Финансовая система обязательного социального страхования рф. Система социального страхования. К основным принципам обязательного социального страхования относятся

Развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица). Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков.

В рамках социальной политики, проводимой государством, можно выделить систему обязательных гарантий по обеспечению граждан в старости, в случаях болезни, инвалидности, потери работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также правовое регулирование взаимоотношений работодателей и работников; защита прав последних составляют понятие социальной защиты. В свою очередь, система мер по непосредственному материальному обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных граждан в рамках этой защиты составляет понятие социального обеспечения.

Социальное обеспечение может быть основано на механизме: во-первых, социального страхования, предусматривающего создание страховых фондов и ориентированного на работающих граждан и членов их семей, и, во-вторых, социальной помощи, предусматривающей прямое бюджетное финансирование, направленное на доведение доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума.

В общей системе социальной защиты может превалировать социальное страхование (бисмарковская модель) или социальная помощь (бевериджская модель). Бисмарковская модель основана на страховом механизме, при котором основной целью является полная или частичная компенсация потери трудового дохода. Ее название связано с историей возникновения социального страхования в конце XIX в. в Германии при рейхканцлере Бисмарке. В основе бевериджской модели, названной по имени лорда Бевериджа, который в 1940 г. занимал пост министра труда в Великобритании и предложил комплекс мероприятий по борьбе с бедностью, лежит бюджетный механизм, ориентированный на обеспечение прожиточного минимума.

Преимущества социального страхования (бисмарковской модели) в том, что преодолевается принцип остаточного бюджетного финансирования социальных расходов, стимулируется трудовая деятельность (выплаты по социальному страхованию будут тем выше, чем выше трудовой стаж и заработная плата), есть возможность увеличения социальных выплат за счет инвестирования временно свободных средств в фондах социального страхования.

В отдельных странах, например в США, термин «социальное страхование» используется с некоторой долей условности, поскольку администрирование взносов на социальное страхование не отличается от налогового администрирования, а выплаты по социальному страхованию осуществляются практически в том же порядке, что и выплаты за счет общих налоговых и неналоговых поступлений в бюджет.

Социальное страхование -- это механизм социальной защиты, который предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов, расходы которого связаны с осуществлением гарантированных государством социальных выплат, предназначенных для полного или частичного возмещения заработной платы в результате утраты трудоспособности или потери работы, а также основного дохода после потери кормильца.

В соответствии с требованиями Международной организации труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) средства социального страхования должны быть обособлены от бюджетов бюджетной системы. Риски, подлежащие социальному страхованию, включают в себя: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

В большинстве стран обычно выделяют четыре основных вида социального страхования:

Пенсионное страхование;

Страхование на случай безработицы;

Страхование на случай общего заболевания (здесь обычно включены риски, связанные с материнством, а также оплатой медицинских услуг);

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонд социального страхования Российской Федерации был создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г в целях управления средствами государственного социального страхования России.

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами, указами Президента, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Основными задачами фонда являются:

1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

4) организация работы по подготовке и повышению квалификации

специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

5) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное а также ряд переходных форм, таких как «условно обязательное страхование».

В Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери средств существования по независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального страхования - обеспечить трудящимся, прежде всего, экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка. К такого рода страховым случаям относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребёнка и уход за ним, смерть и др.

Система социального страхования характеризуется также принципом солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги - от состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть: социальное страхование финансируется за счёт страховых взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях за счёт госбюджета.

В Российской Федерации право граждан на социальное страхование гарантировано ст. 39 Конституции РФ. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 2, 21, 22, 57) относит право на обязательное социальное страхование работников к основным положениям правового регулирования трудовых отношений.

Принципы социального страхования в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», к которым относятся:

Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

Государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

Паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечение надзора и общественного контроля;

Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

С 1 января 2010 г. Вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ утратила силу (ч.2 ст. 24 ФЗ от 24.07.2009 № 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинского страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч.2 ст.1 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В 2011 г. произошло значительное увеличение тарифов страховых взносов, по сравнению с 2010г. При этом для некоторых категорий плательщиков на период 2010-2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов.

Плательщиками страховых взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физическим лицам. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физическим лицам, т.е. те же лица до 1 января 2010 г. В соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН (ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

На смену единой системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование.

Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм.

Социальное страхование -- это, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов -- работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.

Цель социального страхования -- профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.

С развитием рыночной экономики переход к системе социального страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта.

Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.

В число важнейших системных препятствий и трудностей формирования социального страхования в России специалисты и ученые, а также эксперты Международной организации труда включают следующие:

Отсутствие национальной доктрины формирования институтов социального страхования, возможности развития которых были бы научно обоснованы и органично увязаны с системами заработной платы и налоговыми системами, состоянием и политикой на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем;

Сохранение правового закрепления собственности средств обязательного социального страхования за государством, что деформирует весь массив правоотношений в этой сфере, лишает работников и членов их семей законного, юридически закрепленного, права на этот ключевой ресурс их социальной защиты, переводит их статус собственников этих средств в унизительное положение получателей пособий;

Применение архаичной практики социалистического прошлого, когда значительная часть средств внебюджетных фондов включается в состав федерального бюджета, что приводит к их использованию для выплат нестрахового (нецелевого) характера и нарушению принципа адекватности (зависимости) уровня выплачиваемых пособий от размеров страховых взносов;

Слабое развитие инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием, что выражается в отсутствии официально утвержденных моделей актуарных расчетов и статусов актуарных центров, в применении ненадлежащей и неполной информационной базы, а также в фактически зачаточном состоянии систем проведения реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

Характеристика системы ОСС будет незаконченной и неполной, если не рассмотреть ее финансовые основы и соответствующую им систему финансово-экономических отношений. Это предполагает выяснение особенностей финансовой деятельности фондов обязательного социального страхования, порядка формирования и использования ими страховых средств, места и роли их бюджетов в обеспечении социальной защиты населения, путей повышения эффективности финансовой деятельности ОСС.

Начнем с вопроса, что такое финансы?

В повседневной жизни каждый человек в том или ином варианте встречается с понятием (термином) “финансы” (дефицит финансов, финансовое положение, финансовые резервы и т. д.). Обыкновенно в обыденном сознании “финансы” понимаются как денежные средства. Однако в научном отношении такое понимание неточно. Дело в том, что часть денежных средств, находящихся в обществе, к финансам не относится. В них, в частности, не входят денежные средства, которые обслуживают личное потребление и операции купли-продажи населения - розничный товарооборот, оплату транспортных, жилищно-коммунальных услуг, куплю-продажу между гражданами и др. Уже в силу этого обстоятельства сводить финансы к денежным средствам неправомерно. Но дело здесь не только в этом, айв том, что экономические функции у них разные. Денежные средства обслуживают движение товаров, являются средством платежа, обмена и т. п., финансы же являются важнейшим инструментом обеспечения, функционирования и накопления денежных ресурсов, регулирования экономики, обеспечения задач и функций государства, включая и социальную защиту населения.

Что касается научной тарктовки понятия “финансы”, то здесь следует иметь в виду следующее.

  • 1. Финансы и соответствующая им система отношений являются экономическими категориями.
  • 2. Определяющим, сущностным признаком финансов является консолидация денежных средств в специальных фондах, будь то федеральный бюджет, или внебюджетные фонды социального страхования, или региональные бюджеты и т. д.

Таким образом, финансы представляют собой денежные средства, аккумулированные в специальных фондах, имеющих статус кредитно-финансовых организаций, для решения задач, поставленных перед ними действующим законодательством. Возникающая же при этом совокупность экономических отношений между государством и предприятиями (организациями), регионами и федеральным центром, отдельными гражданами и властью и т. д. образует финансовые отношения общества.

В ходе экономических реформ, в процессе создания системы ОСС была сформирована финансовая система обязательного социального страхования для решения задач защиты населения от социальных и профессиональных рисков, носящих массовый характер. Эта система характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, финансовая система ОСС организационно не является единой. Это означает, что аккумуляция, хранение и использование накопленных денежных средств осуществляется через отдельные специальные внебюджетные фонды.

В настоящее время, как известно, существует три федеральных фонда: Пенсионный фонд (ПФР), Фонд обязательного социального страхования (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования

(ТФОМС). Все они входят в финансовую систему России, являясь крупнейшими финансовыми институтами по мобилизации денежных средств, используемых на выплату страховых пособий (пенсий по старости, инвалидности, по потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, материнству и детству, страховых выплат в связи с травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями, на оплату оказанной застрахованным медицинской помощи и др.).

Одновременно внебюджетные фонды являются важнейшими элементами бюджетной системы России. Вместе с тем, несмотря на организационно-финансовую самостоятельность каждого из фондов социального страхования, есть все основания говорить о единой финансовой системе обязательного социального страхования. Здесь имеет место некое единство многообразия, которое не случайно. Оно обусловлено следующими факторами:

  • 1. Сконцентрированные финансовые ресурсы в этих фондах используются для достижения единой цели - обеспечение воспроизводства индивида или поддержание нормального уровня его жизнедеятельности при наступлении страхового случая за счет страховых средств. Именно благодаря этому общему финансовому ресурсу обеспечивается страховая защита человека на протяжении всего жизненного цикла - от рождения до смерти.
  • 2. По своей экономической сущности (природе) финансовые ресурсы всех этих фондов идентичны: они представляют собой часть необходимого продукта, или отложенную часть заработной платы работника для поддержания своей жизнедеятельности при наступлении страхового случая.
  • 3. Средства, аккумулируемые в фондах социального страхования, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это обстоятельство необходимо учитывать при установлении государством размера страховых тарифов в фонды ОСС. Однако, скажем прямо, это требование в процессе формирования финансовой системы обязательного социального страхования практически не всегда учитывалось в должной мере. И лишь в Федеральном законе “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” (2009 г.) более или менее полно оно было реализовано. Экономически же необоснованное перераспределение ограниченных финансовых ресурсов системы ОСС в пользу одних фондов за счет средств других фондов всегда ведет к снижению уровня социальной защиты по отдельным видам социального страхования. Действующая система ОМС является наглядным примером того, что по причине недофинансирования уровень и качество медицинских услуг до последнего времени находились в критическом состоянии. Для исправления сложившейся ситуации в ОМС (далее нетерпимой) страховой тариф с 2011 г. был увеличен с 3,1 до 5,1 процентных пункта от фонда оплаты труда.

Финансы фондов ОСС обладают рядом качеств, придающих фондам статус самостоятельного финансового института. Эта самостоятельность обусловливается:

  • 1) тем, что во внебюджетных фондах консолидируются финансовые ресурсы застрахованных, которые по своему экономическому содержанию принципиально отличаются от бюджетных средств;
  • 2) строго целевым характером их использования, а именно на обеспечение жизнедеятельности на социально приемлемом уровне застрахованных при наступлении страхового случая;
  • 3) особым организационно-правовым статусом, предполагающим автономность и независимость от государственного бюджета.

При этом целевая направленность использования финансовых ресурсов в финансовой системе ОСС носит долговременный и устойчивый характер. Расходные статьи внебюджетных фондов, в отличие от бюджетов разных уровней (федерального, регионального и т. п.), не подвержены резким изменениям. Если здесь и имеют место колебания, то они незначительны. Так, в порядке исключения в 2003-2004 гг. Пенсионный фонд по решению Правительства вносил платежи в территориальные фонды ОМС за неработающих пенсионеров. В настоящее время эта практика прекращена.

Важно также подчеркнуть и такой момент: финансовая система ОСС концентрирует значительные финансовые ресурсы. В совокупных расходах Правительства доля этих расходов превысила 28,6%. Из этого можно сделать однозначный вывод, что финансовая система ОСС в значительной мере сняла бремя социальных расходов с государства. Поэтому от ее устойчивости и эффективности во многом зависят уровень и качество социального обеспечения застрахованных. Вместе с тем, как показывает опыт западных стран, потенциал возможной концентрации финансовых ресурсов в системе ОСС далеко не исчерпан. Данные о доле расходов на социальное страхование в расширенных бюджетах развитых стран наглядно это подтверждают (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Доля расходов на социальную защиту в консолидированном бюджете государств, %

Основные положения по системе социального страхования утверждены в Федеральном законе N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 года.

Управление системой ОСС

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации (в соответствии с Конституцией РФ) и законодательством РФ.

Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, созданные Правительством РФ, в соответствии с федеральным законодательством конкретных видов обязательного социального страхования. Основным страховщиком на территории Российской Федерации является Фонд социального страхования РФ. Денежные средства обязательного социального страхования принадлежат федеральной государственной собственности.

Хозяйствующая организационно-правовая форма у страховщиков устанавливается федеральным законодательством по конкретному виду обязательного социального страхования. Страховщиками осуществляется эффективное распоряжение средствами по обязательному социальному страхованию.

Социальные партнеры (например, профсоюзы) имеют право на паритетность в управленческих органах фондов конкретного вида обязательного социального страхования.

Контроль в системе ОСС

Финансовая деятельность страховщиков системы обязательного социального страхования контролируется в соответствии с законодательной базой Российской Федерации.

Профсоюзы имеют право осуществлять профсоюзный контроль над целевым использованием денежных средств в обязательном социальном страховании.

Полномочия системы ОСС

Полномочия государственной власти федеральных органов в системе социального страхования заключаются в следующем установлении:

  • основ в правовом регулировании социального страхования;
  • видов по социальному страхованию;
  • круга лиц, которые подлежат социальному страхованию и имеют право на государственное страховое обеспечение;
  • условий размеров страхового обеспечения и их назначения;
  • порядка по принятию бюджетов фонда конкретного вида социального страхования, порядок их исполнения;
  • утверждение и отчет об исполнении бюджетов фондов ОСС;
  • тарифов по страховым взносам конкретных видов социального страхования;
  • базы по начислению страховых взносов, расчет предельной величины данной базы, порядок взимания платежей, порядок осуществления по страховым выплатам;
  • ответственности участников системы социального страхования в случае нарушения законодательства Российской Федерации;
  • порядок хранения денежных средств системы социального страхования и гарантии устойчивости всей финансовой системы социального страхования;
  • общее управление в системе социального страхования.

Финансовая система ОСС

Общая финансовая система обязательного социального страхования состоит из бюджетов фондов по конкретному виду обязательного социального страхования. Бюджеты фондов по конкретным видам ОСС на очередной плановый период или финансовый год утверждаются федеральным законодательством. Проекты данных федеральных законов вносятся на рассмотрение Государственной Думы Правительства РФ по установленному Бюджетному кодексу РФ.

Бюджеты фондов по конкретным видам ОСС не входят в состав общего федерального бюджета, местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. Денежные средства не подлежат изъятию из бюджетов фондов по конкретным видам обязательного социального страхования.

Источники финансирования системы ОСС

К источникам поступления финансов в бюджеты фондов по конкретным видам обязательного социального страхования относятся:

  • страховые взносы;
  • трансферты меж бюджетами из общей бюджетной системы РФ, предусмотренные законодательством РФ;
  • пеня и штрафные санкции;
  • возмещение регрессных требований страховщиков;
  • инвестиционная деятельность;
  • прочие поступления, не конфликтующие с законодательством РФ.

Тарифы в системе ОСС

Тарифы в системе социального страхования устанавливаются федеральным законодательством. Разграничение тарифов по страховым взносам на ОСС производится с учетом вероятности наступлений социальных страховых рисков и возможностью исполнения предстоящих страховых обязательств.

Особенности по установлению тарифов на страховые взносы по обязательному социальному страхованию, а также порядок по их разработке и рассмотрению определяется федеральным законодательством на конкретные виды по обязательному социальному страхованию.

Расходная часть в системе ОСС

Денежные средства из бюджетов фонда по конкретному виду обязательного социального страхования используются для целей, установленных федеральными законодательными актами на конкретные виды по обязательному социальному страхованию.

Нецелевое использование денежных средств из бюджетов фондов ОСС не допускается и несет за собой правовую ответственность для должностного лица, допустившего указанное нарушение.

Отчетные документы по исполнению бюджетов ОСС за конкретно взятый период (финансовый год) вносится Правительством РФ на рассмотрение Федерального Собрания РФ и утверждается федеральным законом.

Страхование вкладов - вид имущественного страхова­ния, по которому вкладчикам гарантируется возврат их вкладов в случае банкротства коммерческого банка.

Система страхования вкладов призвана выполнять следующие две функции:

1) финансовую поддержку банков (кредитных учреждений), ока­завшихся на грани неплатежеспособности;

2) защиту вкладчиков от полной потери их вкладов (депозитов) в случае финансовых затруднений у банковских учреждений.

Фонд обязательного страховании вкладов - это совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за сет:

1) страховых взносов;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных ФЗ;

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

6) первоначального имущественного взноса в соответствии с ФЗ;

7) других доходов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Допускается размещение и (или) инвестирование временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.

42. Прекращение договора страхования, причины признания его недействительным.

Договор страхования прекращается в случаях:

1) истечение срока действия;

2) исполнения страховщиком обязательств перед страхователем по договору в полном объеме;

3) неуплата страхователем взносов в установленные сроки;

4) ликвидация страхователя, являющегося юридическим лицом, или смерть страхователя, являющегося физическим лицом;

5) ликвидация страховщика;

6) принятия судом решения о признании договора недействительным.

Прекращается досрочно по требованию страхователя или страховщика (не обходимо уведомить сторону не менее чем за 30 дней), если это предусмотрено условиями договора, а также по соглашению сторон.

Если договор прекращается по требованию страхователя:

Страховщик возмещает ему сумму выплаченных страховых взносов за истекший период за вычетом понесенных расходов;

При нарушении правил страховщиком, он должен вернуть страхователю выплаченные страховые взносы без всяких вычетов.

Если договор прекращается по инициативе страховщика:

Внесенные страховые взносы должны быть выплачены страхователю полностью;

При нарушении правил страхователем, страховая компания возмещает ему выплаченные страховые взносы за вычетом понесенных расходов.

Договор страхования считается недействительным:

1) договор страхования имущества заключен при отсутствии у стра­хователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застра­хованного имущества;

2) отсутствие письменного согласия застрахованного лица на заключение договора личного страхования в пользу другого лица;

3) сообщение страхователем страховщику заведомо ложных све­дений, имеющих значение для определения вероятности страхо­вого случая и размера возможных убытков;

4) завышение страховой суммы, явившееся следствием обмана со стороны страхователя;

5) если он заключен после страхового случая;

6) если объектом страхования является имущество, под­лежащее конфискации на основании вступившего в закон­ную силу соответствующего решения суда. Договор страхования признается недействительным судом, арбитражным или третейским судами.

Страховые принципы, с учетом которых функционирует и отечественная система соцстрахования, основаны на аккумулировании финансов в специально созданных организациях. Особенность финансовой системы соцстрахования заключается в том, что полученные средства могут быть потрачены только с определенной целью - возмещение дохода трудоустроенным гражданам и их семьям. Право на возмещение возникает при наступлении одного из страховых событий: временной потери трудоспособности, инвалидности, безработице и так далее.

Основы финансирования

Страховщиком, осуществляющим непосредственное руководство финансовыми потоками соцстрахования, является организация, правовой статус которой регламентирован профильными законами федерального уровня по каждому виду страхования (пенсионному, медицинскому, социальному). В соцстраховании такие организации обязаны предоставлять места в управленческом секторе всем участникам системы: выступающим в роли страхователей работодателям, застрахованным сотрудникам. При этом страховщики подотчетны государственным органам, что выражается в утверждении бюджетов (реализованных и планируемых) на уровне Правительства в виде федеральных законов. Главные особенности финансов соцстрахования:

  • Хранение на счетах Центробанка и (или) в уполномоченных государством иных банковских учреждениях;
  • Обособленность от госбюджета;
  • Запрет на изъятие любыми исполнительными органами;
  • Размещение средств, которые временно не используются для выплаты компенсаций, только под правительственные гарантии;
  • Доход от инвестирования освобождается от налогообложения;
  • Отсутствие платы за услуги банков;
  • Контроль использования средств осуществляется госнадзором, Счетной палатой.

Все доходы страховщиков, независимо от источников, могут использоваться только для социальных нужд. Работа организаций носит некоммерческий характер, поэтому получение прибыли не является главной целью, в отличие от добровольного, личного, иных видов страхования. К базовым функциям финансовой системы соцстрахования относятся формирование страховых организаций (фондов-страховщиков), начисление и выплата пенсий, пособий, прием взносов.

Принципы формирования ресурсов соцстрахования

Существует 6 принципов, на которых основано формирование финансов соцстрахования. Первый - экономико-финансовая приемлемость, обуславливающая посильность взносов для работодателей. Принцип тесно связан с налогообложением, поскольку налоговая нагрузка на зарплатные фонды может быть уменьшена при повышении страховых тарифов. Второй принцип подразумевает социальную справедливость, согласно которой величина пенсий и компенсаций напрямую связана с длительностью перечисления взносов и их размером. Социальная эффективность, как третий принцип, демонстрирует успешную компенсацию страховыми выплатами утраченного дохода. При небольшом страховом стаже страховка должна защитить застрахованное лицо от бедности. Четвертым принципом является эквивалентность доходной и расходной части системы соцстрахования. В любой период стоимость расходов должна равняться стоимости будущих доходов, учитывая резерв. В рамках данного принципа солидарность застрахованных приближает соцстрахование к соцобеспечению, уравнивая всех участников.

Пятый принцип заключается в солидарном перераспределении ресурсов. Это значит, что размер взносов устанавливается вне зависимости от индивидуального уровня социальных рисков и других особенностей жизнедеятельности застрахованного лица. Например, взносы обязательного медстрахования не зависят от состояния здоровья плательщика, наличия хронических заболеваний, возраста и др. Солидарность в системе соцстрахования должна ограничиваться установленными рамками, иначе страхование будет приближено к соцобеспечению. Последний принцип базируется на эквивалентности участия поколений в финансировании соцстрахования. Практически это проявляется в рамках «социального контракта» поколений, когда трудоспособное население обеспечивает своими взносами выплаты пенсионерам. Дополнительные принципы: субсидиарность, когда государство покрывает дефицит средств соцстрахования; государственная ответственность, предусматривающая создание законодательной базы, контроль работы фондов.

Источники получения денежных средств

Механизм финансирования сферы обязательного соцстрахования - это совокупность финансовых и страховых отношений, система сбора и размещения средств, методы и модели управления финансами, а также законодательная база, с учетом которой работает система. Эффективность работы Фонда соцстрахования зависит от предусмотренных законом уровней компенсации социальных рисков, величины взносов, нагрузки на фонды и форм контроля, обеспечивающих регулярность перечисления взносов на соцстрахование. Источники финансирования Фонда:

  • Взносы страхователей (работодателей, ИП). Это процент от оплаты труда, который предназначен для защиты от социальных рисков;
  • Взносы сотрудников госпредприятий и самозанятых лиц. Средства удерживаются из зарплаты;
  • Штрафы за нарушение законов соцстрахования;
  • Пени за просрочку взносов;
  • Взносы, выплачиваемые государством за неработающих граждан;
  • Средства, изъятые по решению суда. Эти платежи - результат регрессных исков, когда страховщик требует возврата средств от лиц, которые несут ответственность за причиненный застрахованному лицу вред;
  • Деньги из регионального либо федерального бюджета. Такие перечисления обусловлены дефицитом средств в ФСС или необходимостью покрытия страховщиком нестраховых выплат (по решению госорганов).

Бюджет соцстрахования может быть также дополнен добровольными перечислениями, если они не противоречат действующим нормам. Взносы соцстрахования перечисляются каждый месяц на счета профильных фондов (пенсионного, медицинского, социального). Важнейшим признаком страховых взносов является их целевое предназначение: компенсация заработка при наступлении официально подтвержденного страхового события.

Виды расходов

В современной системе отечественного соцстрахования существует три вида расходов: на пенсии и пособия, на административные расходы, на оплату издержек, связанных с инвестиционной деятельностью фондов. Грамотная классификация рисков способствует оптимизации расходов и удобству при получении страхового покрытия. Пенсионное соцстрахование включает риск смерти кормильца, наступления старости и долговременной утраты трудоспособности, инвалидизации. Краткосрочные пособия (оплата больничных листов, выплаты роженицам) базируются на минимальном страховом стаже. Ограниченность выплат по времени позволяет за короткий срок стабилизировать финансовую систему. Для этого ресурсы распределяются ежемесячно, а для резерва формируется небольшой фонд.

Долгосрочные выплаты (пенсии по возрасту, инвалидности) требуют стабильных тарифов, действующих длительный период. Также важен размер взносов, не превышающий возможностей страхователей. На административные издержки средства идут из дохода соцстрахования, а не из госдотаций. Данным видом расходов можно эффективно управлять, оценивая его уровень и качество предоставляемых услуг. Инвестиционные расходы обусловлены необходимостью создания резервного фонда. Средства для инвестиций - это излишек, который образуется при долгосрочном страховании (взносы некоторое время превышают выплаты).

Анализ доходов и расходов бюджета ФСС за 2014-2017 года

2014 год был последним, когда доходная часть бюджета Фонда соцстрахования превышала расходную. Уже в 2015 г. дефицит составил 55,42 млрд. рублей. Подобная тенденция сохранялась в 2016 г. (дефицит - 37,37 млрд.) и в 2017 г. (дефицит - 41,21 млрд.). Наличие постоянного дефицита бюджета оказывает отрицательное влияние на эффективное функционирование системы соцстрахования, что обуславливает снижение уровня соцзащиты россиян. Причиной уменьшения доходной части бюджета являются кризисные явления этого периода, негативно воздействующие на фонд оплаты труда, из которого платятся страховые взносы.

Увеличение выплат, связанных с материнством, демонстрирует положительные тенденции в демографической сфере: в 2017 г. объем выплат увеличился на 24% по сравнению с 2013 г. Размер бюджета на 2018 г. утвержден законом «О бюджете Фонда соцстрахования РФ на 2018 год…». Доходная часть составляет 708 905 255,7 тыс. рублей, расходная - 736 603 500,1 тыс. рублей. Предусмотрен дефицит в размере 27 698 244,4 тыс. рублей.

Заключение

Финансирование системы соцстрахования основано на страховых взносах, субсидиях государства, штрафных выплатах, взысканиях по решению суда. С 2014 г. бюджет Фонда соцстрахования утверждается с учетом дефицита.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook