Доходы населения и социальная политика государства. Политика доходов. Государственное регулирование доходов населения. Противоречия социальной справедливости и экономической эффективности

Министерство образования РФ

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ФИНАНСАМ НА ТЕМУ: Социальная политика государства

Студента 2 курса группы 83201

Лазарева Сергея Евгеньевича

Научный руководитель:

Петрозаводск

2003
Оглавление

Введение....................................................................................................................................... 3

СОВОКУПНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 4

I Персональное распределение доходов.............................................................. 5

В экономической теории представлены попытки оценить уровень жизни и ее качество через свободное время и внерыночные его затраты в сфере домохозяйств. Концепция чистого экономического благосостояния - это оценка ВВП (ВНП), скорректированная с учетом свободного времени и труда в домохозяйствах, а также расходов на охрану окружающей среды . При всей важности этих составляющих уровня жизни показатель чистого экономического благосостояния используется как расчетный и официальной статистикой не применяется.

Любой обобщающий, синтетический показатель всегда проблема сложная. По мнению специалистов, единый показатель уровня жизни в настоящее время не является ни возможным, ни желательным на макроэкономическом уровне. На микроуровне проблема сводится к измерению тех составляющих уровня жизни, которые могут быть количественно определенными. Обеспеченность населения жизненными благами зависит от величины реальных доходов; степень удовлетворения потребностей оценивается на основе сопоставления расчетных и реальных потребительских бюджетов семей. Распределение населения по доходам основано на разграничении низко-, средне - и высокодоходных групп семей, каждая из которых имеет свой рациональный потребительский бюджет. На основе анализа величины и структуры расходов низко доходных групп населения рассчитывают бюджет минимума материальной обеспеченности и границы бедности.

Бедность прямо связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. Вместе с тем бедность не поддается точному определению (так же как счастье и благополучие). В самом общем виде идентификация бедности основана на сопоставлении строго определенного набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определенных групп населения. Потребности оцениваются на основе так называемых потребительских корзин, дифференцированных по доходным, возрастным, профессиональным и прочим признакам. Минимальные потребительские бюджеты как основа для идентификации бедности в свою очередь дифференцированы и рассчитываются как бюджеты физиологического минимума, как минимум поддержания здоровья и благопристойности, как бюджеты минимального достатка. Минимальный достаток - это те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство общественно-приемлемых условий существования, на его основе определяется порог бедности и рассчитывается прожиточный минимум.

Уровень прожиточного минимума зависит от социально-экономических факторов и более подвижен, чем порог бедности. Порог бедности, как показывает опыт, не отражает роста потребления, увеличиваясь за счет роста цен .

Количественная оценка порога бедности осуществляется на основе данных о стоимости продуктов питания, исходя из рациональных норм потребления и доли затрат на питание в семейных бюджетах . Выявлено, что низко доходные семьи тратят на питание относительно больше средств, чем высокодоходные; удельный вес стоимости питания зависит также от размера семей: малочисленные семьи тратят на питание относительно больше, чем семьи большей численности. Возникает своеобразная «экономия от масштаба семьи» не только в отношении расходов на питание, но и прочих потребительских расходов. Логика взаимосвязи стоимости питания и порога бедности состоит в том, что если низко доходная семья тратит на питание 1/n часть своего бюджета, то порог бедности будет равен стоимости питания, умноженной на n.

Проблема измерения бедности основана, в конечном счете, на том круге потребностей, удовлетворение которых признается общественно необходимым. Различают абсолютную бедность и альтернативные её определения, учитывающие моральный ущерб от восприятия бедности.

Фактическая информация о бедных слоях населения показывает, что бедность неравномерна среди различных групп населения молодых и пожилых, семейных и одиноких, занятых и безработных. Распространение бедности различно между городским и сельским населением, в различных территориальных и природно-климатических регионах, между различными этническими группами населения. То, что считается бедностью в одной стране, расценивается как достаточный уровень комфорта в другой. Тем не менее, даже Рикардо в своих трудах не только хорошо понимал, что необходимый или естественный предел заработной платы отнюдь не устанавливается каким-то железным законом , но что этот предел определяется местными условиями и привычками каждого места и каждого времени; он, далее, остро осознавал значение более высокого уровня жизни и призывал « поборников гуманности прилагать силы к тому, чтобы укреплять среди трудящихся слоёв решимость не допускать падения заработной платы до уровня, едва достаточного для обеспечения одних только насущных жизненных средств». .

В анализе бедности большое значение имеет вопрос об ее устойчивости не только в обществе в целом, а для каждой семьи, для отдельного человека. Исследования показывают, что бедные семьи неоднородны по сроку пребывания в стесненных условиях жизни. Условно можно выделить хроническую (застойную) и текущую бедность. Критерий разграничения этих форм бедности связан со сроком бедности и вероятностью перехода в более доходные группы.

Два взгляда на бедность.

Раньше экономисты - сторонники классической школы - считали, что распределение дохода невоз­можно изменить. Они говорили, что попытки спра­виться с бедностью с помощью государственного вме­шательства в экономику были глупыми и могли просто привести к снижению общего национального дохода.

К концу девятнадцатого века, однако, политичес­кие лидеры Западной Европы предприняли шаги, став­шие исторической поворотной точкой в экономичес­кой роли правительства. Бисмарк в Германии, Глэдстон и Дизраэли в Великобритании, а затем Франклин Рузвельт в США ввели в жизнь новое понятие ответст­венности правительства за благосостояние населения. Это было государство благосостояния , в котором пра­вительство изменяет направление действия рыночных факторов для того, чтобы защитить людей от опреде­ленных непредвиденных обстоятельств и гарантиро­вать им минимальный жизненный уровень.

Важными условиями существования государства благосостояния являются: государственные пенсии, страхование от несчастных случаев и болезней, а также от безработицы , программы по обеспечению продук­тами питания и жильем, пособия семьям и материаль­ная помощь определенным группам населения.

Ученые предлагают множество вариантов того, как можно справиться с бедностью. Разные подходы часто отражают разные взгляды на истоки бедности. Сто­ронники сильных государственных действий рассмат­ривают бедность как результат социальных и экономических условий, с которыми малоимущие не могут справиться. Они указывают на недоедание, плохое об­разование, разбитые семьи, дискриминацию, отсутст­вие возможности работать и вредное окружение как центральные определяющие факторы бедности. Если вы придерживаетесь того же взгляда, вы, вероятно, считаете, что на государстве лежит ответственность за борьбу с бедностью - оно должно либо обеспечивать бедных минимальным доходом, либо исправлять усло­вия, порождающие бедность.

Сторонники другой точки зрения утверждают, что причиной бедности является неадекватное поведение человека - поведение, за которое несет ответствен­ность сам малоимущий. Раньше апологеты доктрины невмешательства государства указывали на то, что бедняки ленивы, «тяжелы на подъем», много пьют. Почти сто лет назад работник благотворительного об­щества писал: «Желание получить работу, как прави­ло, (вызвано) алкоголем». Часто правительство обви­няют в том, что оно взращивает среди бедных зависи­мость от разнообразных программ помощи, которые подавляют личную инициативу. Критики указывают на то, что правительство должно сократить програм­мы пособий для того, чтобы люди развивали свои соб­ственные способности.

Немногие специалисты, анализирующие проблемы бедности и благосостояния, попадают в какую-либо из этих двух крайних категорий. Тем не менее, если эти два подхода будут учтены политикой, многие из совре­менных споров станут более понятными.

Воздействие индустриализации на равенство.

Историки изучали изменение неравенства, происходящее по мере того, как страна проходит путь развития от изолированных сообществ через первые стадии экономического развития до зрелой индустриализации. Что же показывают результаты их исследований?

Данные по разным странам демонстрируют, что неравенство начинает расти по мере экономического развития, а затем уменьшается. Самые большие показатели неравенства - когда роскошь и изобилие сосуществуют с жестокой нищетой -имеют место в странах со средними доходами, в частности в странах Латинской Америки - Перу, Панаме, Бразилии и Венесуэле. В этих странах на долю бедной части населения приходится лишь 2% общего дохода, в то время как богатейшие 10% получают 40%, или даже 50% общего дохода.

Последние исследования, предпринятые Мировым банком и учёными, подтверждают, что экономическое развитие само по себе время от времени способствует росту неравенства доходов. Затем, когда доля национального дохода, приходящаяся на рабочую силу, неравенство уменьшается .

Формы и методы регулирования социальных процессов.

I. Государственное регулирование распределения доходов.

Формирование совокупных доходов населения охватывает их производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения. Проходя через семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса. Главным же каналом перераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы социального обеспечения и страхования и пр. показывают, что современное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов.

Любая из форм государственного регулирования (в том числе социальная) складывается из материальных, институциональных и концептуальных составляющих. Отметим, что социальное регулирование не является исключительной привилегией государства, оно охватывает не только перераспределение доходов, но и прочие показатели уровня жизни. Объектами социального регулирования являются охрана окружающей среды и зашита прав потребителя. Социальное регулирование осуществляют деловые единицы, профсоюзы, церковь и прочие неправительственные организации. Материальное основание государственного регулирования зависит от объёма национального производства и той его доли, которая перераспределяется централизованно, через государственный бюджет . Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельностью соответствующих учреждений. Концептуальная основа государственного регулирования – это теория, приобретающая статус правительственной доктрины.

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эффективности.

Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплат ы в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

В странах с рыночной экономикой финансирование этих сфер осуществляется на трехсторонней основе (государство, работодатели и получатели средств), а в странах с административно-командной экономикой - централизованно. Реальные доходы населения формировались в основном за счет зарплаты и доходов из общественных фондов потребления (ОФГГ). Распределение ОФП осуществлялось на бесплатной или частично платной основе в соответствии с количеством и качеством трудового вклада в общественное производство, а также с учетом нуждаемости.

Известны различные варианты сочетания государственной и частной ветвей социальных выплат. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности , прежде всего, трудовой и предпринимательской. Трудовая активность проявляется в повышении степени использования резервов труда, росте занятости и производительности труда, предпринимательская отражена объемом и структурой инвестиций. Будучи объективно взаимосвязанными, эти формы деятельности осуществляются в каждый данный момент разными субъектами, имеющими разные мотивационные модели поведения. В результате система государственного регулирования должна одновременно поддерживать доходы и создавать стимулы повышения деловой активности всех рыночных субъектов.

Индексация дохода.

В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наёмных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 20-х годов. Сейчас индексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии: где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства.

В других странах (США, Японии, Швейцарии, Великобритании) индексация доходов происходит на уровне отдельных фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характера и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия, Португалия, Швеция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учётом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность заработной платы поддерживается путём пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных договоров , т. е. применяется метод компенсации.

Опыт работы Москвы показывает, что важную роль в пополнении региональных бюджетов играют заказы на продукцию для нужд городских хозяйств и сельского хозяйства , поддерживающие промышленное производство региона и формирующие постоянный источник пополнения бюджета.

В основу регионального регулирования доходов населения положен принцип разграничения полномочий и сфер компетенций между федеральными органами власти и исполнительно-представительными органами федерального управления.

Острым в отношении между двумя уровнями власти является вопрос о бюджетном федерализме, потому что в нём содержится основная часть ресурсных возможностей для обеспечения социальной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Не до конца решённые из-за экономического кризиса, спада производства, законодательной неопределённости вопросы реформирования федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации становятся камнем преткновения в реализации региональной социальной политики доходов. Для преодоления этих разногласий необходимы согласованные и законодательно установленные отношения, определяющие размеры перечислений средств в федеральный бюджет субъектами федераций и размеры трансфертов, дотаций, субсидий, направляемых из него субъектам федерации. Иногда дело доходит до прямых угроз, когда некоторые представители субъектов федераций готовы отказаться от выполнения своих обязательств перед бюджетом Российской Федерации, ссылаясь на то, что центр, в свою очередь, не выполняет своих обязательств перед субъектами федераций. Кроме того, субъекты федераций отрицают возможность участия коммерческих структур в трансфертных платежах.

Необходимость участия субъектов федераций в осуществлении социальной политики доходов и заработной платы, т. е. в перераспределении доходов и регулировании заработной платы, обуславливается высоким уровнем дифференциации в регионах. Средний уровень заработной платы по стране не отражает, естественно, всего многообразия складывающейся ситуации с её уровнем по отдельным территориям субъектов .

I I Роль государства в регулировании доходов.

Регулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов населения, уровня его жизни, на оптимизацию рыночных законов в целях развития экономики в целом. Роль государства реализуется через повышение доходов населения, которое обеспечивается инициированием экономической эффективности и производственных мощностей, высокой занятостью населения, а также посредством регулирования деятельности предприятий-монополистов, в области ценообразования , особенно на тарифы и энергоносители.

Основным методом регулирования доходов и заработной платы является законодательный, включающий разработку и принятие законодательных и нормативных актов . Среди значимых законодательных актов для регулирования доходов могут быть отмечены: Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства РФ.

К экономическим методам регулирования, кроме регулирования минимальной заработной платы, относятся налоговая политика, политика регулирования цен, оплата труда предприятий бюджетной сферы. В условиях рыночной экономики государство, следовательно, влияет на уровень доходов населения через повышение заработной платы занятых в государственном секторе работников предприятий, государственных служащих, учреждений и организаций: учителей, работников культуры и здравоохранения. Рост минимальной заработной платы определяется из финансовых возможностей экономики, а поскольку её размер пропорционален размерам пенсий, пособий и даже штрафов, обоснование величины минимальной заработной платы имеет большое социально-экономическое значение. К экономическим методам регулирования относится фискальная политика, определяющая налоговые поступления в бюджет.

Помимо всего вышесказанного, налоговая система выступает своеобразным регулятором перераспределения доходов населения. Сюда относятся законодательно определяемые налоги с физических лиц и налоговые льготы.

Следующим методом регулирования доходов является административный метод, в основе которого лежит использование сил административных и местных структур власти, которые действуют через запреты, разрешения и принуждения. Государственные органы власти, например, обязывают предприятия своевременно ремонтировать объекты социальной инфраструктуры, озеленять прилегающую территорию, улучшать условия труда, охранять окружающую среду, строить очистные сооружения и т. д.

При переходе к рыночной экономике происходит отмирание прежних административных мер и получают развитие новые. Возникли административные меры контроля деятельности монополий и монопольных рынков, контроля потребительских качеств продукции и товаров, нормы прибыли и контроля цен .

При формировании доходов правительство способно оказывать выборочную поддержку предприятиям наукоёмких отраслей, в том числе обрабатывающей промышленности – прямыми инвестициями или налоговыми льготами.

Через совершенствование налоговой системы правительство способно переложить налоговое бремя на богатые слои населения. Для этого используются прогрессивные ставки налогообложения лиц со сверхвысокими доходами и снижение налога, а может быть, и полное освобождение от подоходного налога лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

Правительство гарантирует всем своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы.

Наличие отдельных депрессивных городов и целых территорий требует от государства в целях поддержания доходов населения этих регионов расходов федерального бюджета, который для этих случаев предусматривает дотационный резерв. Дотационные выплаты могут заменяться налоговыми льготами для городов и территорий, признанными депрессивными .

Рассмотрим динамику ко­эффициента Джини в России. Так, в СССР в 1991 г. он составлял 0,260, а в 1993 г., после одного года радикальных экономических преобразований, уже 0,398. В 1997 г., по данным Института экономических проблем переходного периода, он снизился, составив величину 0,381. В 1999 г. ко­эффициента Джини составил 0,398,что свидетельствует об усилении неравенства в распределении совокупного дохода в обществе. Но уже в 2000 г он снизился и составил величину 0,371.

Для сравнения коэффициент Джини составлял: в Японии -0,270; Швеции-0,291; США 0,329; Бразилии - 0,565; Великобритании -0,297; Германии-0,250.

В связи с переходом России к рыночной экономике механизм распределения ресурсов и доходов сопровождается большей дифференциацией доходов населения, чего не наблюдается в период социалистического хозяйства. При этом не учитываются доходы, не декларируемые субъектами теневой экономики и просто граждан. Следовательно, в переходной экономике России коэффициент Джини может оказаться еще большей величиной по сравнению с официальными цифрами. Периоды экономических потрясений, высокой инфля­ции и т. п. сопровождаются усилением разрыва в доходах различных групп населения. Так, в России в 1992 году соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составляло 8,3 раза, то уже в 1999 г. оно возросло до 13,9 раза..

В России вплоть до конца 1998 г. порог бедности определяли по схеме, установлен­ной еще в начале рыночных реформ в гг. Тогда это делалось так: бралась стоимость минимального набора продуктов и умножалась на коэффициент 1,46. При этом исходили из того, что бедная семья в России тратит на питание в среднем 68,3% семейного бюджета; умножив стоимость этого продовольственного набора на коэффи­циент 1,46, получали стоимость прожиточного минимума. Но эта методика все чаще и чаще подвергалась критике, что вполне заслуженно. Ведь многие бедные семьи по пол­года и более не платят за квартиру, не в состоянии приобрести самые необходимые предметы одежды и обуви и т. п.

По новой методике, которая в начале ноября 1998 г. рассматривалась правитель­ством, прожиточный минимум рассчитывается на основе реальной потребительской корзины. В нее входит не только минимум продовольственных товаров, но и набор про­мышленных товаров, необходимых услуг и впервые включены даже некоторые товары длительного пользования. В новом варианте потребительской корзины присутствуют 33 вида продовольственных товаров и 79 позиций, составляющих минимальный непродо­вольственный набор товаров для взрослых, и 69 позиций - для детей. В нашем случае оценить уровень бедности в России мы можем на основе коэффициента остроты бедности. По данным Госкомстата в России на начало крупномасштабных экономических реформ , а именно в 1992 г дефицит домохозяйств составил 400 млн. руб., но уже в 1995 г он составил 96млрд. руб., а после экономического кризиса в 1998 году он составил 147 млрд. руб., т. е. за 6 лет дефицит увеличился в несколько сотен раз.

Изучение социальной дифференциации населения составляет одну из актуальных задач для наших экономистов, тем более что становление рыночных отношений в экономике углубляет социальное расслоение общества. Черчилль, сравнивая капитализм и социализм, утверждал, что капитализм - несправедливое распределение благ, зато социализм – справедливое распределение нищеты. .

Заключение

Рассмотренные в курсовой работе проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то, какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса. От концепции политики доходов, принятой государством, зависят реальные доходы предпринимателей, наёмных работников, учителей, деятелей культуры и здравоохранения.

Проводимая ныне социальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Между тем уровень жизни населения является важнейшим показателем правильности экономического курса. Падение благосостояния населения недопустимо не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы к эффективной деятельности. Поэтому социальные гарантии со стороны государства являются важнейшими факторами успешного перехода России к рыночным отношениям.

Список литературы

1. Елисеева. статистика. – М.: Финансы и статистика, 199с.

2. Левашов политика доходов и заработной платы. - М.: Центр экономики и маркетинга, 200с.

3. Бабич и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов.- М.: Финансы: ЮНИТИ, 2000 –687 с.

4. , Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.2 - М.: Рубрика, 199с.

5. ,В. Нордхаус. Экономикс – М.: Бином-КиоРус,1992.-800 с.

6. Экономическая теория/ , : Учебник для вузов. – СПб.: СПбГУЭФ, 199с.

8. Финансовое состояние промышленности//Экономист.- 1997.-№1.

9. Социальное расслоение общества: причины, последствия, меры по ограничению// Экономист.-1997.-№1.

10. Социальная политика: новый курс// Вопросы экономики.- 1999.- №2.

11. Российский статистический ежегодник. - М, 2000 г.

12. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс: Универс, 1993 – 310 с.

К группе важнейших показателей уровня жизни и уровня благосостояния относятся показатели, отражающие уровень и динамику доходов населения. А показатель реальных располагаемых доходов населения рассматривается и в качестве одного из ключевых макроэкономических показателей. В первую очередь это связано с тем, что доходы населения (домохозяйств), вне зависимости от их формы и источника получения, являются основным источником формирования средств, необходимых для удовлетворения текущих (текущее потребление) и отложенных потребностей (сбережения) людей. Таким образом, доходы населения, их динамика самым непосредственным образом влияют на уровень жизни граждан страны, возможности развития человека.

Во-вторых, уровень доходов населения, его динамика рассматриваются в качестве одного из важнейших параметров, определяющих динамику совокупного спроса, и, следовательно, динамику экономического роста в стране.

Неравенство личных доходов в условиях рыночной экономики естественно и неизбежно. Более того, возможность иметь высокие доходы рассматривается как значимый стимулирующий фактор, побуждающий людей получать хорошее образование, повышать квалификацию, более ответственно относиться к своим трудовым обязанностям. Низкие доходы на макроуровне могут свидетельствовать о неэффективности экономической и социальной политики, а на корпоративном уровне - о неэффективности производства и управления, низком уровне социальной ответственности работодателя.

С точки зрения рыночной идеологии все доходы, вне зависимости от их уровня, рассматриваются как справедливые - правда, при одном условии: если они получены в результате честной, добросовестной конкуренции, при соблюдении этических норм и принципов социальной ответственности. Вместе с тем очевидно, что чрезмерная дифференциация доходов населения может привести к нежелательным социальным последствиям: социальной неуверенности и нестабильности, снижению уровня доверия и деградации социального капитала в обществе, социальным конфликтам и росту издержек беспорядкаК

Как уже говорилось в предыдущих разделах, растущая дифференциация доходов населения и, как следствие, углубление социального неравенства рассматриваются, с одной стороны, как одна из тенденций трансформации социальной структуры современного общества, а с другой - как один из наиболее острых глобальных социальных вызовов и рисков.

Важно запомнить

Регулирование и политика доходов рассматриваются в качестве одной из важнейших социальных функций государства и направлений государственной социальной политики.

формируются вторичные доходы, в первую очередь трансферты - безвозмездные выплаты из бюджета и (или) специальных фондов, не связанные с владением факторами производства (пенсии, стипендии, пособия на детей, по безработице и т.д.).

Распределение национального дохода между собственниками факторов производства называется функциональным распределением доходов. Персональное (вертикальное ) распределение доходов происходит между индивидами (домохозяйствами) независимо от источника получения дохода.

По форме получения принято различать денежные и неденежные (в натуральной форме) доходы.

В денежной форме субъекты хозяйственной деятельности получают факторные доходы (заработную плату, проценты, рентные платежи, прибыль) и трансферты (стипендии, пенсии, различные пособия). В современной экономике люди получают преимущественно денежные доходы. Доходы в натуральной форме - это продукты, выращенные в личном подсобном хозяйстве, предметы, самостоятельно изготовленные для личного потребления.

Количество денег, полученных людьми за определенный период (неделю, месяц и т.д.), составляет их номинальный доход. Реальный доход - стоимость определенного набора благ, который можно приобрести за тот же период, его величина зависит от размера номинального дохода и уровня цен.

По степени легальности различают легальные (полученные на законных основаниях) и нелегальные (теневые) доходы. Последние, в свою очередь, могут разделяться на доходы от неучтенной хозяйственной деятельности и доходы криминального происхождения.

В соответствии с циклом жизнедеятельности различают доходы, получаемые до начала трудовой деятельности (пособия, стипендии), от участия в трудовой деятельности (заработная плата), получаемые временно неработающими гражданами (пособия по безработице), после завершения трудовой деятельности (пенсия).

По данным МОТ, с 1980-х гг. в большинстве развитых стран наблюдается тенденция к сокращению доли трудовых доходов в национальном доходе и увеличению доли дохода на капитал. По оценке экспертов, такая тенденция подрывает темпы и устойчивость будущего экономического роста, поскольку ограничивает возможности роста потребления домохозяйств, у работников возникает ощущение несправедливости получаемых доходов, что может привести к нежелательным социально-политическим последствиям .

Объем и структура денежных доходов населения России. Данные Госкомстата России о структуре и объеме доходов населения в России приведены в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Объем и структура денежных доходов населения по источникам поступления

Всего денежных доходов, млрд руб.

В том числе в %

оплата труда, включая скрытую заработную плату

доходы от предпринимательской деятельности

социальные

доходы от собственности

Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (дата обращения 10.08.2015).

Как видно из приведенных данных, структура доходов населения в нашей стране достаточно стабильна. Основным видом дохода продолжает оставаться заработная плата, что в целом соответствует ситуации в других странах. Обращает на себя внимание относительно высокая доля социальных выплат, которая в 2013 г. составила более 18%. Однако для обеспечения социальной устойчивости и достойного уровня жизни важно, чтобы структура доходов была более диверсифицированной, а благосостояние людей не зависело от единственного источника дохода.

Выше было отмечено, что в России уровень дифференциации доходов является чрезмерным (по данным 2013 г., децильный коэффициент равен 16,3, коэффициент (индекс) Джини - 0,419). Тенденцию углубления неравенства в доходах населения страны пока изменить не удалось.

Среди причин (факторов) дифференциации доходов принято различать экономические, географические, демографические, социальные, а также факторы личностного характера.

Экономические факторы - наличие (отсутствие) собственности, размер контролируемого капитала, вид и сфера деятельности, форма собственности организации, положение той или иной компании на рынке, ее финансовая устойчивость (неустойчивость).

Географические факторы - особенности природно-климатических условий (неблагоприятные условия жизни и работы предполагают компенсационные выплаты).

Демографические факторы - гендерная, возрастная, этническая и другие виды дискриминации на рынке труда.

Социальные факторы - принадлежность к той или иной социальной группе. Социальный статус и социальные связи во многом определяют выбор человеком модели поиска сферы деятельности, которая будет приносить ему доход.

Личностные факторы - уровень развития способностей человека, возможности их развития и использования, индивидуальные психологические характеристики; уровень образования и квалификации, состояние здоровья.

В целом доходы населения формируются в результате действия в первую очередь экономических факторов разных уровней: макроуровень (макроэкономическая ситуация в стране), мезоуровень (ситуация в регионе или отрасли), макроуровень (состояние здоровья, уровень развития способностей, образования и квалификации, место и форма занятости). Величина полученных домохозяйствами доходов зависит от соотношения спроса и предложения на рынках ресурсов, предельной производительности ресурсов, влияния неэкономических факторов (например, личные склонности людей трудиться или бездельничать, качество социального окружения и т.д.). Так, ключевым фактором, определяющим уровень заработной платы, является производительность труда, напрямую связанная с человеческим капиталом работника - его знаниями и навыками, полученными в процессе общего и профессионального образования и трудовой деятельности. В то же время одного только уровня образования или производительности труда недостаточно, чтобы объяснить колебания в размерах заработной платы в разных странах или внутри одной страны.

Высокая степень дифференциации доходов порождает серьезные социально-экономические проблемы: исчезает средний класс с последующим неизбежным изменением структуры и уровня спроса; общество несет социальные издержки, связанные с бедностью и нищетой как крайними формами дифференциации доходов; социальная напряженность и политическая нестабильность усиливаются и становятся тормозом экономического развития.

Для правильной корректировки сложившегося доходного неравенства в рамках политики доходов необходимо иметь информацию об уровне их дифференциации (степени неравенства). Для измерения доходов и уровня их дифференциации используют различные показатели.

Коэффициенты дифференциации доходов (коэффициент фондов, децильный, квартальный и квинтильный коэффициенты) показывают, насколько велик разрыв в доходах наиболее и наименее обеспеченных групп населения, имеющих одинаковую долю в его общей численности .

В настоящее время значение коэффициента фондов в Скандинавских странах около 4, в России - около 16, в Сингапуре - более 20; среднемировое значение - около 10 (это значение коэффициента считается критическим).

Графическая интерпретация уровня дифференциации доходов была предложена М. Лоренцом . показывает кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. Данные для построения кривой Лоренца для России приведены в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Распределение общего объема денежных доходов населения

Денежные

В том числе по 20%-м группам населения, %

первая (с наименьшими доходами)

четвертая

пятая (с наибольшими доходами)

Источник". Данные Росстата. URL: http://v

ww.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_

main/rosstat/ru/statistics/population/lcvcl/ (дата обращения 10.09.2015).

Для построения кривой Лоренца (рис 6.1) по осям откладываются 20%-е доли населения и денежных доходов и строятся графики для гипотетических случаев: абсолютно равномерного (ОА) и абсолютно неравномерного (ОБА) распределения доходов. Графики, иллюстрирующие фактические распределения доходов, будут располагаться между ними. По положению графика в системе координат можно сделать достоверные предположения о степени неравенства: чем ближе график к кривой ОА, тем более равномерному распределению доходов он соответствует. На рис 6.1 приведены также кривые, показывающие фактическое распределение доходов населения России в 1970 и в 2013 гг. Отклонение кривой Лоренца от линии абсолютного равенства измеряется через отношение площади сегмента, образованного кривой Лоренца и линией ОА, к площади треугольника, образованного линиями абсолютного равенства и неравенства. Этот показатель получил название коэффициента (индекса) Джини, или коэффициента концентрации богатства.


Рис. 6.1.

Коэффициент (индекс ) Джини (G) характеризует дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны . Значения коэффициента - в диапазоне от 0 (абсолютное равенство) до 1 (абсолютное неравенство). Пример динамики коэффициента Джини в странах мира приведен на рис. 6.2. Типичное его значение для развитых стран - от 0,2 (в скандинавских государствах) до 0,35 (в США), для развивающихся стран он составляет ОД- ОД и совпадает с российским показателем.

Рис. 6.2.

Россия;.....Китай;.........Индия;-Бразилия

Источник-. World Bank Data, 2012.

В гипотетической нерегулируемой рыночной экономике (в отсутствие государства, сглаживающего различия в доходах) распределение доходов оказалось бы крайне неравномерным, что неприемлемо для современного цивилизованного общества. Для сохранения стабильности государство вынуждено взять на себя функции по организации достойной жизни людей, которые в историческом прошлом выполняли семья или община и которые по определению не может выполнить рынок. В теории и на практике такое перераспределение социальной ответственности оформилось в виде концепции государства всеобщего благосостояния (welfare state). Данная концепция сформировалась в 1930-1940-е гг. на основе идей известных экономистов Д. Кейнса, А. Пигу и социологов А. Мюллера-Армака, Г. Эспинга-Андерсена. Цель ее реализации на практике - создание условий для достижения максимально возможного в данном обществе уровня жизни. В качестве средства достижения цели рассматривается социально ориентированная деятельность государства, предполагающая регулирование рынка труда и доходов, борьбу с безработицей, селективную поддержку отраслей, реализацию социальных программ (развитие образования, здравоохранения, различные социальные выплаты населению и др.).

Одним из важнейших направлений деятельности современного государства является регулирование доходов, осуществляемое посредством реализации государственной политики доходов . Политика доходов - неотъемлемый элемент социальной политики государства.

Следует обратить внимание на то, что политика доходов может быть основана на принципе «невмешательства» государства в процесс их регулирования. Вместе с тем практика экономически развитых стран мира свидетельствует о том, что государство осуществляет регулирование доходов, используя те или иные методы и инструменты. В качестве основной цели политики доходов рассматриваются корректировка последствий функционирования рыночного механизма хозяйствования, снижение уровня дифференциации доходов, материального и социального неравенства, осуществление мер, направленных на повышение доходов и их выравнивание.

Важно запомнить

Политика доходов - одно из важнейших направлений социальной политики государства; система мер, направленных на повышение доходов и их выравнивание, снижение уровня дифференциации доходов населения.

К основным направлениям политики доходов следует отнести:

  • - снижение избыточного неравенства в оплате труда и других видах доходов населения;
  • - сокращение численности низкоквалифицированных и низкооплачиваемых категорий работников; содействие созданию рабочих мест, требующих высокой квалификации;
  • - противодействие инфляционному обесценению доходов и сбережений населения; индексация денежных доходов и сбережений;
  • - поддержание корреляции между заработной платой и производительностью труда;
  • - определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (установление минимального размера оплаты труда, пенсий и социальных пособий);
  • - регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы и др.

Государство, корректируя процесс распределения доходов, осуществляя перераспределение доходов населения, создает условия для повышения уровня и качества его жизни, способствует ослаблению социальной напряженности. Субъектами государственной политики доходов являются органы власти различного уровня. Объектом - доходы населения (в первую очередь денежные), получаемые из различных источников, а также факторы , оказывающие влияние на уровень доходов населения и их динамику. Степень вмешательства государства в распределение и перераспределение доходов определяется уровнем дифференциации доходов населения, восприятием социального неравенства обществом, принятыми в данном обществе представлениями о социальной справедливости, особенностями и приоритетами социальной политики государства.

Процесс регулирования доходов предполагает использование широкого набора методов и инструментов: административных, правовых, экономических (прямых и косвенных).

Методы административного регулирования - разнообразные методы лицензирования, квотирования, рационирования деятельности, а также методы регулирования цен, доходов, валютного курса. Их отличительными особенностями являются установление жестких предписаний для хозяйствующего субъекта, жесткая регламентация его действий посредством различного рода постановлений, указов и решений.

В качестве примера административных методов регулирования доходов можно привести замораживание заработной платы либо установление минимальных и максимальных границ снижения/роста доходов. Такие меры, как правило, применяются государством в отношении государственных служащих, работников бюджетных организаций и учреждений, государственных компаний (например, ограничение размеров бонусов гои-менеджерам).

Правовое регулирование доходов осуществляется посредством правовых норм, закрепленных законодательно, и предполагает разработку нормативно-правовых основ государственной политики доходов, следование международным нормам и стандартам в области их регулирования.

Международные нормы и требования закреплены в таких документах как Всеобщая декларация прав человека , Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» , Конвенция МОТ № 131 и Рекомендации МОТ № 135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», Конвенция МОТ № 95 «Об охране заработной платы» и др.

Согласно Конституции РФ (ст. 15, и. 4), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренними законодательными актами.

В качестве примера российских законов, значимых в контексте рассматриваемой проблемы, следует привести Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы 134-ФЗ от 24 сентября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. 03.12.2012), № 22-ФЗ от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда», № 166-ФЗ от 15 января 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. 21.07.2014).

Экономическое регулирование предполагает использование методов прямого и косвенного экономического регулирования.

Методы прямого экономического регулирования вынуждают субъекта хозяйственной деятельности принимать решения, основанные не на собственном экономическом выборе, а на основе предписаний государства. Основные инструменты - государственный заказ, целевое финансирование (бюджетное, в форме субсидий, дотаций), национальные программы и проекты, государственные инвестиции. Среди методов прямого экономического регулирования следует назвать регулирование заработной платы (определение видов, размера и механизма начисления) работников бюджетной сферы; социальные государственные трансферты; социальные гарантии (определение прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда).

Методы косвенного экономического регулирования не предполагают прямого вмешательства государства в процесс принятия решений субъектами хозяйственной деятельности, они направлены на создание условий, при которых самостоятельный экономический выбор субъекта хозяйственной деятельности соответствовал бы целям экономической политики государства. Важнейшим инструментом косвенного экономического регулирования доходов населения является налоговая политика государства. Посредством налоговой политики можно осуществлять перераспределение доходов, добиваться снижения неравенства, стимулировать повышение социальной ответственности компаний в части соблюдения ими установленных норм в области оплаты труда, побуждать предоставлять рабочие места инвалидам.

Перераспределение доходов справедливо относят к важнейшим функциям налогов. Введение в стране системы прогрессивного налогообложения (увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы) позволяет снизить степень неравенства доходов. Так, в Швеции максимальная налоговая ставка подоходного налога составляет почти 60%, а в России - 13% (интересно сопоставить эти данные с величиной коэффициента Джини - см. рис. 6.7).

Еще одним инструментом регулирования доходов, доказавшим свою эффективность, являются налоговые льготы , предоставляемые социально уязвимым категориям населения и позволяющие снизить налоговую нагрузку на их доходы. Основной категорией получателей социальных льгот являются пенсионеры, также льготы адресованы инвалидам, ветеранам труда, многодетным семьям, ветеранам боевых действий; малоимущим и прочим социально незащищенным категориям граждан. Льготным категориям граждан могут предоставляться вычеты по подоходному налогу, налог на имущество или на землю может начисляться по льготным ставкам.

Наряду с указанными методами регулирования широко используются согласительные методы : согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам оплаты труда и социальных трансфертов в рамках социального партнерства.

Проведение эффективной политики доходов может быть затруднено рядом факторов, среди которых можно назвать следующие.

  • 1. Ресурсные возможности государства. Определяются государственными (бюджетными и внебюджетными) расходами, бюджетной политикой государства, сбалансированностью бюджета страны. Социальные расходы государства, в том числе и направляемые на повышение оплаты труда, индексацию доходов, социальные трансферты должны соответствовать финансовым его возможностям. Избыточные (по сравнению с возможностями) социальные расходы могут вызвать бюджетный дефицит и стать причиной инфляции и снижения реальных доходов населения.
  • 2. Снижение стимулов экономической активности. Перераспределение доходов посредством прогрессивной системы налогообложения может привести к снижению деловой активности в стране, поскольку уменьшает инвестиционные возможности компаний и, соответственно, стимулы к расширению экономической деятельности. Кроме того, вероятно возникновение эффекта, известного под названием «Ведро Оукепа» : доллар, отобранный у богатого, передается бедному в «дырявом ведре», в результате до бедного доходит только часть перераспределяемого дохода, а перераспределение во имя равенства наносит ущерб экономической эффективности.
  • 3. Негативное влияние на рынок рабочей силы. Социальные выплаты могут деформировать рынок рабочей силы. Слишком высокие пособия по безработице побуждают их получателей прекратить поиск работы. Следствием будут сокращение налоговых поступлений в бюджет, деградация накопленного человеческого капитала, нарушение трудовой мотивации, рост потребления в ущерб сбережениям с очевидными макроэкономическими последствиями.
  • 4. Опасность бюрократизации. Перераспределение доходов предполагает функционирование определенных бюрократических структур с собственными интересами, не всегда совпадающими с интересами государства, стремлением к самовоспроизводству и экономической власти.

Указанные выше факторы в той или иной степени осложняют проведение эффективной политики доходов в любой стране мира. Вместе с тем ее отсутствие опасно по своим последствиям (фактор роста бедности, материальное и социальное неравенство граждан, социальное напряжение, формирование социальных противоречий и рисков.

  • Доклад «Заработная плата в мире в 2012-2013 гг». Заработная плата и справедливыйрост / ГТПДТ и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М. : МОТ,2013. С. V-VI. URL: http://www.trudcontrol.ru/files/editor/files/Global_wages_ru.pdf (датаобращения 10.09.2015).
  • Коэффициент Джини рассчитывается для определения дифференциации денежныхдоходов и богатства населения - во втором случае учитывается распределение активов.В 2013 г. исследовательская компания Boston Consulting Group подсчитала, что в Россиисуществует 180 тыс. домохозяйств, располагающих более чем 1 млн долл. По этому показателю страну поставили на 13-е место в мире. Конвенция № 117 предусматривает при расчете прожиточного минимума учет основных потребностей семей трудящихся (продукты, их калорийность, жилище, медицинскоеобслуживание, образование и др.).
  • Артур Оукен (1928-1980) - американский экономист, советник президента СШАР. Кеннеди.

Доходы населения и социальная политика

государства в условиях рыночной экономики

1.Доходы граждан, их виды и источники формирования

2. Проблема дифференциации доходов

3. Социальная роль государства в рыночной экономике

        Доходы граждан, их виды и источники формирования

Под доходами понимается вся совокупность денежных средств и материальных благ, которыми обладают человек, семья, социальная группа, население в целом на конкретный момент времени.

Необходимо различать следующие виды доходов:

– номинальный доход, который представляет собой всю сумму денежных поступлений без учета их изменения под воздействием налогообложения и динамики цен;

– располагаемый доход, т. е. доход, который может быть использован на личное потребление и личное сбережение (он меньше номинального на сумму налогов и других обязательных платежей);

– реальный доход – совокупность материальных и нематериальных благ, которые может приобрести население на располагаемый доход с учетом изменения розничных цен и тарифов.

В зависимости от источников формирования доходы населения могут быть в денежной и натуральной форме.

Показатели дохода:

– модальный доход (мода в статистике – величина признака, чаще всего встречающегося в совокупности единиц или вариационном ряду);

– медианный (если все население по уровню дохода разместить на одной вертикальной оси, то медианным будет доход, выше и ниже которого находится одинаковое число людей).

На государственном уровне информация о доходах домашних хозяйств и структуре их источников позволяет произвести анализ влияния различных доходных составляющих на величину общего неравенства населения в доходах. Это, в свою очередь, позволяет координировать социальные программы, направленные на ограничение бедности и неравенства в доходах, и их эффективность, а также состояние потребительского рынка области и степень зависимости бедных слоёв населения от государственной политики.

    Проблема дифференциации доходов

Доходы населения зависят от воздействия множества факторов, сила действия которых неодинакова, направленность (рост или снижение доходов) их различна.

Причинами, вызывающими неравенство в распределении доходов граждан, могут стать следующие факторы:

1) социально-экономические (род занятий или вид деятельности, отношения владения собственностью, тип производства, форма предприятия, его положение на рынке товаров и услуг и т. д.);

2) социально-демографические (пол, возраст, выносливость, наличие талантов, способностей и т.д);

3) социально-профессиональные факторы (профессия, специальность, образование, квалификация, условия и сложность труда и т. д;

4) социально-географические (природно-климатические особенности места жительства, городская или сельская местность);

5) социально-статусные – занятость члена семьи общественно полезной деятельностью: ребенок, учащийся, наемный работник, владелец собственности, пенсионер, безработный и т. д;

6) социально-политические.

Для оценки степени неравенства в распределении доходов используются:

коэффициент децильности (всё население разделяют на 10 групп по уровню доходов, и коэффициент показывает, во сколько раз средний доход 10% наиболее обеспеченных людей превышает доход 10% наименее обеспеченных).

«Лук Лоренца»:если бы доходы всех членов общества были равны, то кривая выглядела бы как биссектриса. Но так как существуют различия в доходах, то кривая Лоренца отклоняется от биссектрисы (рис. 1). И чем выше уровень различия, тем более вогнутой становится кривая. При абсолютном неравенстве все доходы получал бы 1 человек. Ломаная OFE – линия абсолютного неравенства.

Население, %

0 25% 50% 75% 90% 100%

Рис 1 . Кривая концентрации доходов населения (кривая Лоренца)

коэффициент Джини,характеризующий степень отклонения фактического объема доходов от линии их равномерного распределения. Его величина рассчитывается путем деления площади отклонения (ОАВСЕ) на ΔOFE. Этот коэффициент изменяется в пределах от 0 до 1. Чем выше его значение, тем сильнее концентрация доходов в руках отдельных групп граждан.

    Социальная роль государства в рыночной экономике

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем.

Социальная политика государства – это целенаправленная деятельность правительства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Все сложившиеся сегодня в разных странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы:

1. Остаточная: социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Типичным примером является Американская модель.

2. Институциональная: здесь социальная политика государства играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. Например, Шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением и степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.

Целью реализации социальной политики является предоставление социальной защиты населения и обеспечение определенного уровня благосостояния. Социальная защита населения представляет собой совокупность мероприятий и государственных органов, отвечающих за их осуществление. Существуют 2 формы социальной защиты:

Активная форма – государственная финансовая поддержка системы под Пассивная форма сводится в основном к использованию механизма выплаты социальных трансфертов, пособий, дотаций и оказанию других видов социальной помощи.

К основным мероприятиям социальной защиты относят:

Социальную гарантию – это определенный набор благ, предоставляемых государством независимо от материального положения гражданина (бесплатное здравоохранение, образование).

Социальное обеспечение – это предоставление определенным группам населения социальных благ со стороны государства (детские сады, ясли, пенсии).

Социальную помощь – предоставление определенных благ малообеспеченным слоям населения в виде пособий, дотаций.

Социальная защита населения должна основываться на принципах гуманизма и адресности.

Помимо социальной защиты государство осуществляет выравнивание доходов граждан через систему налогообложения, проводит политику в сфере занятости, защищает права работающих граждан через законодательство о труде и граждан как покупателей товара с помощью закона о потребителях.

Особое значение в системе мер государственной социальной политики имеет задача защиты денежных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, под которой понимаются мероприятия по пересчету доходов населения в соответствии с ростом потребительских цен в условиях инфляции.

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет.

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА

УДК 304.42 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-128-132

ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАС ЕЛЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Александр

Николаевич

Понеделков

Александр

Васильевич

Воронцов

Алексеевич

Голобородько

доктор философских наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 82). E-mail: [email protected]

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected]

доктор юридических наук, профессор кафедры процессуального

права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской

академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону,

ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected].

доктор политических наук, доцент, директор,

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал] РГЭУ (РИНХ)

(347936, Россия, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48).

E-mail: [email protected]

Аннотация

Рассматривается динамика изменения денежных доходов населения после майского 2012 г. указа Президента Российской Федерации. Анализируются основные элементы денежных доходов -заработная плата, социальные выплаты - пенсии, пособия, стипендии, государственные социальные гарантии, их соотношение с прожиточным минимумом.

Ключевые слова: денежный доход, заработная плата, пенсия, пособие, потребительская корзина, прожиточный минимум, социальная гарантия, стипендия.

Денежные доходы населения включают заработную плату наемных работников, социальные выплаты - пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и другие выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, другие доходы. Реальные располагаемые денежные доходы определяются путем деления индекса номинального размера, сложившегося в определенном периоде времени, на индекс потребительских цен за этот же временной период. К располагаемым денежным доходам относятся денежные доходы, из которых вычтены обязательные платежи и взносы .

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено обеспечить к 2018 году повышение заработной платы как составной части денежных доходов населения. Поэтому рассмотрим динамику изменения денежных доходов, взяв за исходную точку 2012 год. Среднедушевые денежные доходы увеличились с 23 221 руб. в 2012 году до 30 738 в 2016 г. . Реальные располагаемые денежные доходы в процентах к предыдущему году снизились с 105% до 94%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций увеличилась с 26 629 руб. (936 долларов США] до 36 746 руб. (549 долларов). Реальная начисленная

заработная плата работников в процентах к предыдущему году уменьшилась с 108% до 101%. Средний размер назначенных пенсий вырос с 9 041 до 12 391 руб. Реальный размер назначенных пенсий в процентах к предыдущему году стал меньше: было 105%, стало 97%. Располагаемые денежные доходы являются гарантией получения кредитов. В т.ч. числе на социальные нужды (образование] .

Важным показателем для оценки уровня денежных доходов является прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, обязательные платежи и сборы, который устанавливается на душу населения и для трех основных социально-демографические групп - трудоспособное население, пенсионеры, дети. Прожиточный минимум в целом по стране и в регионах предназначен для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, федеральных и региональных социальных программ; формирования федерального и регионального бюджета; других установленных федеральным законом целей. По Российской Федерации он необходим для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Прожиточный минимум в регионе нужен для оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума пенсионера в стране для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В регионе прожиточный минимум устанавливается ежегодно региональным законом. Семья и одиноко проживающий гражданин, если у них среднедушевой доход ниже величины регионального прожиточного минимума, считаются малоимущими и имеют право на получение социальной поддержки.

Потребительская корзина представляет собой необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. Потребительская корзина определяется не реже одного раза в пять лет. В регионах потребительская корзина устанавливается с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. В состав потребительской корзины включены 11 наименований продуктов питания, устанавливаются 50-ти процентные соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания .

С 2012 по 2016 год величина прожиточного минимума в среднем на душу населения увеличилась с 6 510 до 9 828 руб. . В процентах к предыдущему году она стала меньше: было 102%, стало 101%. Величина прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии была увеличена с 5 564 до 8 803 руб. Уменьшилось соотношение с величиной прожиточного минимума среднедушевых денежных доходов (357% и 313%], среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (378% и 347%], среднего размера назначенных пенсий (177% и 153%]. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась с 15,4 млн до 19,8 млн, в процентах от общей численности населения - с 10,7% до 13,5%. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за второй квартал 2017 года была равна 10 329 руб., в том числе трудоспособное население - 11 163, пенсионеры - 8 506, дети - 10 160. . Существуют значительные различия величины прожиточного минимума в регионах. Так, прожиточный минимум установлен в Чукотском автономном округе в размере 20 970 руб., Ненецком - 20 819, Камчатском крае - 19 580, Воронежской области - 8 581, Татарстане - 8 568, Мордовии - 8 441.

Важной составной частью доходов населения является заработная плата. Президент Российской Федерации поручил Правительству обеспечить к 2018 году повышение заработной платы . Указ Президента предусматривает:

Увеличение размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;

Доведение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионе;

Повышение средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в регионе.

Повышение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг], среднего медицинского (фармацевтического] персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг] - до 100% от средней заработной платы в регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое] или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг], - до 200% от средней заработной платы в регионе.

В первом полугодии 2017 года среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника в организации составила 38 675 руб. . С учетом природных ресурсов, географических, производственных, экономических, социальных и других факторов разрыв в заработной плате по регионам значителен. Наибольший ее размер был в Ямало-Ненецком (92 183 руб.], Чукотском (90 933], Ненецком (75 013] автономном округе, Москве (79 929], Магаданской области (70 627]. Намного ниже среднероссийского показателя среднемесячная начисленная номинальная заработная плата была в Кабардино-Балкарии (20 914], Дагестане (21 130], Алтайском крае (21 750]. Остается нерешенной многолетняя проблема просроченной задолженности по заработной плате работников организаций. На 1 июля 2017 года она составила 3 млрд 207,7 млн рублей, том числе в Приморском крае - 479,1 млн, Хабаровском - 130,7 млн, Кемеровской области - 254,5 млн. В 10 регионах отсутствовала задолженность по заработной плате. На низкий уровень заработной платы или ее отсутствие существенное влияние оказывает безработица. Общая численность безработных по данным выборочных обследований рабочей силы составила 3 млн 946,9 тыс. человек, 5,2% к рабочей силе, зарегистрированных в органах службы занятости населения - 815,7 тыс. На 2017 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 руб. и максимальная величина - 4,9 тыс. .

В состав денежных доходов населения по источникам формирования входят доходы от предпринимательской деятельности (в 2012 г. 9,4%, 2015 г. - 7,9%], оплата труда наемных работников, включая выплаты социального характера (40% и 38,3%], социальные выплаты (18,3% и 18,2%], доходы от собственности (5,1% и 6,2%], другие денежные поступления (27,1% и 29,3%]. . В структуре социальных выплат населению доля пенсий составила соответственно 69,4% и 71,4%, пособий и социальной помощи - 26,4% и 24,5%, стипендий - 0,8% и 0,8%, страховых возмещений - 3,4% и 3,3 %. В структуре выплачиваемых пособий 1,8% и 1,5% приходилось на пособия и материальную помощь по безработице, 7,7% и 8,1% - пособия по временной нетрудоспособности, 16,7% и 28,1% - материнские и детские пособия, 53,1% и 51,6% - денежные выплаты отдельным категориям граждан, 20,7% и 10,7% - другие пособия и компенсации.

Численность пенсионеров увеличилась с 40 млн 573 тыс. до 42 млн 729 тыс., количество пенсионеров, приходящихся на 1000 человек населения - с 283 человек до 291,6, удельный вес численности работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров - с 33,7% до 35,7% . Средний размер назначенных пенсий вырос с 9 041 до 11 986 руб. В 2016 году средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты был равен 13,1 тыс. . В январе 2017 года все пенсионеры получили единовременную денежную выплату в размере 5 тыс. руб. В 2017 году среднегодовой размер страховой пенсии по старости составит 13 655 руб. Соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера уменьшилось с 176,5% до 150,5%, со средним размером начисленной заработной платы увеличилось с 33,9% до 35,2%. С 1 января 2018 года пенсии для неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 3,7%, с 1 апреля социальная пенсия - на 4,1%, с 1 февраля ежемесячные социальные платежи - на 3,2% . Не предусмотрена индексация пенсий для работающих пенсионеров. Предполагается, что после прекращения трудовой деятельности пенсия будет индексироваться за пропущенные годы.

Сократилось число негосударственных пенсионных фондов с 134 до 102, численность участников - с 6 млн 781,5 тыс. до 5 млн 806,7 тыс. . Количество получателей негосударственных пенсий увеличилось с 1 млн 537,1 тыс. человек до 1 млн 556,7 тыс. Было 3,8% от общей

численности пенсионеров, стало 3,6%. Сумма пенсионных выплат в среднем в месяц на одного получателя увеличилась с 1 987 до 2641 руб.

Законодательством установлены основные социальные гарантии - Минимальный размер оплаты труда, пособия, стипендии, фиксированная выплата к страховой пенсии. Минимальный размер оплаты труда увеличился с 4 611 до 6 852 руб., в процентах к предыдущему году -с 98,1% до 107,3%. . В соотношении с величиной прожиточного минимума он уменьшился с 67,5% до 59%. . С 1 июля 2017 года он установлен в сумме 7,8 тыс. руб. . В 2018 году его повысят до 9 489 руб., что составит 85% от прожиточного минимума за второй квартал 2017 года, с начала 2019 г. он должен быть равен 100% прожиточного минимума трудоспособного населения. . В 2018 г. расходы на его повышение составят в бюджетной сфере 26,2 млрд руб., бизнеса - 17,1 млрд, в 2019 году - соответственно 43,9 млрд и 28,8 млрд. Повышение коснется 4 млн человек, в том числе 1,6 млн работников бюджетной сферы, которые имеют заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

Невелики размеры пособий и стипендий, за исключением государственного сертификата на материнский (семейный] капитала (453 026 руб.). . Размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, был равен 581,7 руб., социального пособия на погребение - 5 277, ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 10 528,2, родового сертификата -11 тыс., единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью - по 15 512,7 руб. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивалось в размере 24 565,9 руб. Соотношение с величиной прожиточного минимума ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по уходу за первым ребенком было равно 30,1% (2 908,6 руб.], за вторым и последующими детьми - 60,1% (5 817,2], размера государственных академических стипендий студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - 12,7% (1 340], среднего профессионального образования - 4,6% (487]. На начало 2016 года фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и инвалидности I и II группы составила 4 383,6 руб. (54,6% к прожиточному минимуму], инвалидности III группы и по случаю потери кормильца - 2 191,8 (27,3%).

Существует значительная дифференциация денежных доходов населения. О существенном расслоении населения по денежным доходам свидетельствуют такие показатели, как распределение их общего объема по различным группам населения, коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов], коэффициент Джини (индекс концентрации доходов]. Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения показывает долю общего объема денежных доходов в каждой из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов. Первая группа с наименьшими доходами располагала соответственно 5,2% и 5,3% денежных доходов, пятая группа с наибольшими доходами - 47,6% и 47,1% . Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов] характеризует степень социального расслоения. Он определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. Коэффициент фондов уменьшился с 16,4 до 15,7 раза. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов] характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1. Чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Коэффициент Джини уменьшился с 0,420 до 0,414.

Произошли незначительные изменения в структуре денежных доходов населения. Уменьшились доходы от предпринимательской деятельности с 9,4% в 2012 году до 7,8% в 2016 г., оплата труда - с 65,1% до 64,7%. Увеличилась доля социальных выплат с 18,4% до 19,2%, доходов от собственности - с 5,1% до 6,3%. Другие доходы остались на одном уровне (2%].

Имеются значительные различия в денежных доходах населения в мегаполисах, городах и сельской местности. В мае 2017 года Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН в сотрудничестве с Московским представительством Фонда имени Ф. Эберта провел опрос по репрезентативной общероссийской выборке две тысячи респондентов, проживающих мегаполисах, городских и сельских поселений. . Опрос показал, ежемесячный доход на одного члена домохозяйства составил 18 360 рублей, Москве и Санкт-Петербурге - 34 976, городах - 17 341, сельской местности - 13 818. Улучшение

своего материального положения отметили соответственно 8,3%, 12,1% и 10,9% опрошенных респондентов, ухудшение - 41,1%, 35,2% и 32,4%.

Подводя итоги, следует отметить, что проведенный анализ статистических данных по доходам населения свидетельствует, что политика доходов не стала еще приоритетным направлением государственной социальной политики. Равным образом социальная политика должна рассматриваться в качестве одного из основных приоритетов государства.

Литература

1. Игнатова Т.В., Мушенко И.Г. Государственные финансы в системе регулирования общественного сектора. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004.

2. Россия в цифрах. 2017. Статистический сборник // http://www.gks.ru.

3. Игнатова Т.В., Филимонцева Е.М. Образовательные кредиты как инвестиции в профессионально-трудовой потенциал населения // ФЭС: финансы, экономика, стратегия. 2016. № 7. С. 29-33.

4. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012, № 50 (часть IV], ст. 6950.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. № 1119 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 г. // Российская газета. 2017. 25 сентября.

6. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в I полугодии 2017 года // Российская газета. 2017. 13 сентября.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. № 1326 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016, № 51, ст. 7378.

8. Денежные доходы и расходы населения в 2011-2015 гг. Статистический бюллетень. 2017 // http://www.gks.ru.

9. Российский статистический ежегодник. 2016 // http://www.gks.ru.

12. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2729; 2016, № 52 (часть V], ст. 7509.

Averin Aleksandr Nikolaevich, doctor of philosophical Sciences, Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, etc. Vernadsky, Moscow, 119571, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Ponedelkov Alexandr Vasilievich, Doctor of Political Science, Professor, Head of Cathedra of Politology and Ethnopolitics; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Vorontsov Sergey Alexeevich, Doctor of Legal Science, Professor, Professor of Cathedra of Process Law; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Goloborodko Andrey Yuryevich, Doctor of Political Science, associate professor, director, Taganrog institute of A.P. Chekhov (branch) of RGEU (RINH) (48, Initsiativnaya St., Taganrog, 347936, Russian Federation). E-mail: [email protected]

MONEY INCOMES OF THE POPULATION AS AN INTEGRAL PART OF STATE SOCIAL POLICY

Discusses the dynamics of money incomes of population since the may 2012 year of the Decree of the President of the Russian Federation. It analyses the main elements of the cash income-wages, social benefits-pensions, benefits, scholarships, State social guarantees, their relationship to the cost of living. Keywords: monetary income, wages, pensions, benefits, consumer basket, social guarantee a scholarship.

Доходы – вся совокупность денежных и натуральных выплат, кот получает население страны за год.

Натуральные доходы – некот выплаты из соц фондов, продукты, производимые в личном подсобном хоз-ве, и услуги, оказываемые членами семьи в дом хоз-ве.

Денежные доходы – все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предприним. деят-ти, пенсий, стипендий, пособий, ренты и др.

Формы доходов и их источники:

· з\п – труд

· % - капитал

· рента – земля и др природные ресурсы

· предприним. доход – прибыль

· гос трансфертные платежи – госбюджет

Виды доходов:

· номинальный доход – денежный доход, не зависящий ни от налогов, ни от изменения уровня цен, получаемый населением в течении определенного периода

· располагаемы доход – доход, кот может быть использован на личное потребление или сбережение

· реальный доход – количество Т и У, кот можно купить на располагаемый доход в течении определенного периода, с поправкой на изменение уровня цен и тарифов, налогов, обязательных платежей.

Распределение доходов в обществе может быть:

· уравнительное

· рыночное

· по накопленному доходу, имуществу

· привилегированное

Основные причины неравенства дохода:

· различия по уровню полученного образования и проф. подготовки

· различия в интеллектуальных, физ., и эстетич. способностях

· различия в готовности рисковать

· неравенство в владении собственностью

· монополизм

· теневая эк-ка

· удача, связи, несчастья

· дискриминация в оплате

· близость к власти

Показатели неравенства доходов:

% доходов Кривая ОА – кривая абсолютного ра-

Кривая L –кривая Лоренца


10% % населения

· Кривая Лоренца показывает реальное распределение денежных доходов в существующем обществе

· Децильный коэффициент : разница между 10% наименее обеспеченными и 10% самыми обеспеченными в РФ по официальным данным достигает в 16,5 раз, по неофиц. данным в 45 раз.

· Коэффициент Джини – индекс концентрации доходов = отношение фигуры ОА L к площади треугольника: чем больше отклонение кривой L от ОА, тем больше неравенство. Чем больше коэф-нт Джини, тем сильнее неравенство. 0<Кдж<1. В РФ Кдж = 0,423

Социальная политика (СП) – соц-эк процессы, проводимые государством в виде согласованной деятельности по обеспечению благоприятных условий для жизни населения.

Уровни СП:

· общегосударственный

· региональный

· муниципальный

· фирменный

Формы реализации СП:

· Соц. защита – система мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению достойного материального и соц положения граждан (подготовка и переподготовка кадров к квалифицированной трудовой деятельности, доступность в реализации способностей в процессе трудовой и предпринимат. деятельности, обеспечение условий для роста благосостояния, обеспечение оптимальной структуры общества(наличие среднего класса))

· Соц. гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению необходимых потребностей(создание условий для всестороннего развития человека и возможностей его реализации в свободном труде)

Цели СП:

· здоровье

· наличие детей

· наличие образования

· развитие личности путем обучения

· занятость и качество трудовых ресурсов

· экономическое положение личности

· благоприятная окружающая среда

· благоприятное соц окружение

· соц безопасность и правосудие

· участие в общественной жизни

Понравилось? Лайкни нас на Facebook