! Для облегчения подсчетов на федеральном ресурсе Налоговой Службы размещен налоговый калькулятор расчета по любым видам принадлежащих физлицу объектам. Чтобы произвести вычисления, необходимо последовательно выбрать нужные поля и заполнить предлагаемую форму. Среди показателей, которые требуется внести в онлайн калькулятор – периоды расчета и владения, регион РФ, вид и площадь объекта, инвентаризационная стоимость, размер доли, ставка в %, льгота (при наличии). В отдельном справочнике можно уточнить тарифные ставки в своем регионе, а кадастровые показатели налога определяются самостоятельно.

Порядок расчета налога на имущество предприятий

При определении налога на имущество организаций в 2017 г. применяются свои правила. Законодательное регулирование этого фискального сбора осуществляется на основании глав. 30 НК. Рассмотрим особенности порядка расчета налога на имущество организаций:

  • Налогоплательщики – компании, владеющие налогооблагаемыми объектами (п. 1 стат. 373 НК).
  • Объекты налогообложения – движимые и недвижимые активы, включая переданные другим субъектам, но числящиеся на балансе в качестве ОС (п. 1 стат. 374). Не начисляется налог на земельные участки, различные объекты природопользования и другие виды имущества по п. 4 стат. 374.
  • Налогооблагаемая база – в общем порядке вычисляется согласно среднегодовой стоимости (п. 1 стат. 375), в отдельных случаях – из кадастровой (п. 2 стат. 375).
  • Периоды расчетов – за налоговый период берется год (календарный), отчетные – квартал, полугодие, 9 мес. (п. 1 стат. 379). В отдельных случаях, а именно при исчислениях платежей из кадастровых цен, за отчетные периоды приняты кварталы – первый, второй и третий.
  • Ставка налога – федеральный максимальный тариф утвержден в размере 2,2 % (п. 1 стат. 380), тарифы по недвижимым объектам, расчеты налога по которым ведутся из кадастра, утверждены в подп. 1.1 п. 1 стат. 380. По решению региональных властей ставки могут изменяться в сторону уменьшения, но не увеличения.
  • Налоговые льготы – предусмотрены для отдельных категорий юрлиц, к примеру, религиозных структур. Полный перечень в стат. 381.
  • Расчет авансов по налогу на имущество – ведется по итогам отчетных периодов (п. 4 стат. 382).
  • Уплата итоговой суммы налога – производится с учетом ранее перечисленных авансовых сумм (п. 2 стат. 382).
  • Начисление налога – производится отдельно по местам учета ОП с собственным балансом; месту учета юрлица; месту нахождения имущественных недвижимых объектов.
  • Понижающий коэффициент – применяется при возникновении/прекращении права на объект в середине периода (п. 5 стат. 382).
  • Сроки уплаты – утверждаются на региональном уровне (п. 1 стат. 383).
  • Отчетность – представляется в территориальную инспекцию ФНС по утвержденным формам в виде декларации (за год) и авансовых расчетов (за отчетные периоды). Сдавать документы можно через ТКС (налогоплательщиками по п. 3 стат. 80) или «на бумаге».
  • Сроки сдачи – 30-ое марта для декларации, 30-ое число последующего за отчетным периодом месяца – для отчетных периодов.

Обратите внимание! Если у компании отсутствуют налогооблагаемые объекты, нулевой авансовый расчет по налогу на имущество, равно как и декларация, не формируются и не подаются в налоговые органы.

Расчет авансовых платежей по налогу на имущество юрлиц

В соответствии с нормативными требованиями компания должна рассчитываться налог одним из возможных способов – по данным среднегодовой или же кадастровой стоимости (КС). Авансовые платежи определяются как 1/4 от полученного произведения налогооблагаемой базы и тарифной ставки (п. 4 стат. 382). Порядок вычисления базы такой:

  • При кадастровой стоимости (менее распространенный способ) – берется показатель КС объекта по состоянию на 01.01 расчетного периода (подп. 1 п. 12 стат. 2 НК); по новым объектам – на день внесения сведений в реестр (п. 10 стат. 378.2).
  • При среднегодовой стоимости – берется показатель частного от деления суммы всех показателей ОС остаточной стоимости (на первые числа отчетных месяцев и следующего месяца) на количество отчетных месяцев, увеличенное на число 1. К примеру, при расчетах за квартал, необходимо суммировать данные ОС на 01.01, 01.02, 01.03 и 01.04 и разделить на 4.

Понижающий коэффициент рассчитывается как частное от деления месяцев владения и месяцев периода (налогового или отчетного). При этом округление до полного месяца производится при возникновении права до 15-го числа или прекращении права после 15-го. В случае возникновения права после 15-го (прекращения до 15-го) такой месяц в расчеты не входит.

Образец расчета налога на имущество юридических лиц

Посчитаем авансовый налог за полугодие на примере приведенных цифр. Предположим, бухгалтер компании отразила в учете ОС в принятом порядке. Данные остаточной стоимости следующие:

  • На 01.01. – 118200 руб.
  • На 01.02. – 117850 руб.
  • На 01.03 – 117500 руб.
  • На 01.04 – 117150 руб.
  • На 01.05 – 116800 руб.
  • На 01.06 – 116450 руб.
  • На 01.07 – 116100 руб.

Среднегодовая стоимость = (118200+117850+117500+117150+116800+116450+116100) / 7 = 117150 руб.

Налог (аванс) за полугодие = 117150 х 2,2 (ставка в %) х 1/4 = 644 руб.

В бухпрограммах применяют справку-расчет налога на имущество для пояснения произведенных вычислений. Документ можно сформировать на основании налоговых показателей. Если же бухгалтер вручную определяет суммы фискальных платежей, можно разработать справку самостоятельно с указанием всех необходимых значений.

Учет расчетов по налогу на имущество – проводки:

  • Д 91, 44, 26 К 68 – отражено начисление налога.
  • Д 99 К 68 – отражено начисление пеней и санкций. Расчет пени можно сделать онлайн на специальных сайтах посредством указания утвержденного срока уплаты, фактического дня перечисления и суммы долга.
  • Д 68 К 51 – выполнено перечисление суммы налога в ИФНС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Понравилось? Лайкни нас на Facebook