Информационное обеспечение деятельности налоговых органов. Виды поступающей в налоговые органы информации. виды информации, циркулирующей внутри налоговых органов Виды информации используемой налоговыми органами

Основой современной системы планирования налогового контроля является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

Информация о налогоплательщике из внутренних источников - информация, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них функций, в частности сведения, содержащиеся в соответствующих информационных ресурсах.

Информация о налогоплательщике из внешних источников - информация, полученная налоговыми органами в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная .

При планировании выездных налоговых проверок налоговые органы используют информационные ресурсы ФНС России. Информационные ресурсы о налогоплательщиках представляют собой совокупность сведений о налогоплательщиках, содержащихся как в электронном виде, так и на бумажных носителях. В электронном виде информация накапливается в государственных реестрах ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, иных централизованных информационных ресурсах, формируемых различными программными комплексами. Деятельность налоговых органов но формированию информационных ресурсов о налогоплательщиках должна отвечать следующим основным требованиям:

  • непрерывность - обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;
  • систематизация - создание информационных баз данных о налогоплательщиках;
  • актуализация - своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;
  • полнота - наличие достаточного объема информации о налогоплательщиках, необходимого для принятия обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;
  • достоверность - предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел. В целях проведения такого анализа должно осуществляться сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников, направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы, истребование у налогоплательщика, его контрагентов и иных лиц дополнительных сведений, получение объяснений и документов. Указанные действия производятся с целью подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (сборов);
  • организация рациональной системы обработки и хранения информации - включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в соответствующий программный комплекс налогового органа местного уровня.

В соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией для получения информации о налогоплательщиках налоговые органы используют источники, такие как:

  • МВД России;
  • Минприроды России;
  • Минтранс России;
  • ФМС России;
  • ФССП России;
  • ФТС России;
  • Росводрссурсы;
  • Рослссхоз;
  • Росреестр;
  • Росстат;
  • Ростехнадзор;
  • Росфин надзор;
  • Банк России;
  • ГИБДД МВД России;
  • Госз"дарственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
  • органы ЗАГС;
  • государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;
  • органы лицензирования;
  • иные правоохранительные и контролирующие органы;
  • органы местного самоуправления;

Источниками информации о налогоплательщиках, которая может быть получена налоговыми органами по запросам, являются, например:

  • МВД России;
  • Минтранс России;
  • ФМС России;
  • Роструд;
  • ГИБДД МВД России;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда;
  • лицензирующие органы;
  • органы ЗАГС;
  • банки;
  • биржи;
  • торгово-промышленные палаты субъектов РФ и муниципальных образований;
  • лица, располагающие сведениями о дислокации торговых точек, об арендаторах торговых мест и о рынке потребительских услуг;
  • территориальные органы вышеуказанных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

К иной информации относится информация, поступающая от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.п.), из СМИ, Интернета (открытые базы данных иностранных государств; рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) юридическими и физическими лицами; публикации и т.д.).

Результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках, поступающей из различных источников, является формирование информационных ресурсов налоговых органов.

Сведения из информационных ресурсов, а также результаты проведенного на основании имеющейся информации анализа используются налоговыми органами при осуществлении контрольной работы, прежде всего для отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок, а также для проведения предпроверочного анализа.

  • Общедоступные критерии оценки рисков для налогоплательщиков, утв. приказомФПС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333®.

Информация, используемая налоговой инспекцией, может быть классифицирована по способу получения на:

Информацию, собираемую самой налоговой инспекцией в ходе контрольной работы;

Информацию, поступающую из сторонних источников.

Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые органы имеют право по мотивированному запросу получать от банков справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в течение 5 дней с момента подачи запроса.

Статьей 87 НК РФ установлено также право проведения налоговыми органами встречных проверок, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами. В этом случае, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Информация, поступающая от сторонних организаций весьма объемна и разнообразна, и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.

Так, по источникам ("поставщикам") информации можно выделить:

Информацию от налогоплательщиков (плательщиков сборов);

Информацию от налоговых агентов;

Информацию от сборщиков налогов (сборов);

Информацию от банков и органов казначейства;

Информацию от органов власти и управления;

Других налоговых органов;

Других источников.

От банков и органов казначейства в налоговую инспекцию поступают сведения об уплаченных налогах и сборах, о возвратах и зачетах излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов



От органов государственной власти и управления налоговая инспекция получает сведения о государственной регистрации и снятии с учета юридических лиц и предпринимателей; о регистрации физических лиц по месту жительства и регистрации актов гражданского состояния; о выдаче и прекращении действия лицензий; о сделках с недвижимым имуществом и землей и т.д.

От других налоговых органов в налоговую инспекцию поступает весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговых органов поступают законодательные и нормативные акты, письма и разъяснения по отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней идет поток информации о выявленных фактах деятельности налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и нарушениях им налогового законодательства на других территориях; о филиалах и представительствах налогоплательщиков; материалы встречных проверок, выполненных по заказу инспекции и т.п.

К другим источникам информации можно отнести письма, заявления и жалобы граждан о фактах хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей на контролируемой инспекцией территории; публикации в средствах массовой информации о деятельности налогоплательщиков и их рекламные объявления и т.п.

По периодичности поступления информацию, предоставляемую сторонними источниками, можно разделить на:

Периодическую,

Нерегулярную.

Периодическая информация, в свою очередь, может быть разделена в зависимости от периода поступления на:

Ежемесячную (некоторые налоговые декларации, например, по единому социальному налогу);

Ежеквартальную (бухгалтерская отчетность, декларации по большинству налогов с юриди-ческих лиц и т.п.);

Годовую (декларации о доходах граждан, сведения о доходах физических лиц и т.п.)

К информации, поступающей нерегулярно, можно отнести банковские документы на уплату налогов; информацию об открытии счетов в банках, о сделках с недвижимым имуществом и многие другие сведения. При этом нерегулярность поступления не означает маленький объем поступающих данных. Например, налоговая инспекция ежедневно получает тысячи платежных документов, однако, не существует строгой периодичности фактического перечисления средств в счет уплаты налогов каждым налогоплательщиком, соответственно, и источник этот можно отнести к разряду нерегулярных.

По степени обязательности, информационные потоки можно разделить на:

Обязательные,

Необязательные.

Обязательные информационные потоки могут быть установлены Налоговым кодексом и другими законами, указами Президента или ведомственными (межведомственными) нормативными актами.

В настоящее время основной объем информации поступает в налоговую инспекцию по следующим участкам работы:

Учет налогоплательщиков;

Камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

Учет налогоплательщиков - это первый этап, первый участок налоговой работы. На этом участке налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящими в их хозяйственной деятельности.

Налоговый контроль должен осуществляться уже на этом, первом, участке налоговой работы, иначе есть реальная угроза включения в БД ЕГРН недостоверных данных.

Вторым важнейшим источником информации для работы налоговой инспекции является камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

Камеральная налоговая проверка – это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Третьим важнейшим каналом получения информации налоговой инспекцией является учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов.

В Налоговом кодексе РФ вопросам учета поступлений отведено сравнительно немного места. Это объясняется тем, что учет поступлений является "внутренней" работой налоговой инспекции, и сам по себе не затрагивает интересы налогоплательщиков. Главной задачей инспекторов, занятых на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет (контроль за правильностью исчисления налогов, как было отмечено выше, осуществляется другими подразделениями инспекции). Основным инструментом такого контроля в настоящее время является лицевой счет (ЛС) плательщика.

ЛС открываются на каждое предприятие, на каждый уплачиваемый им налог, на каждый уровень бюджета (если налог подлежит зачислению в разные бюджеты).

ЛС может быть легко представлен в виде программы для обработки на ЭВМ.

Наибольшую сложность с точки зрения информатизации работы отдела учета и отчетности представляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения ЛС и обобщения содержащейся в них информации.

Прием и обработка сведений о доходах физических лиц - это четвертый важнейший источник информации для налоговых органов.

Инспекции получают от работодателей, находящихся на подконтрольной им территории, сведения о доходах граждан, полученных ими по основному и по не основному местам работы в прошлом году.

Необходимо отметить, что мы рассмотрели только основные источники информации, используемой в работе налоговой инспекции. На них приходится примерно 80-85 процентов объема информации, используемой в налоговой работе. Остальные 15-20 процентов информации поступают из других источников, либо собираются самой инспекцией в ходе контрольной работы.

Вся поступающая в налоговые инспекции информация делится на следующие потоки:

  • - сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории;
  • - информация о поступлении и возврате налогов и других платежей;
  • - сведения о доходах, полученных всеми находящимися на данной территории плательщиками;
  • - информация, необходимая для организации работы налоговой инспекции.

Внутри территориальной налоговой инспекции циркулируют следующие потоки данных:

  • 1. Входящая информация по физическим лицам:
    • - заявление на регистрацию;
    • - прочие заявления, письма и жалобы граждан;
    • - акт обследования (опроса);
    • - декларация о совокупном денежном доходе;
    • - акт проверки расчета налога с владельцев строений и земельного налога;
    • - сведения о суммах доходов, выплаченных гражданину за год не по месту основной работы;
    • - сведения об авторских вознаграждениях.
  • 2. Входящая информация по юридическим лицам:
    • - устав и учредительный договор;
    • - свидетельство о регистрации;
    • - номер и дата регистрации в налоговой инспекции;
    • - источники формирования уставного фонда;
    • - баланс и приложения к нему;
    • - информация по авансовым платежам;
    • - письма, исковые заявления;
    • - акты проверок плательщиков налоговыми органами;
    • - налоговые расчеты и акты проверок налоговой полиции;
    • - справка о внесении в госреестр предприятий, организаций;
    • - лицензия на право ведения той или иной деятельности;
    • - докладная записка на штрафы.
  • 3. Входящая информация из банковских учреждений:
    • - мемориальные ордера и уведомления;
    • - платежные поручения, выписки, инкассовые поручения;
    • - платежные извещения;
    • - отчет о кассовом исполнении бюджета;
    • - сведения о вновь открываемых расчетных и бюджетных счетах;
    • - сведения о финансовых операциях.
  • 4. Входящая информация из директивных органов:
    • - решения, постановления, приказы, распоряжения;
    • - письма, телеграммы, разъяснения, запросы, инструкции.
  • 5. Информация по оперативно-бухгалтерскому учету:
    • - реестр поступлений, акты сверки расчетов с налогоплательщиками и акты сверки поступлений по городскому бюджету;
    • - отчеты, заключения;
    • - инкассовые поручения и реестр к ним.
  • 6. Информация по камеральным проверкам:
    • - отчеты и расчеты по налогам и платежам;
    • - распределение доначисленных сумм;
    • - финансовые санкции и их распределение;
    • - справки о представлении деклараций;
    • - платежные извещения населению.
  • 7. Информация по ревизиям:
    • - акты ревизий;
    • - акты проверок правильности взимания госпошлины и подоходного налога с граждан;
    • - предписания о приостановлении операций по счетам в финансово-кредитных учреждениях.
  • 8. Справочная информация:
    • - отчеты по поступлениям в бюджет и контрольной деятельности;
    • - аналитические записки и статистические таблицы;
    • - учетные и сводные сведения по налогоплательщикам;
    • - информация для передачи в вышестоящую организацию;
    • - информация для передачи в местные директивные органы.
  • 9. Юридическая информация:
    • - протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам в банковских учреждениях;
    • - протоколы, постановления по делам об административных нарушениях;
    • - исковые заявления в суд и арбитраж.

Кроме того, ФНС использует дополнительные базы данных, например, учетно-регистрационные данные о хозяйствующих субъектах из банков данных Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), формируемого органами ФНС России, а также данные Единого государственного реестра предприятий и организаций (ЕГРПО), формируемого органами Госкомстата России (см. Приложение).

Однако, в силу различных причин (например, времени подачи налогоплательщиками сведений о себе, их составу и ответственности за искажение представленных данных) сведения из ЕГРЮЛ оказываются, как правило, более точными, чем из ЕГРПО.

Помимо представленных выше двух основных задач, на решение которых направлена информационная работа, она включает в себя ряд внутренних (технологических) элементов:

  • - настройка СУБД на предметную область правоохранительных органов, обеспечивающих поступление налогов и сборов в бюджет;
  • - ведение банков данных, актуализация накапливаемой в них информации;
  • - организация сбора информации (ее передачи по каналам связи), обеспечение доступа заинтересованных пользователей к накопленным данным, возможности исполнения запросов на получение информации;
  • - обеспечение работоспособности технических средств накопления, передачи и обработки данных;
  • - защита информации от разрушения, модификации, несанкционированного доступа и т.п.

Место информационных массивов в обеспечении деятельности ФНС можно представить себе в виде следующей последовательности действий.

Сотрудники ФНС получили первичную информации о фактах и признаках экономических преступлении в виде уклонения от уплаты налогов, лицах и хозяйствующих субъектах, которые подозреваются в их совершении. Как правило, она содержит признаки, которые позволяют обоснованно подозревать конкретные хозяйствующие субъекты в совершении налоговых преступлений и правонарушений.

Далее они проводят оценку полученной информации, которая включает установку физических лиц и организаций, фигурирующих в первичном сообщении, получение иных сведений, имеющих отношение к существу сообщения или вопросам хозяйственной деятельности упоминавшихся субъектов. С этой целью используются учетно-регистрационные данные, которые позволяют установить, действительно ли существуют эти лица и организации и на законном основании они ведут свою деятельность или нет. Наряду с этим изучается финансово-хозяйственная деятельность объектов проверки. Это позволяет оценить достоверность полученной информации, сделать предположения о возможных способах совершения преступлений, установить связи проверяемых объектов.

Затем строятся оперативные версии, план оперативных мероприятий по их отработке. Построение оперативных версий возможно, как правило, после того как первичная информация будет дополнена учетно-регистрационными данными и сведениями о финансово-хозяйственной деятельности. Существенную помощь может оказать информация о ранее выявленных и пресеченных преступлениях со схожими признаками.

И наконец, осуществляется проверка оперативных версий посредством получения, анализа и оценки информации из различных источников (агентурных сообщений, ответов на разовые запросы, оперативно-технических мероприятий, внутренних баз данных, внешних информационных массивов, получаемых официально и оперативным путем).

Проверку оперативных версий можно осуществлять посредством сравнения исследуемого случая с уже известными примерами, данные о которых накапливаются в ведомственных базах данных. Для этого необходимо выделить в них сходные и отличительные признаки. Это можно сделать оперативным путем, посредством проведения целевых вербовок, запросов, проведения оперативно-технических мероприятий, или путем получения и анализа открытой информации, данных о финансово-хозяйственной деятельности из информационных массивов различных ведомств и коммерческих организаций.

Перечислим основные информационные массивы, используемые для обеспечения такого рода деятельности. Они как правило бывают внешние и внутренние.

Внешними информационными массивами, как правило, являются учетно-регистрационные данные о субъектах финансово-хозяйственной деятельности.

Таблица 2

Ведомство

Информационный ресурс

ФНС России

Единый государственный реестр юридических лиц

Минюст России

Представительства иностранных компаний, аккредитованные в Российской Федерации и внесенные в государственный реестр

Госкомстат России

Сведения из ЕГРПО о субъектах, занятых хозяйственной деятельностью и зарегистрированные в Российской Федерации

Минфин России

Сведения о налогоплательщиках, осуществляющих страховую деятельность и внесенных в единый Государственный реестр страховщиков

Информация о лицензиатах (юридических и физических лицах), имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности

Минтранс России

Базы данных о лицензиатах

Также внешними информационными массивами являются данные об элементах финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Таблица 3

Ведомство

Информационный ресурс

ЦБ России

Сведения о «подозрительных» внешнеэкономических контрактах

ГТК России

Сведения о таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

Сведения о таможенных приходных ордерах, составленных на товары, оформленные в таможенном отношении физическими и юридическими лицами

Сведения о поступлении на счета налогоплательщиков - участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - валютной выручки от экспорта товаров в счет исполнения обязательств по внешнеторговым договорам

Сведения о перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте десять тысяч долларов США

Сведения о российских участниках ВЭД, не обеспечивших возврат валютной выручки от экспорта товаров и не обнаруженных таможенными органами по юридическим и почтовым адресам

МАП России

Сведения о фактах нарушений антимонопольного законодательства, законодательства РФ о защите прав потребителей, о рекламе, о регулировании и контроле субъектов естественных монополий в области связи

Сведения из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%

Услуги и цены

Информация о реквизитах, отражающих реальное месторасположение и телефоны хозяйствующих субъектов в сферах строительства, производства и торговли различными видами товаров и продуктов, (в том числе алкогольных напитков и табачных изделий), антиквариата, страхования, оказания риэлторских, туристических, юридических, ремонтных, медицинских (в том числе аптечных), реставрационных, ритуальных, компьютерных, полиграфических и т.п. услуг

Товары и цены

Госком-рыболовство

Таблица судовладельцев

К внутренним ресурсам принято относить сведения о хозяйствующих субъектах, в отношении которых проводились гласные или оперативные мероприятия, находящихся или находившихся в поле зрения правоохранительных органов, а также сведения о ранее выявленных способах совершения нарушения налогового законодательства, их демаскирующих признаках и методах выявления и пресечения.

Таблица 4

Информационный ресурс

Накапливаемые сведения

Ведомственная система учета

Результаты проверок соблюдения налогового законодательства, ревизий и экспертиз.

Принятые процессуальные решения (отказано в возбуждении уголовного дела, возбуждено уголовное дело, окончено уголовное дело)

Выявленные административные правонарушения

База данных дел оперативного учета

Сведения о делах оперативного учета.

Оперативно-справочные банки данных

Сведения справочного характера, необходимые для решения поставленных задач оперативным подразделениям

Специализированные банки данных, содержащие методики совершения налоговых преступлений

Сведения, непосредственно характеризующие особенности совершенных правонарушений и их демаскирующих признаков

Для каждого вида деятельности могут организовываться специфические банки данных. Например, для информационного обеспечения следственных подразделений может быть организован банк данных, расследуемых преступлений, фабулы дел, методик сбора доказательств и т.п.

К информации из внутренних источников относится информация, полученная в ходе проведения контрольной работы самими налоговыми органами. Перечень внешних источников информации является открытым и может быть существенно расширен.

Существуют определённые методы отбора налогоплательщиков по внутренней информации.

К основным методам отбора относится:

  • 1) сравнение показателей бухгалтерской и налоговой отчётности с соответствующими усреднёнными показателями по аналогичным налогоплательщикам или по отрасли;
  • 2) оценка динамики изменения отчётных показателей или их соотношений за несколько последовательных отчётных периодов;
  • 3) анализ материалов предшествующих выездных налоговых проверок;
  • 4) анализ информации о налогоплательщиках, полученной в ходе неналоговых проверок, проводимых налоговыми органами.

Сравнение представленных в бухгалтерской и налоговой отчётности показателей с соответствующими показателями, усреднёнными по отрасли или по аналогичным налогоплательщикам - один из наиболее результативных методов отбора. Для более детального анализа отбираются те налогоплательщики, отчётные данные которых резко отличаются от средних. Например, значительное увеличение (в сравнении со среднеотраслевыми) отношения материальных затрат к объёму продаж готовой продукции с большой вероятностью говорит либо о занижении налогоплательщиком объёмов продаж, либо о завышении относимых на себестоимость продукции расходов. Также необходимо объяснить те статьи расходов налогоплательщика, которые отсутствуют у других аналогичных налогоплательщиков.

Сопоставление бухгалтерской и налоговой отчётности за ряд последовательных отчётных периодов. Информация, полученная этим методом, существенно влияет на включение налогоплательщика в число кандидатов на проведение выездной проверки. При этом анализируется изменение таких показателей, как сумма начисленных налогов, обороты по реализации продукции, объёмы дебиторской задолженности, начисление и выплата заработной платы и т.п. Резкое изменение отдельных показателей или их соотношений вызывает необходимость объяснения налогоплательщика и требует самого пристального внимания и анализа со стороны налоговых органов. Например, особого внимания требуют организации, у которых (по отчётности) расходы растут и одновременно снижаются объёмы реализации.

Первые два метода основаны на анализе представленной отчётности и используются на стадии камеральной проверки для отбора налогоплательщиков, финансово-хозяйственная деятельность которых подле жит более подробному анализу (например, математические методы анализа, которые были разобраны в ходе описания камеральных проверок).

Информация, полученная в ходе камеральных проверок, дополняется информацией, полученной в ходе предшествующих выездных проверок соответствующих налогоплательщиков, а также информацией, полученной от других налоговых и иных контрольных и правоохранительных органов.

При назначении выездных проверок не должны упускаться из вида налогоплательщики, у которых значительные нарушения были обнаружены в процессе предшествующих налоговых проверок.

Метод, основанный на использование информации, полученной в ходе проверок других налогоплательщиков (в том числе и другими налоговыми органами), весьма эффективен. К примеру, если в ходе про верки находятся сомнительные сделки налогоплательщика, то это, несомненно, вызовет интерес со стороны налоговых органов к финансово-хозяйственной деятельности его партнёров по данным сделкам. При этом партнёры, как правило, состоят на учёте в разных налоговых органах, и использование этого метода возможно лишь при хорошо налаженном информационном обмене между налоговыми органами. Подобный обмен информацией может оказаться весьма полезным при выявлении категорий налогоплательщиков, требующих особого внимания. Если одним налоговым органом выявляются систематические, типичные нарушения налогового законодательства среди определённой категории налогоплательщиков, то вероятность обнаружения другим налоговым органом аналогичных нарушений среди соответствующих налогоплательщиков очень высока. Аналитическая работа такого рода должна проводиться постоянно налоговыми органами всех уровней (вплоть до МНС России). При этом должна присутствовать обратная связь, т.е. вначале отчётная информация движется от территориальных налоговых органов в управление МНС РФ по субъектам РФ и выше, а затем аналитическая информация движется от вышестоящих налоговых органов к ни жестоящим.

По вероятности обнаружения нарушений налогового законодательства налогоплательщики делятся по отраслевому признаку, а внутри отрасли - по объёмам реализации, при этом для каждой категории определяется средний объём доначисленных сумм налогов и сборов в расчёте на одну налоговую проверку за несколько лет. Выявляются и типичные для каждой категории нарушения налогового законодательства.

Отбор налогоплательщиков осуществляется также и по внешней информации. Информация, которая была получена в ходе контрольной деятельности налоговых органов, дополняется информацией, получен ной из внешних источников. Причём такая информация из внешних источников должна, например, выявить налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность без постановки на налоговый учёт или осуществляющих отдельные виды деятельности без отражения их в представляемой отчётности. Перечень источников такой информации (отражённый на рис. 8.) не является исчерпывающим, в него могут быть включены любые источники, из которых информация о налогоплательщиках может быть получена как в силу обязанности сообщать соответствующую информацию, так в силу договора об информационном обмене, либо по запросу налогового органа. Однако определяющий фактор здесь - это инициатива самих налоговых органов

После предварительного отбора отдел, ответственный за проведение выездных проверок, с учётом заключений отдела камеральных проверок и отдела предварительного анализа основных финансовых показа телей, составляет проекты годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок. После согласования с отделом камеральных проверок, отделом предварительного анализа основных финансовых показателей и отделом учёта планы утверждаются руководителем налогового органа или его заместителем.

Количество выездных проверок зависит от предполагаемого объёма работы и имеющихся кадровых ресурсов. Для окончательного вклю чения налогоплательщика в план имеют значение такие факторы, как величина намечаемой к проверке организации, наличие поручений пра воохранительных и вышестоящих налоговых органов на проверку конкретных налогоплательщиков и т.п.

Как правило, в обязательном порядке в план проведения проверок включаются:

  • 1) налогоплательщики, у которых при последней налоговой про верке выявлены факты существенных нарушений налогового законода тельства, вызывающие необходимость проверки полноты устранения налогоплательщиком выявленных нарушений;
  • 2) налогоплательщики, не представившие в налоговый орган доку менты, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • 3) налогоплательщики, о которых у налогового органа имеются сведения, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком нало гового законодательства;
  • 4) налогоплательщики, в отношении которых необходимо проверить или уточнить сведения, полученные при проведении налоговой проверки другого лица, состоящего в правовых отношениях с данным налогоплательщиком (т.е. полученные в результате встречной проверки);
  • 5) налогоплательщики, по которым имеются поручения вышестоящих налоговых или правоохранительных органов на проведение выезд ной проверки;

1. Понятие информации, налоговая информация

2. Понятие информационных технологий

3. Информационные процессы в налоговой сфере

1. Понятие информации, налоговая информация

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. Информация с точки зрения философии - есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков. таблиц и т.п. В широком же смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам.

ФЗ от 27.07.2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Применение современных средств вычислительной техники и оргтехники для измерения, фиксации, передачи и обработки экономической информации, а также для размножения, хранения и поиска документации коренным образом изменяет технологию и методологию обработки информации. Использование машинных носителей информации позволяет организовать непрерывный процесс обработки информации, начиная от восприятия или фиксации исходной информации и заканчивая выдачей выходной (результативной) информации и документации.

Информационные системы и технологии существовали с момента появления человеческого общества. Однако на современном этапе они приобретают особую роль и значимость и в корне отличаются по своей сущности.

Рассмотрим сущность понятий «система управления» и «информационная система». В соответствии с кибернетическим подходом система управления представляет собой совокупность объекта и субъекта управления, связанных между собой прямыми (П) и обратными (О) связями (рис. 1.1). Прямые связи выражаются потоками директивной информации, направляемыми от субъекта к объекту управления, а обратные - представляют собой потоки отчетной информации о выполнении принятых решений, направляемые в обратном направлении.

Директивная информация разрабатывается управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о сложившейся экономической ситуации, об окружающей среде. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю экономическую ситуацию, а также степень влияния на нее внешней среды (задержки платежей, нарушения подачи энергии, погодные условия, общественно-политическая ситуация в регионе и т.д.). Внешняя среда влияет и на субъект управления, поставляя информацию управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов (состояние рынка, наличие конкуренции, величина процентных ставок, уровень инфляции, налоговая и таможенная политика и т.д.).

Взаимосвязь информационных потоков (П и О), средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, составляет информационную систему экономического объекта.

Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая . Ее отличительная черта - связь с процессами управления коллективами людей организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения обмена и потребления материальных благ и услуг.

Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. К экономической информации относятся сведения, циркулирующие в экономической системе о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.

Одной из разновидностей экономической информации является налоговая информация . Четкого определения налоговой информации нет, но она включает в себя:

    налоговое законодательство;

    сведения о государственной регистрации и учете налогоплательщиков;

    налоговую отчетность;

    прочую информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook